Тема:
«Квадратичная функция, ее график и свойства».
Цель: Усвоение учащимися знаний определения, вида и
алгоритма построения графика квадратичной функции; формирование первичных
умений распознавать квадратичную функцию среди других элементарных функций,
находить координаты вершины параболы и направление веток графика квадратичной
функции, выполнить построение графика функции по алгоритму; повторить схемы
основных геометрических преобразований функций.
Тип урока: усвоение новых знание,
формирование первичных умений.
Ход урока:
1. Мотивация учебной деятельности:
Что же такое функция? Это
зависимость между двумя переменными. Эта зависимость определяется с помощью
знаков арифметических действий. Например, с помощью сложения: у = х +5;
вычитания: у = х-5; умножения: у = 5х; деления на число: у = х/5, деления на
переменную: у = 5/х.
Однако, существуют и другие
арифметические действия, например возведение в степень, в частности возведение
в квадрат, при котором функциональная зависимость имеет вид: у = .
На предыдущих уроках вам говорили о
том, что с графиками функций можно выполнить определенные геометрические
преобразования и на сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрим вопрос о функции,
график которой можно получить из графика функции у = с
помощью одного или нескольких геометрических преобразований. Какая функция
называется квадратичной.
Итак, на сегодняшнем уроке мы
сформулируем общее определение квадратичной функции, рассмотрим ее график и
свойства, после чего познакомимся с общим алгоритмом построения графика
квадратичной функции.
2. Изучение нового материала.
Какая же функция называется
квадратичной? Вам она знакома в виде
у = а.
Давайте вспомним, что мы уже знаем о графике этой функции и ее свойствах?
График – парабола; на правление
осей которой зависит от коэффициента а.
Рассматриваем свойства функции у =
а, которые изучены ранее.
Однако это частный случай квадратичной функции,
а в общем виде:
Определение: Функция вида у =, где х – независимая переменная, а,в,с – некоторые
числа, причем, а = 0, называется квадратичной. Например: у =,
Приведите ваши примеры.
За доской записаны функции. С помощью сигнальных
карточек ( + или -), учащиеся определяют квадратичные функции:
1) у = 2х +5 2) у = +2х
3) у = - 1 4)
у = 25/х
5) у = 1/25х + 8 6) у = -3.
7) у = +4х - 16 8)
у = 2.
9) у = 2х 10) у
=
Мы с вами научились определять вид квадратичной
функции, но для того, чтобы построить ее график нам с вами необходимо вспомнить
материал предыдущих уроков, а именно: геометрические преобразование графиков
функций.
Работа в парах: на каждой парте лежит
карточка. Учащиеся работают в парах, потом отвечают по одному, а другие
следят за правильностью ответа и комментируют его с помощью сигнальных
карточек.
у = 2
у
= ( + 1)
у
= -0,5 у = - (+ 2) -1
у = + 3 у = -- 6
Теперь посмотрим с помощью,
каких геометрических преобразований можно получить график функции у =.
Рассматриваем вывод
Обозначим: ;
- показывает движение
по оси ОХ, а - движение по оси ОУ.
Получается, что график квадратичной функции –
парабола, с вершиной в точке (; ).
Вернемся к свойствам квадратичной функции и сравним
свойства функции
у = а и у =.
Физ. минутка.
Из рассмотренного на сегодняшнем уроке видно, что
график квадратичной функции характеризуется координатами вершины параболы и
направлением ее ветвей. Однако, существует более рациональный способ построения
графика квадратичной функции:
Алгоритм построения графика квадратичной функции.
1. Найти абсциссу
вершины параболы по формуле:
2. Найти ординату вершины параболы по
формуле:
где Д – дискриминант
квадратного трехчлена
(Как еще можно найти ординату вершины
параболы?)
3. Отметить вершину параболы на
координатной плоскости;
4. Определить направление ветвей параболы;
5. Найти нули функции (точки пересечения с
осью ОХ);
6.
Найти точки пересечения параболы с осью ОУ;
7. Построить график с учетом отмеченных точек.
Построим график функции у =,
используя алгоритм.
3.
Решение упражнений.
Стр.
104, № 339(2,4), № 342.
4.
Итог урока:
1.
Какова формула квадратичной функции?
2.
Что является графиком квадратичной функции?
3.
Как найти нули функции?
4.
Какой способ построения параболы вы считаете наиболее рациональным?
5.
Домашнее задание: п.11,
№ 339(1,3), № 343, № 390(1,2)- повторение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.