Публичное
представление
собственного
инновационного педагогического опыта
учителя
русского языка и литературы
МБОУ
Первомайской СОШ
Кухарь Ольги Тимофеевны.
Содержание.
1. Введение.
2. Формирование
коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
2.1.Теоритическое
обоснование работы.
2.2.Технологии, методы и
приемы, формы обучения, применяемые на уроках русского языка и литературы.
3. Заключение.
Развитие
коммуникативной компетенции наших школьников волнует каждого учителя. На уроках
мы часто наблюдаем такую ситуацию, когда ученики затрудняются в создании
самостоятельных, связных устных и письменных высказываний. У многих детей
орфографическая и пунктуационная грамотность находится на очень низком уровне.
Некоторые школьники не проявляют интереса к изучению «великого и могучего»
родного русского языка. Как же справиться с безграмотностью не только языковой,
но и общекультурной, от которой зависит воспитание нравственных качеств
личности, ее способности к самостоятельному мышлению. Решению этой проблемы
способствует формирование коммуникативной компетенции, составляющей основу
практической деятельности человека в любой сфере жизни.
Роль
владения речью трудно переоценить. Вступая в общество, выпускник должен быть
готов к сотрудничеству и к установлению всевозможных контактов: деловых,
межличностных. А это потребует от него умения проявить не только свои коммуникативные
способности и возможности, но и показать высокую культуру речевого общения и
поведения.
Тема моей
разработки «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и
литературы». Ее актуальность определяется тем, что обучение устному и
письменному речевому общению приобретает особую значимость в современной
ситуации, когда снижается уровень национальной языковой культуры.
В
связи с этим проблема коммуникативной компетенции нашла отражение во многих
законодательных федеральных документах: в Законе об образовании, в Концепции
модернизации российского образования, в национальных проектах Президента
Российской Федерации, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому
языку. Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в
настоящее время одной из главных задач уроков русского языка и литературы, так
как,
во-первых,
русский язык - это основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения
школьников к ее богатствам;
во-вторых,
содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку
ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на
формирование языковой и духовной культуры, на воспитание человека, владеющего
нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства
в устной и письменной форме, соблюдая этические нормы общения;
в-третьих,
при сдаче ОГЭ и ЕГЭ особое внимание уделяется проверке речевых умений и навыков
выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового
анализа, созданию собственного высказыванию на основе прочитанного текста. Так
же в системе заданий ЕГЭ важное место отводится проверке уровня
культурно-речевых навыков, навыков владения основными нормами русского
литературного языка.
·
Инновационный характер данной разработки
заключается в том, что в современной школе речь идет об обновленном содержании
образования, где общение рассматривается как средство обучения.
·
Ведущая идея моей педагогической деятельности
заключается в формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка
и литературы, так как это необходимое условие для развития интеллектуальной,
творчески одаренной, нравственной личности, способной к общению в любом
культурном пространстве.
Цель
разработки – на основе анализа научной и методической литературы предложить
систему работы (методы, приемы), позволяющую наиболее эффективно формировать
коммуникативную компетенцию школьников.
·
При этом решаются следующие задачи:
·
-раскрыть сущность понятий коммуникативная
компетенция и коммуникативная компетентность;
·
-выявить степень изученности данного
вопроса в научной и методической литературе;
·
- определить наиболее эффективные методы, приемы и технологии,
развивающие коммуникативную компетентность.
Условия
реализации методической системы.
Преподавание
русского языка и литературы ведется на базовом уровне. Используется учебник
«Литература» для 5,7,8 классов ( авт.-сост. Г.С. Меркин) и учебник
«Литература» для 9 класса (авт.-сост. С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев).
Учебники соответствуют ФГОС и Примерной программе по литературе.
Обучение
русскому языку в 5, 7 классах проходит по учебнику, авторами-составителями которого
являются М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов
Методическая
система основана на создании на уроке атмосферы совместного творчества,
пробуждающего интерес школьников к различным видам деятельности и формирующего
коммуникативную компетентность.
Методы
обучения:
Словесные:
проблемное изложение, эвристическая беседа (метод наблюдений над языком),
лекция, дискуссия, поисково-исследовательские методы (создание проблемной
ситуации,»мозговой штурм», защита проектов);
Работа
с книгой: чтение, конспектирование, составление плана, интерпретация
литературного текста);
Наглядные
метолы: иллюстрации, демонстрации;
Практические
методы: упражнения, учебная практика, творческая мастерская, изложения,
сочинения разных жанров, эссе, синквейн.
Формы организации
деятельности школьников. В своей работе использую следующие формы:
коллективную, групповую, парную, индивидуальную.
.
2.Формирование
коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
2.1.Теоретическое обоснование работы.
Современные выпускники наших школ демонстрируют недостаточный
уровень навыков и умений в устной и письменной речи. Между знаниями о языке и
практикой владения языком существует большой разрыв. Поэтому содержание общего
среднего образования по предмету «Русский язык» подчинено формированию ключевых
компетентностей: языковой, лингвистической и коммуникативной.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его
устройства и функционирования языковых норм. Термин «лингвистическая
компетенция» иногда употребляется как синоним языковой компетенции, но это
понятие намного шире. Это знания обучающихся о самой науке «Русский язык»,
этапах развития языка, знаниях о выдающихся ученых, которые сделали открытия в
изучении родного языка.
Приоритетной компетенцией, на мой взгляд, является коммуникативная
компетенция, так как язык - это средство общения и адаптации учащихся в
окружающем мире. Именно ее формирование является конечной целью обучения
русскому языку.
Более подробно остановлюсь на понятии «коммуникативная
компетентность». Сочетание этих терминов в научном контексте впервые было
использовано в социальной психологии (от лат.competens-
«способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с
другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
В толковых словарях понятие «компетентность» трактуется как
«уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или
иной области».
В чем же заключается сущность понятия «коммуникация»? По
определению, которое мы находим в психологическом словаре А.В.Петровского, она
определяется в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний.
В научной литературе коммуникативная компетенция определяется
как:
1.
способность к реальному общению согласно целям, сферам, ситуациям
общения, готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
2.
умение создавать речевое высказывание разных типов речи (описание,
повествование, рассуждение), то есть компетентность – это владение
диалогической и монологической речью с учетом того, с кем мы говорим, где и с
какой целью.
3.
готовность ставить и достигать цели устной и письменной
коммуникации, получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно
отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе
признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других
людей.
При всем при этом на первый план выдвигается практическая цель –
формирование навыков общения.
В
нормативных документах учителя прописано, что «коммуникативная компетенция –
это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно
важных для данного возраста сферах и ситуациях общения».
Какие
же условия должны быть созданы для успешного формирования коммуникативной
компетенции? Многие ученые – методисты (В.И.Капинос, А.А.Леонтьев) называют
таким обязательным условием создание учителем на уроке коммуникативных
ситуаций, при которых ученики вынуждены вступить в общение с учителем и друг с
другом. Результаты работы оцениваются через учебный продукт - устное или
письменное высказывание.
Коммуникативная компетентность
представляет собой комплекс следующих коммуникативных умений:
- умение строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в
паре, в группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с
партнерами для получения общего результата или продукта;
- владение языком как средством коммуникации;
- умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные
позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.
Формирование данных умений осуществляется посредством деятельностного
подхода к обучению, так как он обеспечивает самостоятельную творческую
деятельность каждого ученика. Коммуникативная направленность обучения наметилась
во второй половине 20 века.
В 60-е годы в методике преподавания начали активно разрабатываться
вопросы развития речи учащихся (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов). Особое место в
преподавании русского языка они уделяли развитию речи учащихся. Ими были
разработаны учебники русского языка, система упражнений которых была направлена
на развитие и совершенствование коммуникативных умений школьников.
В последующие 80-е годы появляется методика В.И.Капинос,
посвященная изучению речеведческих понятий как основы сознательного
формирования речевых умений и навыков.
М.М.Разумовская также разработала систему обучения связной речи на
основе коммуникативных умений, ее исследования легли в основу действующих
программ по русскому языку.
Проблемой формирования коммуникативной компетенции занимались
многие методисты: К.П.Митрофанова, О.В.Соколова, Д.И.Иванова. Важную роль в формировании
коммуникативных умений и навыков они отводили урокам русского языка.
В
методике выделяют две группы основных методов обучения, ориентированных на
устную и письменную коммуникацию. К первой группе относятся:
-все формы учебного диалога;
--сообщения и доклады;
-учебные исследования и
учебные проекты, требующие проведения интервью, опроса; -обсуждения, диспуты,
дискуссии;
-выступления на защитах
учебных исследовательских работ;
-выступления в качестве
ведущих на мероприятиях;
К основным методам,
ориентированным на письменную коммуникацию относятся:
-ролевые игры (с распределением ролей пишущий и читающий);
-подготовка заметок и статей;
-рецензирование учебных
исследовательских работ своих товарищей;
-учебные проекты и
исследования, требующие проведения письменного интервью с предварительной
подготовкой вопросов.
Активизируют речевую
деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий:
урок-практикум, урок-исследование, лингвистическая лаборатория, семинар,
урок-защита проекта, использование элементов технологий проблемного обучения,
проектной деятельности, технологии «Развития критического мышления через чтение
и письмо».
Формирование
мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами –
главная задача процесса обучения. Сформировать коммуникативную потребность
возможно тогда, когда ребенок поймет, как с помощью речи можно выражать себя,
воздействовать на других людей, когда ребенок ощутит радость от творческого
роста. Большинство ученых-методистов склонны считать, что коммуникативную
компетентность ученика лучше всего рассматривать по письменным текстам,
созданным самостоятельно. Результат труда несет особую смысловую нагрузку, так
как характеризует пишущего и дает нам представление о его коммуникативной
компетенции. Поэтому в понятие коммуникативной компетенции входят не только
овладение речеведческими и языковыми знаниями, но и умение применять их на
практике в процессе речевой деятельности.
Это
напрямую связано с реализацией воспитательных задач по формированию активной
личности, ориентирующейся в современном обществе. Коммуникативная
компетентность становится частью культурной компетенции, что, несомненно, ведет
к повышению уровня общей языковой культуры личности, способной найти себя в
различных сферах деятельности.
Таким образом, задача учителя-словесника научить школьников ясно,
логически и грамотно излагать свои мысли, создавать эмоциональные высказывания.
2.2. Технологии, методы и приемы, формы обучения, применяемые на
уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной
компетенции школьников (обобщение опыта).
Каждый урок в школе, независимо от предмета, должен способствовать
формированию и развитию коммуникативной компетенции, так как он строится на
общении и сотрудничестве учителя и ученика. Но особую роль я отвожу, конечно
же, урокам русского языка и литературы как основным предметам гуманитарного
цикла в школе.
В своей педагогической практике использую инновационные
технологии, направленные на всестороннее развитие личности ребенка, которые
формируют не только коммуникативные качества ученика, но и развивают его
мыслительную деятельность, повышают интерес к предмету, учат самостоятельности
в решении проблем. На уроках использую элементы технологии «критического
мышления через чтение и письмо». Постепенно внедряю в образовательный процесс
проектную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала и
природных способностей учащихся, созданию условий для обретения каждым учеником
универсальных умений и навыков деятельности, в том числе и в области
коммуникации.
Использую средства ИКТ, которые повышают наглядность изложения
нового материала и привлекают внимание учащихся.
Проблемное обучение позволяет исключить пассивное знакомство с
новой информацией. Постановка проблемы активизирует не только мыслительные
процессы, но и коммуникативную деятельность учащихся.
Применение технологии « критического мышления через чтение и
письмо» дает большие возможности и учителю, и ученикам для эффективного
сотрудничества и общения друг с другом. Дети всегда откликаются на что-то
новое, необычное, как раз такой элемент новизны присутствует в методических
приемах данной технологии. Их достаточно много, но я остановлюсь на тех,
которые часто применяю на уроках русского языка и литературы. Это следующие
приемы: «Корзина идей», «Кластер», «Инсерт», «Толстые и тонкие вопросы»,
Ключевые слова», «Синквейн». Дети с удовольствием принимают такой вид
деятельности, который, несомненно, способствует развитию коммуникативной
компетенции.
Из этой технологии позаимствовала трехчастную структуру урока. На
мой взгляд, ее применение делает обучение эффективным и результативным.
Первый этап – это «Вызов» («пробуждение» имеющихся знаний и
готовности к получению новой информации);
Второй этап – «Осмысление содержания» (получение новой
информации);
Третий этап - «Рефлексия» (рождение нового знания).
Так как текстоориентированный подход в современной методике
русского языка является приоритетным, особое внимание на уроке уделяю работе с
текстом, которая является основой коммуникативной деятельности школьников.
В ходе такой работы реализуются внутрипредметные и межпредметные связи. Все
это способствует достижению и образовательных, и воспитательных целей, одной
из которых является воспитание любви и интереса к русскому языку. К каждому
уроку подбираю интересные творческие задания по созданию небольших текстов,
содержание которых связываю с темой урока.
Поэтому в своей педагогической деятельности по формированию
коммуникативной компетенции активно использую следующие формы и методы:
комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, различные виды
диктантов и изложений, тематические (речевые уроки),
интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами,
мини-изложения, мини-сочинения, коммуникативные и игровые ситуации.
На уроках применяю разнообразные приемы работы: выразительное
чтение учителя, слушание текста, комментированное чтение, чтение с остановками,
анализ текста, составление плана, конспекта, заучивание, разные виды пересказов
и др.
Использую коллективные формы обучения, групповые, работу в парах,
индивидуальную.
Активизируют речевую деятельность учащихся нестандартные формы
проведения уроков: урок-практикум, урок-исследование, лингвистическая
лаборатория, урок-семинар, урок-защита проектов и др.
Итак, я иду на урок. Его начало – один из важных моментов. Задача
состоит в том, чтобы создать доброжелательную атмосферу, расположить учеников к
активному общению, продуктивному сотрудничеству, создать эмоциональный настрой
для дальнейшей работы. Стараюсь найти нестандартное начало, может быть даже чем
- то удивить учеников, чтобы сегодняшний урок не был похож на вчерашний.
Началом урока может быть пословица, афоризм, небольшое стихотворение или просто
добрые слова: »Я рада вас видеть!»
Настало время объявить тему урока. Это этап мобилизации,
предполагающий включение учащихся в активную деятельность. Кроме скучного: «А
что вы знаете об этом?», существует несколько методов для успешного вхождения в
тему и «пробуждения» имеющихся знаний. Один из них - метод «Ассоциаций»,
активизирующий образное мышление и развивающий устную речь учащихся. Например,
детям предлагается словосочетание «устаревшие слова». Каждый из учащихся
делится своими ассоциациями. Учитель активизирует диалог наводящими вопросами:
«Почему эти слова называют устаревшими?» Так плавно переходим к теме урока.
Можно в начале урока использовать метод «Инфознайка» (необычные,
удивительные сведения, например, о языке, об истории происхождения слова,
фразеологизма или о другой информации, с которой могут выступить заранее
подготовленные ученики). Обычно мои ученики 5 и 7 классов делают это охотно.
Познакомить детей с темой урока можно по-разному. Если она
связана с орфографией, предлагаю детям решить орфографическую задачу: например,
какую букву нужно вставить в слово «ж..лтый»? Разрешить эту проблемную ситуацию
дети должны не только, назвав букву, но и попытаться обосновать свой выбор,
проведя наблюдение над словом: в какой части слова буква находится, перед каким
выбором вы стоите, может ли вам помочь правило о правописании гласных в корне?
В этой части урока использую метод «Мозговой штурм» или «Ковер идей».
Выслушиваем все доводы, даже если они смешные или фантастические,
но отбираем только правильные или близкие к ним. Если, увы, ухватиться не за
что – не беда. В данной ситуации как раз и происходит осознание того, что
имеющихся знаний недостаточно. Зато у детей получится, наверняка, определить
тему урока: «Правописание букв е - о после шипящих в корне слова».
Уже на этом этапе урока дети достаточно активны, включились в
речевую деятельность.
Они учатся формулировать цели урока, в случае затруднения
обращаются к схеме: вспомнить, узнать, научиться. В данный момент учащиеся
находятся на этапе целеполагания. Учитель выполняет функцию наставника,
помощника, направляющего и корректирующего деятельность учеников, а еще
радующегося тому, что класс проявляет готовность к сотрудничеству.
Можно начать урок лингвистической разминкой: найди четвертое
лишнее. Например, варенье, печенье, деньки, объявление Дети высказывают свою
точку зрения, при этом оговаривается, что ответ должен быть полным. В помощники
можно взять «шкалу мнений», которая есть у каждого ученика. Высказывание может
включать 2-4 предложения.
П – позиция Я считаю, что …
О – обоснование потому что
П – пример Например,
С – следствие Поэтому
Таким образом можно подвести детей к теме урока: «Разделительные
ъ и ь знаки» (5 класс, повторение)
Для того чтобы оградить учеников от пассивного получения новой
информации, тщательно отбираю материал для наблюдений, сравнений, позволяющим
ученикам почувствовать себя первооткрывателями знаний, исследователями. Свою
поисковую деятельность учащиеся завершают выводами, предположениями, а
правильность проверяют через осмысленное чтение лингвистического текста.
Убеждаемся, в чем были правы, а что было упущено. При этом дети
могут составить кластер, являющийся продуктом их деятельности. Так может
проходить этап коммуникации (поиск новых знаний в паре, в группе).
Освоение нового лингвистического материала может проходить с
использованием метода «ИНСЕРТ» или маркировки текста. Этот метод развивает
критическое мышление, позволяет отслеживать свое понимание прочитанного текста,
заставляет непросто читать, а осмысленно.
Пометки на полях могут быть следующие: V
(знаю), + (новое), - ( иначе думал), ? (не знаю), ! (ответ готов).
Результатом может быть составленная в группах или индивидуально
«Карта ума» или тот же кластер.
Закрепляя материал, работаем в парах, продумывая «толстые» и
«тонкие вопросы». Таким образом, проходит осмысление новой информации и
одновременно взаимопроверка усвоения нового материала.
И, конечно же, на уроке важен диалог - беседа для выяснения того,
для чего нужны эти знания и где их можно применить. Дети должны понимать
значимость изучаемой темы и в своей школьной жизни, и в будущем.
В зависимости от темы включаю в урок ролевые игры. Благодатной
почвой для этого была тема урока в 5 классе «Этикетные слова». В рамках урока
была проведена творческая работа по созданию рекламы для одного из этикетных
слов. Дети работали в парах, учились сотрудничать друг с другом.
В 5 и 7 классах использую работу в группах, когда кто-то берет на
себя роль «языковеда», кто-то «историка», кто-то «иллюстратора». Роли меняются
и придумываются в зависимости от темы урока.
При изучении темы «Наречие» в 7 классе детям было предложено
выразить мысли о своей работе на уроке с использованием наречий и слов -
категории состояния. Так завершился урок этапом рефлексии (трудно, легко,
интересно, познавательно и другие слова).
Такая работа, на мой взгляд, уводит учеников от скуки, вызывает
интерес к изучаемой теме и к предмету в целом, развивает коммуникативные
компетенции, что является одной из главных задач образовательного процесса в
условиях реализации ФГОС.
Особое место в их решении отводится предмету «Литература». На
уроках применяю технологию проблемного изучения и технологию проектной
деятельности. Занятия провожу по такой структуре: предтекстовый, текстовый и
посттекстовый структурные элементы. На каждом этапе, чтобы обучение прошло
продуктивно, применяю активные методы обучения, направленные на развитие речи
учащихся и интереса к предмету.
Ряд уроков можно начать, с выяснения ассоциаций, связанных с
названием произведения ( например, «Тучи» А.С.Пушкина, «Родина» М.Ю.Лермонтова)
или же с поиском ключевого слова в названии темы урока с последующим
комментарием. Такой подход к началу урока позволяет развивать воображение и в
ходе урока сопоставить авторскую мысль с мыслями и чувствами ученика.
На этом этапе учимся определять учебные задачи и намечаем
способы их достижения. Создаю такую речевую ситуацию, когда ученики вынуждены
говорить. Так от урока к уроку «пробуждаю» у учеников желание высказаться,
вступить в общение. Не секрет, что у детей сельских школ наблюдается низкий
уровень устной и письменной речи. Поэтому на уроках использую все возможности,
чтобы научить правильно, грамотно строить свое высказывание.
Почти на каждом уроке дети готовят небольшие сообщения различной
тематики: интересные факты из жизни писателя или поэта, сведения о прототипах
литературных героев. Это, несомненно, вызывает интерес школьников к личности
автора и его произведению.
Особое место на уроке занимает работа с текстом. В центре
внимания, конечно же, слово. Много времени уделяю словарной работе,
непосредственному анализу произведения. Продумываю урок так, чтобы дети не
остались равнодушными к тем проблемам, которые волнуют автора. Ведь задача
учителя не только подвести учеников к пониманию текста, но и еще необходимо его
пережить, прочувствовать.
На уроках использую работу в группах. Например, изучая рассказ
«Муму» И.С.Тургенева, «историки» готовят материал о крепостном праве на Руси,
«литературоведы » отмечают факты этого явления в тексте, «географы» подбирают
сведения о родовом поместье писателя – Спасском –Лутовинове, «актеры» готовят
выразительное чтение текста.
Аналогичную работу проводили ученики 7 класса при изучении
произведения М.Ю.Лермонтова: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова». Только объектом изучения была уже
другая эпоха: эпоха правление Ивана Грозного.
При изучении рассказа «Певцы», И.С.Тургенева, учащиеся 7 класса в
группах готовили материал о посетителях кабака Притынного. Кто-то взял на себя
обязанности найти портрет героя, кто-то рассказать о его характере, кто-то о
его истории. Так как темой урока был проблемный вопрос: «Как в песне
отображается образ певца», урок завершился составлением синквейна:
Песня
Задушевная, грустная
Волнует, беспокоит, тревожит
Песня нам жить помогает
Искусство.
Почти на каждом уроке школьники выполняют письменные задания: дают
сжатый ответ на вопрос, развернутый ответ, пишут мини – сочинения. При изучении
жизненного и творческого пути писателя, при осмыслении художественных текстов
дети составляют таблицы, схемы, кластеры.
Первые шаги в создании проектов делают пятиклассники. Они создают
рукописные проекты, изучая творчество И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова. Учащиеся же
7-9 классов продолжают обучаться созданию проектов.
Дети готовы к сотрудничеству не только на уроках, но и во
внеурочной деятельности, которая направлена на развитие творческих и
познавательных способностей. Ежегодно в школе проводится неделя русского
языка и литературы, участниками которой становятся целые классы. Ученики
участвуют в КВН, рисуют и защищают лингвистические газеты, пишут конкурсные
сочинения, диктант «Самый грамотный ученик школы». Старшеклассники проводят
конференции, круглые столы. В течение года проводим устные литературные
журналы, посвященные писателям и поэтам юбилярам.
Среди моих учеников много участников Всероссийских дистанционных
конкурсов»: «Почитай-ка», «Олимпус», «Грамотей-спринт», «Мультитест». Большой
интерес дети проявляют к Всероссийскому конкурсу «Живая классика». Все это
наглядный пример того, что моя работа находит отклик в детских душах.
3.Заключение.
Обобщая
свой опыт работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского
языка и литературы, можно сделать вывод, что большая часть учащихся проявляет
интерес к предмету, на уроке создан благоприятный климат, располагающий к тому,
чтобы дети чувствовали себя свободно и комфортно.
Я
считаю, что самым главным критерием успешности моей педагогической деятельности
является внешняя оценка, а это результаты ОГЭ и ЕГЭ. Все мои ученики успешно
сдают экзамен по предмету, все пишут сочинение, которое как раз и является
проверкой языковой и коммуникативной компетенций.
В
результате ежедневной кропотливой работы я вижу, что мой труд не напрасен. Дети
готовы к общению, к познанию нового, в учебной деятельности
они развиваются и находят себя. Я же продолжу работу над формированием
коммуникативной компетенции.
Ведь это процесс долгий и сложный…
Список используемой литературы:
Программно-методические материалы
1.Программа «Русский язык». 5-9 классы; авт.-сост.
М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов,, Г.А.Богданова. -2-е
издание, стереотипное; -М.: «Дрофа», 2013г ;
2.Программа курса «Литература». 5-9 классы. Авт.-сост. Г.С. Меркин,
С.А.Зинин.-3-е изд,. –М.: ООО «Русское слово – учебник». 2014 г –
(Инновационная школа);
3.Русский язык. Учебник для 5 класса, авт.-сост. М.М.Разумовская,
С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов и др., под редакцией М.М.Разумовской. -2-е
издание, стереотипное. М., «Дрофа», 2014 г;
4. Русский язык. Учебник для 7 класса, авт.-сост.
М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов и др., под редакцией
М.М.Разумовской. -2-е издание, стереотипное. М., «Дрофа», 2014 г;
5. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. – М.:
Просвещение, 2005.
6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2007.
7.Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных
организаций. В двух частях,, авт.-сост. Г.С. Меркин, -3-е издание, -М,: ООО
«Русское слово – учебник» (Инновационная школа).2016 г;
8. Литература. Учебник для 7 класса общеобразовательных
организаций. В двух частях,, авт.-сост. Г.С. Меркин, -3-е издание, -М,: ООО
«Русское слово – учебник» (Инновационная школа).2016 г;
9. Литература. Учебник для 8 класса общеобразовательных
организаций. В двух частях,, авт.-сост. Г.С. Меркин, -3-е издание, -М,: ООО
«Русское слово – учебник» (Инновационная школа).2016 г;
10. Литература. Учебник для 9 класса общеобразовательных
организаций. В двух частях,, авт.-сост. С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев,
-3-е издание, -М,: ООО «Русское слово – учебник» (Инновационная школа).2016 г;
11.Уроки
литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература», 5 класс: Методическое пособие пособие.
Ф.Е.Соловьева под редакцией Г.С. Меркина, -М.6 ООО «Русское слово –
учебник»(ФГОС «Инновационная школа»); 2015 г;
12.
Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература», 7 класс: Методическое пособие.
Ф.Е.Соловьева под редакцией Г.С. Меркина, -М.6 ООО «Русское слово –
учебник»(ФГОС «Инновационная школа»); 2014 г;
13.Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература», 8 класс: Методическое
пособие. Ф.Е.Соловьева под редакцией Г.С. Меркина, -М.6 ООО «Русское слово –
учебник»(ФГОС «Инновационная школа»); 2014 г;
14.
Литература 9 класс. Методическое пособие. ФГОС; авт.-сост. ЗининС.А. и
Новикова Л.В.; издательство «Русское слово - учебная книга», 2017 г;
Научно-методические статьи.
- 1.Сергеев
И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной
деятельности: Практическое пособие.- М.:АРКТИ, 2007.
- Быстрова
Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // РЯШ, № 1,
1996 г;
3.
Калшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М.,
1984.
4.
Кульневич С.В. Современный урок. Ростов н/Д: Учитель, 2006.
Электронные ресурсы
- Завацкая
Г.С. Компетентностный подход в методике преподавания русского языка
// http://www.rusnauka.com/8. NPE 2007/ Philologia/20933.doc.htm
- Коммуникативная
культура. От коммуникативной компетентности к социальной
ответственности http://lib.rus.es/b/166285/download
- Концепция
модернизации российского образования http://www.ksu.ru/news/base/concept3.htm
- Словари
и справочники http://www.i-u.ru/biblio/dict.aspx#find
- Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.