Руководить
нравственным воспитанием - это создавать тот неуловимый с первого взгляда
моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о
ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце.
(В.А.Сухомлинский)
Духовность
и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их
отсутствии начинается распад личности и культуры. Становление духовного
человека невозможно без правильного воспитания. Педагог и писатель Соловейчик
С. А. сказал: «Воспитание – это обучение нравственной жизни. Воспитать – значит
способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с
крепким характером.
На
современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает
как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед
общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного
гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою
деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой
задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности
школьника. В настоящее время возрождение и совершенствование
духовно-нравственного воспитания, стало неотъемлемой частью целостного
образовательного процесса и является одним из ведущих направлений системы
образования. Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях
экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение
общества, снижение доходов у значительной части семей, которые не смогли
приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы. В результате
разрушаются сложившиеся нравственно- этические нормы и традиции семейного уклада,
снижается роль воспитательного воздействия семьи. Во многих семьях воспитание опустилось
до уровня материальной обеспеченности, что также создает неблагоприятные
семейные отношения, отчужденность детей и родителей. Все это является причиной
асоциального поведения детей. Недостаточная педагогическая культура
родителей. В условиях высокой доступности информации, распространяемой через
прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь
обрушивается пропаганда праздного образ жизни, насилие, преступность, что ведет
к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и
ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений. В последние
годы несколько ослаб педагогический потенциал учреждений культуры, средств
массовой информации, литературы и искусства.
Школа является
основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Значение и
функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется ее
преемственностью с другими звеньями образования и ценностью этой ступени в
становлении и развитии личности ребенка.
В.А. Сухомлинский
считал, что «…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве
и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и
несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности,
очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Учителю
требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение
направить свою деятельность на нравственное воспитание в учебной деятельности.
Приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей
очевидна. Проблемы в области духовно-нравственного воспитания требует
целенаправленного разрешения.
Чтобы качественным
образом решить проблемы духовно-нравственного развития обучающихся, в нашей
школе создана экспериментальная площадка.
Тема экспериментальной площадки:
«Формирование духовно-нравственных потребностей
школьников в учебно-воспитательном процессе в среде социального партнерства и
на основе музейной педагогики»
Предмет
экспериментирования
Уровень
духовно-нравственного развития обучающихся. Определение наиболее эффективных методов и средств
нравственного образования в соответствии с социальными задачами
духовно-нравственного развития личности, актуальными для каждого возрастного
периода.
Цели и
задачи эксперимента
Целенаправленная
работа по преобразованию школьного пространства в пространство
социального партнерства как средство для развития духовно-нравственных качеств,
социальной компетентности школьников.
1. Создание среды
социального партнерства как условий приобретения социального опыта, творческой
самореализации обучающихся, родителей и педагогов.
2. Усиление
таких характеристик образовательной среды, как открытость, демократичность,
мобильность, гибкость, технологичность.
3. Рост
образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного
процесса.
4. Создание
привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса имиджа
школы, подтвержденного результатами социологических исследований.
5. Положительная
динамика личностного роста школьников, включая показатели духовно-нравственного
развития.
6. Повышение
эффективности работы школьного музея
Музейная
педагогика в школе — одно из новых инновационных явлений современного
образования детей и подростков. Музей можно назвать «волшебной машиной
времени». В ней в считанные минуты, за короткое время, отведенное на ypок
или внеклассное мероприятие можно попасть в минувшие десятилетия, увидеть
не только далекое прошлое и сегодняшний день, но и сравнить события
разных времён. Музей можно сравнить с книгой памяти, так как собранные в них
документы и предметы хранят память прошлого, передают её нашим потомкам. Музей
–машина времени. Музей – времен и поколений связующая нить. Язык музея - это
язык документа, подлинника первоисточника исторической информации. Одна и та же
«страница» музейной книги может быть «прочитана» ребятами разных возрастов - и
первоклассниками, и подростками, хотя при этом они получают разную порцию
информации. Это свойство музейных экспонатов расширяет возможности
учебно-воспитательной работы с учащимися.
Школьный музей – это широкое поле творчества педагогов и учащихся. Это одна из
нетрадиционных форм активной работы, учитывающая поставленные воспитательные
задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся.
Духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще,
должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые
формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических
традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной
задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых направлена на
формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального
и духовного начала своей Родины, народа.
Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт
воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в
условиях школьного музея.
В этой
связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме
организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую,
краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он
сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное
использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой
нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из
важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе,
изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении
экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе
исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и
навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе
краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных
школьной программой.
Большой вклад в дело духовно-нравственного воспитания вносят и библиотеки.
Так как в процессе
духовно-нравственного становления личности немаловажная роль принадлежит книге.
Именно через печатное слово осуществляется не прямое, а опосредованное
воспитание благодаря творческому прочтению, осмыслению русской классики,
фольклора, книг по истории, искусству, отечественной культуре. Отсюда следует,
что уникальной средой воспитания ребенка в атмосфере духовности, творчества,
свободного и радостного общения с умными и добрыми книгами является библиотека.
В музее
проводятся «Уроки Мужества», уроки по окружающему миру, если в музее есть
экспозиция, перекликающаяся с темой урока, уроки истории.
Я в своих
классах провожу цикл музейных занятий «Уроки Мужества»
Цель занятий:
·
познакомить школьников с
историческим прошлым своего села, школы, с участниками Великой Отечественной
войны, с заслуженными ветеранами труда, с выпускниками- медалистами, с
мастерами-умельцами, поэтами и писателями-земляками.
В ходе таких занятий
я играю роль «проводника» в мир обыкновенных вещей. Знакомлю ребят с этим
миром, вооружившись новыми эффективными методами и приемами включения предмета
в учебно-воспитательный процесс.
Провожу уроки
по окружающему миру начиная с 1 класса – Тема урока «Откуда в дом приходит
электричество?» Начало урока в классе, а затем продолжение в музее – знакомимся
с русской избой, предметами утвари и с приборами, освещавшими избу, в те
времена, когда не было электричества.
Урок «Откуда приходит
в дом вода?» также проводится и использованием экспонатов музея. Знакомимся с
коромыслом, разными видами старинных умывальников, ведер.
«Когда появилась
одежда?» - знакомимся с экспонатами музея – старинной одеждой, с ткацким
станком, видами материала.
Детям всегда
интересно посетить музей - столько впечатлений, обсуждений, рассказов.
Тесно
сотрудничаю с библиотеками. Работники сельской взрослой и детской библиотек
проводят игры, тематические беседы, конкурсы. И все это дает определенные
положительные результаты.
Педагогика
сотрудничества, социального партнерства, музейная педагогика, оказывают
неоценимую помощь в процессе воспитания, помогает ребенку стать творческой
личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, и
также включает в сферу культуры.
А на
основании проведенных диагностик уверенно можно сказать, что сотрудничество на
основе социального партнерства и музейной педагогики в значительной мере
способствуют духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.