Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПути решения проблем духовно-нравственного воспитания школьников

Пути решения проблем духовно-нравственного воспитания школьников

Скачать материал

 

          Руководить нравственным воспитанием - это создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни,  который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце.             

                                                                            (В.А.Сухомлинский)

 

        Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. Педагог и писатель Соловейчик С. А. сказал: «Воспитание – это обучение нравственной жизни. Воспитать – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером.

           На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время  возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, стало неотъемлемой частью целостного образовательного процесса и является одним из ведущих направлений системы образования. Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение общества,  снижение доходов у значительной части семей, которые не смогли приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы. В результате разрушаются сложившиеся нравственно- этические нормы и традиции семейного уклада,  снижается роль воспитательного воздействия семьи.  Во многих семьях воспитание опустилось до уровня материальной обеспеченности, что также создает неблагоприятные семейные отношения, отчужденность детей и родителей. Все это является причиной асоциального поведения детей.  Недостаточная педагогическая культура родителей.  В условиях высокой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается пропаганда праздного образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений. В последние годы несколько ослаб педагогический потенциал учреждений культуры, средств массовой информации, литературы и искусства.

    Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется ее преемственностью с другими звеньями образования и ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка.

В.А. Сухомлинский считал, что «…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

       Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в учебной деятельности. Приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна.  Проблемы в области духовно-нравственного воспитания требует целенаправленного разрешения.

Чтобы качественным образом решить проблемы  духовно-нравственного развития обучающихся,  в нашей школе создана экспериментальная площадка.

                          Тема экспериментальной  площадки:

 «Формирование духовно-нравственных потребностей школьников в учебно-воспитательном процессе в среде социального партнерства и на основе музейной педагогики»

 

Предмет экспериментирования

Уровень духовно-нравственного развития обучающихся. Определение наиболее эффективных методов и средств нравственного образования в соответствии с социальными задачами духовно-нравственного развития личности, актуальными для каждого возрастного периода.

 

Цели и задачи эксперимента

Целенаправленная работа по преобразованию школьного пространства  в пространство социального партнерства как средство для развития духовно-нравственных качеств, социальной  компетентности школьников.

1.    Создание среды социального партнерства как условий приобретения социального опыта, творческой  самореализации обучающихся, родителей и педагогов.

2.      Усиление таких характеристик образовательной среды, как открытость, демократичность, мобильность, гибкость, технологичность.

3.      Рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса.

4.      Создание привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса имиджа школы, подтвержденного результатами социологических исследований.

5.      Положительная динамика личностного роста школьников, включая показатели духовно-нравственного развития.

6. Повышение эффективности работы школьного музея

 

      

       Музейная педагогика в школе — одно из новых инновационных явлений современного образования детей и подростков. Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней в считанные минуты, за короткое время, отведенное на ypок или  внеклассное мероприятие можно попасть в минувшие десятилетия, увидеть не только далекое прошлое и сегодняшний день, но и   сравнить события разных времён. Музей можно сравнить с книгой памяти, так как собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её  нашим потомкам. Музей –машина времени.  Музей – времен и поколений связующая нить. Язык музея - это язык документа, подлинника первоисточника исторической информации. Одна и та же «страница» музейной книги может быть «прочитана» ребятами разных возрастов - и первоклассниками, и подростками,  хотя при этом они получают разную порцию информации. Это свойство музейных экспонатов расширяет возможности учебно-воспитательной работы с учащимися.     

                       Школьный музей – это широкое поле творчества педагогов и учащихся. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающая поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся.   

                 Духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых  направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа.

              Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.

                Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

Большой вклад в дело духовно-нравственного воспитания вносят и библиотеки.

Так как  в процессе духовно-нравственного становления личности немаловажная роль принадлежит книге. Именно через печатное слово осуществляется не прямое, а опосредованное воспитание благодаря творческому прочтению, осмыслению русской классики, фольклора, книг по истории, искусству, отечественной культуре. Отсюда следует, что уникальной средой воспитания ребенка в атмосфере духовности, творчества, свободного и радостного общения с умными и добрыми книгами является библиотека.

             В музее проводятся «Уроки Мужества», уроки по окружающему миру,  если в музее есть экспозиция, перекликающаяся с темой урока, уроки истории.

            Я в своих классах  провожу цикл музейных занятий «Уроки Мужества»

Цель занятий:

·        познакомить школьников с историческим прошлым своего села,  школы,  с участниками Великой Отечественной войны, с заслуженными ветеранами труда, с выпускниками- медалистами, с мастерами-умельцами, поэтами и писателями-земляками. 

В ходе таких занятий я играю роль «проводника» в мир обыкновенных вещей. Знакомлю ребят с этим миром, вооружившись новыми эффективными методами и приемами включения предмета в учебно-воспитательный процесс.

          Провожу  уроки  по окружающему миру начиная с  1 класса – Тема урока «Откуда в дом приходит электричество?» Начало урока в классе, а затем продолжение в музее – знакомимся с русской избой, предметами утвари и с приборами, освещавшими избу, в те времена, когда не было электричества.

Урок «Откуда приходит в дом вода?» также  проводится и использованием экспонатов музея. Знакомимся с коромыслом, разными видами старинных умывальников, ведер.

«Когда появилась одежда?» - знакомимся с экспонатами музея – старинной одеждой, с ткацким станком, видами материала. 

Детям всегда интересно посетить музей - столько впечатлений, обсуждений, рассказов. 

            Тесно сотрудничаю с библиотеками.  Работники сельской взрослой и детской библиотек проводят игры, тематические беседы, конкурсы. И все это дает определенные положительные результаты.

            Педагогика сотрудничества, социального партнерства, музейная педагогика, оказывают неоценимую помощь в процессе воспитания, помогает ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, и также включает в сферу культуры.

              А на основании проведенных диагностик уверенно можно сказать, что  сотрудничество на основе социального партнерства и музейной педагогики в значительной мере способствуют духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Пути решения проблем духовно-нравственного воспитания школьников"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Руководить нравственным воспитанием - это создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни,  который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце. Так сказал В.А. Сухомлинский о нравственном воспитании. В своей статье я рассматриваю один из путей решения проблем в области духовно-нравственного воспитания обучающихся: воспитание на основе социального партнерства и музейной педагогики. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения.  

 

 

 

       

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 391 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 1736
    • DOCX 45.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хребтищева Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хребтищева Людмила Николаевна
    Хребтищева Людмила Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 56580
    • Всего материалов: 28

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1211 человек из 82 регионов

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе