Выбранный для просмотра документ Путешествие по стране Литературии.ppt
Скачать материал "Путешествие по стране Литературия 5 класса"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Подготовил:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Бибиревская оош»
Западнодвинского района
Тверской обл.
Полончук О.Г.
ИГРА – ВИКТОРИНА
5 класс
Путешествие по стране
Литературии
2 слайд
Цели:
1. Повторить изученные произведения за курс литературы 5 класса.
2. Повторить изученные теоретические сведения.
3. Продолжить формировать представления пятиклассников о художественной литературе как искусстве слова, об огромной роли литературы в духовной жизни человека.
4. Развивать навыки командной игры.
5. Развивать речь учащихся, мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать), память, внимание.
3 слайд
Данная игра-викторина рекомендуется для проведения в классах, занимающихся по программе В.Я.Коровиной.
Игра проводится на итоговом уроке в конце учебного года. Также ее можно провести и перед изучением зарубежной литературы, но тогда последнюю номинацию исключить.
Класс разбивается на 2-4 команды. Игроки каждой команды по очереди выбирают вопросы на игровом поле из 9 номинаций.
По желанию учителя ответ проверяется.
Чтобы вернуться к игровому полю для выбора вопроса, нужно нажать управляющую кнопку в левом нижнем углу слайда.
На проведение игры отводится один урок, но, если позволяет время, можно отвести два урока с целью глубже повторить теоретический материал, обращаясь, если нужно, к учебнику литературы.
В большой школе будет интересно провести данную игру между параллельными классами. В этом случае можно создать жюри из учителей
Информация для учителя
4 слайд
5 слайд
Русская народная сказка (10)
Из какой сказки этот отрывок?
- Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес ощетинился?
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
6 слайд
Русская народная сказка (20)
Назовите 10 русских народных сказок.
«Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Маша и Медведь», «Три медведя», «Царевна-лягушка», «Лисичка со скалочкой», «Как мужик гусей делил», «Молодильные яблочки», «Финист –ясный сокол», «Гуси-лебеди» и др.
7 слайд
Русская народная сказка (30)
Что такое сказка? Перечислите виды сказок.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Виды сказок: сказки о животных, бытовые, волшебные.
8 слайд
Русская народная сказка (40)
Назовите характерные черты русских народных сказок (не менее пяти).
Особый язык: повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты;
особые части композиции: присказка, зачин, концовка;
слияние развлекательного и серьезного;
воссоздание в подробностях старого быта;
власть над временем;
аллегория;
победа добра над злом.
9 слайд
Стихотворение (10)
Из какого стихотворения этот отрывок? Назовите автора.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
«Зима недаром злится», Ф.И.Тютчев
10 слайд
Стихотворение (20)
Назовите три стихотворения о природе, которые вы читали в 5 классе? Кто их автор?
Ф.И.Тютчев «Весенние воды», И.С.Никитин «Утро», Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной», А.А.Фет «Чудная картина…», «Задрожали листы, облетая…», И.З. Суриков «Зима» и др.
11 слайд
Стихотворение (30)
Назовите автора этих строк. Определите вид рифмовки:
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был –
У всех ответа я просил…
Н.А.Некрасов «На Волге»; рифма смежная, мужская
12 слайд
Стихотворение (40)
Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из стихотворения И.С. Никитина:
Месяца лучами
Божий храм облит;
Крест под облаками,
Как свеча, горит.
Метафоры, сравнение, инверсия
13 слайд
Басня (10)
Узнайте басню:
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем:
А вот о том как в баснях говорят.
Назовите автора
И.А.Крылов «Волк и Ягненок»,
14 слайд
Басня (20)
Назовите 7 басен И.А.Крылова
«Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Квартет», «Волк и Ягненок», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Лисица и Виноград» и др.
15 слайд
Басня (30)
Что такое басня?
Назовите отличительные жанровые особенности басен.
Басня – краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл
Басня состоит из рассказа и нравоучительного вывода (мораль). Часто действующие лица – животные. Для басен характерен простой, понятный язык, диалоги.
16 слайд
Басня (40)
Назовите 5 известных вам русских и зарубежных баснописцев.
Эзоп (древнегреческий, 6 век до н.э.), Н.Буало (Франция 17-18 в.), Ж.Лафонтен (французский, 17 век), Г.Э.Лессинг (германия, 18 век)
Русские: В.К. Тредиаковский (18 век), И.И.Хемницер (18 век), И.И.Дмитриев (18-19 в.), И.А.Крылов (19 век), А.К. Толстой (19 век) и др.
И.И.Хемницер
В.К.Тредиаковский
Ж.Лафонтен
17 слайд
Рассказ (10)
Из какого рассказа этот отрывок? Кто автор?
Видна ему из щелки дорога – под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле ней… Видит – из-под горы идет татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, а на голове большой кувшин жестяной с водой…
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
18 слайд
Рассказ (20)
Назовите три рассказа, которые вы читали в 5 классе? Кто их автор?
А.П. Чехов «Хирургия», И.А. Бунин «Косцы», И.С. Тургенев «Муму», Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», Саша Черный «Кавказский пленник», В.П.Астафьев «Васюткино озеро» и др.
19 слайд
Рассказ (30)
Чем рассказ отличается от повести?
В рассказе, как правило, меньше, чем в повести, действующих лиц, рассказ повествует об одном или двух событиях в жизни человека (в повести отражен более длительный промежуток времени), рассказ по объему меньше, чем повесть.
20 слайд
Рассказ (40)
Юмор – изображение смешного, высмеивание недостатков в человеке и в жизни общества.
Какие юмористические приемы использует А.П.Чехов в рассказе «Хирургия?»
«Говорящие» фамилии (фельдшер Курятин)
Приемы несоответствия, неожиданности.
21 слайд
Баллада (10)
Из какой баллады этот отрывок? Кто автор?
Утихнула бездна…И снова шумит…
И пеною снова полна…
И с трепетом в бездну царевна глядит
И бьется о камень волна…
Приходит, уходит волна быстотечна –
А юноши нет и не будет уж вечно.
В.А.Жуковский, «Кубок»
22 слайд
Баллада (20)
Какие баллады вы читали в 5 классе? Кто их автор?
В.А. Жуковский «Кубок»,
Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»
23 слайд
Баллада (30)
Что такое баллада?
Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом и часто с трагическим концом.
24 слайд
Баллада (40)
Какое(ие) стихотворение(я), из тех, что вы читали в 5 классе, можно назвать балладами? Почему?
«Рассказ танкиста» А.Т.Твардовского, «Бородино» М.Ю.Лермонтова. Эти стихотворения с острым, напряженным сюжетом, написаны на основе реальных событий.
25 слайд
Сказ (10)
Из какого произведения отрывок? Кто автор?
- Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься?
Сказ П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
26 слайд
Сказ (20)
Назовите три любых сказа П.П.Бажова
«Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Большой Полоз», «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец» и др.
27 слайд
Сказ (30)
Что такое сказ?
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, в нем реальность сочетается со сказочно-фантастическим. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.
28 слайд
Сказ (40)
Опишите Хозяйку
Медной горы.
«Коса ссизачерная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь… Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое колесо – на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, то тот бок изогнет, то другой…Одним словом, артуть девка. Слыхать лопочет что-то, а по-каковски – неизвестно, и с кем говорит – не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей».
29 слайд
Литературная сказка (10)
Узнайте произведение, назовите автора.
Он дает такой указ:
«Запрещается от нас
В нашем царстве сеять лен,
Прясть, сучить, чтоб веретен
Духу не было в домах…»
В.А. Жуковский, «Спящая царевна»
30 слайд
Литературная сказка (20)
Назовите 5 любых литературных сказок и их авторов.
Возможные варианты ответов: В.А.Жуковский «Спящая царевна», А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители», В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница», «Attalea princeps», Г.Х. Андерсен «Снежная королева», Аксаков «Аленький цветочек» и др.
31 слайд
Литературная сказка (30)
Чем литературные сказки отличаются от народных?
У литературной сказки обязательно есть автор – это главное отличие. Литературным сказкам свойственны новые идеи (жить на посылках – все равно что лишиться жизни. Зависеть то самовластия – нет ничего тяжелее «Сказка о рыбаке и рыбке»), новые образы, сказочные герои (рак-предсказатель в сказке «Спящая царевна»). Литературные сказки могут быть написаны в стихах.
32 слайд
Литературная сказка (40)
Назовите 8 сказок известного датского сказочника.
Известный датский сказочник – Г.Х.Андерсен. Его сказки: «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Снежная королева», «Свинопас», «Русалочка», «Свинья-копилка», «Соловей», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Девочка со спичками», «Пастушка и Трубочист», «Огниво», «Дикие лебеди» и др.
33 слайд
Повесть (10)
Из какого произведения отрывок? Кто автор?
- Твой отец, малый, самый лучший из всех судей на свете… Но, малый, как бы тебе объяснить это? Твой от служит господину, которому имя – закон…
В.Г. Короленко «В дурном обществе».
34 слайд
Повесть (20)
Назовите 3 - 4 повести Н.В. Гоголя, которые входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».
«Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота», «Ночь пред Рождеством», «Заколдованное место», «Майская ночь, или утопленница» и др.
35 слайд
Повесть (30)
К какому роду литературы относятся повести и рассказы? Назовите главную отличительную особенность этого рода литературы.
Повести и рассказы относятся к эпическим произведениям (или эпосу). Эпические произведения повествуют о событиях, происходящих с главными героями.
36 слайд
Повесть (40)
Назовите части сюжета художественного произведения
Экспозиция
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка
Эпилог
37 слайд
Зарубежная литература (10)
Узнайте произведение, назовите автора.
Охотники – и совсем седые, и только начавшие седеть, и те. Что были в расцвете лет, и те, что были еще юны, - все разинули рот.
Джек Лондон, «Сказание о Кише»
38 слайд
Зарубежная литература (20)
Назовите 5 зарубежных писателей.
Ганс Христиан Андерсен, Джек Лондон, Джеймс Фенимор Купер, Артур Конан Дойл, Дюма, и др.
Марк Твен
Роберт Льюис Стивенсон
Жорж Санд
Даниэль Дефо
Жюль Верн
39 слайд
Зарубежная литература (30)
Назовите 10 героев сказок Г.Х. Андерсена. Чем они необычны?
Оловянный солдатик, штопальная игла, горошины, утенок, ставший прекрасным лебедем, король, солдат, принцесса, свинопас, трубочист и т.д.
Героями сказок Г.Х.Андерсена становились не только люди, богатые и бедные, разных профессий, занятий и званий, но также животный, обычные предметы, мифические существа из фольклора.
40 слайд
Зарубежная литература (40)
Что общего в жизни и судьбе М. Твена и Джека Лондона вы могли бы отметить?
Трудный, но интересный жизненный путь;
рано начали самостоятельную жизнь, полную приключений и лишений;
были матросами;
были захвачены «золотой лихорадкой», но разбогатеть им не удалось;
писали приключенческие произведения;
огромная работоспособность;
мировая известность
41 слайд
Поздравляем
победителей!
42 слайд
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=иван%20крестьянский%20сын%20и%20чудо%20юдо%20картинка&img_url
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=тютчев%20портрет&img_url
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=некрасов%20портрет&fp=0&pos=16&uinfo=ww
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=1&uinfo=ww-1349-wh-609-fw-1124-fh
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=лев%20толстой%20картинки&fp=0&pos=20&uinfo=ww
http://mages.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=кавказский%20пленник%20картинки&noreask
http://yandex.ru/yandsearch?text=астафьев%20%20портрет%20картинки&fp=0&pos=0&uinfo=ww
http:// yandex.ru/yandsearch?text=чехов%20хирургия%20картинки&uinfo=ww-1351-wh-610-fw-1126-fh-448-pd-1
http:// yandex.ru/yandsearch?text=жуковский%20кубок%20картинки&fp=0&pos=3&uinfo=ww
http:// yandex.ru/yandsearch?text=короленко%20портреты&uinfo=ww-1351-wh-610-fw-1126-fh-448-pd-
http:// yandex.ru/yandsearch?text=иллюстрация%20в%20дурном%20обществе%20короленко%20картинки&uinfo=ww
http://yandex.ru/yandsearch?text=%20иван%20никитин%20месяца%20лучами%20божий%20храм%20облит%20картинка&uinfo=ww-
http://yandex.ru/yandsearch?p=1&text=гоголь%20вечера%20на%20хуторе%20близ%20диканьки%20картинки&fp=1&pos=30&uinfo=ww
http:// yandex.ru/yandsearch?text=сказки%20андерсена%20картинки&uinfo=ww
http:// yandex.ru/yandsearch?text=лягушка%20путешественница%20картинки&img_url
http:// andex.ru/yandsearch?text=аленький%20цветочек%20картинки&lr=2
http:// yandex.ru/yandsearch?text=сказы%20бажова%20рисунки&lr=2
http:// yandex.ru/yandsearch?text=твардовский%20портрет&lr=2
http:// ru/yandsearch?text=тургенев%20портрет&lr=2
http:// ru/yandsearch?lr=2&text=картинки+русские+народные+сказки
http:// yandex.ru/yandsearch?text=иван%20никитин%20поэт%20портрет&img_url
Интернет-ресурсы
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Цели:
1. Повторить изученные произведения за курс литературы 5 класса.
2. Повторить изученные теоретические сведения.
3. Продолжить формировать представления пятиклассников о художественной литературе как искусстве слова, об огромной роли литературы в духовной жизни человека.
4. Развивать навыки командной игры.
5. Развивать речь учащихся, мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать), память, внимание.
Данная игра-викторина рекомендуется для проведения в классах, занимающихся по программе В.Я.Коровиной.
Игра проводится на итоговом уроке в конце учебного года. Также ее можно провести и перед изучением зарубежной литературы, но тогда последнюю номинацию исключить.
Класс разбивается на 2-4 команды. Игроки каждой команды по очереди выбирают вопросы на игровом поле из 9 номинаций.
По желанию учителя ответ проверяется.
Чтобы вернуться к игровому полю для выбора вопроса, нужно нажать управляющую кнопку в левом нижнем углу слайда.
На проведение игры отводится один урок, но, если позволяет время, можно отвести два урока с целью глубже повторить теоретический материал, обращаясь при необходимости к учебнику литературы.
В большой школе будет интересно провести данную игру между параллельными классами. В этом случае можно создать жюри из учителей.
(умение анализировать, сравнивать, обобщать), память, внимание.ратуры 5 класса.
2. Повторить изученные теоретические сведения.
3. Продолжить формировать представления пятиклассников о художественной литературе как искусстве слова, об огромной роли литературы в духовной жизни человека.
4. Развивать навыки командной игры.
5. Развивать речь учащихся, мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать), память, внимание.
6 656 383 материала в базе
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Больше материалов по этому УМКНастоящий материал опубликован пользователем Полончук Ольга Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.