Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыПсихолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов как важнейшая составляющая дистанционного образования

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов как важнейшая составляющая дистанционного образования

Скачать материал

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов как важнейшая составляющая дистанционного образования



Если каждый из нас сумеет сделать
счастливым другого человека - хотя бы одного,
 
на Земле все будут счастливы.
Ю.Никулин

Одним из важных аспектов при осуществлении работы с детьми-инвалидами является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. “Особым” воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.

Поэтому для меня как для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми стало восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребенок, по моему мнению, должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий.

Хочу немного остановиться на проблеме наличия психологических трудностей у детей-инвалидов, обучающихся при помощи дистанционных технологий. Речь идет не только о том, что данная группа детей требует к себе особого внимания и общения, но и о работоспособности самих обучаемых, которым необходимо адаптироваться к образовательным нагрузкам. У большинства детей работоспособность снижена из-за долгого пребывания за компьютером, из-за повышенной отвлекаемости при обучении в домашних условиях на внешние раздражители (например, отвлекаемость на посторонние разговоры, телевизор и т.п.), из-за неспособности сосредоточить внимание на упражнении, выполнении какого-либо задания, что в свою очередь влияет на результат обучения. Отмечается повышенная утомляемость, нарушение сна, острые психозы, дети подвержены стрессам.

В условиях обучения с помощью дистанционных технологий невозможным является отслеживание эмоционально-волевой сферы ребенка, как ребенок реагирует на те или иные задания, выполняет ли он их легко или с большим трудом. Важным моментом является реакция ребенка на успех-неуспех в выполнении задания, критичен ли он к результатам своей деятельности - что с использованием дистанционных технологий не отследить. Дети, которые большую часть своего времени проводят за компьютером, подвержены стрессам, различным заболеваниям, психосоматическим расстройствам. Для каждого ребенка создана информационно - образовательная среда, но дети лишены самого главного - человеческого общения. Большая роль отводится самостоятельности детей, но детям с ОВЗ постоянно требуется помощь, однако данная форма обучения направлена на обособленность (удаленность) ребенка от преподавателя. Учащийся часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом педагога и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с учителем и, чаще всего, с другими учащимися. Таким детям живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям. Ведь социализация у них затруднена.

Кроме отрицательных моментов дистанционного обучения есть и положительные. По уровню своего интеллектуального развития, в том числе и по способности к освоению компьютерных технологий, дети с ОВЗ успешно усваивают знания, а иногда не только не уступают, но и даже превосходят своих сверстников. Как показывает практика, дистанционное обучение стимулирует интеллектуальную деятельность детей с ОВЗ, развивает пространственное мышление, память логику, внимание. Важно отметить, что дистанционное обучение, основанное на получении “знаний-умений-навыков” превратится в период обучения из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. В этих условиях важным является то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья находил оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Использование работы за компьютером не позволит ребенку с ОВЗ пойти привычным, для этой группы детей способом - списать у соседа, теперь ребенку необходимо работать самому, принимать решения самому и самому справляться с поставленными задачами. Это в свою очередь положительно влияет на мыслительные операции ребенка, он сам анализирует задания, свои подходы в решении задач, свои результаты, сравнивает их с правильными результатами.

Яркие, красочные презентации позволяют привлечь внимание детей. Также наглядное предъявление материала особенно важно для детей с ОВЗ, т.к. у данной категории детей зрительная память преобладает над слуховой. Работая с компьютером, дети могут сами моделировать изучаемые объекты при помощи компьютерных программ, теперь они осознают свою значимость, необходимость и они из пассивных переходят в разряд активных участников образовательного процесса.

Работа за персональным компьютером положительно сказывается на развитии у данной категории детей пространственной ориентации: работу с курсором, управление мышкой. Однако недостатки развития пространственной ориентации отрицательно сказываются на становлении навыков письма.

Поскольку обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует не только медицинского патронажа, но и психолого-педагогического сопровождения, в нашей школе создана необходимая служба для обеспечения развивающей и коррекционной работы, оказания помощи не только детям, но также родителям и педагогам. Кроме того, педагог-психолог, а также и социальный педагог школы налаживают тесное взаимодействие с обучающимися, их родителями, обеспечивают им морально-психологическую поддержку. Специалисты – выезжают в семьи детей, также осуществляются очные контакты с детьми и родителями, и тесное взаимодействие с учителями предметниками.

Целью психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся дистанционно в нашей школе, является обеспечение условий для оптимального развития и успешной интеграции его в социуме.

Педагогом-психологом разработан план сопровождения детей-инвалидов на каждый учебный год. В соответствии с ним будут проведены методические совещания и семинары по учебно-методическому и психолого-педагогическому сопровождению дистанционного образования. Кроме того, предусмотрена разработка методических рекомендаций для учителей-предметников, осуществляющих обучение детей-инвалидов, и для специалистов психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, в том числе обучающихся дистанционно.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:

1. Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения.

2. Конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.

3. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

4. Аналитическая работа.

5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса (проведение психолого-социально-педагогических консилиумов, семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

Отдельным направлением психологического сопровождения учебного процесса является работа с учителями. Основная работа педагогического коллектива заключается в том, чтобы оказывать качественные образовательные услуги. Специфика заключается в том, что эти услуги оказываются детям со специальными образовательными нуждами в разных видах учебного взаимодействия (очном и дистанционном). Учителя находят и накапливают свой профессиональный опыт в такой работе, постоянно находясь в творческой позиции. Этот персональный опыт требует обсуждения и верификации в профессиональном коллективе, поскольку индивидуальная работа в диаде “ученик – учитель”, тем более с детьми с ограниченными возможностями здоровья, не может быть проверен только в категориях формальной академической успешности, но включает в себя категорию качества жизни, развития творческого и технологического потенциала, психотерапевтический характер образования. Кроме того, сама форма обучения хоть и дистантна, но гораздо более диалогична (или несет в себе большой потенциал диалогичности), нежели в обычной школе. Следовательно, психолог должен постоянно обсуждать принципиальные проблемы, с которыми сталкивается учитель в таком необычном диалоге с учеником, искать эффективные стилевые характеристики учебного взаимодействия с детьми с разными типами нарушений в развитии, индивидуальные особенности и успехи каждого учителя. Характер такого само- и взаимообучения, очевидно, должен быть достаточно неформальным, чтобы своим опытом мог поделиться не только авторитетный педагог с большим стажем, но и молодой специалист, первичность ощущений которого иногда представляет большой практический интерес. Помимо этого, необходима постоянная методическая работа по специальной психологии и коррекционной педагогике, организация профессионального диалога между специалистами, владеющими специальными знаниями и педагогами, работающими с детьми с "особыми" потребностями. Индивидуальное консультирование по обсуждению сложных случаев профессиональной практики, микроконсилиумы по отдельному ребенку – всё это является опытной площадкой для понимания междисциплинарного диалога педагога и психолога.

На всех этапах дистанционного образования психологическое сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения.

Вот некоторые рекомендации, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком:

- создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

- уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;

- чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

- владеть различными технологиями реабилитации;

- формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.

Психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это особенная проблема, требующая разработки специальных программ. Семейное консультирование иногда становится единственным способом включения ребёнка в учебную деятельность, повышения его мотивации. Особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья требует от психолога специальных знаний и профессиональных консультационных и терапевтических умений.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

- психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;

- консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации

В своей работе с родителями я использую анкету, направленную на совершенствование механизма реализации дистанционного образования, которая поможет в дальнейшем педагогам более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации.

Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. По результатам, которых педагог-психолог может выстраивать свою работу с родителями.

В нашей школе проводя мониторинг удовлетворённости обучением детей с ограниченными возможностями здоровья, мы отмечаем благодарность как со стороны детей так и их родителей всем преподавателям и администрации школы за правильный педагогический подход к детям.

Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог - психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с педагогами-предметниками, логопедом, дефектологом, медицинским работником и другими специалистами школы.

Итак, психолого-педагогическое сопровождение ребенка можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.




Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов как важнейшая составляющая дистанционного образования"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Одним из важных аспектов при осуществлении работы с детьми-инвалидами является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. “Особым” воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.

Поэтому для меня как для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми стало восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребенок, по моему мнению, должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 299 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.11.2014 2265
    • DOCX 21.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Олеха Мария Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Олеха Мария Александровна
    Олеха Мария Александровна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 28072
    • Всего материалов: 32

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Привязанность к взрослому в жизни ребенка, причины и последствия нарушения привязанности

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Курс повышения квалификации

Современные нейропсихологические технологии в обучении детей, в том числе с трудностями в обучении

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 322 человека из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 614 человек

Курс повышения квалификации

Нейропсихологические технологии раннего вмешательства

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе