Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалы"Чудеса из песка" Арт-терапия в психокоррекции, развитии и социальной реабилитации особых детей

"Чудеса из песка" Арт-терапия в психокоррекции, развитии и социальной реабилитации особых детей

Скачать материал

                                                                               Что нужно для игры в песок?

 А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру... Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«ЧУДЕСА ИЗ ПЕСКА»

Коррекционно-развивающие занятия с элементами Арт-терапии

(пескотерапия)

 

 

 

 

 

 

 

 

Польза рисования песком

В буддизме есть духовная практика - построение Мандалы. Мандала - это буддийская модель Вселенной, обитель всех просветленных существ, которая сооружается из песка. Это удивительное по красоте и гармонии произведение буддийского искусства, составляемое по строгим канонам из мелко толченого мрамора, окрашенного в традиционные цвета. По буддийской традиции мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Ее нельзя оставлять как экспонат, главное назначение мандалы - служить основой для медитационной практики. Разрушение мандалы является особым ритуалом, смысл которого - подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма - идею о непостоянстве всего сущего.

Еще Карл Густав Юнг (1875-1961) (швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии, последователь Фрейда) обращался к арттерапии, когда чувствовал необходимость в поддержке. Он рисовал мандалы, в том числе и на песке. Многие из психологов указывают, что именно так появилось одно из направлений арт-терапии — песочная терапия, которая так популярна сегодня (в песочной терапии создаются миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок).

Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия, когда американский аниматор Кэролайн Лиф создала свой песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. А как метод арттерапии рисование песком стало использоваться только в наши дни. И пока что это большая редкость.

Рисование песком:

Дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего Я.

Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. А иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми.

Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, что я хочу делать и как.

В этом арттерапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.

Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные изменения личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму, появляется реальный творческий продукт, который не может отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое).

Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.

Преимущество процесса рисования песком перед другими формами арт-терапии в том, что:

Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал необыкновенно приятен.

Рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и, не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся.

Наверное, это похоже и на внутреннюю жизнь человека.

Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. При работе с песком под музыку, задействованы одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет воспринять этот мир непосредственно, вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Вероятно, это близко к медитативным техникам.

Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером. Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует и внутреннему центрированию.

А парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию.

 

«ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ»

(игры с детьми, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук)

 

Материал из книги Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. — СПб.

    Как Вы уже знаете, тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. Они помогают нам узнать, насколько удоб­но мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движе­нии. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связа­ны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности.

Серия игр «Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по оче­реди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней сто­роной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и при­слушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощу­щениях:

«Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) пес­ка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует.

Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слона, передавая свои ощу­щения.

 Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. По­старайтесь не навязывать ему своего мнения.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно дер­жать так руки. А тебе?» Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить, что лучше сделать, чтобы их изменить. Мо­жет, подвигать руками?

       *Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.),

выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро, пройтись ладошками по проложенным трассам, остав­ляя на них свои следы, создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождин­ки, травки, дерево, ежик и пр.), пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком).

       *Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадоч­ные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

       *Поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы,
но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать
то же упражнение на поверхности стола.

Эти незатейливые упражнения на самом деле имеют колос­сальное значение для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоцио­нальное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится по­нимать себя и других. Так закладывается база для дальнейше­го формирования навыков позитивной коммуникации.

Серия игр «Что же спрятано в песке?»

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук.

И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменя­ется песчаный рельеф.

Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

Всем известна пляжная игра «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего — «сапера» — откопать «мину», не дотрагиваясь до нее.

«Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помо­гать себе тонкими палочками.

Взрослый вместо руки может закопать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно).

В процессе рас­копок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается  догадаться, что же было закопано.

• Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек и на ощупь узнавать:

что или кто это (вариация игры «Чудесный мешочек»), и т.п.

   Любую из игр можно предлагать ребенку в форме сказки.

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР-ЗАНЯТИЙ С СУХИМ ПЕСКОМ

Материал из книги Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006.

 

Ориентировочный этап

(При проведении адаптационных игр-занятий в песке дей­ствия и объяснения воспитателя / психолога соотносятся с воз­растом детей.)

Игры-занятия желательно проводить с группой детей в одной большой или нескольких малых песочницах.

Воспитатель / психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком. Это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира» и т. п. Игруш­ка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игруш­ку можно использовать только в песочнице или (в некоторых ис­ключительных случаях) на занятиях в группе, так как через нее воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощ­рения. Песочная фея приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого сделана песочница), им специально указывается на символическое обозначение неба, воды и земли. В случае работы со старшими дошкольниками можно сразу при­думать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т. п.).

Также дети с помощью Песочной феи обозна­чают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

1.    Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

2.    Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

3.    После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.

4.    После игры в песке надо помыть ручки.

Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Песочная фея хвалит каждо­го высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия в песочнице заканчиваются ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.

Домашнее задание. Для закрепления правил поведения в пе­сочнице дети могут самостоятельно либо с помощью взрослого символически изобразить их на листе бумаги. Наиболее удачный вариант можно поместить рядом с песочницей.

Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для индивидуальной коррекционной работы, так и для развивающей работы с группой детей. В ходе выполнения обязательных упраж­нений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

Этап прикосновений и игр на поверхности песка

Воспитатель / психолог в ходе проведения всех игр обраща­ет внимание детей на изменение тактильных ощущений, по­буждая их высказываться, сравнивать.

Воспитатель / психолог должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продол­жении им упражнения в песке. Воспитатель / психолог сначала показывает в песке все движения. Затем дети их повторяют. Стар­шие при желании предлагают свои варианты игры, а младшие выполняют упражнения вместе с взрослым — «рука в руке».

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель — снижение психофизического напряжения. Воспитатель от имени феи просит «нежно, а потом сильно по­здороваться с песком», то есть различными способами дотронуть­ся до песка:

1.   Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами од­ной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одно­временно.

2.   Ребенок легко / с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.

3.   Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой — внутрен­ней, затем тыльной ее стороной.

4.   Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент — спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой за­хотел поздороваться один из обитателей песка — ...».

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: теп­ло — холодно, приятно — неприятно, колючее, шершавое и т. д.

Упражнение «Песочный дождик»

Цель — регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песоч­ный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»:

1.   Ребенок медленно / быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

2.   Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расстав­ленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они ме­няются ролями.

Упражнение «Песочный ветер»  Дыхательное упражнение.

1.    Малыши учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку. Детям постарше можно предложить ска­зать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожела­ние песочной стране, «задувая его в песок». Они могут так­же выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр пригодны одноразовые трубочки для коктейля.

2.    Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психо­логи, прошедшие определенную подготовку в этом направ­лении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей / расслабляю­щей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с пес­ком, сдувая его в песочницу.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель — развитие тактильной чувствительности, воображения

1.      «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с си­лой надавливает на песок.

2.   «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

3.   «Ползут змейки» — ребенок расслабленными / напряжен­ными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

  1. «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погру­жать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, — «жучки здороваются»).
  2. «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнооб­разные следы, придумывают название для фантастического жи­вотного, которое оставило такие следы (впоследствии это живот­ное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение «Узоры на песке»

Цель — закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

1.   Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигу­ры (в соответствии с возрастными нормами освоения), про­стые / сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, за­борчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры — взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

2.   Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладыва­ния в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и т. д.

Песочная фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш пе­сочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисо­вать. Нарисуй как я... Придумай свой узор, рисунок. Вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу— из треугольни­ков и т. д.»

Игра-упражнение «Маленькие волшебники — мы создаем мир»

Цель — развитие и расширение представлений ребенка об ок­ружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека. Взрослый показывает способы построения в песочнице разно­образных живых и неживых сообществ — это город, деревня, лес, река, озеро, остров, и т. д., а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).

Первый урок волшебства. «Лес, поляна и их обитатели». Цель — развитие тактильной чувствительности, слуховой па­мяти, произвольности, классификация. Песочная фея: «Сегодня ты превращаешься в маленького вол­шебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова "Елки, березки, боровики". Ты должен закрыть глаза и подо­ждать немного, только без разрешения глаза не открывай (ребе­нок закрывает глаза, воспитатель бесшумно засаживает песок иг­рушечными деревьями, цветами, грибами). Открой глазки и посмотри, как красиво, интересно это нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (взрослый сжимает-разжи­мает пальцы, ходит ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и на­колдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес». Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «по­садки леса» взрослый может вводить для запоминания ребенку еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например, название дерева, цветка, гриба (новых слов — не более 3-4).

Второй урок волшебства. «Море, река, озеро и их обитатели». Задание формулируется аналогично. Меняются персонажи, спо­собы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должна соответствовать возрасту ребенка.

Третий урок волшебства. «Город и его жители, профессии и службы».

Четвертый урок волшебства. «Деревня и ее жители».

Пятый урок волшебства. «Космическое путешествие. Встре­ча с инопланетянами». Цель — развитие воображения. Этот урок может иметь диагностическое и коррекционное значение в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.

Упражнение «Мы едем в гости...»

Цель — развитие пространственных представлений, ориенти­ровка на «песочном листе»; для малышей инструкция значитель­но упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх-низ».

Взрослый в игровой форме знакомит (закрепляет знания) ре­бенка с пространственными представлениями верх-низ, право-лево, над-под, из-за, из-под, центр, угол. Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

Песочная фея: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем углу, малыши отвеча­ют—в верху песочницы). Кто живет рядом с зайчиком? (Пере­числяются и помещаются в песочницу фигурки / картинки ди­ких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?»

Аналогично выполняются игры-задания «Идем в гости к ло­шадке» закрепляющие знания о домашних животных и их жи­лье, «Плывем навстречу дельфинам» закрепляющие знания об обитателях морей и рек и т. д.

В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенно­стях жизнедеятельности тех или иных животных и растений (за неимением игрушечных фигурок можно использовать ламини­рованные картинки).

Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формоч­ки, изображающие животных, транспорт, различные по величи­не геометрические фигуры и т. д. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавли­вает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классифика­цию предметов, например, предлагать выбирать только геомет­рические формы, только изображения животных и т. д.

Игра «Песочные строители»

Цель — закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Песочная фея: «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке,

где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит дома только круглой формы, жираф — только прямоувольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме и т. п. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить беге­мотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток». Подобным образом взрослый дает задание ребенку «расселить всех жителей песочницы». Задание можно также усложнить пу­тем введения большего количества персонажей или расселением игрушек по нарисованному взрослым плану.

Игра «Кто к нам приходил?»

Цель — развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные / горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания: игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощу­пывания, а также путем наложения нескольких характерных отпечатков друг на друга.

 

Упражнение «Узоры на песке»

Цель — развитие зрительно-моторной координации, процес­са классификации, воображения.

Описание игры см. выше («Организация игр-занятий с сухим песком»).

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, до­рожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только пти­цы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ста­вит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случи­лось?» На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обу­чая ребенка графическим способам обозначения эмоций челове­ка: радости, грусти, злости, страха, удивления.

Этап игр и упражнений с погружением рук в песок

В свободной игровой деятельности для некоторых детей этот этап будет последним, так они могут испытывать страх перед пол­ным погружением рук в песок. Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением будут чередоваться, в зави­симости от их желания.

 

Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель — развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животны­ми, обитающими под землей.

Песочная фея: «Сегодня наши руки могут превращаться в кро­тов. Вот так — взрослый взмахивает руками, складывает их "уточкой" и показывает ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба. Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей (по желанию ребенка взрослый аккуратно ри­сует нос и глазки на костяшках детских пальцев). Ну что, погру­жаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот». Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под пес­ком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности пес­ка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После чего они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палоч­ки, кисточки). Как вариант игры — все действия осуществлять с закрытыми глазами: искать в песке пальцы друг друга, пожимать их — « кро­ты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лап­ки».

 

Игра-упражнение «Песочные прятки» как вариант игры «Мина»

Цель — развитие тактильной чувствительности, зритель­ного восприятия, образного мышления, произвольности. Первый вариант.

Песочная фея: «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь гла­за, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: "Открываются глаза, начинается игра", ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки». Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку иг­рушку— «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатыва­ет игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать иг­рушки очень осторожно.

Второй вариант. Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из раз­ных сказок и нарисованных сказочных персонажей. Их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек.

Для игр с малышами используют цветные, с четким изображением картинки, на начальном этапе несложные для восприятия, с изображением одного предмета. Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изоб­ражений. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Песочная фея: «В песке любят прятаться также сказки и ска­зочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закры­вай глаза и скажи волшебные слова: "Раз, два, три, сказка, при­ходи". (Взрослый закапывает в песок картинку из любой хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уго­лок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказ­ку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторож­но. Ты очистил от песка часть картинки, как ты думаешь, какая это сказка?» И так далее. Ребенок постепенно открывает картин­ку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказоч­ного персонажа.

Если ребенок не может догадаться и назвать сказку по элемен­там картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам зака­пывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рас­суждает, анализирует увиденное.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР-ЗАНЯТИЙ С МОКРЫМ ПЕСКОМ

Дополнительные условия организации занятий с мокрым пес­ком:

1.   У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболе­ваний.

2.   Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3.   Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать, чтобы одновременно происходило дополнитель­ное закаливание детей.

4.   Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

5.    

Ориентировочный этап

Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.

Песочная фея: «В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?»

Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

1.   «Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

2.   «Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется че­рез разбрызгиватель.

Взрослый обращает внимание детей на изменившиеся цвет и запах мокрого песка.

Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для ув­лажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

 

Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка

(Его содержание аналогично содержанию работы с сухим пес­ком.)

Песочная фея: «Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превра­титесь в волшебников-строителей».

Игры на этом этапе аналогичны играм, описанным выше в раз­деле «Организация игр-занятий с сухим песком». Дополнительно ребенку можно предложить игру «Норки-холмики», в кото­рой он поочередно, затем всеми пальцами сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ

Любые самостоятельные игры детей в песке, начиная от про­стых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжи­мание, когда ребенок дует на песок т. п.) до сложных сюжетно-ролевых игр обладают психопрофилактической ценностью.

 

Игра-упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговица­ми, монетами, бусинами и т. д. После чего ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции ребе­нок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он станет в будущем».

 

Упражнение «Победитель злости»

(Модификация формообразующей психокоррекции.)

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большин­стве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к такому советчику и усиливает чувство вины за плохое поведение.

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболез­ненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Песочная фея: «Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка).

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить раз­ные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после

того как злость ушла, тебе также бывает грустно или неприят­но. Открою тебе секрет: каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас "сердить­ся правильно", то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с по­мощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее».

Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать повер­хность песка кулаками и т. п.

1.   Взрослый, а затем ребенок делают из мокрого песка шар, на котором обозначают углублениями или рисуют глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок пе­реносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства. Старший дош­кольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все «злые мысли и действия».

2.   Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и конт­роля со стороны взрослого, также он получает специфиче­ское удовольствие от разрушения.

3.   После этого ребенок руками медленно выравнивает повер­хность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собствен­ными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». По желанию ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавяз­чиво сообщить ему все нормы и правила поведения в груйпе. Так­же психолог или воспитатель естественным путем может осу­ществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

В свою очередь для малыша, еще слабо владеющего речью, пе­сочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности.

Таким образом, в период адаптации ребенка к жизни в детском саду игра-обучение в песке способствует решению следующих задач:

1.   В песочнице быстрее устанавливаются доверительные от­ношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятна, предсказуема и зна­чима, что укрепляет его «базисное доверие к миру».

2.   В играх с песком происходит спонтанное снижение высо­кого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, также испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизиче­ской адаптации.

3.   В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более быстро и осмысленно осваивает нормы и пра­вила поведения и общения в группе.

4.   В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую си­туацию «Расставание с родителями, встреча с неизвест­ным», осваивает позитивные способы поведения.

5.   Воспитатель становится для ребенка проводником в освое­нии умений, навыков и знаний об окружающем мире и са­мом себе в этом мире.

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ АДАПТАЦИОННЫХ ИГР-ЗАНЯТИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕСОЧНИЦЕ

1. Игры в песочнице проводятся с группой детей. Особое внима­ние при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр нови­чок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

2.    При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно также продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние де­тей.

3.    Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребен­ка при его работе с песком. В случае появления у ребенка негативного отношения или усталости, игра-занятие нена­вязчиво завершается.

4.    Взрослый вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок по принципу «рука в руке» или са­мостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых по­рах подстраиваться под ребенка.

5.    Для начала и окончания игр-занятий в песочнице выраба­тывается особый ритуал приветствия и прощания (это мо­жет быть определенная музыка или звук, действие с песоч­ными часами и т. д.)

На первых 2-3 занятиях ребенку не показывают весь набор Игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих лю­бимых игрушек (высота ее не более 10-15 см, она должна хоро­шо обрабатываться), либо он выбирает игрушку из предложен­ных ему взрослым. Данная игрушка становится посредником для ребенка в играх с песком.

В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника Пе­сочную фею.

 

Ориентировочный этап

Взрослый знакомит детей со своей игрушкой — Песочной феей.

«Песочная фея — это добрая волшебница, которая любит де­тей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами и вашими игрушками». (Дети показывают игрушки и, по возможности, на­зывают их.) Песочная фея приглашает всех к себе в гости в пе­сочницу, в свой песочный мир».

Сначала дети осматривают песочный поднос: дотрагиваются До бортиков, крышки, тихонько стучат пальчиками по крышке.

Песочная фея разрешает войти в ее песочный дом (взрослый сни­мает крышку с песочницы). Дети осматривают песочницу изнут­ри. Взрослый указывает на борта песочницы: «Они голубого цве­та, как небо». Указывает на дно песочницы без песка: «Оно синее, как вода в море».

 

Этап прикосновений и игр на поверхности песка

Взрослый говорит: «Песочная фея хочет показать деткам и их игрушкам много интересных игр в песочном мире. Давайте по­здороваемся с нашим новым другом — песком».

На этом этапе можно провести описанные выше упражнения «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик и песочный ветер».

Целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице. Так как часть песка при игре обычно высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.

Правила игры в песочнице для малышей (чем младше дети, тем короче правила).

«Песочная фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1.   Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался — покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя вы­брасывать песок из песочницы.

2.   Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или броса­ются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бро­сать его в других людей.

3.   Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладош­ки зеркалу».

Игра-занятие «Песочный детский сад»

В данной игре обыгрывается поэтапно целый день как в на­стоящем детском саду, с соблюдением последовательности выпол­нения основных режимных моментов (привод ребенка в детский сад, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д.), а также все до­ступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками реальным проблемам ребенка, например, расставание с родителями или прием пищи.

Игрушка-посредник, выбранная ребенком, играет роль его са­мого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея играет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-детей в группе и демонстрирует положительное отношение и поддержку игрушке ребенка.

Среди больших игрушек в группе выбирается та, которая в по­нимании ребенка может символизировать родителя для его иг­рушки-посредника. От имени игрушки-родителя воспитатель не­сколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.

Описание действий в игре с игрушкой «родители» и игруш­кой «ребенок»:

Родители приводят малыша в песочный детский сад, где их уже ждет Песочная фея-воспитательница. Воспитательница показывает малышу место, где он будет переодеваться, и по­могает ему переодеться. Родители целуют малыша и оставля­ют ему в кармашке / мешочке кусочек конфетки или печенья. Затем родители уходят (взрослый уносит игрушку из комна­ты). Песочная фея-воспитатель вместе с малышом машут ро­дителям и идут вместе в группу — песочницу, где уже приго­товлено место для игровой комнаты. Там стоит игрушечный столик с посудной, в спальне находится игрушечная кроват­ка, в туалете игрушка — имитация горшка. Также часть пе­сочницы может быть засажена веточками-деревьями — это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее сю­жет игры развивается в соответствии с реальной жизнью ре­бенка в детском саду.

При многократном проживании в игре психотравмирующей ситуации, например, расставания с родителями, у ребенка насту­пает своего рода снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации. Ведь его «песочный опыт» будет показы­вать предсказуемость и благополучный исход реальных событий и как бы говорить ребенку: «Каждое утро ты идешь в детский сад, на некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми без родителей, ты можешь весело поиграть с другими детьми, воспитатель всегда поможет тебе, ты должен слушать, что гово­рит и просит сделать тебя воспитатель, родители всегда придут за тобой, они любят тебя».

Таким образом, любую психотравмирующую или конфликт­ную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но посте­пенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жиз­ненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной жизни.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Чудеса из песка" Арт-терапия в психокоррекции, развитии и социальной реабилитации особых детей"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Клининговый менеджер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рисование песком:

Дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего Я.

Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. А иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми.

Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, что я хочу делать и как.

В этом арттерапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.

Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные изменения личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму, появляется реальный творческий продукт, который не может отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое).

 

Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 297 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 559
    • DOCX 4.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гордеева Карина Рудольфовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гордеева Карина Рудольфовна
    Гордеева Карина Рудольфовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 17260
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Обучение без стресса. Психосоматика

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 328 человек

Курс повышения квалификации

Инновации в патопсихологии детского возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Привязанность к взрослому в жизни ребенка, причины и последствия нарушения привязанности

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе