Психолого-педагогические основы
познавательного интереса
Сегодня нужен человек не только
потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших
дней требуют от нас широты интереса. Интерес - это реальная
причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Он является одним из
постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Интерес можно определить,
как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.
Как сильное и очень значимое для
человека образование, интерес имеет множество истолкований в своих
психологических определениях. Интерес рассматривается как:
·
проявление его умственной и эмоциональной
активности;
·
особый сплав эмоционально-волевых и
интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности
человека;
·
активное познавательное,
эмоционально-познавательное отношение человека к миру;
·
специфическое отношение личности к
объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной
привлекательности;
·
наличие у школьников положительного
отношения к учению и успешных результатов в усвоении знаний;
·
необходимые субъективные качества самого
школьника: наличие высокой познавательной
активности, заинтересованности и, особенно, осознания значения
предмета, деятельности для личности, для общества, для
человечества;
·
наличие благоприятной эмоциональной атмосферы
в общении, в деятельности между учителем и учащимися, между самими учащимися,
обеспечивающие процесс обучения и учения ритмично, благоприятно, эффективно.
Этот перечень толкований интереса в
психологии далеко не полон, но и сказанное подтверждает, что наряду с
различиями выступает и известная общность аспектов, направленных на раскрытие
феномена интереса, его связи с различными психическими процессами, из которых
особенно часто выделяют эмоциональные, интеллектуальные, регулятивные
(внимание, воля), его включенность в различные личностные образования.
Особый вид интереса ― интерес к
познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его
область ― познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение
содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками,
при помощи которых ученик получает образование.
Проблема интереса как важнейшего
стимула развития личности теперь все больше привлекает к себе внимание, как
педагогов, так и психологов.
Интерес с психологической точки
зрения, характеризуется подвижностью, изменчивостью, разнообразием оттенков и
степеней развития. Большинство психологов относят интерес к категории
направленностей, то есть к стремлениям личности к объекту или деятельности.
Придавая особое значение познавательному интересу, психологи указывают на то,
что под этим «интересом понимаются как интерес к содержанию, так и к процессу
овладения знаниями».
С точки зрения С.Л. Рубинштейна и
Б.Г. Ананьева психологические процессы, включенные в познавательный интерес, ―
это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения. Интерес ―
это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности,
особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубиться в
познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание
неудач и волевые устремления к их преодолению).
Познавательный интерес играет в
педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский определяет
познавательный интерес следующим образом: «Интерес ― это активная
познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально
окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению
трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся
личности».
Г. И. Щукина, специально занимавшаяся
исследованием познавательного интереса в педагогике, определяет его следующим
образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная
направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне
и самому процессу овладения знаниями».
Некоторые ученые считают, что
основным фактором, вызывающим интерес, является проблемное обучение.
Другие, особенно педагоги, видят источник интересов в способах, в
оборудовании обучения.
В действительности, каждый из выше
указанных факторов играет определенную роль в системе организации
познавательной деятельности школьников.
Исследованиями психологов выявлено,
что познавательные интересы младших школьников теснейшим образом связаны с
учением, с их общим положительным отношением к школе. Их привлекает
все, что дается в форме учебных занятий и выполняется по определенным
школьным правилам. Их интересы обязательно связываются с организацией
учебного процесса, построенного на принципе возрастающей
сложности учебного материала, создающего потребность в новых достижениях и
вызывающего радостное чувство успеха.
Особенностью познавательных интересов
младших школьников является слабая их дифференцированность и неустойчивость. У
значительной части учеников этого возраста интерес выступает в форме состояния
заинтересованности. Лишь в конце начальной школы у некоторых учеников
наблюдается предпочтение отдельных учебных предметов.
Познавательный интерес психологи и
педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как
часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире
исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет
творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать
интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.