Тема
урока: Городецкая роспись.
Цели
урока:
Ознакомление
с произведениями и историей развития городецкой росписи; развитие эмоциональной
отзывчивости на роспись мастеров; воспитание интереса к искусству городецких
мастеров, уважение к творческому наследию и любви к декоративно-прикладному
искусству.
Задачи:
1.
Познакомить с основными этапами росписи.
2. Развивать
познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус.
3.
Формировать практические умения и навыки рисования. Учить детей составлять узор
по мотивам городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью
декоративных элементов городецкой росписи.
Оборудование:
·
образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
·
плакат «Городецкая роспись»
·
презентация «Городецкая роспись»
·
русские народные песни
План
урока:
1.
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
2.
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой
росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
3.
Практическая часть. 15-20 мин.
4.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока:
Организационный
момент.
Вводная
беседа.
Учитель: Сегодня на
уроке мы продолжим изучение народных промыслов по росписи деревянной посуды.
Мы с вами уже знакомились с понятием «Декоративно-прикладное искусство».
·
Что входит в это понятие?
Декоративно-прикладное
искусство – по своему происхождению искусство народное. Это искусство
создания красивых вещей, которые можно использовать в повседневной жизни.
Учитель: Многие народные
мастера отражают в своих работах красоту цветущих лугов и садов. И сегодня мы с
вами на уроке познакомимся с Городецкой росписью. (Слайд 1)
Если
взглянешь на дощечки,
Ты
увидишь чудеса!
Городецкие
узоры,
Тонко
вывела рука.
Городецкий
конь бежит!
Вся
земля вокруг дрожит!
Птицы
яркие летают,
И
кувшинки расцветают. (Слайд 2, 3,4)
Учитель:
Роспись,
которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях,
расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково,
Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др.
В
XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия
крестьяне отвозили продавать на ярмарку в Городец. Поэтому роспись, выполненная
на этих изделиях, получила название Городецкая.
Город
основал в 1152 году князем Юрием Долгоруким. (Слайд 5)
Городец
стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по
Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры
растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и
лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из
других стран.
Привозили
все, что умели делать. Здесь продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта,
коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые
плотники, резчики по дереву. Особой известностью пользовались городецкие
прялки. (Слайд 6, 7)
Их
с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на
донце прялки. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово
"донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха,
втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце
вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое
внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на
протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее
невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное,
красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее
берегли и хранили.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь
и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь
такие букеты, что нельзя описать.
Здесь
такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Со
временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и
даже части дома - ставни, двери, ворота. (Слайд 8, 9)
В
Городце сохранились архитектурные памятники - жилые дома, украшенные резьбой.
Улицы купеческой и мещанской застройки середины XIX — начала XX века — живые
свидетели былого экономического могущества Городца. На многих городецких домах
сохранились резные оконные наличники и ворота, литые чугунные крылечки, кованые
железные ворота и декоративные решётки, вазоны, дымники и водосточные трубы из
просечного железа.
Желтый
вечер, черный конь,
И
купавки, как огонь,
Птицы
смотрят из ларца –
Чудо-роспись
Городца! (Слайд 10)
В 19
веке в городецкой росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это
стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными
элементами цветочного узора в Городецкой росписи. (Слайд 11 -15)
В
течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов
(розана, купавки) и выработали определенные правила. (Слайд 16)
Городецкая
роспись выполняется без предварительного нанесения контура рисунка. Сначала
готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой
шелухой). И выполняется роспись в три этапа:
Первый — «подмалевка»,
т.е. круговое движение кистью, наносят главные фигуры в виде крупных цветовых
пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым.
Подмалевка
выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом —
научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало,
то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании
краска начнет отслаиваться.
Второй этап — «тенёвка» (или оттенок), здесь используются
более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У
розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо.
Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых
дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
Чтобы
правильно нарисовать дужку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге
кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а
завершить дужку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была
перпендикулярна листу бумаги.
Третий этап — Завершающий этап росписи называют «оживка»,
т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и
черной краской. Оживки всегда наносят
на однотонные
силуэты, что придает им некоторую объемность.
Учитель: А сейчас мы с
вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это
делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы
приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться.
Практическая
часть.
Учитель
выполняет на доске, ребята в альбомах. Работа выполняется под народную музыку.
·
Рисуем два круга в центре листа, голубым и розовым цветом.
·
В середине розового круга красным цветом нарисую небольшой
кружочек – это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находиться
на подмалёвке, другая часть кружка расположена на белом поле листа.
·
У розана обычно чётное количество лепестков одинакового размера. У
купавки нечетное количество. Напротив центра находиться самый большой
лепесток-дужка, а по обе его стороны располагаются по три лепестка. При этом,
чем ближе к центру, тем они меньше по размеру.
·
Последние белые штрихи как бы оживляют цветок. Делаем в центре
розана и купавки и округ него белые точки. У розана в каждом из восьми
лепестков так же ставим короткие штрихи. А у купавки оживка подчеркивает его
форму, в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более
короткие.
Итог
урока.
Выставка
работ учащихся.
·
С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
(С городецкой росписью).
·
А где распложен этот промысел? (в Нижегородской области)
·
Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
(Розан, купавка).
·
На каких изделиях выполняется роспись?
(Она выполняется
на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).слайд
17,18
·
Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
Зацветает
Городец чудным садом – слайд 19
-
Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет.
Он
никем так чутко не отгадан
И
такой любовью не воспет.
Жизнь
была бы глуше и суровей,
Красотой
и радостью бедней,
Если
б в красках, линиях и слове
Мы
себя не отдали бы ей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.