Инфоурок Русский язык Другие методич. материалы"Изучение биографии писателя"(презентация для учителей)

"Изучение биографии писателя"(презентация для учителей)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Изучение биографии писателя.ppt

Скачать материал ""Изучение биографии писателя"(презентация для учителей)"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Изучение           биографии             писателяИ   Презентация...

    1 слайд

    Изучение
    биографии
    писателя
    И
    Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МБОУ «Сосновская СОШ №1»
    п.Сосновка Пинежского района Архангельской области
    Дождиковой Н.И.

  • Набор вариантов биографических сведений о писателе. 
Знакомо только имя.

Зн...

    2 слайд

    Набор вариантов биографических сведений
    о писателе.

    Знакомо только имя.

    Знакомо имя и названия нескольких произведений.

    Есть представление о человеке, который создал знакомые произведения.


    Знакомо несколько фактов жизненного и творческого пути писателя, связанных с изучаемым произведением.

    В общих чертах знакома творческая биография, знакомы важнейшие факты жизни и творчества.

    Освоена относительно полная и связная картина жизни и творчества писателя.

    В сознании юного читателя сформировалась картина жизни и творчества хорошо знакомого и духовно близкого человека.

  • Основная цель изучения биографии писателя —создать целостное представление...

    3 слайд

    Основная цель
    изучения биографии писателя —
    создать целостное представление об авторе.

    Основными методами изучения биографии писателя являются:

    - рассказ ( краткая справка о жизни и творчестве, занимательным короткий рассказ, который может содержать лишь один-единственный эпизод биографии)
    - лекция учителя,
    - беседа.
    Основные формы:
    - лекция,
    - концерт ( на таком уроке могут звучать произведения писателя, воспоминания современников),
    - литературная гостиная,
    - заочная экскурсия,
    - театральная постановка,
    - работа с портретами и памятниками.





  • типы повествования: 1).  Жизнеописание или история  жизненног...

    4 слайд

    типы повествования:
    1). Жизнеописание или история жизненного и творческого пути.

    2). Краткая история жизни и творчества писателя.

    3). Краткий очерк жизни и творчества.

    4). Слово о писателе — эмоциональное, но достаточно краткое повествование, которое ставит своей целью привлечь внимание и симпатии к облику автора произведений, включённых в программу по выбору.

    5). Краткая биографическая справка — это первое и беглое знакомство с писателем для самой поверхностной и общей ориентации читателя.

    6). Эпизод или эпизоды биографии — это тоже справка, но она дана целенаправленно, касаясь событий или обстоятельств, которые раскрывают личность автора и подготавливают восприятие конкретного текста.

  • Приёмы:Устное словесное рисование, 
цитирование,...

    5 слайд


    Приёмы:

    Устное словесное рисование,
    цитирование,
    пересказ по опорной схеме, синтетической, хронологической таблице;
    работа с различными видами наглядности;
    составление плана характеристики жизни и творчества писателя;
    написание рефератов, докладов, сочинений и многие другие.

  • Приёмы рассказа:       цитирование мемуарной литературы, высказыв...

    6 слайд

    Приёмы рассказа:
    цитирование мемуарной литературы, высказываний современников, друзей писателя,
    использование портрета писателя,
    карты его путешествия,
    история создания памятников,
    различных типов таблиц (хронологической, синхронистической, синтетической), выборочное чтение фрагментов из произведений писателя и т. д.

  • Андре Моруа        “Жанр биографии тем и хорош, что позволяет...

    7 слайд

    Андре Моруа
    “Жанр биографии тем и хорош, что позволяет показать, как из обыденной на первый взгляд жизни может возникнуть возвышенное произведение.” Опытный создатель биографий утверждает, что после писателя «остаётся легенда и удивительное мифическое существо», которое он называет «персонажем». «Персонаж — это облик человека, такой, каким он видится другим людям сегодня или в прошлом. Он многолик. Два различных, иногда противоречивых и даже враждебных друг другу персонажа могут пережить нас, оставаясь в памяти друзей и врагов, и продолжить после смерти своё противостояние, в котором победит наша истинная личность».

  • Заповеди Ирвинга Стоуна,             создателя биографической...

    8 слайд


    Заповеди Ирвинга Стоуна,
    создателя биографической повести:


    «1.  Драматизируй.
    2.  Масса диалогов.
    3.  Оживи всех действующих лиц.
    4.  Используй анекдоты и юмор».
    «Заповедь» при подготовке уроков литературы:
    “Вызови интерес к автору и его творчеству”.

  • Формы наглядности:   
   — изобразител...

    9 слайд



    Формы наглядности:

    — изобразительная (демонстрация портрета писателя, показ серии портретов, раскрывающих разные стороны личности писателя, использование альбомов, посвященных жизни и творчеству, изобразительно-документального материала об эпохе, бытовом и культурном окружении писателя);
    — схематически-графическая (хронологические и синхронистические таблицы; планы таблицы по биографии в сочетании с цитатным планом или планом-конспектом; таблицы-викторины типа: «О чем говорят эти даты?» , карты, рассказывающие о поездках писателя;
    — слуховая и зрительно-слуховая – наглядность с использованием ТСО,
    — предметная ( редкие, например, прижизненные, издания книг писателя; издания его произведений на разных языках, фотокопии архивных документов, рукописей, материалы выставок, уголков, школьных литературных музеев . Возможно использование различных форм наглядности в сочетании с рассказом педагога о местах, связанных с жизнью и деятельностью писателя («заочная экскурсия»).

  • Методические принципы, способствующие развитию интереса к чтению при изучени...

    10 слайд

    Методические принципы, способствующие развитию интереса к чтению при изучении биографии писателя:

    - движение от заинтересованности личностью писателя (через факты его биографии) к интересу к его творчеству и вторичное обращение к биографии после изучения произведений;
    - право выбора учащимися источника биографических знаний, автора биографических текстов, формы подачи и содержания биографического материала;
    - паритетность учителя и ученика как читателей;
    - обеспечение комфортности и успешности учащихся, даже не слишком развитых как читатели, в ходе изучения литературы в старших классах. Методические условия:
    - биография как контекст для изучения любого программного произведения;
    - возможность актуализации для современных учащихся при изучении биографии писателя разных сторон его жизни (например, интерес к его личной жизни) как способ развития интереса к чтению;
    - возможность выбора учащимися для изучения различных текстов биографий писателей;
    - отбор биографического материала, который вызывает яркий эмоциональный отклик учащихся на биографию, их сопереживания, являющиеся отправной точки изучения жизни и творчества писателя;
    - усиление индивидуальной самостоятельной и групповой работы учеников с биографиями писателей;
    - разнообразие форм изучения биографии писателя, в том числе активных форм (педагогические мастерские, дискуссии и др.) и ИКТ.

  • Активные формы        изучения биографии писателя:- педагоги...

    11 слайд

    Активные формы
    изучения биографии писателя:
    - педагогические мастерские,
    - метод проектов,
    - бинарные и интегрированные уроки,
    -дискуссии и др.

  • Виды проектов:  исследовательские; 
творческие; 
ролевые
игровые;...

    12 слайд

    Виды проектов:
    исследовательские;
    творческие;
    ролевые
    игровые;
    информационные.
    Для изучения творческого пути писателя наиболее целесообразно использовать синтетический вид — информационно-исследовательский.

  • Н. Ю. Пахомова определяет учебный проект как  дидактическое средство разв...

    13 слайд

    Н. Ю. Пахомова определяет учебный проект как дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
    целеполаганию и планированию деятельности;
    поиску нужной информации,
    вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
    проведению исследования (выдвижение гипотезы, анализ, синтез, детализация и обобщение);
    презентации результата групповой деятельности;
    самоанализу и рефлексии.

  • Этапы проектной деятельностиПервый этап — начинание и целеполагание, 
самый к...

    14 слайд

    Этапы проектной деятельности
    Первый этап — начинание и целеполагание,
    самый короткий, но очень ответственный. Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему. В результате проблематизации определяются цели и задачи.
    Учителю следует предлагать такие темы, которые, во-первых, интересны; во-вторых, актуальны . Еще одним критерием выбора являются воспитательные возможности предлагаемого литературного материала.
    Далее определяем цели проекта — ответить на проблемный вопрос: «Почему…» Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, ее уточняющих.
    Формирование групп и распределение проблем.

  • Второй этап — отбор и изучение источников: художественные тексты, мемуары, пи...

    15 слайд

    Второй этап — отбор и изучение источников: художественные тексты, мемуары, письма, дневники, ресурсы Интернета, фотографирование, кинодокументы.
    Третьим этапом проекта является выдвижение гипотезы и планирование, структурирование.
    Четвертый этап — выполнение проекта, теперь максимально активизируется деятельность учеников.

  • Пятый этап проекта — защита. 
Это кульминация деятельности. Она необходима дл...

    16 слайд

    Пятый этап проекта — защита.
    Это кульминация деятельности. Она необходима для завершения работы, для самооценки и оценки со стороны.
    Последним этапом в проектной технологии является рефлексия или самоанализ деятельности. В мини-сочинении «Как я работал над проектом» ребята оценивали, чтó каждому дало выполнение того или иного учебного задания, урок презентации проекта.

  • Проектная технология в процессе литературного образования,            смы...

    17 слайд

    Проектная технология в процессе литературного образования, смыкаясь с элементами личностно-ориентированного обучения, способствует развитию интеллекта, творческих способностей учащихся, мотивирует интерес к чтению, стимулирует совершенствование коммуникативной, речевой и читательской компетенций.

  • Список литературыБорисенко Н. А. Как мы работали над проектом /...

    18 слайд

    Список литературы

    Борисенко Н. А. Как мы работали над проектом // Литература в школе. 2002. № 7.
    Висленко Л.П., Белокурова С.П. Метод проекта при чтении произведений современной литературы// Литература в школе. 2008. № 11.
    Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы// Литература в школе.
    Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М.: АРКТИ, 2003. .
    Чегель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №
    Курдюмова Т. Ф. Как рассказать о  биографии   писателя . Газета «Литература» изд. дома «Первое сентября», 2005, №5, с. 6-7.

  • Необходимость и возможность использования  мастерских о биографии писател...

    19 слайд

    Необходимость и возможность использования мастерских о биографии писателей определяется следующими факторами:
    1). Интересом и желанием учащихся больше узнать об определённой личности,
    2). целями и задачами, поставленными учителем перед изучением жизни и творчества писателя,
    3).наличием времени для проведения мастерской.

  • По целям и способам деятельности мастерские различаются: Мастерские творче...

    20 слайд

    По целям и способам деятельности мастерские различаются:
    Мастерские творческого письма
    Мастерские построения знаний
    Мастерские по самопознанию
    Мастерские ценностных ориентаций и др.

  • Вариант мастерской «Огонь, вода и медные трубы»   На доск...

    21 слайд


    Вариант мастерской «Огонь, вода и медные трубы»
    На доске - запись «А.И.Солженицын» (1918 – 2008).
    1.Индуктор.
    -Вспомните, случалось ли в Вашей жизни такое, когда Вас предавали самые близкие люди? Если да, вспомните и свои ощущения. Запишите. Прочитайте (по желанию).
    - Как Вам кажется должен чувствовать себя человек, которого предали близкие люди и которого выгоняют из родной страны? Его чувства и действия? Запишите и сравните со своими ощущениями.
    2. Класс делится на 3 группы. Каждой выдаётся разные виды биографий. Задание: сравнить и выстроить материалы по рейтингу: самые интересные, самые информативные.
    3. Подготовить ответ от группы: Ваши впечатления от личности Солженицына. Какие факты, эпизоды жизни больше запомнились?
    4. Ответы от группы.
    5. Высказывания известных людей о Солженицыне ( А.Мень, Г.Бёлль).Раздаются материалы в группы. Вопрос: что эти высказывания добавили к Вашим впечатлениям? Обмен мнениями.
    6. Рефлексия. Что дала Вам мастерская? Впечатления от биографии. Плюсы и минусы мастерской, советы по проведению. Появилось ли у Вас желание прочитать произведения Солженицына? Какие именно?.
    7. Домашнее задание: узнать, есть ли музей А.И.Солженицына и где он находится, написать сочинение «Каким я представляю себе человека и писателя А.И.Солженицына».

  • Положительных результатов в деле формирования интереса к чтению посредст...

    22 слайд

    Положительных результатов в деле формирования интереса к чтению посредством мастерских о биографиях можно достичь, если:
    1). отбирать материалы для мастерской с учётом: а).возрастных особенностей учеников, б). их интересов и вкусов, в). уже имеющегося интереса к личности писателя,
    2). создавать в мастерской ситуации, заставляющие пережить яркое состояние заинтересованности, которое мотивирует их дальнейшую деятельность, помогает включиться в атмосферу мастерской и перекинуть мостик от их жизненного опыта к биографии писателя,
    3). находить для каждого писателя свой биографический «ключ» (В.Г.Маранцман),
    4). подбирать разнообразный материал,
    5). использовать виды работ, затрагивающие разные сферы сознания: мышление, воображение, волю, память,
    6). строить мастерскую так, чтобы у ученика возник, помимо общего знания, опыт личного и совместного проживания и какого-то духовного открытия,
    7). учителю находиться в постоянном диалоге с учеником, быть готовым к сотворчеству с детьми,
    8). дать ученикам возможность для самовыражения,
    9). учитывать пожелания учеников,
    10). поддерживать атмосферу радости и доверия.

  • ЛитератураТимофеева Е.Н. Роль педагогических мастерских в раз...

    23 слайд

    Литература
    Тимофеева Е.Н. Роль педагогических мастерских в развитии интереса учащихся к личности писателя и чтению его произведений.
    2. Ерёмина Т.А.Мастерские по литературе.10 класс: метод. пособие. СПб., 2004. 256с.
    3. Педагогические мастерские. Франция –Россия/ под ред. Э.С. Соколовой. М. 1997, 128с.
    Маранцман В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников: пособие для учителя. М.-Л., 1965.75с.
    5. Полосухин В. В. Постижение механизмов творческого процесса через взаимосвязь бытийной и творческой биографии художника в процессе изучения литературы в старших классах // Элективные курсы по предметам художественно-эстетического цикла в рамках основного и дополнительного образования: к проблеме вариативности обучения: Сборник научных трудов. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 85 с. (0,3 п.л.)
    6. Полосухин В. В. Взаимосвязь бытийной и творческой биографии художника. Постановка педагогической проблемы // Художественное образование в парадигме современной культуры: Сборник научных трудов. – М.: 2006. – 206 с. (0,5 п.л.)
    7. Полосухин В. В. Взаимосвязи личности и творчества. Опыт моделирования биографии писателя // Искусство в школе. 2006. №6. (0,4 п.л.)

  • Приёмы, используемые при изучении    биографии писателя    (технология Р...

    24 слайд

    Приёмы, используемые при изучении биографии писателя (технология РКМЧП):
    Знаю – хочу узнать –узнал
    Продвинутая лекция
    Верные - неверные суждения
    Прогнозирование
    Чтение с пометками INSERT
    Двойной дневник
    Кластер
    Толстые и тонкие вопросы
    Составление синквейна, диаманты

  • Прием«Знаю – хочу узнать - узнал».

    25 слайд

    Прием
    «Знаю – хочу узнать - узнал».

  • Продвинутая лекция.В течение урока-лекции учащиеся заполняют таблицу:
Рефлекс...

    26 слайд

    Продвинутая лекция.
    В течение урока-лекции учащиеся заполняют таблицу:

    Рефлексия – обсуждение результатов
    в паре, в классе, дискуссия.

  • Прием«Чтение с пометками INSERT».

    27 слайд

    Прием
    «Чтение с пометками INSERT».



  • Прием «Двойной дневник».

    28 слайд

    Прием «Двойной дневник».

  • 29 слайд

  • Диаманта.

    30 слайд

    Диаманта.

  •        Творческих задумок и удач, коллеги!

    31 слайд

    Творческих задумок и удач, коллеги!

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Презентация "Изучение биографии писателя"- своеобразное

методическое пособие для учителя-словесника.Основная цель

изучения  биографии писателя- создать целостное представление об

авторе. В  презентации рассказывается о типах повествования при

изучении  биографии писателя,о методах и приёмах, говорится об

активных формах:уроках- мастерских,методе проектов и его

видах,интегрированных уроках.

Полезны для учителя-словесника будут приёмы РКМЧП (технологии

развития критического мышления через чтение и письмо) при

изучении фактов биографии писателя или поэта, которые можно

успешно применять на практике.  

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 984 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 4867
    • RAR 20.4 кбайт
    • 165 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дождикова Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дождикова Наталья Ивановна
    Дождикова Наталья Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 21552
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 147 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общественные движения и организации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе