Инфоурок География Другие методич. материалы"Городецкие святыни" (внеклассное мероприятие краеведческого характера)

"Городецкие святыни" (внеклассное мероприятие краеведческого характера)

Скачать материал

Городецкие святыни

 

 

Тема мероприятия «Городецкие святыни» о церквях и монастырях, на мой взгляд, очень актуальна на современном этапе, когда возрождаются духовные ценности, многие из которых заложены в религиях. В любом случае, церковь, храм или просто часовня – это, в первую очередь, произведение искусства, которое нельзя разрушать даже тогда, когда вокруг безверие и агрессия, потому что это может привести к разрушению самой личности.

Форма: комплекс отдельных зарисовок на общую тему. Отражается способ получения информации о храмах:

- разговор бабушки и внучки (связь поколений);

- разговор сверстников;

- беседа юноши с девушкой, побывавшей в библиотеке и прочитавшей книгу;

- исследование студенток журфака;

- экскурсия туристов в село Николо-Погост.

Количество и возраст присутствующих: параллель восьмых классов

Участники: ребята восьмых классов

Цель: углубление краеведческих знаний по местной духовной архитектуре

Задачи: 1.Воспитание чувства патриотизма и нравственных устоев

                 2. Привитие навыков поисковой работы по сбору материала о церквях и храмах Малой Родины

3. Ознакомление с местными духовными памятниками архитектуры
СЦЕНАРИЙ

 

 

Звучит колокольный звон

Учитель

Колокольный звон…и сразу хочется сказать: «самобытная православная Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сколько терпения! Сколько раз ты приносила себя в жертву ради спасения мира. Тебя унижали и стремились уничтожить, но ты выстаивала и побеждала ради спасения человечества. Откуда столько силы, Русь-матушка? Где концентрируется она? Как прикоснуться к ней?»

1 ученик

Давным-давно в наших местах стали возникать отдельные монашеские скиты, чуть позднее возник монастырь

 

Выходят бабушка и внучка

Внучка

Скажи, бабушка, а правда, что в Городце когда-то стоял древний монастырь?

Бабушка

Святая правда, внученька. Был монастырь. Звался он Федоровским, и не было на Нижегородчине монастыря, сравнимого с ним по древности

Внучка

Ой, бабушка, как интересно! А почему он называется Федоровским? Там Федор жил?

Бабушка

Да нет, дитятко. Просто монастырь был посвящен Федору Стратилату, а главная Городецкая икона Божьей Матери Одигитрии

Внучка

Ничего не понимаю. Главная икона посвящена Богородице, а монастырь – Федору Стратилату.

Бабушка

Не торопись, внученька. Я тебе сейчас подробно все расскажу. Давным-давно, еще в 1408 году, напали на Городец монголы хана Эдигея, сожгли город, людей в полон увели, а икону Одигитрии люди спасли – унесли в Костромские леса. А когда в Кострому принесли, поместили ее в собор Федора Стратилата. Так и стали называть «Федоровская». Икона-то непростая, древняя. Бают, что ее сам евангелист Лука написал. Цариц ею венчали, потому они и Федоровны.

Внучка

А вот еще я слышала, что мимо этого монастыря сам князь Александр Невский проезжал

Бабушка

Князь-то в Орду тогда поехал, к хану Берке. Не нравился Александр Ярославович хану, уж больно силен был, да в почести великой. Вот и задумал Берке отравить князя русского. Не сразу смог навредить, но напоил-таки отравой. Вот и занемог Александр, когда Нижний Новгород проезжал. Понял, что не выживет, вот и решил принять постриг. Приехал в Городец, принял иночество и схиму под именем Алексий, да и умер.

Внучка

Да-да, припоминаю, я в былинах читала:

Чудной лицо озарилось красой,
тихо игумен к нему подошел
сердце ощупал его и чело –
И, закрыв, возгласил:
«Наше солнце зашло!»

Бабушка

Да, а  монастырь-то, "на благословление и молитвенную память", получил частицу целебных мощей князя, вложенных в икону его имени.

Внучка

А что дальше-то с монастырем было? Неужто не отстроили его?

Бабушка

Ну как же, отстроили. В 1700 году Патриарх Адриан удовлетворил прошение устроить на старом кладбище храм во имя Федоровской иконы Богоматери и открыть там монастырь. А восемью годами позже, в июне 1708 года, о возведении уже каменного храма во имя Федоровской иконы Богоматери с приделом святого Александра Невского строитель Федоровского монастыря иеромонах Михаил с братией «били челом великому Государю Царю и великому князю Петру Алексеевичу», а митрополиту Рязанскому и Муромскому Стефану подали челобитную. Прошение было удовлетворено. Стали строить, да беда пришла – страшный пожар уничтожил все вокруг. И вновь у монастыря нашелся благодетель - монастырские здания были восстановлены старанием управителя Городецкой волости Афанасия Яковлева.

Внучка

А правду говорят, бабушка, что в Городце сама Екатерина II была?

Бабушка

Не только приезжала, но и присутствовала при освящении собора во имя Федоровской иконы Богоматери. А в 1833 году Федоровский монастырь был выбран для поселения ученым-архимандритом Петром Каменским, уроженцем Нижегородских пределов (село Каменки) и бывшим руководителем десятой Российской духовной миссии в Китае. По его словам, он ощутил здесь "довольство в душеспасительных книгах" и встретил строителя Варлаама – "вполне достопочтеннейшего и исполненного любви" старца, а среди братии "очень образованных людей". В 1867 году даже двуклассное учебное заведение открыли, там послушников малолетних учили, а потом и женское училище открыли.

Внучка

Бабушка, а в революцию монастырь тоже действовал?

Бабушка

Ой, внученька! Недолго совсем. Закрыли монастырь в 1927 году, супостаты. Школу в кельях открыли, а на колокольне башню водонапорную сделали. А уж потом и вовсе правонарушителей трудовой коммуны там разместили. Собор Федоровской иконы Богоматери переоборудовали под электростанцию, а одну из монастырских церквей – под кузницу. Да какой же монастырь это выдержит? Вот и разрушился постепенно. Ничего не осталось, даже кирпич растащили.

Внучка

Да, плохо дело. Нельзя так с монастырями-то. Хорошо, что отстраивать собираются.

Бабушка

Монастырь-то наш, как птица Феникс, опять возродится. И не стыдно будет перед потомками за вандализм советский. Расти, внучка, хорошая да пригожая. Смотри, какую красоту люди возводить могут. (идет презентация)

 

Песня «Звонарь»

 

Выходят два мальчика с наушниками

Вася

Вань, ты слышал, о чем в песне-то поется?

Ваня

О чем?

Вася

Ну, как звонарь дух людской поднимал, бороться за жизнь заставлял

Ваня

Что-то слабо верится.

Вася

А я думаю, что это правда. Недаром столько церквей вокруг понастроено было. Хочешь - не хочешь, а прислушаешься.

Ваня

Ну, и какой храм тебе больше по душе?

Вася

Лично мне нравится церковь во имя Михаила Архангела.

Ваня

А что ты про нее знаешь?

Вася

Да уж знаю кое-что. Первое документально подтвержденное известие о церкви во имя Михаила Архангела в Городце относится к началу XIV века

Ваня

Помню-помню, там Александр Невский был погребен.

Вася

Да нет, Вань, ты что! Он уж умер давно. А это его сын был – Андрей Александрович. Эту церковь в 1360-х годах даже соборной сделали. Правда, сгорела она. Ну, ничего, зато потом в камне отстроили.

Ваня

А что толку, все равно ведь Эдигей разрушил

Вася

Было дело. Клетская церквушка на этом месте долго стояла, лет двести. Только вначале 18 века вспомнили про нее – обветшала очень. В марте 1712 года игуменом Городецкого Федоровского монастыря Михаилом были освящены два придела нового церковного здания: главный – в честь Михаила Архангела и придел в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Ваня

Говорят, у нее какая-то композиция необычная.

Вася

Михаило-Архангельская церковь стала одним из первых храмов Нижегородского края, имеющим композицию «свод на четверике». В 1720-х годах выстраивается и каменная трехъярусная колокольня. В начале XIX века церковь была капитально отремонтирована, а в 1860 году возводится третий – северный придел, освященный в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». После этого пространство между колокольней и западной стеной храма застроили вспомогательными церковными помещениями.

Ваня

А в 20-м веке какая она была?

Вася

В 1919 году церковь представляла собой храмовый комплекс, типичный для XVII века. Он включал в себя церковь и трапезную, к которой с запада примыкала шатровая колокольня с вызолоченной главкой и крестом. Каменная ограда была сложена вокруг церкви и кладбища в 1858 году на средства прихожан.

Ваня

Какова современная Михаило - Архангельская церковь, я и сам знаю.

Вася

И что же ты знаешь?

Ваня

Сегодня вновь действующий храм являет собой пример церкви, выстроенной по типу «корабль» (объемы колокольни, трапезной и церкви расположены по одной оси), и стилистически относится к архитектуре конца XVII столетия.

Компактный четверик основного объема одноглавой церкви имеет два яруса. Он усложнен пристроенной с востока апсидой, имеет скатное покрытие, так что закомары воспринимаются как декоративные завершения стен.

Окна трапезной и алтарной части заключены в килевидные профилированные наличники, дополненные небольшими колонками. Угловые части основных архитектурных объемов акцентированы лопатками. Над окнами основного объема церкви выполнены сандрики в виде трехлопастных арочек.

Ярусная колокольня имеет арочные проемы звона, перекрыта шатром и завершена небольшим куполом.

Вася

А ты молодец! Разбираешься. Слов умных набрался.

Ваня

С кем поведешься – от того и наберешься!

 

Мальчики уходят, девушка садится с книгой на скамейку, подходит юноша

Юноша

Привет. Что читаешь?

Девушка

Книгу о церкви Николая Чудотворца

Юноша

Это где такая находится?

Девушка

В селе Богомолово. Слышал о таком?

Юноша

Конечно, слышал, это же в нашем районе. И что там о ней написано?

Девушка

А тебе действительно интересно? Или это праздный интерес?

Юноша

(в сторону) Что не сделаешь, чтобы угодить  красивой девушке?

(девушке) Да ты что! Я очень хочу узнать об этой церкви!

Девушка

Ну, хорошо. Тогда слушай. Эта церковь деревянная.

Первоначально церковь была срублена в народных традициях – об этом говорит ее план и сохранившиеся детали XVIII века: следы врубок тяблового иконостаса и лавка с резной опушкой в паперти.

В целом Никольская церковь представляет собой храм с красивыми фасадами в формах классицизма. Тесовая обшивка скрывает рубленные из толстых бревен стены, деревянные детали раскрашены под камень. Высокий центральный объем выходит на четыре стороны фронтонами, над которыми низкий барабан несет покрытый железом купол и главу на восьмигранной шейке. По карнизам идут крупные кронштейны и нарисованные между ними розетки. Купол с таким же карнизом возвышается и над пятистенным алтарем. Изящные окна второго яруса четверика обрамлены четырьмя тонкими колонками с фронтоном над ними. Постепенное нарастание сложности форм кверху создает впечатление величия храма.

К трапезной с запада примыкает небольшой притвор и квадратная в плане колокольня. Ее восьмериковый верх с арочными проемами звона заканчивает небольшой шатер.

Внутреннее пространство церкви сохранило типичные для ярусных церквей черты и представляет собой невысокий перекрытый восьмигранным шатром восьмерик на четверике, оштукатуренный по стенам и потолкам и покрытый масляной живописью.

К 1839 году церковь сильно обветшала, поэтому было принято решение ее разобрать и, сохранив архитектуру в целом, собрать вновь, заменив сгнившие бревна и переделав фасады в соответствии с требованиями нового времени. Автором проекта перестройки Никольской церкви был архитектор Нижегородской удельной конторы Анисимов.

В советские годы, после закрытия церковь пришла в запустение, и по чудом сохранившимся стенам и элементам деревянного зодчества можно лишь догадываться о былом величии этого памятника истории и архитектуры федерального значения. Вот, посмотри, какие на картинках фрески (на презентации – слайды с фресками)

Юноша

Супер! А давай туда съездим!

Девушка

Пожалуй, ты прав. Это место стоит посетить.

 

Юноша и девушка уходят. Вбегают две студентки

1 студентка

Ну, ничего себе заданьице дали! Историю церкви описать! Ни в книгах, ни в Интернете ничего нет.

2 студентка

Да, трудно! Но знаешь, по-другому настоящим журналистом не станешь

1 студентка

Так. В Городец-то мы приехали, а где эту Спасскую церковь искать?

2 студентка

Да не волнуйся ты так. Язык до Киева доведет. Кстати, вон там купола какие-то. Может быть, это она? ( на презентации – слайды с видом церкви)

1 студентка

Ну, наконец-то дошли. А знаешь, она ничего, красивая!

2 студентка

Да. Согласна. Предлагаю разделиться и поговорить с разными людьми, потом объединим усилия.

 

Колокольный звон, студентки вновь выходят и делятся впечатлениями

1студентка

Ещё в XVI веке на северо-западных подступах к Городцу существовала Ионина пустынь. В 1691 году по указу патриарха Адриана рядом с раскольничей часовней срубили на её территории церковь Спаса.

Прослужила церковь недолго, уже в начале 1718 года клир храма просил разрешить перестроить церковь в камне, так как ' 'та церковь Божия деревянная, стало быть, весьма ветха и впредь будет служить невозможно". Подобное разрешение было получено 19 мая 1718г. Строительство новой каменной церкви велось на  средства прихода, руководил работами церковный староста Иван Афанасьев сын Воинов. Строительство было завершено 3 октября 1745 года. Много жертвовал в строительство купец Пылаев, живший рядом.

2 студентка

Церковь Спаса построена по типу «корабль». Корабль напоминает нам, что церковь является кораблём, на котором спасаются верные в житейском море.

Храм Спаса однокупольный. Купол – это пламя горящей свечи, устремлённый в небо. Недаром наши предки старались даже в самые тяжёлые времена золотить купола и кресты.

Над западным входом в храм разместилась колокольня, имеющая форму восьмигранника, где были размещены 5 больших колоколов, но были и маленькие колокольца для перезвона.

1 студентка

Главной бедой русских городов были пожары. Особенно сильный пожар произошёл в Городце 22 июня 1838 года. Порывистый ветер метал головни на 100 и 200 метров, поджигая самые отдалённые строения. Большая часть Городца была превращена в единый всепоглощающий костёр. Тогда сгорело 404 обывательских двора со всем имуществом, Спасская церковь, кабак и фабрика красок наследников Пряничниковых.

2 студентка

Оказывается, здесь было 2 чудотворных иконы: Спаса Нерукотворного и Тихвинской Божьей Матери. Говорят, действительно, чудеса творили.

В 1830 г.в Городце свирепствовала холера. Для прекращения болезни прихожане пронесли по городу икону Тихвинской Божьей матери, и болезнь отступила. Жаль, что иконы эти не сохранились.

1 студентка

В 1928 году закрыли  церковь Спаса. Прихожане поехали в Москву к Михаилу Калинину (председателю ВЦИК). Церковь снова открыли. С 1934 по 1937 год с благословения Нижегородского архиерея, в церкви служил о. Николай Васильевич Державин.

Архиерей благословил о. Николая служить в соборе Спасителя. Здесь о. Николай прослужил до ареста в 1937 году.

2 студентка

Наступили годы, которые должны были по замыслу безбожников стать для Православной Церкви России последними. Шла служба. Отец Николай вышел с чашей: «Со страхом Божиим и верою приступите», унес ее в алтарь и вышел, чтобы прочесть отпуст. В это время в храм, не снимая шапок, вошли четверо чекистов и направились к алтарю. Отец Николай преградил им путь и сказал:

—  Только через мой труп перешагнете. Здесь вам стоять нельзя.

—  Нам надо с вами поговорить,— сказали они.

—  Когда все кончу! — решительно ответил о. Николай.— Тогда будете со мной разговаривать. Сейчас я не могу с вами разговаривать. Отойдите отсюда.

Они стали ждать. Храм между тем потихоньку пустел. Прихожане покидали его, и до конца осталось человек пять молящихся. Отец Николай потребил Святые Дары, разоблачился и вышел.

—  Храм ваш закрыт,— объявили чекисты. В те дни его не арестовали.

Храм закрыли.

1 студентка

В 1937 году храм был окончательно разрушен, колокольня взорвана, храм был отдан под здание молокозавода (до 1961 года). При пастеризации молока выделялось много пара и влаги: сгнили полы, мокла и рушилась штукатурка. После молокозавода был столярный цех. Когда построили новый комбинат, столярный цех переехал. Церковь была развалена, разграблена, изгородь разрушена.

2 студентка

В 1998 году Епархией был направлен в Городец восстанавливать Спасскую церковь. Здание было в негодности. Службы начались в деревне Галанино, где снимали дом для богослужения. Между службами с помощью прихожан велись ремонтные работы. В храме начали служить в 1999 году. Много сил и заботы приложил о. Феодор для восстановления храма. Отец Федор поставил для себя цель - восстановить   храм. На восстановление храма город денег не давал.

Восстанавливали за счет православных верующих.

1 студентка

В 1989 году, на Пасху, состоялась первая служба в храме

Нашли старые фотографии, увеличили их и по эскизу восстановили изгородь.

В 2005-2006 годах восстанавливают и колокольню.

2 студентка

В 1995 году, один из первых в области, о.Фёдор благословил создание воскресной школы для детей - чтобы воспитать детей умными, образо­ванными, чтобы дети знали православную культуру, чтобы она была частью их самих. В 2000 году прошёл водосвятный молебен и освящение школы. Детей было примерно 35 человек.

Преподавали Закон Божий, азы медицины, столярное дело для мальчиков, рукоделие для девочек.

1 студентка

Сейчас Спасская церковь является одной из самых посещаемых приходов.

2 студентка

Я думаю, что мы с тобой неплохо поработали. Теперь не стыдно на журфаке появиться.

 

Девушки уходят, входят туристы под колокольный звон

1 турист

Смотрите, какое интересное название «Николо-Погост»

2 турист

Ух, ты! Здесь написано, что это единственный сохранившийся в нашем крае ансамбль погоста XVIII века.

3 турист

А в центре села целых две церкви - Преображенской и Владимирской Богоматери

1 турист

Какая колокольня! 45 метров! Она стоит между храмами и соединяет ансамбль воедино.

2 турист

Судя по всему, ансамбль был обнесен оградой из каменных столбов с коваными решетками между ними, с несколькими коваными кружевными воротами. Смотрите, на одних сохранилась дата «1866 год» и надпись: "Милосердия двери отверзи нам".

3 турист

Молодец, читать научился. Это мы тоже можем. А вот ты попробуй, догадайся, какая церковь самая древняя?

1 турист

Да не ссорьтесь вы. Нашли место! Я думаю, что самой древней является Спасо-Преображенская церковь.

2 турист

Это почему ты так думаешь?

1 турист

Архаичные формы декоративной обработки  порталов, карнизов. Так строили в XVII столетии. В объемной композиции видно дальнейшее развитие церквей ярусного типа. На кубическом основании четверика высятся два восьмерика, но плавность переходов от одной формы к другой создается кривыми покрытиями по сводам, круто поднимающимися от нижнего восьмигранника к верхнему, который завершен куполом с главкой.

3 турист

Согласен с тобой. Вторая церковь – во имя Владимирской иконы Богоматери (1788 г.) – теплая, перекрыта сомкнутым сводом, на нем стоят пять глухих декоративных барабанов с пузатыми главами. Оконные наличники выполнены в сочных, своеобразно трактованных формах барокко середины века. Между церквями возвышается колокольня, объединяющая весь ансамбль, в ее архитектуре классицизм нашел полное выражение.

2 турист

А я…, а я…, а я тоже церковь видел, правда, на кладбище. Она была построена в 19 веке во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». Завершенная сферическим куполом, она имеет характерный облик архитектуры классицизма.

Ученик

 Николо – Погостинский комплекс уникален не только своей архитектурой, но и внутренним убранством храма, сохранившимся стараниями верующих от времен, когда местный приход был один из самых богатых в Нижегородском крае. Здесь сохранился старинный резной иконостас, паникадило, подсвечники, напрестольные евангелия, и даже антиминс. Все это убранство и часть икон верующие спрятали по домам. И не напрасно, поскольку иконокрады не раз залезали в пустующий храм. Часть икон была передана в Городецкий краеведческий музей, и все они после открытия храма вернулись на свое место.

 

Идет часть презентации о Николо - Погостинском комплексе

 

Колокольный звон

Учитель

Звонят по России колокола…Мы слышим их и радуемся. Колокольный звон возрождает новую Россию, Россию со своими корнями, которые никогда нельзя забывать, а самое главное – знать, помнить и гордиться ими, потому что созданы они великим русским народом.

 

Звучит песня «Храм»

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Смею надеяться, что дети, посетившие мероприятие, не только усвоят краеведческий материал, приобщатся к архитектуре своей Малой Родины, но и заинтересуются историей других храмов, материал о которых будут искать самостоятельно. И не будут себя чувствовать Иванами, родства не помнящими.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

 

 

 

1.    Филатов Н.Ф. Городец на Волге XII-XIX веков – Н.Н, 2005.

2.    Архив детского объединения «Краеведение» клуба «Шанс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Песня «Звонарь»

Когда враги у самых стен,

И неизбежен рабский плен,

И страх разит сердца

Надежнее, чем сталь,

И всяк готов идти под плеть

В надежде тщетной уцелеть.

Но поднимается на звонницу звонарь!

 

Как Божий глас

Тот колокольный звон в тиши

Заговорит немой,

Прозреет вдруг слепец,

Небесный луч

Пробьется в уголки души

И зазвонят колокола людских сердец!

Звони, звонарь! Звони, звонарь!

Свою судьбу ты выбрал сам,

Прочь из души ненужный хлам,

Пусть лишь любовь сияет

Ярче всех огней

Когда надежды больше нет

И веры затерялся след,

Ты колокольный глас услышь в душе своей!

 

Как Божий глас

Тот колокольный звон в тиши

Заговорит немой,

Прозреет вдруг слепец,

Небесный луч

Пробьется в уголки души

И зазвонят колокола людских сердец!

Звони, звонарь! Звони, звонарь!

 

Песня «Храм»

Не верь чужим словам,

Коль скажут: «Все пройдет».

Из тех, кто видит храм,

Не всяк в него войдет.

Пусть наша жизнь, как бег

По разным этажам,

Но каждый человек

Свой выбор сделал сам

 

Знакомые слова

Откроют новый смысл,

И свежая трава

Опять пробьется ввысь.

Пусть цепь материков

Не вечна под луной,

Но свет былых веков

Уходит в мир иной.

Не верь, что все пройдет,

Мир крутится не зря.

Всему есть свой черед,

Всему - своя заря.

И каждый твой разбег,

И крыльев каждый взмах –

Все отразится в тех

Небесных зеркалах

 

Не плачь и не проси!

Подачки – дань слепым.

Ты свой венец неси

По лестницам крутым.

Чем выше твой подъем,

Тем дальше горизонт,

И с каждым новым днем

Все ближе звездный трон.

Не верь чужим словам,

Коль скажут: «Все пройдет».

Из тех, кто видит храм,

Не всяк в него войдет.

Пусть наша жизнь, как бег

По разным этажам,

Но каждый человек

Свой выбор сделал сам!

 

 

 

                                                                  

Вид Федоровского Городецкого монастыря

Макет Федоровского Городецкого монастыря

 

 

Икона Федоровской Божьей Матери

 

 

Церковь во имя Архангела Михаила

                                                                                 

Михаило-Архангельская церковь                                                                                                              

 

                

В церкви Михаила Архангела

        

                                              Ворота комплекса Николо-Погост                  

 

 

Комплекс церквей Николо-Погост

Иконы храма Михаила-Архангела

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Городецкие святыни" (внеклассное мероприятие краеведческого характера)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема мероприятия «Городецкие святыни» о церквях и монастырях,на мой взгляд, очень актуальна на современном этапе, когда возрождаются духовные ценности, многие из которых заложены в религиях. В любом случае, церковь, храм или просто часовня – это, в первую очередь, произведение искусства, которое нельзя разрушать даже тогда, когда вокруг безверие и агрессия, потому что это может привести к разрушению самой личности.

Форма: комплекс отдельных зарисовок на общую тему. Отражается способ получения информации о храмах:

- разговор бабушки и внучки (связь поколений);

- разговор сверстников;

- беседа юноши с девушкой, побывавшей в библиотеке и прочитавшей книгу;

- исследование студенток журфака;

- экскурсия туристов в село Николо-Погост.

Количество и возраст присутствующих: параллель восьмых классов

Участники: ребята восьмых классов

Цель: углубление краеведческих знаний по местной духовной архитектуре

Задачи: 1.Воспитание чувства патриотизма и нравственных устоев

                 2. Привитие навыков поисковой работы по сбору материала о церквях и храмах Малой Родины

3. Ознакомление с местными духовными памятниками архитектуры

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 490 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 432
    • DOCX 3.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Голубева Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Голубева Татьяна Владимировна
    Голубева Татьяна Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 2051
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 30 регионов

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 40 регионов

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 28 регионов

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 37 регионов
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции