Муниципальное
учреждение
«Красноселькупский
детский дом «Родничок»
Программа
«Психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
с.Красноселькуп, 2014
г.
Информационная карта
Полное
название программы
|
Программа
психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья.
|
Автор
программы
|
Социальный
педагог, Шмырева Людмила Александровна
Педагог-психолог, Вельмова Светлана
Петровна
|
Цель
программы
|
Сопровождение
детей – инвалидов и детей с ОВЗ, поддержание комфортной образовательной
среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального,
личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки
детей к полноценной жизни в обществе.
|
Сроки
проведения
|
бессрочный
|
Место
проведения
|
МУ «КДД
«Родничок»
|
Контингент
|
Дети-инвалиды
и дети с ограниченными возможностями здоровья
|
Критерии ограничения и противопоказания
на участие в программе
|
Отказ родителей от
психологического сопровождения ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ и его семьи
|
Принципы
реализации программы
|
1.
Личностно-ориентированный.
2.
Гуманно-личностный.
3.
Принцип
комплексности.
4.
Принцип
деятельностного подхода.
5.Принцип «здесь и
теперь».
|
Пояснительная
записка
Проблема
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ)
заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных
государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и
средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально
новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы
детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам
выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС
позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных
потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные
результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого
ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.
Под
сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов
коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной
и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность
специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения,
воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования
теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей
сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности
ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть
выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:
во-первых, систематическое отслеживание
психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития
в процессе обучения;
во-вторых, создание
социально-психологических условий для развития личности ребенка и его успешного
обучения;
в-третьих, создание
специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания
помощи семьям и детям-инвалидам и детям с ОВЗ.
Для семьи,
воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является
максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция
его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании
этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их
отчужденности в обществе.
Данная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах
ребенка, законами РФ «Об образовании» (с изменениями и
дополнениями), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об
образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным
образованием)», Семейного кодекса РФ .
Цель программы : сопровождение детей – инвалидов и детей с
ОВЗ, поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее
полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей
с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
Задачи
· выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка ;
· комплексное
ППМС сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ;
· составление
индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема
необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической,
психологической, коррекционной);
· психолого-педагогическая
и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий для
преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности;
· формирование
родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей,
формирование системы семейных ценностей;
Участники
программы: педагог-психолог, социальные педагоги, логопед, медицинская сестра,
родители и дети .
Формы
взаимодействия участников сопровождения:
Семинары-практикумы, педагогические советы, заседания круглых столов,
конференции, заседания ПМПк, выступления на собраниях, методических
объединениях, проведение индивидуальных консультаций, бесед, анкетирование,
деловые игры.
|
Виды ресурсов
|
информационные
|
кадровые
|
материально-технические
|
Собственные
|
Сайт
учреждения, локальная сеть, методический комплекс для организации
сопровождения у детей. Результаты психолого-педагогического консилиума.
|
Специалисты
службы ППМС сопровождения. Воспитатели.
|
База учреждения
|
Привлеченные
|
МУ ДОД КЦДОД,
|
Специалисты
объединений дополнительного образования. Специалисты ПМПК.
|
Выход в другие
учреждения
|
Этапы и сроки реализации программы
1.Этап
подготовительный .
Выявление,
анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи ПМПк. Обсуждение
специалистами возможных вариантов решения проблемы, составление программы
сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с
рекомендациями по работе с детьми, имеющими ОВЗ. Содействие в прохождении
медико-социальной экспертизы. Создание банка данных для реализации
индивидуальных программ социальной реабилитации детей.
Промежуточные
результаты:
1.1. Изучение
документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты
реабилитации, социального паспорта семьи, медицинской карты);
1.2. Разработка
индивидуальной программы сопровождения;
1.3. Разработка
рекомендаций для участников образовательного процесса;
1.4. Повышение
качества комплексных мероприятий;
1.5. Пополнение
информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов
и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
2. Этап основной
Обеспечение дифференцированных условий (посещение кружков и секций,
вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в
соответствии с рекомендациями ПМПК и в соответствии с его возрастными и
индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного
сопровождения ребенка. Проведение специфической профилактики, учитывая
индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических
норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных
лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и
психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской
компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка.
Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях
взаимодействия с другими социальными институтами или общественными
организациями.
Промежуточные
результаты:
2.1. Успешная
социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности
социума;
2.2 Расширение
участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях,
конкурсах, проектах, акциях;
2.3.Повышение
уровня родительской компетентности через консультирование;
2.4. Активное
включение детей и родителей в проведение традиционных праздников.
3. Этап
аналитико-обобщающий.
Период осмысления
результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы.
Мониторинг динамики развития детей на основе реализации индивидуальных программ
сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения
обучающихся.
Промежуточные
результаты:
3.1. Анализ
результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими ОВЗ.
3.2. Перспективное
планирование.
3.3.Корректировка
программы.
Формы работы специалистов ППМС сопровождения
Профилактические и просветительские беседы, индивидуальные и групповые занятия
с элементами тренинга, ролевые игры, консультирование участников
образовательного процесса, наблюдение за детьми, диагностика, семинары,
консилиумы, диспуты, акции, викторины, олимпиады.
оформление тематических стендов, выпуск буклетов, памяток, информационных
листов.
Структура программы:
1. Психологический
блок
2. Социальный
блок
3. Логопедический
блок
4. Лечебно-оздоровительный
блок.
Психологический
блок:
Цель: Создание
системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации,
реабилитации и личностному росту детей в социуме.
№
|
Направления
деятельности
|
Сроки
|
Диагностическое
|
1.
|
Диагностика
отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.
|
по плану
|
2.
|
Изучение
социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.
|
3.
|
Изучение
развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.
|
4.
|
Изучение условий
семейного воспитания ребёнка.
|
5.
|
Изучение уровня
социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
|
6.
|
Системный разносторонний
контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка.
|
в течение года
|
Коррекционное
|
1.
|
Разработка
индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик,
методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными
потребностями.
|
в течение года
|
2.
|
Системное
воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике
образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных
действий и коррекцию отклонений в развитии.
|
Развивающее
|
1.
|
Развитие
моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия,
внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
|
в течение года
|
2.
|
Развитие
универсальных учебных действий.
|
Консультационное
|
1.
|
Разработка
рекомендаций по основным направлениям работы с детьми для всех участников
образовательного процесса.
|
в течение года
|
2.
|
Консультирование
педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных
методов и приёмов работы с детьми.
|
3.
|
Помощь родителям
в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
|
4.
|
Содействие в приобретении
обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в
преодолении трудностей общения, обучения.
|
5.
|
Содействие
в выборе будущей профессии.
|
|
Просветительское
|
1.
|
Различные формы
просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды,
печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного
процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса,
повышения психологической грамотности.
|
в течение года
|
2.
|
Проведение
тематических выступлений для педагогов по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья.
|
3.
|
Работа на
сайте.
|
Социальный
блок:
Цель: Создание
благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной
помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в
нём, защита ребёнка в его личностном пространстве.
№
|
Направления
деятельности
|
Сроки
|
Диагностическое
|
1.
|
Исследование
семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в
соответствии с социальным паспортом семьи.
|
по плану
|
2.
|
Изучение
ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых
условий.
|
3.
|
Собеседование с
участниками образовательного процесса для выявления проблем в обучении и
воспитании детей- инвалидов и детей с ОВЗ, их реабилитации.
|
4.
|
Распознавание,
диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка,
проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения
серьёзных последствий.
|
5.
|
Создание и
корректировка банка данных, реабилитационных карт детей с ограниченными
возможностями здоровья.
|
Учебно —
воспитательное
|
1.
|
Помощь семье в
проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка.
|
в течение года
|
2.
|
Составление
индивидуальной программы сопровождения, включая: определение вида и объема
необходимой помощи.
|
3.
|
Помощь ребенку в
устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.
|
4.
|
Оказание помощи
в учебной деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических
требований в работе с каждым ребёнком с ОВЗ и ребенком – инвалидом.
|
5.
|
Организация
досуга детей с ОВЗ, вовлечение их в кружковую, секционную, трудовую
деятельность, с целью проявления творческих способностей ребёнка и
обеспечения его занятостью в свободное время.
|
6.
|
Содействие в
социальной адаптации обучающихся (социальный патронаж, экскурсии, участие в
праздниках, концертах, спектаклях).
|
7.
|
Групповая работа
в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление трудностей в
общении).
|
Оздоровительное
|
1.
|
Обеспечение
сохранности и укрепление физического, психического, социального и
нравственного здоровья личности.
|
в течение года
|
2.
|
Организация
совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки.
|
Консультационное
|
1.
|
Индивидуальное и
групповое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания;
разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса.
|
в течение года
|
2.
|
Оказание
социально-правового консультирования детям с ОВЗ и их семьям с целью
соблюдения их прав.
|
Социально
– правовое
|
1.
|
Пропаганда и разъяснение
прав детей, семьи и педагогов.
|
в течение года
|
2.
|
Решение
конкретных проблем семьи путём оказания материальной помощи через УСЗН
(управление социальной защиты населения), профориентационную работу.
|
3.
|
Соблюдение прав
ребенка, социально-правовое консультирование.
|
|
|
|
|
|
Логопедический
блок
Цель: Организация эффективного комплексного сопровождения
обучающихся с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе
системно - деятельностного подхода.
№
|
Направления
деятельности
|
Сроки
|
Диагностическое
|
1.
|
Своевременное
выявление детей с речевыми нарушениями.
|
по плану
|
2.
|
Определение
структуры и степени выраженности речевых нарушений у детей.
|
3.
|
Диагностика
письменных работ.
|
|
Коррекционное
|
|
1.
|
Разработка
индивидуальной программы сопровождения. Планирование соответствующей
коррекционной работы.
|
по плану
|
2.
|
Создание условий
(использование речевой картотеки и игротеки), благоприятных для коррекции
речи.
|
3.
|
Коррекция
нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения
для мимики лица, драматизация, чтение по ролям, коррекция дисграфии и
дислексии; коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи).
|
в течение года
|
Консультационное
|
1.
|
Проведение с
участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической
работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию
речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий.
|
в течение года
|
2.
|
Систематические
консультации для родителей. Оказание действенной консультативной помощи
педагогам по обучению логопатов.
|
Просветительское
|
1.
|
Обеспечение логопедического
кабинета инновационно-коррекционной методической литературой.
|
в течение года
|
2.
|
Создание
методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и
коррекции речи.
|
3.
|
Оформление
стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов.
|
4.
|
Работа на сайте.
|
Профилактическое
|
1.
|
Профилактика
нарушений устной речи у детей младшего школьного возраста, нарушений
письменной речи. Организация пропедевтических занятий.
|
в течение года
|
2.
|
Логопедическая
работа по профилактике нарушений чтения и письма у учащихся ОВЗ на
фонетическом уровне дислексии и дисграфии.
|
Развивающее
|
1.
|
Совершенствование
движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей пальцев
рук; развитие артикуляционной моторики.
|
в течение года
|
2.
|
Коррекция
отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и
узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти,
пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических
представлений. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина). Развитие формирования звукового анализа.
|
3.
|
Развитие
различных видов мышления: наглядно-образного мышления.
|
|
4.
|
Развитие речи:
фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания;
постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи,
навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической
речи.
|
|
Лечебно-оздоровительный блок
Цель:Создание
здоровье сберегающей среды для формирования эффективной системы психолого —
педагогического и медико — социального сопровождения детей с ОВЗ.
№
|
Форма
деятельности
|
Сроки
|
|
1.
|
Соблюдение
теплового режима, нормативов освещенности в помещениях.
|
в течение года
|
2.
|
Поддержание
чистоты, уютной и комфортной обстановки.
|
3.
|
Контроль за
организацией здорового, витаминизированного, разнообразного питания.
|
4.
|
Соблюдение санитарно
– эпидемиологического режима в школе.
|
5.
|
Содействие в
прохождении медико-социальной экспертизы.
|
по мере
необходимости
|
6.
|
Проведение
углубленного медицинского осмотра.
|
2 раза в год
|
7.
|
Проведение
специфической профилактики (профилактические прививки).
|
согласно
|
8.
|
Обучение
родителей, педагогов основам социально-медицинских знаний.
|
в течение года
|
9.
|
Проведение
индивидуальных лечебно-профилактических действий, в зависимости от нарушения
(медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные
занятия лечебной физкультурой, соблюдение режима дня, мероприятия по
физическому и психическому закаливанию).
|
в течение года
|
Результатом сопровождения является достижения
ребенка- инвалида и ребенка с ОВЗ планируемых результатов.
Приложение 1
Индивидуальная
программа сопровождения ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида)
Наименование
учреждения
Адрес
Сведения о ребенке
Ф.И.О.
Дата рождения
Адрес
Статус «ребенок с
ограниченными возможностями здоровья» от
Социальная
характеристика семьи
Мать
Отец
Степень участия в
воспитании
Условия
проживания, устройство быта
Законные
представители
(для детей-сирот,
находящихся под опекой)
Описание ситуации
(краткие заключения специалистов)
Выписка ПМПкот
Рекомендации ПМПк
Сильные стороны
ребенка
Запрос родителей
(законных представителей) в соответствии
с индивидуальной
программой реабилитации инвалида (выданной бюро медико-социальной экспертизы)
Долгосрочная цель
сопровождения
Возможные риски
Группа
сопровождения (педагоги, медики, родители
(законные
представители и т.д.)
Координатор
(Ф.И.О)
Мероприятия
(примерный перечень мероприятий с указанием конкретных
сроков и
распределением обязанностей)
Получение
дошкольного образования (программа обучения)
Психолого-педагогическая
коррекционная работа:
Наименование
мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
Отметка о
выполнении
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использование
ресурсов других учреждений (привлечение в качестве консультантов специалистов
муниципальной (областной) ПМПк, реабилитационного центра, учреждений
дополнительного образования)
Оценка
промежуточных результатов
Наименование мероприятия
|
Сроки
|
Оценка
|
Постановка
дальнейших целей и задач
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Срок реализации
индивидуальной программы развития
Подпись родителей
(законных представителей)
Приложение 2
Рекомендации для
педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Воспитателям:
-Планировать и
осуществлять индивидуальный подход во всех видах деятельности с учетом диагноза
ребенка;
-Привлекать
ребенка к играм в маленьких подгруппах, общим хороводным и имитационным играм,
парным поручениям, развивая интерес к общению со сверстниками и обогащая
детский опыт;
-Учить ребенка мыть,
вытирать руки и лицо полотенцем, снимать и надевать одежду, ухаживать за ней,
правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами, складывать
игрушки на место и поддерживать порядок, развивая навыки элементарного
самообслуживания и гигиены;
- Сотрудничать с
ребенком в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за
животными, растениями и т.д.), способствуя развитию познавательной активности,
помогать ребенку через совместную деятельность осваивать новые способы и приемы
действия;
Развивать мелкую,
артикуляционную и общую моторику посредством пальчиковой, артикуляционной
гимнастики, чистоговорок, массажа, общеразвивающих упражнений, игр и заданий.
Учителю-логопеду:
Проявлять внимание
к ребенку, создавать условия для хорошего самочувствия и активности;
Осуществлять
комплексное речевое развитие, включая в работу с ребенком игры и задания на
развитие всех компонентов речи (фонематические процессы, лексический и
грамматический строй, связную речь);
Развивать слуховую
функцию (неречевой, речевой слух и фонематические процессы),
зрительно-пространственную и двигательную функции (общую, артикуляционную и
мелкую моторику);
Осуществлять
развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностной сферы.
Педагогу-психологу:
Уделять особое внимание
психическому самочувствию ребенка, сохранению психического здоровья;
Повышать
активность ребенка и его самостоятельность через индивидуальные и групповые
занятия, направленные на развитие навыков коммуникативности;
Осуществлять
интеллектуальное, социально-психологическое и эмоционально-волевое развитие
ребенка.
Инструктору по
Физической культуре:
Осуществлять
дифференцированный подход при подготовке к занятиям (планировать индивидуальную
работу по разделам программы);
Создавать условия
для хорошего самочувствия детей, предупреждать утомляемость;
Развивать общую
двигательную активность ребенка;
Развивать
различные виды самостоятельной двигательной деятельности с учетом двигательных
возможностей детей;
Развивать
физические качества и двигательные способности: быстроту реакции, ловкость,
гибкость, силу, выносливость, координационные способности;
Учить ребенка
овладевать базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях,
элементами техники всех основных видов движений.
Музыкальному
руководителю:
Создавать условия
проявления положительных эмоций, хорошего самочувствия детей;
Осуществлять
индивидуальный подход в работе с детьми (уменьшить нагрузку, давать посильные
для ребенка задания);
Обеспечивать
музыкальное развитие, используя в работе подвижные игры, игровые задания,
движения под музыку, хороводные игры, пение, слушание;
Привлекать детей к
праздничным мероприятиям, развлечениям, театрализованной деятельности, развивая
их творческие способности
Приложение 3
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ
Дата заполнения _____________
Общие сведения о ребенке
1. Ф.И.О.______________________________________________________
2. Пол ________
3. Дата, год рождения ____________________________
4. Адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть):
почтовый индекс _______ город (район)____________ улица___________
дом № _____ квартира ________ контактный телефон_________________
Социально-бытовой статус
1. Ребенок родной усыновленный опека
2. Бытовые условия проживания: в условиях семьи или социального учреждения
3. Анализ социально-бытовых условий проживания:
Собственный дом (общая площадь _______________ кв.м.)
Отдельная квартира (общая площадь ______________кв.м.)
Комната в коммунальной квартире (общая площадь ___________ кв.м.)
Арендуемая квартира (комната) (общая площадь _________ кв.м.)
Этаж __________ Лифт __________ Пандус_________________________
Централизованное отопление (да / нет)_____________________________
Канализация (да / нет)___________________________________________
Удаленность жилья от транспортных коммуникаций _________________
Социально-средовой статус
1.
Состав семьи ( количество членов семьи, проживающих на одной жилплощади):
2. Социальный статус семьи: многодетная, полная, неполная,
родная,опекунская
3. Форма и длительность брачных отношений родителей: брак зарегистрирован,
гражданский (подчеркнуть).
4.Какой по счету брак для каждого из родителей _____________________
5. Причины распада полной семьи: развод, смерть одного из супругов, лишение
родительских прав, лишение свободы одного из супругов, и др. (подчеркнуть).
6.Родители
Мать (Ф.И.О.)
Возраст
Образование (квалификация)
Выполняемая к моменту освидетельствования работа
Профессия _____________________________________________________
Специальность__________________________________________________
Должность (звание)_____________________________________________
По уходу за больным ____________________________________________
Выполнение общественных работ _________________________________
Проживает ли совместно с ребенком _______________________________
Отец (Ф.И.О.)
Возраст
Образование (квалификация)
Выполняемая к моменту освидетельствования работа
Профессия _____________________________________________________
Специальность _________________________________________________
Должность (звание)______________________________________________
По уходу за больным ____________________________________________
Выполнение общественных работ _________________________________
Проживает ли совместно с ребенком _______________________________
7. Старшее поколение семьи
Бабушка (Ф.И.О.)
Возраст
Образование (квалификация)
Выполняемая к моменту освидетельствования работа
Профессия _____________________________________________________
Специальность__________________________________________________
Должность (звание)______________________________________________
По уходу за больным ____________________________________________
Выполнение общественных работ__________________________________
Не работает в связи с пенсионным возрастом _______________________
Проживает ли совместно с ребенком _______________________________
Дедушка (Ф.И.О.)
Возраст
Образование (квалификация)
Выполняемая к моменту освидетельствования работа
Профессия _____________________________________________________
Специальность _________________________________________________
Должность (звание) _____________________________________________
По уходу за больным ____________________________________________
Выполнение общественных работ _________________________________
Не работает в связи с пенсионным возрастом________________________
Проживает ли совместно с ребенком _______________________________
8. Сестры и братья
Количество_____________________________________________________
Возраст
Состояние здоровья _____________________________________________
9. Психоэмоциональная атмосфера в семье: спокойная, конфликтная,
скандалы, физическое насилие и др.(подчеркнуть).
10. Генограмма семьи
Отец
Дедушка
брат
бабушка
Обозначьте линией определенного типа межличностные отношения в семье.
Используйте следующие обозначения:
___________ нормальные отношения
_ _ _ _ _ _ _ прохладные отношения
---------------- конфликтные отношения
В случае, если отношения не взаимны, следует указать их
--------------- направление от члена семьи стрелкой.
Кругом обозначаются женщины (девочки). В центре обозначаются возраст, родство
(если бабушка, указать, чья она мать – отца ребенка или матери).Квадратом
обозначаются мужчины (мальчики). В центре обозначаются возраст, родство (если
дедушка, указать чей он отец – отца ребенка или матери).
Дополнительные сведения (наблюдения):
11. Кто является главой семьи (поддерживает эмоциональный климат)
_____________________________________________________________
12. Кто осуществляет основные функции по уходу, образованию и лечению ребенка с
отклонениями в развитии ________________________
13. Кто выполняет ежедневные бытовые обязанности (уборка, стирка,
приготовление пищи) ___________________________________________
14.Охарактеризуйте режим дня и режим питания в семье______________
15.Социальная активность семьи в соответствии с образом жизни закрытость от
общества и уход от контактов с внешним миром, открытость для общения с
небольшим кругом близких людей, активная жизненная позиция, использование всех
имеющихся возможностей для участия в общественной жизни)
16. Уровень включенности ребенка с отклонениями в семейные
мероприятия – бытовые, досуговые, спортивные, культурные и др.____
_____________________________________________________________________________17.
Анализ отношений ближайшего окружения (родственников, соседей,
друзей) к проблемам семьи, имеющего ребенка с отклонениями в развитии
______________________________________________________
18.Анализ предшествующих условий воспитания (в доме ребенка, в инвалидном доме,
в родной семье, в приемной семье и др.)____________
Социально – экономический статус
Основные источники доходов семьи:
1.Заработная плата _____________________ руб./мес.
2.Пенсия по инвалидности _______________ руб./мес.
3.Пенсия по старости ____________________руб./мес.
4.Пенсия по случаю потери кормильца _____руб./мес.
5.Социальные пособия __________________ руб./мес.
6.Другие социальные выплаты ____________руб./мес.
7. Стипендии __________________________ руб./мес.
8. Другие источники доходов ____________ руб./мес.
Специальные сведения о ребенке с отклонениями в развитии
1.Дата официального назначения инвалидности ребенку на основании решения
Государственной службы медико – социальной экспертизы ___
2.Общая продолжительность инвалидности ________________________
3. Динамика инвалидности _______________________________________
4.Диагноз
Основное нарушение ____________________________________________
Сопутствующие заболевания _____________________________________
Осложнения ___________________________________________________
5. Оценка уровня развития ребенка и состояния реабилитационного потенциала.
Физическое развитие ____________________________________________
Психическое развитие ___________________________________________
Эмоциональное развитие _________________________________________
Особенности поведения __________________________________________
Особенности общения ___________________________________________
Сформированность социально – бытовых навыков ___________________
Качественная характеристика речи ________________________________
Характеристика интеллектуального развития _______________________
Характеристика деятельности ( мотивация, критичность, работоспособность, темп и
т.д.) ______________________________________________
Характеристика конструктивной, графической деятельности __________
Специфические особенности в указанных сферах ____________________
Структура потребностей _________________________________________
Обеспечение средствами реабилитации и вспомогательными техническими
приспособлениями (инвалидные кресла, оборудование туалетной комнаты, тифло-
сурдотехника, дидактические игрушки, пособия, специальная литература и т. д. )
Учреждения, оказывающие помощь семье и ребенку ( социальные службы, медицинские
и образовательные учреждения ____________________
Наличие индивидуальной программы реабилитации и № учреждения
Государственной службы медико-социальной экспертизы, давшего
реабилитационно-экспертное заключение ____________________________
Реабилитационный потенциал: высокий, удовлетворительный, низкий(подчеркнуть).
6. Организация комплексного сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида.
Перечень учреждений, предоставляющих комплекс реабилитационных услуг
ребенку-инвалиду и его семье _______________________________
Оценка качества предоставляемых услуг ___________________________
Перечень необходимых дополнительных мероприятий в рамках
индивидуальной программы реабилитации _________________________
Литература:
Безруких М.М. Знаете
ли вы своего ученика? /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. –
179с.
Бурмистрова Е.В. Семья с
«Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической
психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
Гуревич К.М.
Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.:
Дрофа, 1988. – 244 с.
Дети с задержкой
психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А.
Ципиной. – М., 1984.
Екжанова Е.А.
Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения
детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с.25-29.
Елфимова Н.В.
Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников.
/Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
Зобков В.А.
Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127
с.
Залевский Г.В.,
Галажинский Э.В., Бохан Т.Г. Психическая ригидность как фактор
школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция,
профилактика. – Томск: Изд-тво Том. ун-та, 1999. – 128 с.
Ледина В.Ю. ИБИС.
Игровое биоуправление и саморегуляция.Антистрессовый тренинг для детей и
подростков: методическое пособие. – СПб., 2000.
Менчинская Н.А. Проблемы
учения и умственного развития школь
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.