Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Публичное представление педагогического опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы"

Публичное представление педагогического опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы"







Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

МБОУ Первомайской СОШ

Кухарь Ольги Тимофеевны.


































Содержание.

  1. Введение.

  2. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

2.1.Теоритическое обоснование работы.

2.2.Технологии, методы и приемы, формы обучения, применяемые на уроках русского языка и литературы.

3. Заключение.







































Развитие коммуникативной компетенции наших школьников волнует каждого учителя. На уроках мы часто наблюдаем такую ситуацию, когда ученики затрудняются в создании самостоятельных, связных устных и письменных высказываний. У многих детей орфографическая и пунктуационная грамотность находится на очень низком уровне. Некоторые школьники не проявляют интереса к изучению «великого и могучего» родного русского языка. Как же справиться с безграмотностью не только языковой, но и общекультурной, от которой зависит воспитание нравственных качеств личности, ее способности к самостоятельному мышлению. Решению этой проблемы способствует формирование коммуникативной компетенции, составляющей основу практической деятельности человека в любой сфере жизни.

Роль владения речью трудно переоценить. Вступая в общество, выпускник должен быть готов к сотрудничеству и к установлению всевозможных контактов: деловых, межличностных. А это потребует от него умения проявить не только свои коммуникативные способности и возможности, но и показать высокую культуру речевого общения и поведения.

Тема моей разработки «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы». Ее актуальность определяется тем, что обучение устному и письменному речевому общению приобретает особую значимость в современной ситуации, когда снижается уровень национальной языковой культуры.

В связи с этим проблема коммуникативной компетенции нашла отражение во многих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании, в Концепции модернизации российского образования, в национальных проектах Президента Российской Федерации, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку. Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач уроков русского языка и литературы, так как,

во-первых, русский язык - это основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к ее богатствам;

во-вторых, содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры, на воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдая этические нормы общения;

в-третьих, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ особое внимание уделяется проверке речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового анализа, созданию собственного высказыванию на основе прочитанного текста. Так же в системе заданий ЕГЭ важное место отводится проверке уровня культурно-речевых навыков, навыков владения основными нормами русского литературного языка.

  • Инновационный характер данной разработки заключается в том, что в современной школе речь идет об обновленном содержании образования, где общение рассматривается как средство обучения.

  • Ведущая идея моей педагогической деятельности заключается в формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы, так как это необходимое условие для развития интеллектуальной, творчески одаренной, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

Цель разработки – на основе анализа научной и методической литературы предложить систему работы (методы, приемы), позволяющую наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию школьников.

  • При этом решаются следующие задачи:

  • -раскрыть сущность понятий коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность;

  • -выявить степень изученности данного вопроса в научной и методической литературе;

  • - определить наиболее эффективные методы, приемы и технологии, развивающие коммуникативную компетентность.

Условия реализации методической системы.

Преподавание русского языка и литературы ведется на базовом уровне. Используется учебник «Литература» для 5,7,8 классов ( авт.-сост. Г.С. Меркин) и учебник «Литература» для 9 класса (авт.-сост. С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев). Учебники соответствуют ФГОС и Примерной программе по литературе.

Обучение русскому языку в 5, 7 классах проходит по учебнику, авторами-составителями которого являются М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов

Методическая система основана на создании на уроке атмосферы совместного творчества, пробуждающего интерес школьников к различным видам деятельности и формирующего коммуникативную компетентность.

Методы обучения:

Словесные: проблемное изложение, эвристическая беседа (метод наблюдений над языком), лекция, дискуссия, поисково-исследовательские методы (создание проблемной ситуации,»мозговой штурм», защита проектов);

Работа с книгой: чтение, конспектирование, составление плана, интерпретация литературного текста);

Наглядные метолы: иллюстрации, демонстрации;

Практические методы: упражнения, учебная практика, творческая мастерская, изложения, сочинения разных жанров, эссе, синквейн.



Формы организации деятельности школьников. В своей работе использую следующие формы: коллективную, групповую, парную, индивидуальную.

.











2.Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

2.1.Теоретическое обоснование работы.


Современные выпускники наших школ демонстрируют недостаточный уровень навыков и умений в устной и письменной речи. Между знаниями о языке и практикой владения языком существует большой разрыв. Поэтому содержание общего среднего образования по предмету «Русский язык» подчинено формированию ключевых компетентностей: языковой, лингвистической и коммуникативной.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования языковых норм. Термин «лингвистическая компетенция» иногда употребляется как синоним языковой компетенции, но это понятие намного шире. Это знания обучающихся о самой науке «Русский язык», этапах развития языка, знаниях о выдающихся ученых, которые сделали открытия в изучении родного языка.

Приоритетной компетенцией, на мой взгляд, является коммуникативная компетенция, так как язык - это средство общения и адаптации учащихся в окружающем мире. Именно ее формирование является конечной целью обучения русскому языку.

Более подробно остановлюсь на понятии «коммуникативная компетентность». Сочетание этих терминов в научном контексте впервые было использовано в социальной психологии (от лат.competens- «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

В толковых словарях понятие «компетентность» трактуется как «уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или иной области».

В чем же заключается сущность понятия «коммуникация»? По определению, которое мы находим в психологическом словаре А.В.Петровского, она определяется в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний.

В научной литературе коммуникативная компетенция определяется как:

  1. способность к реальному общению согласно целям, сферам, ситуациям общения, готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

  2. умение создавать речевое высказывание разных типов речи (описание, повествование, рассуждение), то есть компетентность – это владение диалогической и монологической речью с учетом того, с кем мы говорим, где и с какой целью.

  3. готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации, получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

При всем при этом на первый план выдвигается практическая цель – формирование навыков общения.

В нормативных документах учителя прописано, что «коммуникативная компетенция – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения».

Какие же условия должны быть созданы для успешного формирования коммуникативной компетенции? Многие ученые – методисты (В.И.Капинос, А.А.Леонтьев) называют таким обязательным условием создание учителем на уроке коммуникативных ситуаций, при которых ученики вынуждены вступить в общение с учителем и друг с другом. Результаты работы оцениваются через учебный продукт - устное или письменное высказывание.


Коммуникативная компетентность представляет собой комплекс следующих коммуникативных умений:

- умение строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, в группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего результата или продукта;

- владение языком как средством коммуникации;

- умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.

Формирование данных умений осуществляется посредством деятельностного подхода к обучению, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Коммуникативная направленность обучения наметилась во второй половине 20 века.

В 60-е годы в методике преподавания начали активно разрабатываться вопросы развития речи учащихся (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов). Особое место в преподавании русского языка они уделяли развитию речи учащихся. Ими были разработаны учебники русского языка, система упражнений которых была направлена на развитие и совершенствование коммуникативных умений школьников.

В последующие 80-е годы появляется методика В.И.Капинос, посвященная изучению речеведческих понятий как основы сознательного формирования речевых умений и навыков.

М.М.Разумовская также разработала систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений, ее исследования легли в основу действующих программ по русскому языку.

Проблемой формирования коммуникативной компетенции занимались многие методисты: К.П.Митрофанова, О.В.Соколова, Д.И.Иванова. Важную роль в формировании коммуникативных умений и навыков они отводили урокам русского языка.


В методике выделяют две группы основных методов обучения, ориентированных на устную и письменную коммуникацию. К первой группе относятся:

-все формы учебного диалога;

--сообщения и доклады;

-учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения интервью, опроса; -обсуждения, диспуты, дискуссии;

-выступления на защитах учебных исследовательских работ;

-выступления в качестве ведущих на мероприятиях;


К основным методам, ориентированным на письменную коммуникацию относятся:

-ролевые игры (с распределением ролей пишущий и читающий);

-подготовка заметок и статей;

-рецензирование учебных исследовательских работ своих товарищей;

-учебные проекты и исследования, требующие проведения письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов.


Активизируют речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий: урок-практикум, урок-исследование, лингвистическая лаборатория, семинар, урок-защита проекта, использование элементов технологий проблемного обучения, проектной деятельности, технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо».


Формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами – главная задача процесса обучения. Сформировать коммуникативную потребность возможно тогда, когда ребенок поймет, как с помощью речи можно выражать себя, воздействовать на других людей, когда ребенок ощутит радость от творческого роста. Большинство ученых-методистов склонны считать, что коммуникативную компетентность ученика лучше всего рассматривать по письменным текстам, созданным самостоятельно. Результат труда несет особую смысловую нагрузку, так как характеризует пишущего и дает нам представление о его коммуникативной компетенции. Поэтому в понятие коммуникативной компетенции входят не только овладение речеведческими и языковыми знаниями, но и умение применять их на практике в процессе речевой деятельности.

Это напрямую связано с реализацией воспитательных задач по формированию активной личности, ориентирующейся в современном обществе. Коммуникативная компетентность становится частью культурной компетенции, что, несомненно, ведет к повышению уровня общей языковой культуры личности, способной найти себя в различных сферах деятельности.


Таким образом, задача учителя-словесника научить школьников ясно, логически и грамотно излагать свои мысли, создавать эмоциональные высказывания.



2.2. Технологии, методы и приемы, формы обучения, применяемые на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции школьников (обобщение опыта).


Каждый урок в школе, независимо от предмета, должен способствовать формированию и развитию коммуникативной компетенции, так как он строится на общении и сотрудничестве учителя и ученика. Но особую роль я отвожу, конечно же, урокам русского языка и литературы как основным предметам гуманитарного цикла в школе.

В своей педагогической практике использую инновационные технологии, направленные на всестороннее развитие личности ребенка, которые формируют не только коммуникативные качества ученика, но и развивают его мыслительную деятельность, повышают интерес к предмету, учат самостоятельности в решении проблем. На уроках использую элементы технологии «критического мышления через чтение и письмо». Постепенно внедряю в образовательный процесс проектную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала и природных способностей учащихся, созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности, в том числе и в области коммуникации.

Использую средства ИКТ, которые повышают наглядность изложения нового материала и привлекают внимание учащихся.

Проблемное обучение позволяет исключить пассивное знакомство с новой информацией. Постановка проблемы активизирует не только мыслительные процессы, но и коммуникативную деятельность учащихся.

Применение технологии « критического мышления через чтение и письмо» дает большие возможности и учителю, и ученикам для эффективного сотрудничества и общения друг с другом. Дети всегда откликаются на что-то новое, необычное, как раз такой элемент новизны присутствует в методических приемах данной технологии. Их достаточно много, но я остановлюсь на тех, которые часто применяю на уроках русского языка и литературы. Это следующие приемы: «Корзина идей», «Кластер», «Инсерт», «Толстые и тонкие вопросы», Ключевые слова», «Синквейн». Дети с удовольствием принимают такой вид деятельности, который, несомненно, способствует развитию коммуникативной компетенции.

Из этой технологии позаимствовала трехчастную структуру урока. На мой взгляд, ее применение делает обучение эффективным и результативным.

Первый этап – это «Вызов» («пробуждение» имеющихся знаний и готовности к получению новой информации);

Второй этап – «Осмысление содержания» (получение новой информации);

Третий этап - «Рефлексия» (рождение нового знания).



Так как текстоориентированный подход в современной методике русского языка является приоритетным, особое внимание на уроке уделяю работе с текстом, которая является основой коммуникативной деятельности школьников. В ходе такой работы реализуются внутрипредметные и межпредметные связи. Все это способствует достижению и образовательных, и воспитательных целей, одной из которых является воспитание любви и интереса к русскому языку. К каждому уроку подбираю интересные творческие задания по созданию небольших текстов, содержание которых связываю с темой урока.

Поэтому в своей педагогической деятельности по формированию коммуникативной компетенции активно использую следующие формы и методы: комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, различные виды диктантов и изложений, тематические (речевые уроки), интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами, мини-изложения, мини-сочинения, коммуникативные и игровые ситуации.

На уроках применяю разнообразные приемы работы: выразительное чтение учителя, слушание текста, комментированное чтение, чтение с остановками, анализ текста, составление плана, конспекта, заучивание, разные виды пересказов и др.

Использую коллективные формы обучения, групповые, работу в парах, индивидуальную.

Активизируют речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения уроков: урок-практикум, урок-исследование, лингвистическая лаборатория, урок-семинар, урок-защита проектов и др.



Итак, я иду на урок. Его начало – один из важных моментов. Задача состоит в том, чтобы создать доброжелательную атмосферу, расположить учеников к активному общению, продуктивному сотрудничеству, создать эмоциональный настрой для дальнейшей работы. Стараюсь найти нестандартное начало, может быть даже чем - то удивить учеников, чтобы сегодняшний урок не был похож на вчерашний. Началом урока может быть пословица, афоризм, небольшое стихотворение или просто добрые слова: »Я рада вас видеть!»

Настало время объявить тему урока. Это этап мобилизации, предполагающий включение учащихся в активную деятельность. Кроме скучного: «А что вы знаете об этом?», существует несколько методов для успешного вхождения в тему и «пробуждения» имеющихся знаний. Один из них - метод «Ассоциаций», активизирующий образное мышление и развивающий устную речь учащихся. Например, детям предлагается словосочетание «устаревшие слова». Каждый из учащихся делится своими ассоциациями. Учитель активизирует диалог наводящими вопросами: «Почему эти слова называют устаревшими?» Так плавно переходим к теме урока.

Можно в начале урока использовать метод «Инфознайка» (необычные, удивительные сведения, например, о языке, об истории происхождения слова, фразеологизма или о другой информации, с которой могут выступить заранее подготовленные ученики). Обычно мои ученики 5 и 7 классов делают это охотно.

Познакомить детей с темой урока можно по-разному. Если она связана с орфографией, предлагаю детям решить орфографическую задачу: например, какую букву нужно вставить в слово «ж..лтый»? Разрешить эту проблемную ситуацию дети должны не только, назвав букву, но и попытаться обосновать свой выбор, проведя наблюдение над словом: в какой части слова буква находится, перед каким выбором вы стоите, может ли вам помочь правило о правописании гласных в корне? В этой части урока использую метод «Мозговой штурм» или «Ковер идей».

Выслушиваем все доводы, даже если они смешные или фантастические, но отбираем только правильные или близкие к ним. Если, увы, ухватиться не за что – не беда. В данной ситуации как раз и происходит осознание того, что имеющихся знаний недостаточно. Зато у детей получится, наверняка, определить тему урока: «Правописание букв е - о после шипящих в корне слова».

Уже на этом этапе урока дети достаточно активны, включились в речевую деятельность.

Они учатся формулировать цели урока, в случае затруднения обращаются к схеме: вспомнить, узнать, научиться. В данный момент учащиеся находятся на этапе целеполагания. Учитель выполняет функцию наставника, помощника, направляющего и корректирующего деятельность учеников, а еще радующегося тому, что класс проявляет готовность к сотрудничеству.

Можно начать урок лингвистической разминкой: найди четвертое лишнее. Например, варенье, печенье, деньки, объявление Дети высказывают свою точку зрения, при этом оговаривается, что ответ должен быть полным. В помощники можно взять «шкалу мнений», которая есть у каждого ученика. Высказывание может включать 2-4 предложения.

П – позиция Я считаю, что …

О – обоснование потому что

П – пример Например,

С – следствие Поэтому

Таким образом можно подвести детей к теме урока: «Разделительные ъ и ь знаки» (5 класс, повторение)

Для того чтобы оградить учеников от пассивного получения новой информации, тщательно отбираю материал для наблюдений, сравнений, позволяющим ученикам почувствовать себя первооткрывателями знаний, исследователями. Свою поисковую деятельность учащиеся завершают выводами, предположениями, а правильность проверяют через осмысленное чтение лингвистического текста.

Убеждаемся, в чем были правы, а что было упущено. При этом дети могут составить кластер, являющийся продуктом их деятельности. Так может проходить этап коммуникации (поиск новых знаний в паре, в группе).

Освоение нового лингвистического материала может проходить с использованием метода «ИНСЕРТ» или маркировки текста. Этот метод развивает критическое мышление, позволяет отслеживать свое понимание прочитанного текста, заставляет непросто читать, а осмысленно.

Пометки на полях могут быть следующие: V (знаю), + (новое), - ( иначе думал), ? (не знаю), ! (ответ готов).

Результатом может быть составленная в группах или индивидуально «Карта ума» или тот же кластер.

Закрепляя материал, работаем в парах, продумывая «толстые» и «тонкие вопросы». Таким образом, проходит осмысление новой информации и одновременно взаимопроверка усвоения нового материала.

И, конечно же, на уроке важен диалог - беседа для выяснения того, для чего нужны эти знания и где их можно применить. Дети должны понимать значимость изучаемой темы и в своей школьной жизни, и в будущем.

В зависимости от темы включаю в урок ролевые игры. Благодатной почвой для этого была тема урока в 5 классе «Этикетные слова». В рамках урока была проведена творческая работа по созданию рекламы для одного из этикетных слов. Дети работали в парах, учились сотрудничать друг с другом.

В 5 и 7 классах использую работу в группах, когда кто-то берет на себя роль «языковеда», кто-то «историка», кто-то «иллюстратора». Роли меняются и придумываются в зависимости от темы урока.

При изучении темы «Наречие» в 7 классе детям было предложено выразить мысли о своей работе на уроке с использованием наречий и слов - категории состояния. Так завершился урок этапом рефлексии (трудно, легко, интересно, познавательно и другие слова).

Такая работа, на мой взгляд, уводит учеников от скуки, вызывает интерес к изучаемой теме и к предмету в целом, развивает коммуникативные компетенции, что является одной из главных задач образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Особое место в их решении отводится предмету «Литература». На уроках применяю технологию проблемного изучения и технологию проектной деятельности. Занятия провожу по такой структуре: предтекстовый, текстовый и посттекстовый структурные элементы. На каждом этапе, чтобы обучение прошло продуктивно, применяю активные методы обучения, направленные на развитие речи учащихся и интереса к предмету.

Ряд уроков можно начать, с выяснения ассоциаций, связанных с названием произведения ( например, «Тучи» А.С.Пушкина, «Родина» М.Ю.Лермонтова) или же с поиском ключевого слова в названии темы урока с последующим комментарием. Такой подход к началу урока позволяет развивать воображение и в ходе урока сопоставить авторскую мысль с мыслями и чувствами ученика.

На этом этапе учимся определять учебные задачи и намечаем способы их достижения. Создаю такую речевую ситуацию, когда ученики вынуждены говорить. Так от урока к уроку «пробуждаю» у учеников желание высказаться, вступить в общение. Не секрет, что у детей сельских школ наблюдается низкий уровень устной и письменной речи. Поэтому на уроках использую все возможности, чтобы научить правильно, грамотно строить свое высказывание.

Почти на каждом уроке дети готовят небольшие сообщения различной тематики: интересные факты из жизни писателя или поэта, сведения о прототипах литературных героев. Это, несомненно, вызывает интерес школьников к личности автора и его произведению.

Особое место на уроке занимает работа с текстом. В центре внимания, конечно же, слово. Много времени уделяю словарной работе, непосредственному анализу произведения. Продумываю урок так, чтобы дети не остались равнодушными к тем проблемам, которые волнуют автора. Ведь задача учителя не только подвести учеников к пониманию текста, но и еще необходимо его пережить, прочувствовать.

На уроках использую работу в группах. Например, изучая рассказ «Муму» И.С.Тургенева, «историки» готовят материал о крепостном праве на Руси, «литературоведы » отмечают факты этого явления в тексте, «географы» подбирают сведения о родовом поместье писателя – Спасском –Лутовинове, «актеры» готовят выразительное чтение текста.

Аналогичную работу проводили ученики 7 класса при изучении произведения М.Ю.Лермонтова: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Только объектом изучения была уже другая эпоха: эпоха правление Ивана Грозного.

При изучении рассказа «Певцы», И.С.Тургенева, учащиеся 7 класса в группах готовили материал о посетителях кабака Притынного. Кто-то взял на себя обязанности найти портрет героя, кто-то рассказать о его характере, кто-то о его истории. Так как темой урока был проблемный вопрос: «Как в песне отображается образ певца», урок завершился составлением синквейна:

Песня

Задушевная, грустная

Волнует, беспокоит, тревожит

Песня нам жить помогает

Искусство.

Почти на каждом уроке школьники выполняют письменные задания: дают сжатый ответ на вопрос, развернутый ответ, пишут мини – сочинения. При изучении жизненного и творческого пути писателя, при осмыслении художественных текстов дети составляют таблицы, схемы, кластеры.

Первые шаги в создании проектов делают пятиклассники. Они создают рукописные проекты, изучая творчество И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова. Учащиеся же 7-9 классов продолжают обучаться созданию проектов.

Дети готовы к сотрудничеству не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, которая направлена на развитие творческих и познавательных способностей. Ежегодно в школе проводится неделя русского языка и литературы, участниками которой становятся целые классы. Ученики участвуют в КВН, рисуют и защищают лингвистические газеты, пишут конкурсные сочинения, диктант «Самый грамотный ученик школы». Старшеклассники проводят конференции, круглые столы. В течение года проводим устные литературные журналы, посвященные писателям и поэтам юбилярам.

Среди моих учеников много участников Всероссийских дистанционных конкурсов»: «Почитай-ка», «Олимпус», «Грамотей-спринт», «Мультитест». Большой интерес дети проявляют к Всероссийскому конкурсу «Живая классика». Все это наглядный пример того, что моя работа находит отклик в детских душах.

3.Заключение.

Обобщая свой опыт работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы, можно сделать вывод, что большая часть учащихся проявляет интерес к предмету, на уроке создан благоприятный климат, располагающий к тому, чтобы дети чувствовали себя свободно и комфортно.

Я считаю, что самым главным критерием успешности моей педагогической деятельности является внешняя оценка, а это результаты ОГЭ и ЕГЭ. Все мои ученики успешно сдают экзамен по предмету, все пишут сочинение, которое как раз и является проверкой языковой и коммуникативной компетенций.

В результате ежедневной кропотливой работы я вижу, что мой труд не напрасен. Дети готовы к общению, к познанию нового, в учебной деятельности они развиваются и находят себя. Я же продолжу работу над формированием коммуникативной компетенции.

Ведь это процесс долгий и сложный…









Список используемой литературы:

Программно-методические материалы

1.Программа «Русский язык». 5-9 классы; авт.-сост. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов,, Г.А.Богданова. -2-е издание, стереотипное; -М.: «Дрофа», 2013г ;

2.Программа курса «Литература». 5-9 классы. Авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А.Зинин.-3-е изд,. –М.: ООО «Русское слово – учебник». 2014 г – (Инновационная школа);

3.Русский язык. Учебник для 5 класса, авт.-сост. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов и др., под редакцией М.М.Разумовской. -2-е издание, стереотипное. М., «Дрофа», 2014 г;

4. Русский язык. Учебник для 7 класса, авт.-сост. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов и др., под редакцией М.М.Разумовской. -2-е издание, стереотипное. М., «Дрофа», 2014 г;

5. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2005.

6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2007.

7.Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. В двух частях,, авт.-сост. Г.С. Меркин, -3-е издание, -М,: ООО «Русское слово – учебник» (Инновационная школа).2016 г;

8. Литература. Учебник для 7 класса общеобразовательных организаций. В двух частях,, авт.-сост. Г.С. Меркин, -3-е издание, -М,: ООО «Русское слово – учебник» (Инновационная школа).2016 г;

9. Литература. Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций. В двух частях,, авт.-сост. Г.С. Меркин, -3-е издание, -М,: ООО «Русское слово – учебник» (Инновационная школа).2016 г;

10. Литература. Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. В двух частях,, авт.-сост. С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев, -3-е издание, -М,: ООО «Русское слово – учебник» (Инновационная школа).2016 г;

11.Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература», 5 класс: Методическое пособие пособие. Ф.Е.Соловьева под редакцией Г.С. Меркина, -М.6 ООО «Русское слово – учебник»(ФГОС «Инновационная школа»); 2015 г;

12. Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература», 7 класс: Методическое пособие. Ф.Е.Соловьева под редакцией Г.С. Меркина, -М.6 ООО «Русское слово – учебник»(ФГОС «Инновационная школа»); 2014 г;


13.Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература», 8 класс: Методическое пособие. Ф.Е.Соловьева под редакцией Г.С. Меркина, -М.6 ООО «Русское слово – учебник»(ФГОС «Инновационная школа»); 2014 г;

14. Литература 9 класс. Методическое пособие. ФГОС; авт.-сост. ЗининС.А. и Новикова Л.В.; издательство «Русское слово - учебная книга», 2017 г;


Научно-методические статьи.

  1. 1.Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.- М.:АРКТИ, 2007.

  2. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // РЯШ, № 1, 1996 г;

  3. Калшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984.

  4. Кульневич С.В. Современный урок. Ростов н/Д: Учитель, 2006.

Электронные ресурсы

  1. Завацкая Г.С. Компетентностный подход в методике преподавания русского языка // http://www.rusnauka.com/8. NPE 2007/ Philologia/20933.doc.htm

  2. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности http://lib.rus.es/b/166285/download 

  3. Концепция модернизации российского образования http://www.ksu.ru/news/base/concept3.htm

  4. Словари и справочники http://www.i-u.ru/biblio/dict.aspx#find 

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/ 










  • Другое
Автор Кухарь Ольга Тимофеевна
Дата добавления 14.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1177
Номер материала MA-073500
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы