Сокровищук
Светлана Григорьевна Педагог дополнительного образования МАУ ДО
ЦДЮТТ «ЮТЕКС»
г.Чайковский
Пермский край
«Чтобы научить другого, требуется больше ума,
чем чтобы научиться самому...».
Мишель Монтень.
Современное
общество развивается стремительными темпами. Это связано, прежде всего, с тем, что
растет конкуренция на мировом рынке во всех сферах человеческой деятельности. Основной
задачей образования является подготовка человека к жизни в современном
обществе. Ученые считают, что уже к 2030 году 30-40 % рабочих мест будет
обслуживаться роботами. В свое время немецкий философ Иммануил Кант, задолго до
эпохи IT – технологий,
сказал: «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно
лучшего состояния рода человеческого».
Поэтому
сегодня мы должны готовить человека будущего, который сможет быстро
ориентироваться в социуме, ставить перед собой цель и планировать пути
достижения поставленной цели. Следовательно, мы должны готовить универсального
мобильного человека.
Сегодня
педагог должен идти в ногу со временем и даже немного опережать его. Дети в
социуме развиваются намного быстрее. Сейчас никого не удивляет наличие у 3-х
летнего ребенка гаджета, в котором он самостоятельно может ориентироваться.
Следовательно, педагог должен постоянно самосовершенствоваться, чтобы быть
востребованным.
По
своей специальности я инженер-механик. С первым опытом профессии педагога я
познакомилась, работая на предприятиях г.г. Ижевск, Чайковский. Там получила
опыт руководителя производственной и преддипломной практики студентов. В начале
90-х предприятия начали останавливаться, и мне предложили работу преподавателя
в колледже. С тех пор я работаю в образовании.
В
современном мире роль педагога в образовании поменялась. В давние времена
учитель являлся единственным источником знаний. Дети его уважали и почитали. Но
вот сменилась эпоха, и на смену учителю – источнику знаний – пришли новые
технологии, новые источники информации. Наступил век IT- технологий, век
роботизации, информатизации. Сегодня функции педагога лежат в той плоскости,
где он должен правильно организовать рабочее образовательное пространство для
участников образовательного процесса. Современный педагог должен больше уделять
внимания воспитательному процессу.
Для
активизации мыслительного процесса обучающихся необходимо применять новые
подходы, новые технологии, методы и приемы. Согласно федеральному закону об
образовании в основе должен лежать системно-деятельностный подход. Поэтому в
своей педагогической деятельности я стараюсь применять такие технологии,
которые заставляют обучающихся логически мыслить, активно участвовать в решении
поставленной задачи, уметь применять нестандартные решения. На практике я
применяю следующие инновационные технологии: проектную, проблемную,
исследовательскую, дифференцированного подхода и др. Но не надо забывать, что
инновационные технологии невозможно применить без традиционных технологий,
когда ты только формируешь базовые компетенции обучающихся. С этой целью я
применяю традиционную объяснительно-иллюстративную технологию.
Главное
– не отбить желание у детей учиться и развиваться. А для этого на первом плане
всегда должна быть личность ребенка. Учителю не нужно забывать, что самой
природой в каждом человеке заложено свое индивидуальное начало, психические
функции. Именно он, педагог, должен разглядеть природные наклонности ребенка,
помочь ему их раскрыть, развить и усовершенствовать. Сегодня очень важны
метапредметные компетенции обучающихся. Именно они будут определять готовность
человека к самостоятельной жизни в социуме.
Еще
известный чешский педагог и общественный деятель Ян Амос Коменский сказал: «Совершенно
неразумен тот, кто считает, что учить детей необходимо не в той мере, в которой
они могут усваивать, а в какой он сам этого хочет».
Нельзя
публично ребенка унижать, указывая на то, что он неспособен к математическому
или другому мышлению. Иначе у него может развиться комплекс, который будет с
ним по жизни как якорь. Современные противоречия возникают между учительским
«хочу» и детским «могу». Многие противоречия возникают в связи с устоявшимися
штампами, требованиями, стереотипами. Взрослым надо помнить, что каждый
человек пришел на эту землю для того, чтобы внести свою лепту в развитие
общества. Нужно только разглядеть в нем это предназначение. В этом и
заключается основная роль учителя.
Для
ребенка современный педагог выполняет роль проводника, модератора из мира
детства во взрослую жизнь. Каким будет наше завтра? Прежде всего, это зависит
от того, кого мы подготовим сегодня.
Основополагающей
задачей для педагога является самосовершенствование и саморазвитие. Нельзя
останавливаться на достигнутом. Необходимо развивать метапредметные
компетенции не только у детей, но и совершенствовать их у взрослых. Поэтому в
моих планах стоит задача постоянного саморазвития. Для изменения качества
образовательного процесса необходимо менять содержание методического и дидактического
материала, форм, приемов и методов ведения занятий.
С этой
целью я стараюсь участвовать в различных межрегиональных вебинарах,
педагогических конференциях, курсах повышения квалификации. Для педагога
главное видеть в ребенке личность, уметь многое прощать, понимать внутреннее
его состояние, уметь выслушать и помочь. Одним словом, быть не только учителем,
но и психологом, воспитателем. Я надеюсь, что все мои усилия в воспитании и
обучении современного поколения помогут ему стать успешным и счастливым в этот
непростой век.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.