Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так
мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не
пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру... Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
«ЧУДЕСА ИЗ ПЕСКА»
Коррекционно-развивающие
занятия с элементами Арт-терапии
(пескотерапия)
Польза
рисования песком
В буддизме есть
духовная практика - построение Мандалы. Мандала - это буддийская модель
Вселенной, обитель всех просветленных существ, которая сооружается из песка.
Это удивительное по красоте и гармонии произведение буддийского искусства,
составляемое по строгим канонам из мелко толченого мрамора, окрашенного в
традиционные цвета. По буддийской традиции мандала просветленного божества
живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Ее нельзя оставлять как экспонат,
главное назначение мандалы - служить основой для медитационной практики.
Разрушение мандалы является особым ритуалом, смысл которого - подчеркнуть один
из важнейших постулатов буддизма - идею о непостоянстве всего сущего.
Еще Карл Густав
Юнг (1875-1961) (швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений
глубинной психологии, аналитической психологии, последователь Фрейда) обращался
к арттерапии, когда чувствовал необходимость в поддержке. Он рисовал мандалы, в
том числе и на песке. Многие из психологов указывают, что именно так появилось
одно из направлений арт-терапии — песочная терапия, которая так популярна
сегодня (в песочной терапии создаются миры в песочнице с помощью воды и
различных фигурок).
Рисование песком -
искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия, когда
американский аниматор Кэролайн Лиф создала свой песочный анимационный фильм
«Песок, или Петя и серый волк». Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, они
попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном
дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства –
искусству рисования песком. А как метод арттерапии рисование песком стало
использоваться только в наши дни. И пока что это большая редкость.
Рисование
песком:
Дает возможность
прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую
целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность
мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани
проявления своего Я.
Метод помогает
войти в контакт со своими чувствами. А иногда невербальное средство оказывается
единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и
убеждения, которые кажутся непреодолимыми.
Работа с песком
помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю
свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное,
ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни.
Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, что я хочу делать и
как.
В этом
арттерапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений.
Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация
развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению,
самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки,
уверенности в себе.
Внутренние
конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем
вербально. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью
избежать сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные
изменения личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и
ощутимую форму, появляется реальный творческий продукт, который не может
отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое).
Побочным продуктом
терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате
исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.
Преимущество
процесса рисования песком перед другими формами арт-терапии в том, что:
Процесс
прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам
материал необыкновенно приятен.
Рисование
песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого
произведения без потери его красоты и, не прибегая к полной реконструкции. Это
похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся.
Наверное,
это похоже и на внутреннюю жизнь человека.
Работая
с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом
дыхания. При работе с песком под музыку, задействованы одновременно зрительный,
слуховой и кинестетический каналы, что позволяет воспринять этот мир
непосредственно, вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей
социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Вероятно, это
близко к медитативным техникам.
Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно
полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг)
и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также
для людей, работающих за компьютером. Рисовать можно двумя руками симметрично,
что способствует и внутреннему центрированию.
А парапсихологи
утверждают, что песок поглощает негативную энергию.
«ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ
ЛАДОШКИ»
(игры с
детьми, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и
мелкой моторики рук)
Материал из книги Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на
песке. Методический практикум по песочной игротерапии. — СПб.
Как Вы уже знаете,
тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения,
которые мы получаем через кожу: горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее —
гладкое, мягкое — твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда
мы двигаемся. Они помогают нам узнать, насколько удобно мы сидим, лежим,
стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения
напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.
Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида
чувствительности.
Серия игр «Отпечатки наших рук»
На ровной поверхности песка
ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и
внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться
к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру,
рассказывая ребенку о своих ощущениях:
«Мне приятно. Я чувствую
прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие
песчинки. А что чувствуешь ты?»
Теперь, когда ребенок получил образец
проговаривания ощущений, он попробует сам рассказать о том, что
чувствует.
Чем младше ребенок, тем короче
будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале
игры ребенок в точности воспроизводит ваши слона, передавая свои ощущения.
Постепенно, накапливая свой
чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не
исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не
навязывать ему своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает
свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь
я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А
что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Если у
ребенка похожие ощущения, можно обсудить, что лучше сделать, чтобы их изменить.
Может, подвигать руками?
*Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя
зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.),
выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро, пройтись ладошками
по проложенным трассам, оставляя на них свои следы, создать отпечатками
ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные
причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с
объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик
и пр.), пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой
и левой рукой, после — одновременно (сначала только указательным, потом —
средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком).
*Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре,
по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе
пофантазировать: чьи они?
*Поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино
или компьютера. При этом двигаются не только пальцы,
но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений
можно предложить ребенку проделать
то же упражнение на поверхности стола.
Эти незатейливые упражнения на
самом деле имеют колоссальное значение для развития психики ребенка.
Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное
состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической
чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка прислушиваться к себе и
проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи,
произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт
рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база
для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Серия игр «Что же спрятано в песке?»
Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук.
И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный
рельеф.
Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких
движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
Чтобы усложнить задачу, это
упражнение можно проделать с влажным песком.
Всем известна пляжная игра
«Мина». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в
песке в любом положении. Задача другого играющего — «сапера» — откопать «мину»,
не дотрагиваясь до нее.
«Сапер» может действовать
руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.
Взрослый вместо руки может
закопать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно).
В процессе раскопок, по
открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было
закопано.
• Можно закапывать не один, а
несколько предметов или игрушек и на ощупь узнавать:
что или кто это (вариация игры
«Чудесный мешочек»), и т.п.
Любую из игр можно
предлагать ребенку в форме сказки.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР-ЗАНЯТИЙ С СУХИМ ПЕСКОМ
Материал
из книги Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь,
2006.
Ориентировочный этап
(При проведении
адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения воспитателя /
психолога соотносятся с возрастом детей.)
Игры-занятия
желательно проводить с группой детей в одной большой или нескольких малых
песочницах.
Воспитатель /
психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком. Это
может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира» и т.
п. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно
использовать только в песочнице или (в некоторых исключительных случаях) на
занятиях в группе, так как через нее воспитатель объявляет все правила
поведения, запреты и поощрения. Песочная фея приглашает детей к себе в гости,
в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет,
материал, из которого сделана песочница), им специально указывается на
символическое обозначение неба, воды и земли. В случае работы со старшими
дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика,
определенное движение и т. п.).
Также дети с помощью
Песочной феи обозначают для себя некоторые правила поведения в
песочнице.
1.
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
2.
Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
3.
После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
4.
После игры в песке надо помыть ручки.
Затем дети говорят о
том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость.
Песочная фея хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ней
в разные игры. Занятия в песочнице заканчиваются ритуалом прощания. Для детей с
особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания
занятия.
Домашнее задание. Для
закрепления правил поведения в песочнице дети могут самостоятельно либо с
помощью взрослого символически изобразить их на листе бумаги. Наиболее удачный
вариант можно поместить рядом с песочницей.
Все описанные ниже
игры-упражнения можно использовать как для индивидуальной коррекционной работы,
так и для развивающей работы с группой детей. В ходе выполнения обязательных
упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.
Этап прикосновений и игр на поверхности песка
Воспитатель /
психолог в ходе проведения всех игр обращает внимание детей на изменение
тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.
Воспитатель /
психолог должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым
песком. Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать
на продолжении им упражнения в песке. Воспитатель / психолог сначала
показывает в песке все движения. Затем дети их повторяют. Старшие при желании
предлагают свои варианты игры, а младшие выполняют упражнения вместе с взрослым
— «рука в руке».
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель — снижение психофизического напряжения. Воспитатель от имени
феи просит «нежно, а потом сильно поздороваться с песком», то есть различными
способами дотронуться до песка:
1. Ребенок дотрагивается
до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми
пальцами одновременно.
2. Ребенок легко / с напряжением
сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
3. Ребенок дотрагивается
до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной ее стороной.
4. Ребенок перетирает
песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный
момент — спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел
поздороваться один из обитателей песка — ...».
Старшие дети
описывают и сравнивают свои ощущения: тепло — холодно, приятно — неприятно,
колючее, шершавое и т. д.
Упражнение «Песочный дождик»
Цель — регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть
песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер.
Смотрите, как это происходит»:
1. Ребенок медленно /
быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою
ладонь.
2. Ребенок закрывает
глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет
песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются
ролями.
Упражнение «Песочный ветер» Дыхательное упражнение.
1. Малыши учатся
управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку. Детям постарше можно
предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание
песочной стране, «задувая его в песок». Они могут также выдувать углубления,
ямки на поверхности песка. Для этих игр пригодны одноразовые трубочки для
коктейля.
2. Данное упражнение можно
комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать
психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок
вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей
/ расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком,
сдувая его в песочницу.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель — развитие тактильной
чувствительности, воображения
1. «Идут медвежата» —
ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
2. «Прыгают зайцы» —
кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
3. «Ползут змейки» —
ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка
волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами,
имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок,
встречаясь под песком руками друг с другом, — «жучки здороваются»).
- «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные
следы, придумывают название для фантастического животного, которое
оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и
сделать его жителем песочной страны).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение «Узоры на песке»
Цель —
закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
1. Взрослый пальцем,
ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные
геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые
/ сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок
должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого.
Как вариант подобной игры — взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию
нарисовать на песке определенный узор.
2. Те же узоры на песке
изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов,
например, камешков, желудей, больших пуговиц и т. д.
Песочная фея:
«Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на
песке можно нарисовать. Нарисуй как я... Придумай свой узор, рисунок. Вверху
песочницы будут узоры из кругов, а внизу— из треугольников и т. д.»
Игра-упражнение
«Маленькие волшебники — мы создаем мир»
Цель — развитие и
расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой
природы, о рукотворном мире человека. Взрослый показывает способы построения в
песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — это город, деревня, лес,
река, озеро, остров, и т. д., а затем в игровой форме побуждает ребенка строить
самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества
(тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
Первый
урок волшебства. «Лес, поляна и их обитатели». Цель — развитие тактильной
чувствительности, слуховой памяти, произвольности, классификация. Песочная фея:
«Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не
совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет
волшебные слова "Елки, березки, боровики". Ты должен закрыть глаза и
подождать немного, только без разрешения глаза не открывай (ребенок закрывает
глаза, воспитатель бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами,
грибами). Открой глазки и посмотри, как красиво, интересно это нее получилось!
У феи есть замечательные помощники — пальцы (взрослый сжимает-разжимает
пальцы, ходит ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси
свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные
слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи
их в свой лес». Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть
игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый
может вводить для запоминания ребенку еще несколько дополнительных слов,
связанных с сюжетом, например, название дерева, цветка, гриба (новых слов — не
более 3-4).
Второй урок
волшебства. «Море, река, озеро и их обитатели». Задание
формулируется аналогично. Меняются персонажи, способы создания ландшафта,
«волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должна
соответствовать возрасту ребенка.
Третий урок
волшебства. «Город и его жители, профессии и службы».
Четвертый урок волшебства. «Деревня и ее жители».
Пятый урок
волшебства. «Космическое путешествие. Встреча с инопланетянами». Цель — развитие
воображения. Этот урок может иметь диагностическое и коррекционное значение в
работе с застенчивыми и агрессивными детьми.
Упражнение «Мы едем в гости...»
Цель — развитие
пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей
инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов
и представлений «верх-низ».
Взрослый в игровой
форме знакомит (закрепляет знания) ребенка с пространственными представлениями
верх-низ, право-лево, над-под, из-за, из-под, центр, угол. Ребенок по словесной
инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая
различных персонажей.
Песочная фея: «Мы
идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это
дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем углу,
малыши отвечают—в верху песочницы). Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются
и помещаются в песочницу фигурки / картинки диких животных.) С кем дружит
зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?»
Аналогично
выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» закрепляющие знания о
домашних животных и их жилье, «Плывем навстречу дельфинам» закрепляющие знания
об обитателях морей и рек и т. д.
В ходе игры ребенок
узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных
животных и растений (за неимением игрушечных фигурок можно использовать ламинированные
картинки).
Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки,
как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью
формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по
величине геометрические фигуры и т. д. Взрослый и ребенок по очереди делают
отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по
нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя
процесс.
В таких играх можно
использовать задания на классификацию предметов, например, предлагать выбирать
только геометрические формы, только изображения животных и т. д.
Игра «Песочные строители»
Цель —
закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений,
развитие слуховой и зрительной памяти.
Песочная фея: «Жители
песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо
наметить на песке,
где будет строиться
тот или иной дом. Например, колобок любит дома только круглой формы, жираф —
только прямоувольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме и т. п.
Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик.
Выбери нужную формочку и сделай отпечаток». Подобным образом взрослый дает
задание ребенку «расселить всех жителей песочницы». Задание можно также
усложнить путем введения большего количества персонажей или расселением
игрушек по нарисованному взрослым плану.
Игра «Кто к нам приходил?»
Цель — развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ребенок
отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные /
горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал
взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и
ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания: игра происходит с новыми
формочками без предварительного их ощупывания, а также путем наложения
нескольких характерных отпечатков друг на друга.
Упражнение «Узоры на песке»
Цель — развитие
зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Описание игры см.
выше («Организация игр-занятий с сухим песком»).
Так как на мокром
песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх
на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой
дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок
выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку.
Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что
случилось?» На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая
ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радости, грусти,
злости, страха, удивления.
Этап игр и упражнений с погружением рук в песок
В свободной игровой
деятельности для некоторых детей этот этап будет последним, так они могут
испытывать страх перед полным погружением рук в песок. Для других детей этапы
игр на поверхности песка и с погружением будут чередоваться, в зависимости от
их желания.
Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель — развитие
тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Предварительно
необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Песочная фея:
«Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так — взрослый взмахивает
руками, складывает их "уточкой" и показывает ребенку нарисованные на
костяшках пальцев глаза, нос и два зуба. Хочешь превратить свои ручки в кротов?
Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей (по
желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках детских
пальцев). Ну что, погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот». Взрослый
погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка
на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец.
Затем то же самое проделывает ребенок. После чего они раскапывают руки друг
друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки). Как
вариант игры — все действия осуществлять с закрытыми глазами: искать в песке
пальцы друг друга, пожимать их — « кроты здороваются ласково или с силой
пожимают друг другу лапки».
Игра-упражнение
«Песочные прятки» как вариант игры «Мина»
Цель — развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,
образного мышления, произвольности. Первый вариант.
Песочная фея:
«Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе
игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу:
"Открываются глаза, начинается игра", ты должен их найти в песке. Ты
можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки,
кисточки». Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку—
«мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть
появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и
продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает
игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант. Для игры необходимо иметь
ламинированные картинки из разных сказок и нарисованных сказочных персонажей.
Их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских
книжек.
Для игр с малышами используют цветные, с четким
изображением картинки, на начальном этапе несложные для восприятия, с
изображением одного предмета. Для развития поисковой активности происходит
постепенное усложнение изображений. Так, для старших дошкольников изображение
может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно
взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах
положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Песочная фея: «В
песке любят прятаться также сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в
песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: "Раз, два, три,
сказка, приходи". (Взрослый закапывает в песок картинку из любой хорошо знакомой
ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку
и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее
медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки, как ты думаешь, какая
это сказка?» И так далее. Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то
этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа.
Если ребенок не может
догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий
этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и
вслух рассуждает, анализирует увиденное.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР-ЗАНЯТИЙ С МОКРЫМ ПЕСКОМ
Дополнительные
условия организации занятий с мокрым песком:
1. У детей не должно
быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2.
Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
3. Вода, которой
увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно
постепенно снижать, чтобы одновременно происходило дополнительное закаливание
детей.
4. Рядом с песочницей
должен находиться источник чистой воды и салфетки.
5.
Ориентировочный этап
Желательно, чтобы
ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.
Песочная фея: «В
нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера.
Хотите посмотреть, как это происходит?»
Взрослый делит песок
в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:
1. «Ручеек течет» —
взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
2. «Дождик моросит» —
другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.
Взрослый обращает
внимание детей на изменившиеся цвет и запах мокрого песка.
Затем ребенок
самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы
излишне не залить песок).
Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка
(Его содержание
аналогично содержанию работы с сухим песком.)
Песочная фея:
«Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в
удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей».
Игры на этом этапе
аналогичны играм, описанным выше в разделе «Организация игр-занятий с сухим
песком». Дополнительно ребенку можно предложить игру «Норки-холмики», в которой
он поочередно, затем всеми пальцами сразу делает дырочки в песке — жилище для
мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.
ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ
Любые самостоятельные
игры детей в песке, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание,
закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок т. п.) до сложных
сюжетно-ролевых игр обладают психопрофилактической ценностью.
Игра-упражнение «Песочный круг»
Ребенок на песке
рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками,
семенами, пуговицами, монетами, бусинами и т. д. После чего ребенок может дать
название своему «песочному кругу». Те же манипуляции ребенок производит с
отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом
пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он станет в будущем».
Упражнение «Победитель злости»
(Модификация формообразующей психокоррекции.)
В стрессовой ситуации
взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай,
возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен,
так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное
раздражение и агрессию по отношению к такому советчику и усиливает чувство вины
за плохое поведение.
Игра «Победитель
злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с
гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Песочная фея:
«Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с
тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты
сердишься? (Ответы ребенка).
Твое злое настроение
заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и
огорчаются взрослые. А после
того как злость ушла,
тебе также бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет: каждый большой и
маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас
"сердиться правильно", то есть так, чтобы не обижать других. Одну из
таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка
вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее».
Если напряжение
ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать
песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и т. п.
1. Взрослый, а затем
ребенок делают из мокрого песка шар, на котором обозначают углублениями или
рисуют глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс
временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар
свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства. Старший дошкольник
может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге
присваиваются все «злые мысли и действия».
2. Затем ребенок любым
способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»:
«Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая
обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого,
также он получает специфическое удовольствие от разрушения.
3. После этого ребенок
руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки
своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными
чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». По желанию ребенок может
украсить свои отпечатки ладоней на песке.
Взрослый через игру с
ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему все нормы и правила
поведения в груйпе. Также психолог или воспитатель естественным путем может
осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его
социально приемлемым способам нервной разрядки.
В свою очередь для
малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром
одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка
рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности.
Таким образом, в
период адаптации ребенка к жизни в детском саду игра-обучение в песке
способствует решению следующих задач:
1. В песочнице быстрее
устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для
ребенка роль воспитателя становится понятна, предсказуема и значима, что
укрепляет его «базисное доверие к миру».
2. В играх с песком
происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как
ребенка, так и воспитателя, также испытывающего в этот период нервные
перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
3. В песочнице,
взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более быстро и осмысленно
осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с
миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает
психотравмирующую ситуацию «Расставание с родителями, встреча с неизвестным»,
осваивает позитивные способы поведения.
5. Воспитатель
становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об
окружающем мире и самом себе в этом мире.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ АДАПТАЦИОННЫХ ИГР-ЗАНЯТИЙ В
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕСОЧНИЦЕ
1. Игры в песочнице
проводятся с группой детей. Особое внимание при этом взрослый уделяет вновь
прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже
адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет
выполнять по подражанию или из любопытства.
2. При проведении первых
адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры
занятия, возможно также продление по времени игры в песке, если это хорошо
стабилизирует психофизическое состояние детей.
3. Взрослый должен
внимательно следить за реакцией ребенка при его работе с песком. В случае
появления у ребенка негативного отношения или усталости, игра-занятие ненавязчиво
завершается.
4. Взрослый вначале
показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок по принципу «рука
в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком
выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под
ребенка.
5. Для начала и
окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и
прощания (это может быть определенная музыка или звук, действие с песочными
часами и т. д.)
На первых
2-3 занятиях ребенку не показывают весь набор Игрушек, он должен освоить
достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки,
кисточки.
Желательно, чтобы
ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высота ее не более 10-15
см, она должна хорошо обрабатываться), либо он выбирает игрушку из предложенных
ему взрослым. Данная игрушка становится посредником для ребенка в играх с
песком.
В играх с песком все
правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою
игрушку-посредника Песочную фею.
Ориентировочный этап
Взрослый знакомит
детей со своей игрушкой — Песочной феей.
«Песочная фея — это
добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется
познакомиться с вами и вашими игрушками». (Дети показывают игрушки и, по
возможности, называют их.) Песочная фея приглашает всех к себе в гости в песочницу,
в свой песочный мир».
Сначала дети
осматривают песочный поднос: дотрагиваются До бортиков, крышки, тихонько стучат
пальчиками по крышке.
Песочная фея
разрешает войти в ее песочный дом (взрослый снимает крышку с песочницы). Дети
осматривают песочницу изнутри. Взрослый указывает на борта песочницы: «Они
голубого цвета, как небо». Указывает на дно песочницы без песка: «Оно синее,
как вода в море».
Этап прикосновений и игр на поверхности песка
Взрослый говорит:
«Песочная фея хочет показать деткам и их игрушкам много интересных игр в
песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком».
На этом этапе можно
провести описанные выше упражнения «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик и
песочный ветер».
Целесообразно
познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице. Так как часть песка при
игре обычно высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это
факт.
Правила игры в
песочнице для малышей (чем младше дети, тем короче правила).
«Песочная фея
загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться
домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:
1. Береги песчинки — не
выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался — покажи это
взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать
песок из песочницы.
2. Песчинки очень не
любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать
песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочная фея любит,
когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи
чистые ладошки зеркалу».
Игра-занятие «Песочный детский сад»
В данной игре
обыгрывается поэтапно целый день как в настоящем детском саду, с соблюдением
последовательности выполнения основных режимных моментов (привод ребенка в
детский сад, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д.), а также все доступные
ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с
фигурками реальным проблемам ребенка, например, расставание с родителями или
прием пищи.
Игрушка-посредник,
выбранная ребенком, играет роль его самого. Ребенок при желании доступным для
него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея играет роль
воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-детей в группе и
демонстрирует положительное отношение и поддержку игрушке ребенка.
Среди больших игрушек
в группе выбирается та, которая в понимании ребенка может символизировать
родителя для его игрушки-посредника. От имени игрушки-родителя воспитатель несколько
раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на
работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.
Описание действий в
игре с игрушкой «родители» и игрушкой «ребенок»:
Родители приводят
малыша в песочный детский сад, где их уже ждет Песочная фея-воспитательница.
Воспитательница показывает малышу место, где он будет переодеваться, и помогает
ему переодеться. Родители целуют малыша и оставляют ему в кармашке / мешочке
кусочек конфетки или печенья. Затем родители уходят (взрослый уносит игрушку из
комнаты). Песочная фея-воспитатель вместе с малышом машут родителям и идут
вместе в группу — песочницу, где уже приготовлено место для игровой комнаты.
Там стоит игрушечный столик с посудной, в спальне находится игрушечная кроватка,
в туалете игрушка — имитация горшка. Также часть песочницы может быть засажена
веточками-деревьями — это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее
сюжет игры развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском
саду.
При многократном
проживании в игре психотравмирующей ситуации, например, расставания с
родителями, у ребенка наступает своего рода снижение чувствительности и страха
в реальной стрессовой ситуации. Ведь его «песочный опыт» будет показывать
предсказуемость и благополучный исход реальных событий и как бы говорить
ребенку: «Каждое утро ты идешь в детский сад, на некоторое время ты остаешься с
другими детьми и взрослыми без родителей, ты можешь весело поиграть с другими
детьми, воспитатель всегда поможет тебе, ты должен слушать, что говорит и
просит сделать тебя воспитатель, родители всегда придут за тобой, они любят
тебя».
Таким образом, любую
психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не
сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным
опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной
жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.