Рефлексивный
отчет о состоянии школы до внесения изменений в практику школы, включающий
доказательства, собранные до и после этапа «Практика в школе»
Каково стартовое состояние школы перед
началом преобразований ее практики? С чего должна начать моя школа?
«Меняется мир, меняемся мы" - да действительно,
изучив мировой опыт ОЭСР, пришла к выводу, что необходимо преобразование и в
моей школе. Для того чтобы определить проблемы, я решила ознакомиться со
стартовыми возможностями своей школы до, и в период моей практики.
Моя практика началась с нового учебного года – 1
сентября, когда все красивые, счастливые с новыми силами, готовы к учебе. Глядя
на всех, стала замечать, сколько в них энергии – позитива, что дает большой
толчок к изменениям и преобразования своей школы.
Работая в школе, я никогда не задумывалась о
проблемах, которые могут воздействовать на наших учеников или коллег.
Оказывается, их так много. На сегодняшний день, чтобы понять ученика и помочь
ему, нам и нашим школам необходимо поменяться. Ведь 21 век, ведет за собой
огромные изменения, и чтобы не потеряться, мы должны идти со временем. Пройдя, первый месяц обучения на курсах 1
уровня, я стала задумываться, что я могу сделать для своей школы?
Первым делом начала разрабатывать план, где отметила:
1. Как привлечь и направить учителей в нужное,
желательное русло;
2. Как можно улучшить процесс вовлеченности
учащихся к урокам;
3. Как наладить тесный контакт и заинтересовать
родителей к учебному процессу.
4. Как можно сделать, чтобы ребята с радостью
ходили в школу и от уроков получали только удовольствия.
Изучение стартовых позиции начала с беседы с
администрацией школы и изучении документации.
Джанибекская общеобразовательная средняя школа со
смешенным языком обучения (казахским, русским) функционирует с 1922года,
которая имеет свою историю и традиции. Всю интересующую информацию можно найти
в школьном музее, который имеет богатую историю Джанибекского района
Педагогический состав учителей включает в себя 54
человека. В состав которого входят 45 с высшим образованием и 9
среднеспециальное.11 учителей имеют высшую категорию, что составляет 20%. 13
первую категорию, что составляет 25%, 11 вторую категории, соответственно 20%.
19 человек не имеют категории. Состав коллектива сравнительно молодой средний
возраст 25-35 лет. Учителя проявляют повышенный интерес к новым подходам в
образовании. 10 учителей обучены по новым формациям : I – уровень
1; II – 1; III-8, трое
учителей проходят обучение на данный момент. Опираясь, на обученных учителей
можно предвидеть ожидаемый результат на готовность изменений и перемены на
новый лад в своей педагогической деятельности (прил.№1).
Состав коллектива:
Всего
учителей
|
С
высшим образованием
|
Среднее
специальное
|
54
|
45
|
9
|
Категория учителей:
Высшая
|
Первая
|
Вторая
|
Без
категории
|
20%
|
25%
|
20%
|
35%
|
На сегодняшний день в школе обучаются – 420 учащихся,
24 класс комплекта, 4 класса предшкольной подготовки, 2 с казахским языком
обучения, и 2 с русским языком обучения. Около 130 детей из малообеспеченных и
многодетных семей. Детям из этих семей в школе организовано бесплатное питание,
социальная помощь по акции «Дорога в школу».
Почти
50% учащихся состоят в общем учете школы по заболеваниям, из них 30% находятся
на Д-учете, учащихся с диагнозом миопия (20%), в основном это ученики среднего
и старшего звена. Имеются дети, которые страдают неврологическими заболеваниями
(6 учеников) среднего звена. По таким данным, можно судить, что учителям и
родителям нужно больше внимания уделять здоровью детей для профилактики
различных заболеваний. Через грамотно составленное расписание, организации дней
здоровья, использования в урочное время физминуток.
Школа работает по типовому учебному плану,
составленному в соответствии ГОСО 2013 года учебных программ. Имеется
направления профильного обучения в 11 классах естественно – математического и
общественно – гуманитарного.
Школа работает над научно – методической проблемой
«Воспитание личностных качеств учащихся средствами своего предмета». Имеются
цели:
1.
Обеспечение реализации
права каждого ученика на получение образования в соответствии с его
потребностями и возможностями;
2.
Повышения качества учебно
– воспитательного процесса за счет освоения новых педагогических технологий,
использования современных методов обучения на основе духовно – нравственного
воспитания.
В работе с учениками, школа использует Типовое
Положение об образовательном учреждении, методическими письмами и рекомендации
МОН РК, а также приказами и письмами управления образования ЗКО, РОО. В работе
школы выделяются основные направления:
- обновление образовательных стандартов;
- система поддержки талантливых детей;
- развитие учительского потенциала;
- развитие современной школьной инфраструктуры;
- обеспечение здоровья школьников.
Для реализации этих задач ведутся мониторинговые
исследования качества обученности учащихся. Уровень обученности – это один из
ключей к разрешению основных проблем школы. Администрация школы особое внимание
заостряет на: - выполнение базисного учебного плана в процессе обучения; -
действенность и актуальность плана работы школы; - планирование режима дня и
расписание учебных занятий в соответствии с процессом обучения в школе.
Если судить по данным 2013-2014 учебного года
уровень развития и обученности учащихся школы определяется по классам и
предметам, выявляя недоработки педколлектива в формировании знаний, умений и
навыков учащихся, можно судить что очень слабо ведется мотивация учащихся.
Уровень общешкольного качества знания составляет 45%, то 2012-2013учебного года
составлял 43% качества знания. В начальных классах качество знания на 2013 –
2014 учебный год составляет 65%. Проанализировав о качестве обученности,
позволяет сделать вывод о том, что успеваемость в 5-х классах ниже, чем в
начальной школе. Исходя из этих данных, необходимо скоординировать работу
педколлектива, так чтобы дети незаметным образом, т.е. плавно переходили к
требования основной школы. Также, судя по данным заметно, что очень низкий
процент качества знания, в 7-х, 8-х и 9-х классах чувствуется пассивность,
низкая мотивация учащихся, нет заинтересованности. Вот одна из главных проблем, которую
необходимо решить в ближайшие годы.
Если сравнить потенциальных отличников на начало года
(60), и окончания года (64), можно сделать вывод, что при правильной
индивидуальной работе с учениками, и их родителями мы увеличили количество
отличников на 4. Также отмечается, результативность участия школьников в районных,
областных и международных олимпиад. 1 место - 8; 2место-14; 3 место-15. Всего
призовых 37 мест. В тоже время очень мало учащихся занимающиеся проектной
деятельностью. Это еще раз доказывает, что необходимо менять подходы к
обучению, нужно повышать уровень мотивации учащихся особенно среднего звена.
Средний балл ЕНТ в 2013-2014 учебном году составил 70,4 по районному показателю
на 5 месте. В данный момент в 11 классе обучаются 25 учащихся, которые прошли
строгий отбор в 9 классе на выпускных государственных экзаменах.
Изучив
документацию школы пришла к мнению, что не только учителям, но и администрации
школы должны позаботиться о поисках нового формата, в первую очередь менять
подходы к обучению, надо повысить уровень мотивации учащихся. Каждый учитель
должен задумываться о своей практической деятельности, уметь рефлексировать
чтобы учиться на своем опыте.
Для исследования стартового состояния школы нужно
действовать совместно с коллегами, поэтому было проведено анкетирование среди
учеников, учителей и их родителей.
В школе очень слабо ведется работа с родителями это
проявляется в посещаемости родительских собрании, классных и общешкольных
мероприятии. По результатам проведенного анкетирования с учителями, выяснилось,
что все учителя считают, что учебный процесс в школе организован и цели
образовательного процесса соответствуют потребностям учеников (100%). Большее
число считает, что используемые методы обучения обеспечивают успешное решения
задач, около 36% не удовлетворены тем, что все ученики работают на уроке по
своему предмету. 45% считают, что не ведется работа по обмену опытом. 25%
считают, что планирование и организацию образовательного процесса нельзя
назвать эффективной. Это говорит в первую очередь о том, что необходимо
разработать программу развития школы не только с администрацией школы, но и
учителями прошедшие уровневые курсы, а также желающими учителями.
Таким образом, можно сказать, что школа готова к
изменениям.
Так
как очень хороший качественный состав педагогов, около 70% учителя в возрасте
до 40 лет. Состав молодой, имеющие первую и высшую категорию составляет 48%.
Но для того чтоб дать толчок к преобразованию, мне, как лидеру необходимо найти
подход к учителям, заинтересовать и привлечь учителей участвовать в
коучингах, пробудить интерес к исследованию в рамках «Lesson study».
По результатам анкетирования по выявлению уровня
мотивации учащихся школы в 2013-2014 учебном году средних и старших классов,
снижение мотивации учеников к обучению, заметны в 7-х, 8-х и 9-х классах.
Поэтому нам необходимо организовать работу педколлектива, так чтобы дети себя
чувствовали комфортно и удобно и большой интерес проявляли к занятиям.
Рассматривая документацию начальной школы, приятно
удивило, что почти 68% учащихся 1-4 классов умеют логически мыслить, умеют
обобщать, делать выводы , т.е. чувствуется интерес к обучению в школе.
Согласно таким данным, учителям работающие в 5-х
классах, должны в начале учебного года спланировать урок так, чтобы ребята
незаметным образом воспринимали материал, опираясь на повторение ране
изученного материала в начальных классах.
В
ходе реализации программы развития школы выполнены:
1.
План повышения
квалификации выполнен на 100%
2.
Учителя владеющие
современными педагогическими технологиями 100%
3.
Вовлеченность в творческую
деятельность и участия в конкурсах различного уровня 100%
4.
90% учителей способны
работать в инновационном режиме и прошли обучение в соответствии с
потребностями Программы развития школы.
Таким образом,
хочется отметить, что наша школа - имея свою традицию, порядок и дисциплину
всегда готова к новым и полезным преобразования. По анкетам данных родителей
заметно, что родители готовы помочь к экспериментам и изменениям в обучении
учащихся.
В ходе
опроса учащихся, об организации уроков педагогами выявила следующее (прил.№2):
1. Уроки проходят скучно и не интересно - 32%
учащихся;
2. На уроках интересно и увлекательно –
68%учащихся.
Интерес
учащихся заключается в том что, учитель интересно и эмоционально излагает
материал - 42%;
Полученные
знания для успешной сдачи ЕНТ 33%
Предмет
понятен и легко дается 25%.
Учащиеся
также отметили, их направления в деятельности на уроках:
1.
Работа в группах - 42%
2.
Решать проблемы совместно
с учителем – 29%
3.
Участвовать в дискуссиях –
10%
4.
Самостоятельно готовить
рефераты и доклады – 7%
5.
Участвовать в объяснении
новой темы – 12%
6.
Участвовать в ролевых
играх – 0%
В ходе опроса, были привлечены родители разных
возрастов, число которого составляло 66 человек.
Мнения родителей
сложились единогласно, т.е они довольны тем что их ребенок учится в нашей
школе.
1.
+ педагогического
коллектива – 52%
2.
+ организация учебно –
образовательного процесса- 18%
3.
+ отношение учителей к
учащимся-10%
4.
+ режим работы школы – 30%
Отметили
важные предметы для своих детей:
1)
Математика
2)
Русский язык
3)
Казахский язык
4)
Английский язык
5)
История Казахстана
6)
Физика
7)
Биология
Глядя
на выбор, важность предмета хочется отметить, что школа в основном опирается в
естественно-математическом направлении. Большее количество учащихся 11-х
классов на сегодняшний день, выбирают физику и биологию потому что, есть
возможность выбрать и поступить на разные специальности.
Просматривая документации, за последние 3 года прослеживаются изменения и в
образовательной деятельности учителей:
1.
Пройти новые формы курсов
– 65%
2.
Интерес к новым
педагогическим технологиям– 35%.
Опираясь
на процент, нужно сказать что, большинство учащихся, учителей и родителей
удовлетворены деятельностью школы. Но есть проблемы, которые решать необходимо
совместно с учителями – педагогами школы. Если мы говорим о сегодняшнем
образовании, которое требует особого внимания сконцентрировать на поведение
ученика о привлечении его к учебе, дать возможность раскрыться, тем самым будет
виден результат. Пусть с начало не высок, но с большим интересом.
Поэтому,
главная наша задача – это правильно организовать, спланировать урок так, чтобы
весь класс даже каждый ученик работал на уроке. А для того чтобы привлечь,
нужно подбодрить, настроить, создать коллаборативную среду, то есть повысить
мотивацию ученика так чтобы это сказывалось на его успехе.
Свою тему исследования я определила так: «Как
групповая форма работы влияет на повышения мотивации учащихся?», главной целью
которого, изменить тактику преподавания учителей на своих уроках; научить ребят
работать сообща в группе, привлекая тем самым интерес не только учеников, но и
их родителей. Я думаю, что используя групповые, парные работы, рефлексию,
обратную связь – этот процесс хорошо будет выявлять мотивацию каждого ученика.
Особенно учащихся среднего звена, как утверждает школьный психолог:
- «они нуждаются во внимании; эти дети хотят, чтобы их
слушали, чтобы с ними делились мнениями и уважали их мнения». Тем самым я
считаю, будет правильным решением, применения групповых работ на уроке. Где у
ребят будет проявляться вовлеченность к работе; они будут друг друга слушать и
слышать, высказывать свою точку зрения; даже приходить к общему единогласному мнению.
И главной задачей для меня выявилась - работать с
учителями, изменить их прежние стереотипы на новый лад. Основным приоритетом в
программе развития моей школы - это пробуждение мотивов и интересов каждого
ученика, а также изменение и улучшение преподавания коллег используя правильно
групповые формы работ. Дети, которые живут в 21 веке, всегда хотят чего – то
нового, интересного они стараются привлечь на себя внимания, высказать свою
точку зрения и даже быть лидером! А чтобы понять и привлечь «вундеркиндов» нам
и моей школе необходимо поменять свой взгляд в преподавательской деятельности,
так чтобы учащиеся после 9-х классов не уходили со школы и после 11-х классов
ребята могли найти свое место в жизни.
Таким образом, школа готова к переменам и внедрению нового.
Для этого мне придется еще раз рассмотреть свой план для реализации своей цели,
чтобы соответствовал моему исследованию, отражающегося в работе лидера.
Список
используемой литературы:
1.
Руководство для учителя I уровня
2.
Документация СОШ №1
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.