Повторительно-обобщающий
урок-игра по истории в 6-м классе по теме:
"Путешествие в
средневековый город"
Оформление: иллюстрации, творческие работы ребят (изготовленные
заранее гербы ремесленных мастерских и «шедевры подмастерьев», электронная
презентация на компьютере)
Раздаточный материал: рабочие тетради, жетоны для индивидуального оценивания.
Цели урока:
1.Обобщить и
закрепить знания учащихся по темам «Возникновение средневековых городов»,
« Ремесло и торговля в средневековом городе»; «Образ жизни горожан»
2.Совершенствовать
навыки устной речи и работы с контурной картой;
3.Развивать
творческие способности через выполнение практических заданий;
4.Воспитывать
нравственные качества на примере трудолюбия, свободолюбия горожан
Средневековья.
План
урока:
1. Организационный момент: Сообщение темы, целей
урока, объяснение правил игры, форм оценивания.
Слайд 1
Мы познакомились с большой и интересной
темой, узнали, где и почему стали появляться и расцветать в X-XI веках города,
чем занимались их жители, как боролись с притеснениями сеньоров, как они
уважительно и с гордостью относились к своим коммунам. Познакомились с
городскими достопримечательностями Средневековья, побывали в роли
ремесленников, купцов. И сегодня нам предстоит обобщить все ваши знания и не только
выполнить задания, но сделать это творчески, организованно.
Слайд 2
Итак, мы отправляемся в воображаемое
путешествие по средневековому городу. У нас есть три команды (ряды), мини
группы (парты). Выполняя задание быстрее и лучше других, команда получает
жетон, но и за яркое, полное, логически завершенное выступление или за меткое
дополнение каждый из вас может получить жетон. Количество жетонов поможет
превратиться из ученика в подмастерье, затем в мастера и заработать хорошую
отметку в журнал. Но также напомню, что за нарушение дисциплины жетоны с вас
будут сниматься.
2. Этап 1 «Разминка: повторим термины» - блок вопросов для каждой команды. Правильный
ответ – балл, большее количество жетонов у команды – право начать « строить»
город. Дайте определение следующим историческим терминам:
Слайд 3
I II III
Интеллигенция Цех Бюргер
Гильдия Мистерия Университет
Бургомистр Подмастерье Банкир
Меняла Ратуша
Городской совет
3. Работа с контурной картой.
Слайды 4, 5
Для выполнения этого задания мне
понадобятся эксперты, которые помогут проверить, как группы справились с
заданием (это могут быть ребята быстрее других, справившиеся с заданием или
сильные ученики класса, подготовленные заранее). Откроем рабочие тетради к
параграфу 13, задание № 2.
Задания:
- обозначьте название городов Брюгге и
Венеция
- проведите наиболее рациональные
сухопутный и морской торговые пути между этими городами;
(жетоны выдаются тем мини группам,
которые провели сухопутный путь по крупным городам, а морской путь с заходами в
гавани)
5.
Задание «Текст с
историческими ошибками».
Слайд 6
Итак, мы входим в городские ворота и
сразу попадаем в район ремесленных мастерских. Тексты вы найдете в
рабочей тетради к параграфу 14 задание 4, ошибки нужно выписать и сверить с
правильными ответами на доске.
Текст
с историческими ошибками
Вильгельм, подмастерье одного из
мастеров цеха хлебопеков, спешил по широкой, прямой, как стрела,
улице на цеховое собрание. Старшины цеха собирались, чтобы обсудить
неотложные дела. Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна второго этажа, где
располагалась мастерская оружейника, выглядывал Ганс, подмастерье, недавно
переселившийся в город. Подумать только, еще три месяца назад он был
зависимым крестьянином, а сейчас – свободный человек! Напрасно
барон, его господин, требовал от членов городского совета вернуть беглого
крестьянина, те, ссылаясь на права, дарованные городу, и на срок, который Ганс
прожил в пределах городской черты, отказали ему в этом. А вот рыночная площадь.
Городские стражники под свист и улюлюканье мальчишек ведут двух не поладивших
между собой бюргеров в ратушу. Свидетели происшествия с жаром рассказывают
любопытным прохожим о том, что случилось. В пылу ссоры один из незадачливых
горожан толкнул другого и тот свалился прямо на лоток с посудой, перебив весь
товар. Теперь от штрафа не уйти! Торговец посудой, громко причитая и
подсчитывая убытки, плетется следом. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро
оглядев его, торопится уйти. Вильгельм узнает невезучего торговца посудой – прежде
он тоже состоял членом их союза, но более удачливые собратья по цеху
переманили у него всех заказчиков и покупателей. Разорившиеся члены цеха
тотчас же исключались из него – так гласит устав.
Слайд 8 (ответы)
1. Подмастерье спешил на собрание цеха
2. Широкая и прямая улица
3. Через 3 месяца – свободный
5. Собратья по цеху переманили
заказчиков
6. Разорившиеся исключались из цеха
5. Рассказы путешественников.
Слайды 9, 10, 11
А сейчас по одному человеку из команды
попрошу стать нашими гидами по средневековому городу. 2 ребят получают карточки
с индивидуальными заданиями и готовятся: « Что я увидел в средневековом городе»
- рассказ путешественника; «Что я увидел в районе ремесленных мастерских» -
рассказ ремесленника. 1 человек выступает с заранее подготовленным рассказом о
настоящем путешествии (с использованием фотографий и т.п.). Ребята задают
дополнительные вопросы.
(за яркий и содержательный рассказ
каждой команде по баллу)
6.
Загадки
Слайд 12
1.Объясни
смысл пословицы: «Что с возу упало, то пропало»; «Городской воздух делает
человека свободным»;
2.рабочая
тетрадь к параграфу 14 задания № 2, 3
3.Дополнительно,
при наличии времени - объясни смысл логической цепочки:
ученик - подмастерье - мастер
и меняла - ростовщик - банкир.
8. Подведение итогов групповой работы. Выставляются оценки: 4 жетона и более – «5» 2-3 жетона – «4»
Слайд 13 (домашнее задание)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.