Ковалевич О.И.
ПСИХООБЕРЕГАЮЩАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ В
1-4 КЛАССАХ
Общеизвестно, что музыка всегда
являлась спутницей жизни: неотъемлемой частью уроков творчества /музыки, изобразительного
искусства, литературы/, тематических вечеров, викторин, праздников и концертов.
В последнее время в большинстве
школьных уроков творчества всё более очевидными становятся такие их
возможности, которые непосредственно связаны не только с общепризнанными их педагогико-эстетическими
функциями, но и с функцией решения актуальной педагогической задачи – поддержания
психического и физического здоровья, как у учащихся, так и у самого учителя.
Внимание ребенка не может долгое
время задерживаться на какой-либо деятельности. Природа его такова, что на
уроке требуется переключение, смена видов музыкальной деятельности. С этой
целью используется такая структура занятий, при которой ребята постоянно
испытывают интерес к происходящему игровому действию. Незаметно для них в сюжет
игры включаются разнообразные задания.
Разнообразие форм музыкальной
работы позволяет вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путем
умелого поддержания интереса к той или иной музыкальной деятельности.
При пении необходимо следить за
осанкой учащихся.
В музыке оздоровительной «силой»
обладают разные жанры. Хотелось бы остановиться на таком её уникальном образце,
как традиционная народная песня.
Воздействуя на психику детей своим
непривычным «манерным» проявлением, народная песня в одних случаях снимает, а в
других активизирует эмоциональную восприимчивость учащимися явлений и фалов окружающего
мира. В детях менее эмоциональных эти песни активизируют способность более ярко
выражать свои ощущения в общении с природой, с поколением старших людей, формируют
прочные устойчивые и положительные ощущения от песенного исполнительства.
Задорные частушки и традиционные народные плясовые песни /такие, как, например,
«Калинка», «Светит месяц», «Во кузнице»/ оказывают бодрящее влияние на нервную
систему и общий тонус организма детей, вызывают ощущение роста сил и притока
энергии. Негромкое же умеренное исполнение лирических народных песен, напротив,
оказывает успокаивающее, а иногда даже убаюкивающее действие. Их напевность и
медленный темп вызывают у детей состояние покоя, а попутно и активизируют в их
физической природе способность тонко слышать и различать комплекс звуков. Не
случайно такие русские песни на уроках музыки, как «Вниз по матушке по Волге»,
«Во поле берёза стояла», «Подмосковные вечера» и другие, дети любят особенно. Исполнение
и слушание народных песен неизбежно «заряжает» соответствующими эмоциями и
исполнителей, и слушателей. Поэтому именно народную песню мы можем
рассматривать как одну из эффективных форм развития свойств человеческой
психики и тем более детской, а главное – средством сбережения хрупкого
психического здоровья детей. Именно регулярные занятия по исполнению народных
песен помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат,
развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию.
Анализируя народную песню с точки зрения ее пользы для укрепления физического
здоровья детей, коснемся вопросов дыхания. От навыков певческого дыхания
зависит качество голоса, его сила. Механизм дыхания, закрепляясь в сознании ребенка,
переходит в привычку. Поскольку певческое дыхание представляет собой
своеобразный массаж внутренних органов, то привычное, иначе говоря,
систематическое его использование благоприятно влияет на физическое здоровье
ребенка и здесь же идет работа брюшного пресса. Всё это, в совокупности,
координирует работу всех органов голосообразующей системы и тем самым заметно
воздействует на укрепление общего психофизического состояния неокрепшего,
растущего организма ребёнка.
Другой вид музыкальной деятельности
– это музыкально-ритмические движения. Он обеспечивает формирование умение
управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движения и т.
д.
Учащиеся младших классов имеют
хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной
инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы,
притопы, выразительные действия с предметами /Мячом, палочками, лентами/,
простейшие музыкальные инструменты.
В процессе слушания музыки, чтобы
дети не засиживались, при повторном слушании музыкального произведения
предлагаю покачаться в пульсе музыки, подирижировать, потанцевать с любимым
сказочным героем, пальчиками показать марш деревянных солдатиков /тем самым,
развивая и укрепляя мелкую моторику/.
Игра на детских музыкальных
инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят со
слабым уровнем координации слуха и голоса.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.