Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Скачать материал

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Государственное учреждение «Отдел образования Шемонаихинского района»

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования

Доклад на межрегиональной

научно-практической

 Интернет- конференции

 «Инновации в современном образовании:

проблемы и перспективы»

 

 

Подготовили: педагог-психолог ГУ «МПСШ №1

имени Н.Островского» Соколова Т.А.

Заместитель директора по методической работе

Степанова Т.С.

 

 

 

 

 

Усть-Каменогорск

17 Ноября 2011

Регистрационная форма

1.     Фамилия, имя, отчество    

      Соколова Татьяна Анатольевна,

2.     Ученая степень, ученое звание          не имеют

3.     Организация (учреждение), должность

      ГУ «МПСШ №1 имени Н.Островского» город Шемонаиха,

      педагог-психолог, заместитель директора по методической работе

4.     Адрес, телефон, Е-mail     г.Шемонаиха, ул.Чапаева 44 ostrovski1@yandex.ru

5.     Название доклада (статьи) «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования»

6.     Секция  

 Научно-методическое обеспечение инклюзивного образования

7.     Необходимые технические средства        

8.     Необходимость бронирования места в гостинице             нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Татьяна Анатольевна Соколова, ГУ «Многопрофильная средняя школа  №1 имени Н.Островского»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В процессе гуманизации  и повышения качественного уровня функционирования образовательного пространства нашей республики  проблема оказания помощи детям с особенностями в развитии становится все более актуальной: классы выравнивания, коррекции, здоровья – все это свидетельствует о поисках условий адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. По данным  психолого-медико-педагогической комиссии г. Шемонаиха, в нашем районе количество таких детей составляет около 12% от общего количества обучающихся.

Инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия берущая старт сегодня и представляющая собой построение такой учебной среды, которая позволит каждому ребенку, со специальными образовательными потребностями  обучаясь в общеобразовательном учреждении  реализовать свои способности, на уровне своих возможностей.

В последние годы, в нашей школе, увеличилось количество детей, которые по различным причинам (физическим, психическим и т.д.) оказались не в состоянии за отведенное время и в полном объеме усвоить программу общеобразовательной школы. Выходом из данной ситуации послужило решение ПМПК г.Шемонаиха рекомендовать в 2005 году 28  учащимся  нашей школы обучение  по программе для детей ЗПР, а для некоторых и  по программе вспомогательной школы. В связи с этим,  на параллелях 2,3,4-ых  классов были открыты классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), позволяющие организовать адекватную помощь детям,  имеющим ограниченные возможности в развитии.

За истекшие годы многое изменилось: число детей обучающихся в классах КРО увеличилось от 28 до 122 человек (Приложение 1),  количество  самих классов от 3 до 11 (Приложение 2), расширился перечень заболеваний учащихся.

Построение структуры комплексного сопровождения детей с особенностями в развитии  в нашей школе строится на знании Законов РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», типовых правил деятельности организаций образования, государственного общеобязательного стандарта образования. В основе работы лежат принципы единства диагностики и коррекции, единства взаимодействия, последовательности, равноправного партнерства, педагогического оптимизма, открытости образовательных перспектив (Приложение 3).Особыми условиями, способствующими обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, являются учебный комфорт, малая наполняемость классов, индивидуально-дифференцированный подход, адаптированный  учебный план, коррекционная направленность.

Создание адаптивной образовательной среды соответствующей потребностям всех учащихся, достижение оптимальных учебно-воспита- тельных результатов обеспечивается за счет качественного психологичес- кого сопровождения, основанного на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных и методических формах работы, внедрения новых педагогических технологий, разработки  учебно-методических пособий в форме  рабочих тетрадей.

В целях  повышения качества образовательного процесса в классах КРО педагогами созданы и апробированы  рабочие тетради по русскому языку, математике, музыке, изобразительному искусству.

 Разработана «Программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими  трудности в общении,  обучении и адаптации», рассчитанная на четырехлетний курс обучения.

Программа ориентирована:

* на повышение общего уровня развития учащихся, их познавательной и социальной деятельности, нравственных и этических возможностей;

* на восполнение пробелов предшествующего развития и обучения,  направленную подготовку к восприятию нового учебного материала;

* на целостный подход к ребенку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира и самого себя, к дальнейшему развитию и самосовершенствованию себя как личности;

* на достижение конструктивных результатов в становлении различных структур самосознания, на основе учета индивидуальных возможностей детей, с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера в обучении, воспитании и развитии учащихся;

На основе программы по одному из 4-ех курсов создано методическое пособие в виде рабочей тетради для учащихся 3-его класса коррекции.

В школе работает творческая группа педагогов классов КРО, внедряющих в практическую деятельность технологию трехмерной методической системы обучения, позволяющую решить следующие актуальные проблемы обучения, существующие в традиционной школе[5,с.28]:

1)    совершенствования методической системы учебного процесса на основе диагностичной методики целеобразования;

2)    гуманизации и демократизации образования, осуществления на практике идей личностно - деятельностного подхода;

3)    формирования высокого уровня умений, активности, потребности учащихся к самостоятельной познавательной деятельности и к развитию мыслительных способностей;

4)    эффективности управления учебным процессом;

5)    повышения качества обучения, гарантии 100% (бездвоечной) успеваемости учащихся по каждому предмету на ученическом уровне;

6)    создания комфортных условий для субъектов учебного процесса, снятия перегрузки, стресса и организация условий работы для каждого из них в доступном темпе;

7)    обеспечения  учащихся индивидуальным дифференцированным домашним заданием;

8)    снятия с ребят синдрома «боязни неуспеха». Это когда школьник боится поднимать руку, получить двойку, выходить к доске;

9)    обеспечения корректной диагностики и мониторинга качества обучения, объективности оценивания знаний умений и навыков учащихся;

Эффективность внедрения данной технологии  и продуктивность психолого-педагогической деятельности в  классах КРО, в целом,  можно изучить с помощью ежегодно проводимого нами  психологического мониторинга, в котором отражается полная картина психологического становления  каждого ребенка  в течение нескольких лет (Приложение 4).

Систематизированные, за последние годы, данные (Приложение 5) четко отражают  динамику умственного развития учащихся классов коррекционно-развивающего обучения, повышение уровня их  познавательных способностей и  учебной мотивации, снижение  негативных личностных проявлений, мешающих полноценному обучению и общению.

Результативность функционирования  данных классах можно  просмотреть  по такому параметру, как «выравнивание» учащихся, то есть по количеству детей достигших  во время  обучения в данных классах, уровня развития характерного для их возраста и переведенных из классов КРО в массовые классы, так в 2011году было «выведено»10 учащихся (Приложение 6). Немаловажным фактором  эффективности является и процесс социализации наших детей. Так первый выпуск классов коррекции в 2011 году показал, что все дети продолжили свое профессиональное  обучение,  что дает нам право говорить о непрерывном инклюзивном образовании. Именно непрерывное инклюзивное образование должно служить базовой ступенью, от которой зависит все последующие достижения человека. Это – фундамент сохранения национальной культуры и важное условие формирования личности ребенка, социальной адаптации его самого и его семьи.

 У всех субъектов нашего образовательного учреждения есть общая цель - ребенок, его благополучие и развитие. Самое главное понять особенность ученика, как формирующейся личности, в контексте его жизненных условий, с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей. На этой основе определить процесс дальнейшей работы, спроектировать и реализовать условия, в  которых каждый школьник сможет успешно обучаться и развиваться, только в этом случае  применяемые  нами методы и технологии будут работать на изначально заданную цель, повысив систему инклюзивного образования нашей республики в целом.

 

 

 

Список литературы:

 

1.     Блинова Л.Н. «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития». - М.: НЦ ЭНАС,2004г.

2.     Ерсарина А.К. «Дети с трудностями в обучении».-Алматы: САТР,2005г.

3.     Жумагалиева Б.К. «Педагогический и психологический мониторинг, их место в  образовательном процессе» //12-летнее образование,- 2006г. №1 с.61-65.

4.     Задержка психического развития// Школьный психолог №32

      стр3-15,1999г.

5.     Караев Ж. А., Кобдикова Ж.У. «Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода».- Алматы.2005г.

6.     Калягин В.А., Матасов Ю.Т, Овчинникова Т.С. «Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях». - СПб.: КАРО,2005г.

7.     Лукьянова М.И., Калинина Н.В. «Психолого-педагогические показатели деятельности школы», М., Сфера, 2004г.

8.     Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» /Учебное пособие-М.,1998г.

9.     Уварова С.В. «Психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в условиях нового содержания образования» // 12-летнее образование,-2006г.№2 с.61-65.

 

 

 

 

   

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диаграмма №1 Сравнительный анализ  изменения количественного состава  учащихся классов коррекционно-развивающего обучения ГУ «МПСШ №1» с 2005 по 2011 учебные  года.

                                                                                                                                                                                 

                   

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица №1.Количественный состав  учащихся классов коррекционно-развивающего обучения ГУ «МПСШ № 1 » с 2007 по 2011 учебные года.

                     

2007-2008

год обучения

2008-2009год обучения

2009-2010

год обучения

20010-2011

год обучения

классы

количество

классы

кол-во

классы

кол-во

классы

кол-во

1 «Д»

12

1 «Г»

10

1 «Г»

13

1 «Г»

12

2 «В»

8

2 «Д»

12

2 «Г»

12

2 «Г»

10

3 «Г»

10

3 «В»

14

3 «Д»

14

2 «Д»

10

4 «В»

12

4 «Г»

11

4 «В»

13

3 «Г»

10

5 «Г»

9

5 «В»

13

5 «Г»

8

4 «Ж»

10

6 «Г»

8

6 «Г»

14

6 «В»

14

4 «Д»

11

 

 

7 «Г»

7

7 «Г»

13

5 «В»

13

 

 

 

 

8 «Г»

7

6 «Г»

9

 

 

 

 

 

 

7 «В»

14

 

 

 

 

 

 

8 «Г»

13

 

 

 

 

 

 

9 «Г»

8

Итого

59

Итого

81

Итого

94

Итого

120

 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                                         

Модель комплексного сопровождения учащихся с особенностями

развития  в ГУ «МПСШ №1 имени Н.Островского».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Карта психологического мониторинга учащихся 4 «В» класса

ГУ «МПСШ №1 имени Н.Островского» с 2006 по 2010 года

в процентах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица №1. Психологический мониторинг развития мышления учащихся  классов КРО «ГУ МПСШ № 1», с 2006 по 2011 года

(в процентном соотношении).

 

2006-2007

учебный

год

2007-2008

учебный

год

2008-2009

учебный

год

2009-2010

учебный

год

2010-2011

учебный

год

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

1 «В»

33%

2 «В»

35%

3 «В»

35%

4 «В»

37%

5 «В»

38%

 

 

1 «Д»

31%

2 «Д»

32%

3 «Д»

41%

4 «Д»

42%

 

 

 

 

4 «Ж»

48%

 

 

 

 

1 «Г»

22%

2 «Г»

29%

3 «Г»

40%

 

 

 

 

 

 

1 «Г»

25%

2 «Г»

29%

 

 

 

 

 

 

2 «Д»

27%

 

 

 

 

 

 

 

 

1 «Г»

24%

 

 

 

 

 

Таблица №2. Психологический мониторинг развития внимания  

учащихся  классов КРО « ГУ МПСШ № 1», с 2006 по 2011 год

(в процентном соотношении).

2006-2007

учебный

год

2007-2008

учебный

год

2008-2009

учебный

год

2009-2010

учебный

год

2010-2011

учебный

год

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

1 «В»

26%

2 «В»

27%

3 «В»

29%

4 «В»

33%

5 «В»

34%

 

 

1 «Д»

23%

2 «Д»

25%

3 «Д»

35%

4 «Д»

42%

 

 

 

 

4 «Ж»

41%

 

 

 

 

1 «Г»

25%

2 «Г»

29%

3 «Г»

31%

 

 

 

 

 

 

1 «Г»

18%

2 «Г»

27%

 

 

 

 

 

 

2 «Д»

24%

 

 

 

 

 

 

 

 

1 «Г»

16%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №3. Психологический мониторинг развития зрительной памяти учащихся  классов КРО «ГУ МПСШ № 1», с 2006 по 2011 года

(в процентном соотношении).

 

2006-2007

учебный

год

2007-2008

учебный

год

2008-2009

учебный

год

2009-2010

учебный

год

2010-2011

учебный

год

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

1 «В»

38%

2 «В»

40%

3 «В»

41%

4 «В»

42%

5 «В»

42%

 

 

1 «Д»

21%

2 «Д»

25%

3 «Д»

32%

4 «Д»

37%

 

 

 

 

4 «Ж»

49%

 

 

 

 

1 «Г»

26%

2 «Г»

31%

3 «Г»

32%

 

 

 

 

 

 

1 «Г»

22%

2 «Г»

22%

 

 

 

 

 

 

2 «Д»

23%

 

 

 

 

 

 

 

 

1 «Г»

24%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №4. Психологический мониторинг развития слуховой памяти учащихся  классов КРО «ГУ МПСШ № 1», с 2006 по 2011 года

(в процентном соотношении).

 

2006-2007

учебный

год

2007-2008

учебный

год

2008-2009

учебный

год

2009-2010

учебный

год

2010-2011

учебный

год

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

1 «В»

34%

2 «В»

35%

3 «В»

35%

4 «В»

36%

5 «В»

38%

 

 

1 «Д»

29%

2 «Д»

22%

3 «Д»

34%

4 «Д»

51%

 

 

 

 

4 «Ж»

40%

 

 

 

 

1 «Г»

22%

2 «Г»

25%

3 «Г»

30%

 

 

 

 

 

 

1 «Г»

23%

2 «Г»

28%

 

 

 

 

 

 

2 «Д»

24%

 

 

 

 

 

 

 

 

1 «Г»

24%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

Таблица №5. Психологический мониторинг развития речевой памяти учащихся  классов КРО «ГУ МПСШ № 1», с 2006 по 20011 года

(в процентном соотношении).

 

2006-2007

учебный

год

2007-2008

учебный

год

2008-2009

учебный

год

2009-2010

учебный

год

2010-2011

учебный

год

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

1 «В»

30%

2 «В»

31%

3 «В»

30%

4 «В»

32%

5 «В»

35%

 

 

1 «Д»

24%

2 «Д»

25%

3 «Д»

33%

4 «Д»

34%

 

 

 

 

4 «Ж»

36%

 

 

 

 

1 «Г»

32%

2 «Г»

28%

3 «Г»

33%

 

 

 

 

 

 

1 «Г»

22%

2 «Г»

22%

 

 

 

 

 

 

2 «Д»

22%

 

 

 

 

 

 

 

 

1 «Г»

20%

 

Таблица №6. Психологический мониторинг коррекции агрессивности

 у учащихся  классов КРО «ГУ МПСШ № 1», с 2008 по 2011 года

(в процентном соотношении).

                                                     

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

классы

присутствие агрессии

классы

присутствие агрессии

классы

присутствие агрессии

3 «В»

85%

4 «В»

54%

5 «В»

50%

2 «Д»

43%

3 «Д»

33%

4 «Д»

30%

1 «Г»

90%

4 «Ж»

30%

 

 

2 «Г»

90%

3 «Г»

70%

 

 

1 «Г»

67%

2 «Г»

55%

 

 

2 «Д»

60%

 

 

 

 

1 «Г»

53%

                                  

Таблица №7.Психологический мониторинг коррекции тревожности

у учащихся  классов КРО «ГУ МПСШ № 1», с 2008 по 2011 года

(в процентном соотношении).

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

классы

присутствие

тревожности

классы

присутствие тревожности

классы

присутствие тревожности

3 «В»

77%

4 «В»

54%

5 «В»

60%

2 «Д»

58%

3 «Д»

43%

4 «Д»

40%

1 «Г»

84%

4 «Ж»

30%

 

 

2 «Г»

50%

3 «Г»

40%

 

 

1 «Г»

100%

2 «Г»

67%

 

 

2 «Д»

70%

 

 

 

 

1 «Г»

92%

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  6

 

Таблица №1.  Количественный состав учащихся  выведенных из классов коррекционно-развивающего обучения  в массовые классы,

 с 2005 по 2011 года.

 

Учебный год

Количество детей перешедших

в массовые классы

из классов КРО

2005-2006

2

2006-2007

-

2007-2008

-

2008-2009

4

2009-2010

5

2010-2011

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В процессе гуманизации  и повышения качественного уровня функционирования образовательного пространства нашей республики  проблема оказания помощи детям с особенностями в развитии становится все более актуальной: классы выравнивания, коррекции, здоровья – все это свидетельствует о поисках условий адекватных психическим и физическим возможностям учащихся.

Создание адаптивной образовательной среды соответствующей потребностям всех учащихся, достижение оптимальных учебно-воспита- тельных результатов обеспечивается за счет качественного психологичес- кого сопровождения, основанного на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных и методических формах работы, внедрения новых педагогических технологий, разработки  учебно-методических пособий в форме  рабочих тетрадей.

 У всех субъектов нашего образовательного учреждения есть общая цель - ребенок, его благополучие и развитие. Самое главное понять особенность ученика, как формирующейся личности, в контексте его жизненных условий, с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей. На этой основе определить процесс дальнейшей работы, спроектировать и реализовать условия, в  которых каждый школьник сможет успешно обучаться и развиваться, только в этом случае  применяемые  нами методы и технологии будут работать на изначально заданную цель, повысив систему инклюзивного образования нашей республики в целом.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 620 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 436
    • DOCX 557 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Соколова Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Соколова Татьяна Анатольевна
    Соколова Татьяна Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4774
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Расстройство пищевого поведения у детей разного возраста

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 73 человека

Курс повышения квалификации

Основы спортивно-психологического консультирования

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 112 человек

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация логопеда. Возможно ли продуктивно заниматься с дошкольниками онлайн?

Перейти к трансляции