Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Путеводитель "Православная святыня Курской земли"

Путеводитель "Православная святыня Курской земли"

Удеревский филиал

МКОУ«Стакановская СОШ имени лейтенанта А.С. Сергеева»

Черемисиновского района Курской области





hello_html_m61182130.gif







Автор: Экологический отряд «ЭКОС»

Руководитель: Грачёва Лариса Ивановна








УДЕРЕВО – 2017

Содержание


Введение…………………………………………………………………………...2


Экскурсионный маршрут «Православные святыни Курской земли»………...4


I. «Курск. Красная площадь. Знаменский Кафедральный Собор»……………4


II. Земля, овеянная славой — святая Курская земля……………………………8


1. Остановка «Знаменская церковь в селе Тазово»……………………………..9


2. Остановка «Церковь Богоотец Иоакима и Анны»………………………….10


3. Остановка «Коренная пустынь»……………………………………………..11


4. Остановка «Историко-мемориальный музей «Командный пункт Центрального фронта»…………………………………………………………..28


III. Свя́то-Тро́ицкий храм в Щиграх…………………………………………..37


IV. Храм-памятник в Стаканово……………………………………………….40


Заключение ………………………………………………………………………50


Литература……………………………………………………………………….51


















ВВЕДЕНИЕ

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

Но душа опять будет стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

Последнее время большое внимание уделяется вопросам краеведения и проблемам развития Российской глубинки. В старину русский человек не представлял себе родины без «чудного и дивного» храма. Вся жизнь людей была связана с ним. Православная Церковь объединяла и объединяет народ в будни и праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения. В храме крестились, узнавали новости, проводили торги.
В настоящее время идет процесс восстановления ранее разрушенных храмов, возвращения монастырей и церквей верующим. Возрождение национальной культуры и исконных традиций, духовно-нравственных ценностей и православных святынь связано с сохранением нации и Отечества. Государство, Церковь и народ – та сила, которая способна бережно сохранить культурное наследие России и передать его будущим поколениям. Сохранение общехристианской культуры, а значит и духовно-нравственных ценностей – это главная мировая проблема современности, ибо без прошлого нет и будущего. Обращение к духовным традициям русского народа поможет восстановить былую славу России.
      Курский край – удивительное место, богатое своей великой историей. Каждый, кто хоть раз бывал в Курске и его окрестностях, не может не отметить тот факт, что в городе и области огромное количество храмов. Все они – действующие, а подавляющее большинство из них – это архитектурные памятники, дошедшие до современников сквозь войны, революции и лихие годы неверия и безбожности. Древняя Курская земля ранее других уголков России уже в начале 12 века была христианской. Об этом свидетельствует запись в "Истории Русской Церкви": "Один только из древнейших городов Курск был христианским ранее прочих соседних мест".

Наша древняя земля богата святынями. У нас в школе есть факультатив «Основы православной культуры». На нём мы узнаем много нового об этих святынях. А ещё мы решили разработать проект экскурсионного маршрута «Православные святыни Курской земли».

Мы выбрали эту тему, потому что в наше время она как никогда актуальна. Переживая сегодня период преображения, мы обращаемся к своим духовным истокам и традициям. И восстанавливаемые храмы становятся украшением сёл и городов.

Цель нашего проекта – показать, что земля Курская, как и любая часть России – край уникальной духовной культуры, запечатлённый в храмах, соборах, монастырях, Чудотворных иконах. Святые места Курска и его окрестностей – бесценные жемчужины, оставленные нам в наследство.

Задачи:

Знакомство с историческим наследием православной Земли Курской;

формирование духовно-нравственной личности на основе уважения исторического, духовного, культурного и трудового наследия своего края; развитие экскурсионного туризма.

Гипотеза: если мы будем знать историю своей страны, своей малой Родины, то можно сохранить и развить традиции служения Отечеству.

Тип проекта: коллективный, творческий.

Новизна проекта: поиск новых представлений о культурном и духовном потенциале нашего края и развитие интереса к изучению истории своей малой Родины.

Временные рамки работы над проектом: март – сентябрь 2013 года.

Проект экскурсионного маршрута предусматривает посещение Знаменского собора в Курске, монастыря и историко-культурного центра "Коренная Пустынь", мемориального комплекса "Командный пункт Центрального фронта" в м. Свобода, Свято-Троицкого храма в Щиграх, церкви Владимирской Божьей Матери в с. Стаканово Черемисиновского района.

Категория участников: организованные туристические группы, индивидуальные туристы, официальные делегации.

Продолжительность экскурсии: 8 часов.

Километраж: 200 км.

Средство передвижения: автомобиль, автобус.








Экскурсионный маршрут

«Православные святыни Курской земли»


Друзья! Мы приглашаем вас в путешествие по нашей малой Родине.

Мы дарим вам экскурсионный маршрут по православному соловьиному краю, чтобы вы, оказавшись в наших краях, без труда могли познакомиться с духовным и культурным наследием нашей малой родины. Мы не можем вам рассказать обо всех православных святынях Курской земли, но мы очень хотим, чтобы у каждого, кто увидит эту красоту, пройдет здесь, укрепилось желание сохранить и защитить культуру нашего Курского края.


I. «Курск. Красная площадь.

Знаменский Кафедральный Собор»


Любому городу, большому или не очень, свойственно желание иметь в своем архитектурном облике нечто, отличающее его от других. Как правило, это храмы с давней, проверенной веками историей. Неподвластные времени, эти здания-символы плывут через эпохи, войны, революции, не снисходя до политической суеты... Нашему городу, в отличие от его соседей, повезло - он архитектурно узнаваем, прежде всего, по Знаменскому собору.

КУPCK, не угодивший татарам, уже давно лежал в руинах, когда божьей волей нашим предкам была дарована великая святыня - икона Знамения Пресвятой Богородицы. Разные чудеса ей приписываются, но одно из величайших - это возрождение самого Курска после нескольких веков забвения и упадка. А ведь вполне могло быть иначе - мало ли в курских землях городов, канувших в небытие, да так, что и место их забыто. Где Римов, Вьяхань, Попаш?..

На месте современного Знаменского собора в начале XVII века располагалась городская крепость Курска. В 1612 году Курск был захвачен и разорён семидесятитысячным войском польско-литовских интервентов под командованием гетмана Жолкевского. Неприступной для врагов осталась только героически оборонявшаяся под предводительством воеводы стольника Юрия Игнатьевича Татищева городская крепость. Своё избавление от гибели куряне приписывали заступничеству Божией Матери и в то же время дали обет в память этого события построить монастырь в честь Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», которая тогда находилась в царских палатах в Москве.

К 1615 году на месте современного собора была возведена деревянная церковь в честь Рождества Богородицы. В 1615 году царь Михаил Фёдорович Романов повелел возвратить в Курск чудотворную икону Божией Матери «Знамение», которая по его личному распоряжению в 1618 году была перенесена в Рождественский монастырь из городского Воскресенского собора. В 1631 году все монастырские строения сгорели при пожаре, возникшем от удара молнии.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича на месте деревянного заложили каменный соборный храм во имя иконы Божией Матери «Знамение», который был возведён к 1680 году строителем Московского Приказа каменных дел Семёном Белым и приказчиком Сергеем Калугиным. Деньги на строительство поступили из царской казны, а также от частных лиц. Новому каменному храму, имевшему два придела, в 1688 году государями Иоанном и Петром Алексеевичами и Софьей Алексеевной был поднесён в дар большой 57-пудовый колокол, отлитый мастером Фёдором Маториным, прослуживший около двухсот лет. В 1860 году треснувший колокол сняли с колокольни и торжественно установили на высокий постамент в северо-восточной части монастырской ограды. Новый собор имел 58 м в длину и 11,5 м в ширину; в 1752 году он был оштукатурен изнутри и снаружи, его единственная глава разобрана, а вместо неё возведено пять. В период с 1771 года по 1775 год, при архимандрите Викторе (Лодыженском), престол в Знаменском храме был обложен вызолоченной медью, с изображением страстей Христовых, а иконостасы были украшены новой живописью и позолотой. В 1775 году купола Знаменского собора позолотили. В 1815 году обветшавший Знаменский собор был разобран.

Строительство каменного большого Знаменского собора в Курске началось в 1816 году и продолжалось 10 лет. Храм в виде креста увенчивал сферический купол. От основания до вершины купола высота собора 48 метров. Внутреннее пространство храма все залито светом, проникающим через высокие и широкие окна купола. В истории Знаменского собора были тяжелые годы, когда из-за людского невежества архитектуре здания наносился большой вред. Впервые такое случилось в середине XIX века, когда неудачные перестройки изменили северный фасад здания и грубо исказили первоначальную архитектуру. Вторично зданию был нанесен ущерб в середине 30-х годов прошлого века. Были снесены парные колокольни и четыре угловых купола. В эти же годы здание собора стали использовать как кинотеатр. И только в 1992 году храм вновь был передан верующим и возобновленному Знаменскому монастырю. Строители сразу приступили к работе: были разобраны 12 колонн, фальшивый купол. Наконец-то, в храм снова проник первый солнечный луч – ведь после перестройки великолепного храма под кинотеатр, центральная его часть освещалась только искусственным светом. Строителям пришлось вывезти более 600 тонн железобетонных конструкций. Над восстановлением и реставрацией собора работали художники Санкт-Петербургской академии художеств. Внимательно изучив по прежним фотографиям прежнюю соборную роспись, художники-академисты во главе с академиком живописи Александром Быстровым стремились придать росписям прежний, исторический вид. Посильный вклад в реставрацию внесли прихожане, администрация области, предприниматели, руководители предприятий. К всероссийским торжествам в честь 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского роспись собора была завершена. Он приобрел столь великолепный вид, что посещающие его в наши дни куряне с радостью и восторгом взирают на величественное убранство главного собора курской земли. Знаменский собор всегда был не только символом, но живым сердцем Курска, откликающимся на все события, происходящие в людских судьбах и в судьбах Отечества.

История Знаменского собора неотделима от истории великой русской святыни - уже восьмое столетие почитаемой иконы «Знамение» Курской-Коренной, чудесное обретение которой летописные документы относят к концу XIII века. В те тяжелейшие времена татарского нашествия город Курск и его разоренные земли пришли в полное запустение и заросли лесами. Один из благочестивых жителей Рыльска, охотясь однажды в лесной чаще, в нескольких верстах к северо-западу от Курска на берегу реки Тускари обнаружил лежащую у корней дерева небольшую икону, обликом своим подобную знаменитой иконе «Знамение»; спасшей жителей Новгорода при осаде его суздальцами в 1169 году. Тут же свершилось и первое чудо — на месте находки забил полноводный источник. Произошло это 21 (8 по ст. ст.) сентября 1295 года — в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Вскоре началось всенародное почитание новообретенной чудотворной иконы, получившей наименование Курская-Коренная, то есть найденная у корней. Во время нового набега татар в 1383 году святыню, хранившуюся в часовне на месте обретения, варвары разрубили на две части, а верного ее хранителя, священника по прозванию Боголюб, увели в плен. Спустя некоторое время священник, выкупленный из плена, разыскал расколотые части святого образа. Когда он сложил обе половины иконы, произошло новое чудо - они мгновенно сверхъестественным образом «срослись». Около двухсот лет чудесно восстановившийся образ «Знамения» пребывал во вновь отстроенной на том же месте часовне, пока слава о чудесах, происходящих от него, не достигла столицы.

В 1597 году царь Феодор Иоаннович и патриарх Иов торжественно встречали святыню в Москве. По царскому повелению к небольшой по размеру иконе было изготовлено обрамление из кипарисового дерева, расписанное образами Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. В такой композиции икона и сохранилась до нашего времени. В том же году царским указом на месте обретения иконы была основана Курская Коренная пустынь, куда с подобающим торжеством была водворена святыня. В Смутное время икона опять оказалась в Москве, и только в 1615 году, снисходя к усердному прошению курских граждан, государь Михаил Феодорович Романов повелевает вновь перенести ее с великой честью в родную обитель.

Прошению курских жителей предшествовало уже упоминавшееся событие — героическая оборона города 1612 года, в честь которой по обету горожан и был воздвигнут в Курске монастырь с его соборным Знаменским храмом, который с 1618 года становится почетным местом хранения иконы «Знамение». Тогда же зарождается своеобразный чин знаменитых ежегодных крестных ходов с перенесением Знаменской иконы и традиция ее попеременного пребывания в Коренной пустыни и в городском соборе.

В ноябре 1919 года икона «Знамение» Курская-Коренная вместе с отступающими частями Добровольческой армии покинула курские пределы. Ее увозили на своих руках, спасая от поругания, архиепископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов; на кафедре: 1917-1919), настоятель Коренной пустыни архимандрит Варнава, иеромонах Гермоген (Золенко; 11958), окончивший жизнь архимандритом на покое в Иерусалиме, иеромонахи Аристарх, Смарагд, Герман, Елеазар, Михаил и Августин, архидиакон Иоанникий и четыре иеродиакона. А уже в марте 1920 года на пароходе «Святой Николай» Курская чудотворная икона в сопровождении владыки Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России.

В последние годы икона уже несколько раз побывала на исторической родине. В конце сентября этого года её вновь привезли в Курск. Побывала она и в Коренной Пустыни.


II. Земля, овеянная славой — святая Курская земля


Мы продолжаем свою экскурсию. Наш путь от Знаменского собора лежит через весь город. Нам нужно проехать более трёх десятков километров, так как следующий экскурсионный объект – посещение местечка Свобода, пешеходная экскурсия по территории мемориального комплекса «Командный пункт штаба Центрального фронта», посещение музея, рассказывающего о боевой деятельности штаба Центрального фронта и блиндажа К. К. Рокоссовского.

В этом же посёлке, на скате холма, расположен православный монастырь, который глава Русской православной церкви назвал самым значимым духовным центром на Юге России, поэтому сюда приезжают многочисленные паломники и совершаются экскурсии по православной тематике. А экспозиция «Историко-культурного центра» знакомит экскурсантов с основными этапами истории монастыря, посёлка, знаменитой Коренной ярмарки.

1. Остановка «Знаменская церковь в селе Тазово»


По дороге из областного центра до Коренной пустыни одним из многочисленных объектов, заслуживающим экскурсионного внимания, является Знаменская церковь в селе Тазово. Кирпичный храм под восьмигранным барабаном с луковичным куполом выполнен в русско-византийском стиле, имеет боковые приделы (в честь Святителя Николая и Преподобного Серафима Саровского) и шатровую колокольню. Он возведён в 1850 году на основе образцового проекта К. А. Тона, освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение».

В начале ХХ века при храме числилось 39 десятин земли, вместе с усадьбой и пахотной. На церковной усадьбе располагались дом священника, церковная сторожка, каменная колокольня и деревянная кузница. При храме находился староста из зажиточных крестьян, жертвовавший на содержание прихода собственные сбережения. В это же время в храме по решению прихожан была написана фреска, изображавшая Льва Толстого, сгорающим в геенне огненной.

В 1937 году после ареста настоятеля храма отца Фёдора постройки церкви были разрушены, фрески храма изуродованы, а колокола сброшены на землю и расколоты. Сам храм стал использоваться в качестве зернохранилища.

Богослужения были возобновлены в 1942 году и с этого времени больше не прекращались. Восстановление храма проведено за счёт сил и средств прихожан и благотворителей.


2. Церковь Богоотец Иоакима и Анны


Наш путь продолжается. И на нашем пути с. Долгое, а в нём церковь Богоотец Иоакима и Анны. Она тесно связана с Курской Коренной пустынью — и не только в силу территориальной близости к ней. Сохранилось предание, что этот храм поставлен на месте, где священник Боголюб нашел одну из половин разрубленной татарами Курской Коренной иконы.

О строительстве церкви на месте столь знаменательной находки сообщает в «Летописи церкви Иоакима и Анны села Долгое, Курского уезда» диакон Никита Матвеевич Колмаков, служивший в Долгом с 1841 по 1881 год. Из этой «Летописи» (не оконченной автором, или же утратившей свое окончание уже после его смерти) становится известно, что деревянный храм простейшей архитектуры — «церковь устройством своим имела вид прямого четырехугольника, сделана была из разного леса» — появился в Долгом в XVII веке.

В августе 1756 года по просьбе братии монастыря и крестьян сел Долгое, Будановка, Тазово и др. был учинен «указ на постройку приходской церкви в деревне Долгое под именем праведных Богоотец Иоакима и Анны». 24 июня 1770 года церковь была освещена. Это был деревянный храм и имел вид прямого четырехугольника, сделан из разного леса и окрашен красной краской, потому называли его еще «Красной церковью».

Через много лет деревянный храм было решено заменить на каменный. Средства были собраны достаточно быстро. Новый храм построен в 1852 году по одному из образцовых проектов известного архитектора К. Тона, типичных для середины XIX века. Строительство велось в два этапа, сначала был выстроен храм, увенчанный пятью куполами, позже к нему пристроилась трапезная с трехярусной колокольней. При храме построили каменную школу.

В 1930-х церковь была закрыта, и только в 1988 году возвращена верующим. Минуло несколько десятков лет с момента запустения храма до его возрождения. Десятки прихожан откликнулись на благое дело – возрождение местных святынь. Бесчисленные тонны мусора и грязи были убраны из храма, восстановлены кровля, полы, настенная роспись, иконостас и все убранство храма. Возвращены старинные иконы и утварь. В настоящее время церковь свв. прав. Богоотец Иоакима и Анны восстановлена, отреставрирована и в цокольном этаже устроен придел Всех Святых.

Ежедневно в храме совершаются требы, в воскресенье и праздничные дни совершаются Божественные литургии и молебны святым.

Недалеко от храма, на реке Тускарь о. Петром Юрочко сооружена крестильня для людей любого возраста с полным погружением. При храме открылась православная библиотека. Ведется строительство нового здания, где будет помещаться воскресная школа, крестильня для малышей и взрослых, библиотека с читальным залом, архив и музей храма.

Храм в русско-византийском стиле и по сей день украшает собой окрестности Курской Коренной пустыни.



3. Остановка «Коренная пустынь»


Храм Божий на горе мелькнул,

И детски-чистым звуком веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

И шепчет голос неземной:

"Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой".

Н.А. Некрасов

Наша следующая остановка - Курская Коренная пустынь, мужской монастырь в местечке Свобода Золотухинского района Курской области. Третьим духовным центром Алексей II назвал «Коренную пустынь». В ходе экскурсии мы предлагаем туристам посетить храмы возрожденной пустыни, святые источники, взглянуть на список с чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной.

Среди древних русских обителей Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь является одной из самых известных. Это один из первых монастырей в Курском крае.

Коренная пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь, в 30 километрах от Курска по направлению на север. В темной синеве обширного коренского леса сияли золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускались к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, напоминая сходы в пещеры Киево-Печерской лавры или прибрежные афонские монастыри. Основана пустынь была в 1597 году по указу царя Федора Иоанновича на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение».
      Строительство пустыни более четырех столетий назад в самом начале шло трудно. Первым настоятелем здесь был игумен Ефимий, постриженный в монашество из священников города Рыльска. Время было неспокойное, крымские татары постоянно нападали на Московскую Русь и держали в напряжении все южнорусские города и села. В «смутное время», в 1604 году, многие русские города были взяты войсками самозванца Гришки Отрепьева, именовавшего себя сыном Иоанна Грозного. Лжедмитрий, готовя поход на Москву, обосновался в Путивле. Чтобы привлечь на свою сторону народ, затребовал к себе чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курскую-Коренную. Со слезами на глазах проводили святыню курские жители, многие из них дошли с нею до Путивля. Хитрый самозванец встретил святыню с подобающей честью. При взятии Москвы он установил ее в царских чертогах. А только что построенную Коренную пустынь в отсутствие иконы разорили крымские татары. После разорения Коренная пустынь в 1611 году трудно отстраивалась. В 1617 году в ней была возведена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященная в 1618 году. Тогда же была принесена в монастырь чудотворная икона. Сюда же святыня вернулась из Москвы, где пробыла все «смутное» время, а после изгнания из столицы Лжедмитрия некоторое время находилась в доме князя Дмитрия Пожарского.
      В 1634 году и Курск, и Богородицкий монастырь были разорены поляками, а через 9 лет город пострадал от крымских татар. Однако Коренная пустынь в те годы осталась невредимой. В 1701 году в пустыни устроено монашеское общежитие. В 1703 году вместо бывшей деревянной построена двухэтажная Рождества пресвятой Богородицы каменная церковь. В нижней церкви придел был освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1708 году в пустыни возведены Святые врата с церковью над ними и двумя престолами: в 1726 году освящен престол святого Архистратига Михаила, в 1729 году – престол Преображения Господня.
      Успешным в строительстве монастыря стал период начала XVIII века. В 1713 году над местом явления иконы выросла церковь «Живоносный Источник» - память усердия к ней первого отечественного фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. В 1764 году монастырь стал независимым от Знаменского монастыря. К концу XVIII века пустынь имела вполне завершенный вид. По обе стороны Святых ворот расположились настоятельские и братские кельи в два этажа. В левой стороне монастыря заложена в 1797 году Всехсвятская церковь. За монастырем в 1793 году построены два гостиничных двора. Имелся большой монастырский сад. Император Павел I пожаловал святой обители земли и мельницу в селе Долгом. В начале XIX века в монастыре духовно трудилось 30 монашествующих. В 1806 году Указом Святейшего Синода было дозволено оставлять в пустыни чудотворную икону до 12 сентября. Строительство Всехсвятской церкви завершилось при иеромонахе Палладии, освящена она была в 1819 году. Палладий стал первым архимандритом Коренной пустыни. С 1832 по 1835 годы в обители построены крутые каменные сходы, идущие от верхней монастырской площади к нижней церкви «Живоносный Источник». Они удивительно стройно вписывались в ансамбль церкви, создавая максимальные удобства для богомольцев. Со всех ступенек и площадок видна была середина церкви и прекрасно слышалось совершаемое в ней богослужение (сходы в настоящее время восстановлены в прежнем виде).
      1 июля 1852 года в пустыни по проекту известного архитектора К.А. Тона закладывается новый храм на месте ставшей к середине XIX века ветхой церкви. В 1860 году построен и освящен собор Рождества Пресвятой Богородицы. В начале 20 века монастырь представлял из себя замечательный архитектурный ансамбль. Раскинувшись на высоком живописном берегу реки Тускарь среди громадного парка, он издалека манил путника позолоченными главами храмов и колокольни.
      Коренная пустынь же после революции разделила судьбу России. С приходом советской власти монастырь закрыли. В 1923 году сходы к источнику разобрали, храм Рождества Пресвятой Богородицы взорвали, а на колокольне устроили смотровую площадку для обитателей дома отдыха, каковым стала Коренная пустынь. Сам поселок, именовавшийся в честь монастыря, назвали «Свободой». Источник зацементировали, даже выставили возле него дружинников. Но вода пробилась сразу в нескольких местах. Сегодня родников у Коренной пустыни 16, и каждый из них обладает особыми лечебными свойствами. Все они ручейками сбегают в речку Тускарь.
      В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов Курск был оккупирован фашистами. И именно здесь совершилась победоносная Курская битва, имевшая переломное значение для всей войны. Командный пункт маршала Константина Рокоссовского находился в монастырском саду Коренной пустыни, совсем рядом с чудотворным источником.
      История Курской Коренной святыни, пройдя через период отрицания, вновь вернулась на круги своя. В августе 1989 года состоялась первая служба и Крестный ход со списком чудотворной иконы. И с этого момента при неустанных заботах архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия началось возрождение Курской Коренной пустыни как памятника 16 века.

Коренная пустынь, как и в прежние века, являет собой пример живоносного источника, питающего российский народ живительными силами православной веры. Мы предлагаем Вам пройтись по территории монастыря и разглядеть его достопримечательности.

А начать экскурсию нужно с посещения скульптурной композиции на Знаменской площади у входа в монастырь – фонтана.

Это памятник в честь чудесного обретения в 1295 году иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной. Освящение памятника состоялось 14 августа 2003 года. Автором памятника является курянин, знаменитый скульптор, народный художник России, академик, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков.
Памятник представляет собой композицию, изготовленную из бронзы и меди, изображающую момент обретения святого образа у корней древа. Один из охотников возносит новообретенный образ Богородицы, а другой осеняет себя крестным знамением. В мраморный постамент композиции включены литые медальоны-клейма, изображающие фрагменты истории Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение».
Святой образ, явленный более 700 лет назад, - одна из древнейших икон Русской Православной Церкви. Ныне она является главной святыней Русского зарубежья и пребывает в Нью-Йорке, в Знаменском соборе Русской Православной Церкви Заграницей.
На протяжении веков икона прославилась множеством чудес, среди которых - самоисцеление образа после рассечения его татарами, исцеление от недуга отрока Прохора Мошнина - будущего святого Серафима Саровского, чудесное спасение курского Знаменского собора от пытавшихся его взорвать злоумышленников. Список с этой иконы сопровождал русскую армию в победоносных походах А.В.Суворова и М.И.Кутузова.

Декоративный источник на территории монастыря, напоминает о событиях 1295 года, когда по преданию в корнях большого вяза была обнаружена икона Богородицы, из-под которой забил чудотворный источник.

Слева у собора находится памятник преподобному Серафиму Саровскому, установленный несколько лет назад в центральной части монастыря. Автор скульптуры – Вячеслав Клыков. Такая же скульптура установлена и у нас в Черемисиновском районе в с. Покровском.

Местечко Свобода также известно в истории как место Коренной ярмарки, которая к концу XVIII века по своим торговым оборотам занимала среди русских ярмарок третье место и даже привлекала на свой рынок иностранный капитал.

История Курской Коренской ярмарки уходит своими корнями в глубину веков. Первое официально засвидетельствованное упоминание о ней относится к 1708 году. Монастырское же предание относит ее начало к 1618 году, к началу крестных ходов, и связывает ее зарождение с большим стечением богомольцев в Коренную пустынь.

До 1764 года Коренская ярмарка находилась в ведении Знаменского монастыря, затем была передана в казну. По Указу Екатерины II для Коренской ярмарки был построен каменный гостиный двор. «Чтоб строение гостиного двора для бывающей близ Курска Коренской ярмарки по утвержденному от нас плану удобнее в действие произведено быть могло, повелеваем оно предоставить градскому обществу сего города, с тем чтобы они выстроили означенный двор гостиный каменный по плану и за то пользовались с лавок и других тут мест (увольнение от уплаты поземельных денег) в течение 20 лет…».

По указу императрицы Екатерины II в 1787 году Коренская ярмарка получила общероссийский статус, а с 1824 года стала международной. В некоторые годы второй половины XIX столетия оборот ярмарки доходил до 7 миллионов рублей – сумма громадная по тем временам.

Торговали товарами на все случаи жизни – от швейных иголок и пуговиц до верхней одежды, убранства домов, съестных изделий. Товары стекались не только из различных уголков России, но и из Италии, Персии, Малой Азии, Турции, Греции, Ионических островов, Австрии.

Второе рождение Курская Коренская ярмарка обрела на заре XXI века. Митрополит Ювеналий обратился к губернатору Александру Михайлову с просьбой поддержать возрождение Коренской ярмарки. И получил положительный ответ и поддержку. «Уверен, что возрождение духовных, культурных и экономических традиций, одной из которых является Коренская ярмарка, послужит развитию и процветанию Курской области».

Год от года увеличивается число участников Курской Коренской ярмарки из стран ближнего и дальнего зарубежья, расширяется ее география: Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, в работе ярмарки принимали участие делегации из Казахстана, Болгарии, Польши, Венгрии, Сербии, Китая и Вьетнама. Высока и экономическая отдача от ярмарки: на ней традиционно заключаются сделки, оформляются контракты, подписываются соглашения о сотрудничестве, протоколы о намерениях. Проведение Курской Коренской ярмарки помогает товаропроизводителям находить новые рынки сбыта своей продукции, расширять список партнеров, что оказывает положительное влияние на экономику нашей области.

За годы существования возрожденной Коренской ярмарки на ней побывало немало известных людей. Постоянным гостем ярмарки стали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко и губернатор Белгородской области Евгений Савченко. На ярмарке побывали кинорежиссер Никита Михалков, народный художник России Вячеслав Клыков, артисты Ярослав Евдокимов, Надежда Бабкина, Надежда Чепрага и многие другие.

В начале июля 2013 года Курская Коренская ярмарка вновь собрала большое количество участников и гостей, вновь раскинула свои ряды, вновь зашумела разноголосьем, заиграла красками.

Если Вы окажетесь в Девятую пятницу после Пасхи в Коренной пустыни, мы советуем Вам обязательно посетить ярмарку, ведь она ежегодно напоминает о старых традициях, утверждая новые и служа процветанию Курского края.

А историко-культурный Центр «Коренная Пустынь» приглашает Вас познакомиться с историей Лавры Курского края Коренной Пустыни.


4. Остановка «Историко-мемориальный музей «Командный пункт Центрального фронта»


Рядом с Коренной Пустынью, в бывшем монастырском саду, расположен мемориальный комплекс «Командный пункт Центрального фронта», который отметил 40-летие в этом году. 70 лет назад, в дни Курской битвы, здесь находился блиндаж, в котором держал нити управления командующий фронтом, генерал армии К.К. Рокоссовский. Он руководил ожесточенными боями у известных всему миру Понырей, Ольховатки, Малоархангельска, где решалась судьба всей страны.

Сегодня о тех незабываемых днях рассказывают памятники, орудия, танк Т-34, материалы музея, где находятся бесценные реликвии самоотверженного подвига героев Огненной Курской дуги. Проходят годы, сменяются поколения, но невозможно предать забвению память героев. И гости, приезжающие в эти святые места, осознают, что мы – единый народ, наследники великой истории России.  


Мемориальный комплекс «КП Центрального фронта»


В 1963 году, в 20-ю годовщину разгрома немецко- фашистских войск в районе Курского выступа, местечко Свобода посетил Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский. Он побывал на том месте, где в 1943 году размещался КП и штаб фронта, территория которого к тому времени, к сожалению, превратилась в пустырь и от инженерных сооружений военного времени кроме котлованов ничего не осталось. Константин Константинович стал вспоминать, где находились блиндажи командования и различных служб фронта.

После отъезда Маршала Совет ветеранов м. Свобода под председательством Н. И. Морозова принял решение о строительстве мемориального комплекса и создании военно- исторического музея «КП Центрального фронта».

Церемония открытия мемориального комплекса состоялась 5 августа 1973 года. В составе делегации почетных гостей Московского военного округа, которую возглавлял Павел Иванович Батов, Дважды Герой Советского Союза, бывший командующий 65-ой армией в 1943 году, был и летчик-ас Иван Никитович Кожедуб, Трижды Герой Советского Союза. В период Курской битвы он открыл счет сбитым самолетам: 6 июля 1943 года сбил бомбардировщик Ю-87, 7 июля - второй, 8 июля - два истребителя противника.


Нет границ величию подвига солдата


Центральные аллеи мемориального комплекса ведут к памятнику Воину-Победителю. На возвышающемся кургане установлена фигура Солдата высотой 6,5 метра, с победным жестом - поднятой вверх правой рукой. В его левой руке зажат автомат, свидетельствующий о постоянной бдительности и готовности защитить мир на Земле.

Победа в Курской битве стала возможной благодаря мужеству, отваге и массовому героизму советских воинов.

За пятьдесят суток боев на Курской дуге противник потерял более полумиллиона человек, до 1500 танков, 3000 орудий, более 3700 самолетов. В Курской битве были разбиты 30 отборных фашистских дивизий, в том числе 7 танковых.

Маршал Георгий Константинович Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» именно о Солдате написал: «Его кровью и потом была добыта Победа над сильным врагом. Он умел прямо смотреть в глаза смертельной опасности и проявил при этом высшую доблесть и героизм. Нет границ величию подвига советского солдата в Великой Отечественной войне Советский солдат заслужил памятник на века от благодарного человечества».


Боевой состав Центрального фронта


Справа от памятника Воину-Победителю установлена стела «Боевой состав Центрального фронта», на которой перечислены 7 армий, входивших в 1943 году в его состав, из них 5 - общевойсковых, 1 - танковая, 1 - воздушная армии:

13-я армия - командующий генерал -лейтенант Н.П. Пухов;

48-я армия - командующий генерал-лейтенант П. Л. Романенко;

70-я армия - командующий генерал-лейтенант И.В. Галанин;

65-я армия - командующий генерал-лейтенант П.И. Батов;

60-я армия - командующий генерал-лейтенант И.Д. Черняховский;

2-я танковая армия – командующий генерал-лейтенант А.Г. Родин;

16-я воздушная армия - командующий генерал-лейтенант С.И.Руденко.

На 12 мраморных плитах перечислены корпуса, дивизии, бригады, полки, входившие в состав Центрального фронта и принимавшие участие в сражении летом 1943 года в районе Курского выступа.

Слева от памятника Воину-Победителю установлены противотанковые надолбы - металлические балки, выступающие из земли, наклоненные в сторону противника. Такие же надолбы и «ежи» - переносное средство для устройства заграждений - сохранились на месте былых сражений на Северном фасе Курской дуги, в районе станции Поныри.


Блиндаж К. К. Рокоссовского


Интерес посетителей музея и мемориального комплекса вызывает экскурсия в блиндаж.

Этот блиндаж - реконструкция одного из 18 блиндажей штаба Центрального фронта. Он восстановлен по чертежам Маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, начальника инженерных войск Центрального фронта в 1943 году.

Блиндаж представляет собой небольшой подземный дом из дуба, состоящий из нескольких помещений. В 1943 году дуб доставляли из «темного леса», расположенного в 18 километрах от Свободы. Чтобы создать элементарный уют в кабинете командующего фронтом, стены обшили фанерой, а позже отделали линкрустом синего цвета, который удалось снять с трофейных немецких вагонов (музейным сотрудникам линкруст достать не удалось).

Первое помещение блиндажа - небольшая приемная на 5-7 человек, предназначенная для дежурного адъютанта. Второе - рабочий кабинет К. К. Рокоссовского, с 2-х тумбовым столом, покрытым зеленым сукном, на котором письменный прибор и внутрифронтовой телефон американского производства (такие аппараты американцы поставляли в нашу страну по лендлизу). Слева установлен телефон правительственной связи ВЧ, рядом настольная лампа. Здесь же на этажерке небольшая библиотечка, состоящая из книг, которые читал командующий: работы Сталина, Ленина, Фрунзе, Калинина, «Наука побеждать» Александра Суворова, томик рассказов Антона Чехова. На стене карта боевых действий в период Курской битвы. Константин Константинович был очень скромным человеком. Это подчеркивала и та спартанская обстановка, которая его окружала. В этом можно лишний раз убедиться в соседней комнате отдыха: походная кровать, покрытая солдатским одеялом, в углу небольшое зеркало и умывальник, на полу «денщик» (нехитрое приспособление для снятия сапог).

Рядом с комнатой отдыха была вентиляционная комната, откуда в блиндаж поступал свежий воздух. Отсюда шла лестница - запасный выход на случай бомбежки. Но этим выходом К. К. Рокоссовский ни разу не воспользовался, так как в тот период не было налетов вражеской авиации.

Блиндаж был хорошо замаскирован и довольно крепкий, глубиной до пяти метров: из многолетнего дуба в 7 накатов, между каждым накатом по полметра земли. Блиндаж не отапливался, так как К. К. Рокоссовский находился в нем лишь в июле - первой половине августа. Электрическое освещение в блиндаже и на всей территории Командного пункта обеспечивали четыре электроподстанции.


Военно-исторический музей «КП Центрального фронта»


9 мая 1975 года на территории мемориального комплекса в торжественной обстановке был открыт военно-исторический музей «КП Центрального фронта». Экспозиция рассказывает о работе отделов и управлений штаба Центрального фронта в период подготовки и в ходе Курской битвы.

Центральный фронт образован по приказу Ставки Верховного Главнокомандования 15 февраля 1943 года. Командующим фронтом был назначен генерал-полковник Константин Константинович Рокоссовский, начальником штаба генерал-лейтенант М. С. Малинин, членом Военного совета - генерал-лейтенант К. Ф. Телегин. Штаб и управление Центрального фронта размещались в Ельце, в район которого спешно передислоцировалось огромное штабное хозяйство и войсковые соединения.

К.К. Рокоссовский вспоминал: "В апреле, в связи с участившимися налетами вражеской авиации на Елец, крупный железнодорожный узел, и продвижением войск фронта далеко вперед, в новой обстановке появилась необходимость перенести КП ближе к войскам. Поэтому мы перебрались в населенный пункт Свобода севернее Курска. К этому времени заботами нашего штаба новый КП был полностью подготовлен и связан со всеми армиями и соединениями, а также с соседними фронтами справа и слева".

Здесь, в местечке Свобода, Военный совет и командование фронта принимали решения, под их руководством штаб и отделы Полевого управления фронта разрабатывали важнейшие оперативные документы.

Общий замысел Верховного Главнокомандования по разгрому врага на Курском выступе предусматривал огромный объем инженерно-технических работ: оборудовать три полосы обороны, три фронтовых оборонительных рубежа с широко развитой системой огня, общая глубина которых составляла 250-300 км. Сейчас трудно даже представить, как за два месяца успели возвести восемь оборонительных полос и рубежей. Только в полосах Центрального и Воронежского фронтов их протяженность составила 2590 километров. Траншеи и ходы сообщений в них составили около 8 тысяч километров.

Рокоссовский руководил ожесточенными боями у известных всему миру Понырей, Ольховатки, Малоархангельска, где решалась судьба всей страны.

В парке установлен памятник К.К. Рокоссовскому.


III. Свя́то-Тро́ицкий храм в Щиграх


 Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся все ближе и ближе к Орловской области. На нашем пути Щигры. Это город в Курской области России. Он получил своё название от реки Щигор. В свою очередь название реки произошло от народного термина щигор (мн. число щигры) — «облесенный гребень узких межбалочных бугров».
     На месте современного города с XVII века существовало село Троицкое, получившее своё название по находившейся в нём церкви Живоначальной Троицы, при крепости на реке Щигор. Крепость была создана для защиты от набегов крымских татар и являлась одной из тыловых крепостей на случай прорыва Белгородской черты. Каменных строений в крепости не было. К концу XVIII века крепость полностью утратила оборонное значение и была срыта. В 1779 год году из земель бывших Курского, Ливенского и Старооскольского уездов был образован Щигровский уезд. Село Троицкое при крепости на реке Щигор получило статус уездного города Щигры. Число жителей в только что образованных Щиграх составляло 807 человек.
К 1785 году число жителей достигло 1412 человек. Домов — 233. Строения все деревянные. В городе была одна Церковь Живоначальной Троицы. Фабрик и заводов в городе не было. Площадь города составляла около 150 десятин (примерно 1,64 км2).

В 1801 году в городе построен каменный Свято-Троицкий Собор. Около него мы и сделаем следующую остановку.




Свя́то-Тро́ицкий храм — пятипрестольный православный храм, по состоянию на 2012 год является кафедральный собором Щигровской Епархии Курской Митрополии Русской православной церкви. При храме действует Свято-Троицкое братство, являющееся одним из самых крупных производителей резной церковной утвари в России.

Каменный Свято-Троицкий храм в Щиграх был построен в 1796—1801 годах, в соответствии с «Планом городу Щигрову», утверждённым Екатериной II 10 мая 1785 года. По другим данным строительство было завершено в 1802 году. Храм первоначально представлял собой однокупольную церковь, пять колоколов были установлены на столбах.

Позднее храм был перестроен, предположительно на пожертвования прихожан, поскольку сведений об этом не сохранилось. В результате перестройки он стал пятикупольным, рядом была построена высокая колокольня. В храме было пять престолов: главный во имя Живоначальной Троицы, в приделах с правой стороны — во имя Пресвятой Богородицы в честь её иконы Неопалимая Купина и Тихвинская, с левой — во имя Святого Митрофана, епископа Воронежского, в верхнем приделе с правой стороны — во имя святителя Николая Чудотворца, с левой — во имя Святого Тихона, епископа Воронежского и Задонского чудотворца. Церкви также принадлежали каменная сторожка и пятнадцать каменных лавок, одна из которых служила для продажи свечей. При храме действовала библиотека церковной литературы.

После Октябрьской революции 1917 года для церкви наступили трудные времена. Троицкий собор был закрыт. В здании храма был размещен зернопродуктовый склад. В 1930 году с храма сняли кресты и колокола, а купола были разушены. Постановлением Президиума Щигровского горсовета депутатов 13 января 1930 года бывшее здание храма было передано под дом культуры и отдыха.

Во время Великой Отечественной войны колокольня была разрушена в результате бомбардировки немецкой авиацией. В период оккупации в здании храма были устроены конюшня и пекарня.

После войны Свято-Троицкий храм был восстановлен. Богослужения возобновились в 1947 году. Последний настоятель Глинской пустыни архимандрит Модест, после её закрытия, служил в этом храме.

19 мая 1987 года настоятелем храма был назначен отец Зиновий (Корзинкин), который оставался на этом посту до апреля 2011 года. С 1988 года при храме действует воскресная школа. В середине 1990-х Зиновием организуется Свято-Троицкое братство, которое занимается возрождением церковных ремёсел и специализируется на изготовлении предметов церковно-прикладного искусства.

В 2007 году были восстановлены купола храма. По состоянию на 2007 год функционируют два придела: Центральный и Никольский.

Настоятелем храма с апреля 2011 года по апрель 2012 года являлся отец Кирилл (Мадекин). 6 апреля 2012 года настоятелем храма назначен Игумен Роман (Архипов).

IV. Храм-памятник в Стаканово


Следующую остановку нам нужно сделать уже в Черемисиново. Есть на Черемисиновской земле удивительный храм. Немного таких на свете. Есть в Севастополе, в Санкт-Петербурге. Есть на побережье Африки в тунисском городе Бизерта – Православный храм–памятник Черноморской эскадре, уведенной туда из Крыма в 1920 году бароном Врангелем. И вот – на Курщине, в таком далеком от всех морей селе Стаканово Черемисиновского района, особая военно-морская реликвия: церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери.

О подвигах самопожертвования русских моряков-героев написано, сказано много. Кто не знает о легендарном “Варяге”? Но мало – знать. Память только тогда чего-то стоит, когда отзывается в сердце. Церковь в селе Стаканово была освящена в 1910 году в память об экипаже русского Императорского флота миноносца “Стерегущий”, в Русско-Японскую войну повторившего подвиг крейсера “Варяг”. Нет, подвиги не повторяются. Каждый из них неповторим, как жизнь и смерть.

8 марта 1904 года миноносец Порт-артурской эскадры “Стерегущий” в водах Желтого моря столкнулся с целым дивизионом вражеских кораблей. После часового неравного боя в результате прямого попадания в мотор русский миноносец лишился хода. Командир-лейтенант Александр Семенович Сергеев, умирая, отдал приказ не сдавать миноносец врагу. Моряки открыли клапаны затопления, и корабль вместе с героями-моряками пошел ко дну с поднятым флагом.

Через полгода после трагической гибели “Стерегущего” в Порт-Артуре сложил голову брат Александра Сергеева, Николай. Их отец, Семен Александрович, оставшись один, продал хозяйство и дом, а на вырученные деньги построил в своем маленьком поместье Стаканово церковь. В память о моряках и всех воинах, жизни свои за Веру, Царя и Отечество положивших. С тех пор минуло более ста лет. Храм чудом устоял в XX веке.

Наша школа носит имя лейтенанта А.С. Сергеева. Нынешние куряне узнали о лейтенанте Сергееве благодаря талантливому писателю Александру Харитановскому. Один из самых глубоких исследователей русской истории, ее драматических страниц, А.Харитановский в 1984 году приступил к сбору материалов о нашем земляке лейтенанте А. Сергееве. Среди первых адресов его поисков стало село Стаканово, родовое имение семьи Сергеевых. Там он выслушал рассказы тех старожилов, которые еще помнили дворянина Сергеева. Но то, что увидел писатель, потрясло его православную душу. Храм-памятник был открыт всем дождям и ветрам. Он разрушался и зарастал кустарником.

В том же году об этом с болью напишет писатель в публицистических заметках «Слово о лейтенанте Сергееве», опубликованных в трех номерах газеты «Курская правда». А через десять лет выйдет из печати роман А. Харитановского «Господа офицеры!». В конце этого талантливого произведения писатель с горечью заметит, что единственным прихожанином в храме-памятнике остается ветер.

Но мир не без добрых людей. Нашлись энтузиасты, которые занялись сбором денег для реставрации храма. В непростой судьбе храма активное участие принимали военные моряки. Офицеры ВМФ пустили шапку по кругу, чтобы оплатить проект реконструкции храма-памятника. Тут особенно постарался помощник главкома ВМФ контр-адмирал Лев Георгиевич Сидоренко, с которым у писателя А. Харитановского была особая переписка. Значителен вклад и общественной организации Всероссийского движения в поддержку флота.

Но все эти связи установил настоятель храма о. Николай с помощью своего московского духовника игумена Николая. Именно духовник помог курскому священнику выйти и на штаб ВМФ, и на организацию в поддержку флота. И на целый ряд благодетелей из деловых кругов Москвы. Среди них можно выделить молодых предпринимателей Дмитрия Смирнова, Юрия Кабалаву, Виктора Черкашина. Это они помогли заготовить в Смоленске доски для полов, за свой счет перевезти их в Стаканово. Помогали они и в других расходах. А настилали полы вместе с батюшкой двое добровольцев из соседнего села Исаково – Слава Чуванов и Ваня Исаков.

Так всем миром и восстанавливается храм в курской глубинке.

Молились в храме и гости из далекой Австралии – чета Ольга и Марк Савьер. Ольга – внучатая племянница одного из знатных в 18-20 веках помещиков Черемисиновых, которые строили железную дорогу в Черемисиново и в честь которых названа станция Черемисиново. Дед Ольги был морским офицером русской армии. Служил на Дальнем Востоке. Участвовал в русско-японской войне. Ольга приехала на родину предков по линии московского фонда «Русское зарубежье». Привезли в подарок землякам 500 книг по русской истории, для детей. Уезжая из Стаканово, они обещали вернуться сюда вновь и подарить храму семейную реликвию – Ахтырскую икону Божьей Матери.

Вот так в храме-памятнике встречаются история, ее творцы и летописцы.

И вот уже в течение нескольких лет это действующий храм. Мы много слышали об этом памятнике архитектуры, читали, но видели его только издалека. А в конце сентября нам выдался случай побывать в храме.

На полпути перед нами открылся божественный вид – почищенный снаружи, с покрытыми куполами и звонницей храм могучим изваянием возвышался над всей округой в окружении цветущих лугов и деревьев. Как будто само время потекло вспять и явило эту историческую святыню в первозданном виде.

Иерей Николай в черном ладно сидящем на стройной фигуре облачении встретил нас у входа в главный придел во имя Владимирской иконы Богоматери. На груди золотом отливал наперсный крест. Эту почетную награду, как мы узнали позже, иерею в Светлую Седмицу 2008 года в Знаменском кафедральном соборе вручил архиепископ Курский и Рыльский Герман за усердное служение русской православной церкви.

Вместе с настоятелем мы с волнением ступали под массивные своды в алтарную часть церкви. Во всех огромных сводчатых окнах двадцатиметрового купола и двух боковых приделах во имя святых Николая Чудотворца и Федора Ушакова первозданной белизной сияли пластиковые окна. Здесь нет еще настоящего иконостаса. Но по всему периметру храма расставлены святые образа. Почти под самым куполом – аналой. В положенных местах стоят подсвечники. Храм живет и вновь, как в прежние благодатные времена, созывает на воскресные и праздничные службы прихожан со всей округи. Не по звону колокола, а по зову православной души.

А случай, который привел нас в храм, был не случайным. В последнюю субботу сентября 2013 года мы отмечали 150-летие нашего героя-земляка. На это торжество также прибыли обучающиеся военно-морских кадетских классов школы №18 им. А.С. Сергеева г. Курска. Да, именно А.С. Сергеева. Ребята этой школы давно подружились со стакановцами. Они оказывают посильную помощь в восстановлении храма-памятника.

27 апреля 2011года обучающиеся 9 военно-морского кадетского класса уже приезжали в Стаканово, где приняли участие в посадке аллеи вокруг восстановленного храма Владимирской иконы Божией Матери.

Получив благословение настоятеля храма Владимирской иконы Божией Матери кадеты, совместно с обучающимися Стакановской школы и делегатами из «Фонда Мира» посадили более 70 саженцев вокруг храма.

По случаю 150-летия А.С. Сергеева в Стаканово прибыла делегация, состоящая из кадетов, их руководителей, директора школы №18 им. А.С. Сергеева, представителей Черемисиновской районной Администрации, г. Курска. Настоятель Владимирской церкви иерей Николай (Степанян) отслужил службу по случаю юбилея А.С. Сергеева, благословил присутствующих и провел экскурсию по возрождающемуся из забвения великолепному храму-памятнику.

Затем все приняли участие в торжественной линейке, устроенной в Стакановской школе. А в конце мероприятия кадеты показали небольшой концерт в честь героя, чьё имя носит их и наша школа.

Если Вы окажетесь в наших краях, то не оставьте в стороне этот храм-памятник. Зайдите в него, поклонитесь перед иконами, полюбуйтесь его красотой. Ведь немного таких памятников сохранилось в России.

А закончить экскурсию мы предлагаем Вам у святого источника, что много лет бьет он тонкой струйкой около деревни Орлянка, живо сбегая с возвышенности и впадая в реку Косоржа.

Расположился он прямо у автотрассы Черемисиново — Исаково недалеко от границы Удеревского и Стакановского сельсоветов. И появился он здесь как будто не случайно: идёте ли вы этой дорогой или проезжаете – всегда можно завернуть к нему и подкрепить свои силы ключевой водицей. И отдохнуть можно: вокруг родника тенистые деревья, в летнюю жару укроют они от изнурительного зноя.

Когда появился этот родничок, никто не знает. Поил он своей водицей дедов и прадедов сегодняшних жителей. А вокруг родника 50 — 80 лет назад было много деревень с большим населением. Бытует в народе мнение, что возник он после удара молнии в это место. Старожилы считают, что это не случайно. Опадет ли осенью листва на него, запорошит снегом, а он пробивает, и глядишь – бежит с прежней силой. Бытует в народе легенда, что именно здесь несколько веков назад была найдена икона Казанской Божьей Матери. Правда это или нет, но люди верят в чудодействующую силу воды родника.


Заключение


Вот и закончилась наша экскурсия по святым местам Курского края. Надеемся, что, познакомившись с этим проектом, Вам захочется посетить наши Курские святыни. Собирая материал, мы  изучили множество литературы, совершали поездки, делали фотографии. В ходе работы изменилось наше отношение к этому, казалось бы, небольшому по сравнению с огромной Россией, уголку земли. За это время он стал для нас таким родным. Почему-то отвлекаясь на каждодневные заботы, за суетой мы не видим той красоты, которая нас окружает. А ведь эти небольшие островки лесов, холмы, маленькие ручейки, памятники, храмы – это наш край, наша Родина. Пусть же каждый человек сможет увидеть во всех этих мелочах свою родину. Небольшой родник, великолепный храм, икона – пусть это вызовет у Вас трогательное и трепетное отношение и восторг, так как красива и душевна наша Россия.







Литература


  1. Административно-территориальное деление Курской области. Курск, 1980 г.

  2. Александров-Липкинг Ю.. Далекое прошлое соловьиного края. Изд. ЦЧО. Воронеж, 1971 г.

  3. Воспоминания старожилов Стакановского сельсовета.

  4. Галицкая Н., Галицкий В., Кочергин П.. География Курской области. Изд. ЦЧО. Воронеж, 1970 г.

  5. Гнездилов Г.В., Елагин В.И., Торбург Р.Н.. Молодость Курского края. Изд. "Курская правда", г. Курск, 1977 г.

  6. Дунаев М.М.. На земле великой битвы. Москва, "Искусство", 1976 г.

  7. Кабанова Р.В., Кудинова М.Р. География Курской области. Курск -1997.

  8. Колтунов Г.А., Соловьев Б.Г.. Курская битва. Москва, 1970 г.

  9. Краеведческий альбом «Моя малая Родина».

  10. Курская область в период Великой Отечественной войны. Том 1, 2. "1917—1957". Под ред. Т.И.Архиповой. Курск, 1957 г.

  11. Машенский А.И.. По памятным местам на Курской дуге, Курск, 1975 г.

  12. Моя Родина — Черемисиновский район (К 65-летию со дня образования).

  13. Памятники истории и культуры Курской области. Курск, 1981 г.

  14. Статьи энциклопедии Википедия.

  15. Федорова С.И.. Архитектурные очерки Курского края. Воронеж, 1982г.

  16. Черемисиновский район: события, факты и люди. исторические очерки. /Под общей ред. Ю.В. Федянина. - Курск: МУП «Курская гортипография», 2008 г./


24


  • Другое
Автор Кушнир Надежда Витальевна
Дата добавления 10.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 384
Номер материала MA-073313
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы