Выбранный для просмотра документ Изучение биографии писателя.ppt
Скачать материал ""Изучение биографии писателя"(презентация для учителей)"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Изучение
биографии
писателя
И
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МБОУ «Сосновская СОШ №1»
п.Сосновка Пинежского района Архангельской области
Дождиковой Н.И.
2 слайд
Набор вариантов биографических сведений
о писателе.
Знакомо только имя.
Знакомо имя и названия нескольких произведений.
Есть представление о человеке, который создал знакомые произведения.
Знакомо несколько фактов жизненного и творческого пути писателя, связанных с изучаемым произведением.
В общих чертах знакома творческая биография, знакомы важнейшие факты жизни и творчества.
Освоена относительно полная и связная картина жизни и творчества писателя.
В сознании юного читателя сформировалась картина жизни и творчества хорошо знакомого и духовно близкого человека.
3 слайд
Основная цель
изучения биографии писателя —
создать целостное представление об авторе.
Основными методами изучения биографии писателя являются:
- рассказ ( краткая справка о жизни и творчестве, занимательным короткий рассказ, который может содержать лишь один-единственный эпизод биографии)
- лекция учителя,
- беседа.
Основные формы:
- лекция,
- концерт ( на таком уроке могут звучать произведения писателя, воспоминания современников),
- литературная гостиная,
- заочная экскурсия,
- театральная постановка,
- работа с портретами и памятниками.
4 слайд
типы повествования:
1). Жизнеописание или история жизненного и творческого пути.
2). Краткая история жизни и творчества писателя.
3). Краткий очерк жизни и творчества.
4). Слово о писателе — эмоциональное, но достаточно краткое повествование, которое ставит своей целью привлечь внимание и симпатии к облику автора произведений, включённых в программу по выбору.
5). Краткая биографическая справка — это первое и беглое знакомство с писателем для самой поверхностной и общей ориентации читателя.
6). Эпизод или эпизоды биографии — это тоже справка, но она дана целенаправленно, касаясь событий или обстоятельств, которые раскрывают личность автора и подготавливают восприятие конкретного текста.
5 слайд
Приёмы:
Устное словесное рисование,
цитирование,
пересказ по опорной схеме, синтетической, хронологической таблице;
работа с различными видами наглядности;
составление плана характеристики жизни и творчества писателя;
написание рефератов, докладов, сочинений и многие другие.
6 слайд
Приёмы рассказа:
цитирование мемуарной литературы, высказываний современников, друзей писателя,
использование портрета писателя,
карты его путешествия,
история создания памятников,
различных типов таблиц (хронологической, синхронистической, синтетической), выборочное чтение фрагментов из произведений писателя и т. д.
7 слайд
Андре Моруа
“Жанр биографии тем и хорош, что позволяет показать, как из обыденной на первый взгляд жизни может возникнуть возвышенное произведение.” Опытный создатель биографий утверждает, что после писателя «остаётся легенда и удивительное мифическое существо», которое он называет «персонажем». «Персонаж — это облик человека, такой, каким он видится другим людям сегодня или в прошлом. Он многолик. Два различных, иногда противоречивых и даже враждебных друг другу персонажа могут пережить нас, оставаясь в памяти друзей и врагов, и продолжить после смерти своё противостояние, в котором победит наша истинная личность».
8 слайд
Заповеди Ирвинга Стоуна,
создателя биографической повести:
«1. Драматизируй.
2. Масса диалогов.
3. Оживи всех действующих лиц.
4. Используй анекдоты и юмор».
«Заповедь» при подготовке уроков литературы:
“Вызови интерес к автору и его творчеству”.
9 слайд
Формы наглядности:
— изобразительная (демонстрация портрета писателя, показ серии портретов, раскрывающих разные стороны личности писателя, использование альбомов, посвященных жизни и творчеству, изобразительно-документального материала об эпохе, бытовом и культурном окружении писателя);
— схематически-графическая (хронологические и синхронистические таблицы; планы таблицы по биографии в сочетании с цитатным планом или планом-конспектом; таблицы-викторины типа: «О чем говорят эти даты?» , карты, рассказывающие о поездках писателя;
— слуховая и зрительно-слуховая – наглядность с использованием ТСО,
— предметная ( редкие, например, прижизненные, издания книг писателя; издания его произведений на разных языках, фотокопии архивных документов, рукописей, материалы выставок, уголков, школьных литературных музеев . Возможно использование различных форм наглядности в сочетании с рассказом педагога о местах, связанных с жизнью и деятельностью писателя («заочная экскурсия»).
10 слайд
Методические принципы, способствующие развитию интереса к чтению при изучении биографии писателя:
- движение от заинтересованности личностью писателя (через факты его биографии) к интересу к его творчеству и вторичное обращение к биографии после изучения произведений;
- право выбора учащимися источника биографических знаний, автора биографических текстов, формы подачи и содержания биографического материала;
- паритетность учителя и ученика как читателей;
- обеспечение комфортности и успешности учащихся, даже не слишком развитых как читатели, в ходе изучения литературы в старших классах. Методические условия:
- биография как контекст для изучения любого программного произведения;
- возможность актуализации для современных учащихся при изучении биографии писателя разных сторон его жизни (например, интерес к его личной жизни) как способ развития интереса к чтению;
- возможность выбора учащимися для изучения различных текстов биографий писателей;
- отбор биографического материала, который вызывает яркий эмоциональный отклик учащихся на биографию, их сопереживания, являющиеся отправной точки изучения жизни и творчества писателя;
- усиление индивидуальной самостоятельной и групповой работы учеников с биографиями писателей;
- разнообразие форм изучения биографии писателя, в том числе активных форм (педагогические мастерские, дискуссии и др.) и ИКТ.
11 слайд
Активные формы
изучения биографии писателя:
- педагогические мастерские,
- метод проектов,
- бинарные и интегрированные уроки,
-дискуссии и др.
12 слайд
Виды проектов:
исследовательские;
творческие;
ролевые
игровые;
информационные.
Для изучения творческого пути писателя наиболее целесообразно использовать синтетический вид — информационно-исследовательский.
13 слайд
Н. Ю. Пахомова определяет учебный проект как дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
целеполаганию и планированию деятельности;
поиску нужной информации,
вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
проведению исследования (выдвижение гипотезы, анализ, синтез, детализация и обобщение);
презентации результата групповой деятельности;
самоанализу и рефлексии.
14 слайд
Этапы проектной деятельности
Первый этап — начинание и целеполагание,
самый короткий, но очень ответственный. Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему. В результате проблематизации определяются цели и задачи.
Учителю следует предлагать такие темы, которые, во-первых, интересны; во-вторых, актуальны . Еще одним критерием выбора являются воспитательные возможности предлагаемого литературного материала.
Далее определяем цели проекта — ответить на проблемный вопрос: «Почему…» Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, ее уточняющих.
Формирование групп и распределение проблем.
15 слайд
Второй этап — отбор и изучение источников: художественные тексты, мемуары, письма, дневники, ресурсы Интернета, фотографирование, кинодокументы.
Третьим этапом проекта является выдвижение гипотезы и планирование, структурирование.
Четвертый этап — выполнение проекта, теперь максимально активизируется деятельность учеников.
16 слайд
Пятый этап проекта — защита.
Это кульминация деятельности. Она необходима для завершения работы, для самооценки и оценки со стороны.
Последним этапом в проектной технологии является рефлексия или самоанализ деятельности. В мини-сочинении «Как я работал над проектом» ребята оценивали, чтó каждому дало выполнение того или иного учебного задания, урок презентации проекта.
17 слайд
Проектная технология в процессе литературного образования, смыкаясь с элементами личностно-ориентированного обучения, способствует развитию интеллекта, творческих способностей учащихся, мотивирует интерес к чтению, стимулирует совершенствование коммуникативной, речевой и читательской компетенций.
18 слайд
Список литературы
Борисенко Н. А. Как мы работали над проектом // Литература в школе. 2002. № 7.
Висленко Л.П., Белокурова С.П. Метод проекта при чтении произведений современной литературы// Литература в школе. 2008. № 11.
Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы// Литература в школе.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М.: АРКТИ, 2003. .
Чегель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №
Курдюмова Т. Ф. Как рассказать о биографии писателя . Газета «Литература» изд. дома «Первое сентября», 2005, №5, с. 6-7.
19 слайд
Необходимость и возможность использования мастерских о биографии писателей определяется следующими факторами:
1). Интересом и желанием учащихся больше узнать об определённой личности,
2). целями и задачами, поставленными учителем перед изучением жизни и творчества писателя,
3).наличием времени для проведения мастерской.
20 слайд
По целям и способам деятельности мастерские различаются:
Мастерские творческого письма
Мастерские построения знаний
Мастерские по самопознанию
Мастерские ценностных ориентаций и др.
21 слайд
Вариант мастерской «Огонь, вода и медные трубы»
На доске - запись «А.И.Солженицын» (1918 – 2008).
1.Индуктор.
-Вспомните, случалось ли в Вашей жизни такое, когда Вас предавали самые близкие люди? Если да, вспомните и свои ощущения. Запишите. Прочитайте (по желанию).
- Как Вам кажется должен чувствовать себя человек, которого предали близкие люди и которого выгоняют из родной страны? Его чувства и действия? Запишите и сравните со своими ощущениями.
2. Класс делится на 3 группы. Каждой выдаётся разные виды биографий. Задание: сравнить и выстроить материалы по рейтингу: самые интересные, самые информативные.
3. Подготовить ответ от группы: Ваши впечатления от личности Солженицына. Какие факты, эпизоды жизни больше запомнились?
4. Ответы от группы.
5. Высказывания известных людей о Солженицыне ( А.Мень, Г.Бёлль).Раздаются материалы в группы. Вопрос: что эти высказывания добавили к Вашим впечатлениям? Обмен мнениями.
6. Рефлексия. Что дала Вам мастерская? Впечатления от биографии. Плюсы и минусы мастерской, советы по проведению. Появилось ли у Вас желание прочитать произведения Солженицына? Какие именно?.
7. Домашнее задание: узнать, есть ли музей А.И.Солженицына и где он находится, написать сочинение «Каким я представляю себе человека и писателя А.И.Солженицына».
22 слайд
Положительных результатов в деле формирования интереса к чтению посредством мастерских о биографиях можно достичь, если:
1). отбирать материалы для мастерской с учётом: а).возрастных особенностей учеников, б). их интересов и вкусов, в). уже имеющегося интереса к личности писателя,
2). создавать в мастерской ситуации, заставляющие пережить яркое состояние заинтересованности, которое мотивирует их дальнейшую деятельность, помогает включиться в атмосферу мастерской и перекинуть мостик от их жизненного опыта к биографии писателя,
3). находить для каждого писателя свой биографический «ключ» (В.Г.Маранцман),
4). подбирать разнообразный материал,
5). использовать виды работ, затрагивающие разные сферы сознания: мышление, воображение, волю, память,
6). строить мастерскую так, чтобы у ученика возник, помимо общего знания, опыт личного и совместного проживания и какого-то духовного открытия,
7). учителю находиться в постоянном диалоге с учеником, быть готовым к сотворчеству с детьми,
8). дать ученикам возможность для самовыражения,
9). учитывать пожелания учеников,
10). поддерживать атмосферу радости и доверия.
23 слайд
Литература
Тимофеева Е.Н. Роль педагогических мастерских в развитии интереса учащихся к личности писателя и чтению его произведений.
2. Ерёмина Т.А.Мастерские по литературе.10 класс: метод. пособие. СПб., 2004. 256с.
3. Педагогические мастерские. Франция –Россия/ под ред. Э.С. Соколовой. М. 1997, 128с.
Маранцман В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников: пособие для учителя. М.-Л., 1965.75с.
5. Полосухин В. В. Постижение механизмов творческого процесса через взаимосвязь бытийной и творческой биографии художника в процессе изучения литературы в старших классах // Элективные курсы по предметам художественно-эстетического цикла в рамках основного и дополнительного образования: к проблеме вариативности обучения: Сборник научных трудов. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 85 с. (0,3 п.л.)
6. Полосухин В. В. Взаимосвязь бытийной и творческой биографии художника. Постановка педагогической проблемы // Художественное образование в парадигме современной культуры: Сборник научных трудов. – М.: 2006. – 206 с. (0,5 п.л.)
7. Полосухин В. В. Взаимосвязи личности и творчества. Опыт моделирования биографии писателя // Искусство в школе. 2006. №6. (0,4 п.л.)
24 слайд
Приёмы, используемые при изучении биографии писателя (технология РКМЧП):
Знаю – хочу узнать –узнал
Продвинутая лекция
Верные - неверные суждения
Прогнозирование
Чтение с пометками INSERT
Двойной дневник
Кластер
Толстые и тонкие вопросы
Составление синквейна, диаманты
25 слайд
Прием
«Знаю – хочу узнать - узнал».
26 слайд
Продвинутая лекция.
В течение урока-лекции учащиеся заполняют таблицу:
Рефлексия – обсуждение результатов
в паре, в классе, дискуссия.
27 слайд
Прием
«Чтение с пометками INSERT».
28 слайд
Прием «Двойной дневник».
29 слайд
30 слайд
Диаманта.
31 слайд
Творческих задумок и удач, коллеги!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация "Изучение биографии писателя"- своеобразное
методическое пособие для учителя-словесника.Основная цель
изучения биографии писателя- создать целостное представление об
авторе. В презентации рассказывается о типах повествования при
изучении биографии писателя,о методах и приёмах, говорится об
активных формах:уроках- мастерских,методе проектов и его
видах,интегрированных уроках.
Полезны для учителя-словесника будут приёмы РКМЧП (технологии
развития критического мышления через чтение и письмо) при
изучении фактов биографии писателя или поэта, которые можно
успешно применять на практике.
6 663 984 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Дождикова Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.