Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНО – КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНО – КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Скачать материал

Сатиева Ш.С

г.Семей, Казахстан

 

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНО – КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

            Главная ценность новой системы образования  –  Человек  как  личность. Что такое экологическое сознание и как его  создать  или  воспитать? Как совершенствовать наше сознание? Как содействовать расцвету  новой  жизни на Земле? Сегодня эти проблемы волнуют всех [1, с. 88]. Взаимодействие  с  природой  обладает  большим   психолого-педагогическим потенциалом, который  должен  быть  использован  в  процессе  экологического образования,  что  позволяет  ему  стать  фактором  общего  формирования   и развития личности.  Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не  только работа специалистов по охране окружающей среды,  но  и  специальная  система экологического образования [2, с. 89-101]. 

  Среди чрезвычайных ситуаций радиационные катастрофы являются одними из наиболее опасных, как по тяжести последствий и масштабам, так и по долговременности действия поражающих факторов [3, с. 78-155.]. Все последующие годы после острого облучения среди экспонированных жителей рождались и рождаются дети - потомки лиц, подвергавшихся облучению [7, с. 159].

Человек с давних времен оказывает влияние на окружающую среду. В результате этого разносторонняя многовековая деятельность человека наложила глубокие следы на современный почвенный и растительный покров, воздушную и питьевую (водную) среду, животный мир. Человек истощает невозобновимые природные ресурсы и ставит под угрозу продукцию тех элементов, которые можно было бы возобновить. Он меняет среду природы, от которой зависит его физическое и умственное существование, как биологического и социального феномена. Варварское, хищническое отношение центральных ведомств к природным ресурсам Республики Казахстан привело в 70-90 гг. к экологическому кризису в республике, принявшему в некоторых регионах катастрофический характер. К настоящему времени на территориях бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона  сформировался комплекс причин, вызвавший значительные изменения психологической ситуации среди населения. Это влияние может быть только при условии восприятия личностью информации о неблагоприятных факторах окружающей среды, переосмыслением этой информации и формированием личностного отношения к ней, что в свою очередь, согласно концепциям, рассматривающим взаимоотношения психического и соматического, приводит к изменениям  в структуре личности [5, с. 480].  Основные события связанные с закрытием ядерного полигона развернулись в конце 80-х годов. Международное движение «Невада-Семипалатинск» возглавил председатель Международной организации «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» господин Б. Луан, а его сопредседателем стал общественный деятель и поэт О. Сулейменов. 29 августа 1990 г. был создан «Союз пострадавших от ядерных испытаний». Основными приоритетами его деятельности являлись борьба против распространения ядерного оружия, медицинская реабилитация пострадавших людей, оздоровление окружающей среды, экологическое образование. Среди респондентов было проведено анкетирование. Данные ответы свидетельствуют о наличии у населения экспериментальной группы психоэкологического стресса, отличительной чертой которого является опасение за состояние собственного здоровья. Информация о наличии в окружающей среде ионизирующего облучения становится мощным хронифицированным психотравмирующим фактором для них [4, с. 480]. Именно индивидуальный информационный фонд испытуемых, содержание которого определяется трансляцией СМИ о радиационном заражении местности, формирует  опасение за состояние собственного здоровья лиц, проживающих на территории бывшего Семипалатинского полигона, влияет на «субъективно неверное» оценивание своего психофизиологического состояния и здоровья, что, в свою очередь, может формировать у данных лиц и психосоматические заболевания. Многие негативные состояния, неприятные события в жизни людей связываются с радиационными факторами и их пагубными влияниями на здоровье [6, с. 480].  

Вмешательство человека в природную среду в середине ХХвека вызвало экологические проблемы. Семипалатинский ядерный  полигон   на  протяжении 40 лет  оставил  неизгладимый след  на многие  тысячелетия, нанося ущерб всему живому. Все эти факторы: поврежденная почва, миграция животных, взаимоотношения между людьми, а также разложение растений  привело к интенсификации негативного воздействия на атмосферный воздух, поверхностные  и подземные  ресурсы, которые   повлияли на психологию человека. Вследствие этого на психику человека подверглась фобии (страхи). Все эти очень серьезные и социальные психологические  явления  надо было изучить по системе. Загрязненная экология по области после  ядерного апокалипсиса привела к  высокой смертности детей и матерей, а также к тяжелым социальным, экологическим и нравственным последствиям и потрясениям. Таким образом экологические фобии влияют на жизнь и на психику человека. В связи  с этим  экологическая фобия остается главной проблемой. Без сомнения полигон города Семея оставил экологическое разрушения на последующее поколение. В связи с этим населению Восточной Казахстанской области надо изменить мировоззрения,  знания в области экологической фобии. Несмотря на влияния окружающей среды, адаптировать пути психологического улучшения стрессогенной и имунной системы, иони улучшают свои знания в этой сфере. В связи с этим необходимо для жителей этого региона, которые стали  жертвами ядерного оружия открыть  психологические  центры по оказанию  помощи и поддержки. Фобия — это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций. Психологическая экология является по сути одним из разделов экологии человека и занимается изучением влияния на психику человека экологических факторов химической, физической (повышенный фон радиации, например) или иной "непсихологической" природы[6, с. 283-285]. К таковым относятся, например, загрязнение воздуха или питьевой воды, повышенный фон радиации и т.п. Поэтому данное направление тесно перекликается с экологической медициной, в частности, с экологической психиатрией  и другими направлениями экологии человека [4, с. 16]. Наличие действительного (а не мнимого) воздействия средового фактора, доза которого превышает допустимую для данного индивида норму, изменяет его соматическое (физиологическое) и, как следствие, психическое состояние. В то время как воображаемое индивидом воздействие относится к сфере других психологических дисциплин. Так, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин (1996) проводят это различие на примере изучения влияния радиационного фона на психику человека, что входит в предмет психологической экологии, и изучения радиационной фобии, что в предмет психологической экологии не входит. Кроме чисто медицинской симптоматики, изменения психического состояния под влиянием указанных средовых факторов могут проявляться в повышении агрессивности поведения, в общем понижении жизненного тонуса (психологической активности, внимания и т.п.), в появлении и развитии депрессии и т.д. Помимо экологических норм допустимого (и в этом смысле  непсихогенного) воздействия физических, химических и тому подобных факторов следует учитывать, во-первых, индивидуальный и возрастной диапазон чувствительности организма и психики человека кподобного рода воздействиям. Иначе говоря, одна и та же доза воздействия может быть критической для одного индивида и некритической для другого. И, во-вторых, следует иметь в виду, что воздействия подобного рода могут накапливаться, т.е. получение индивидом малых, неопасных доз, например, радиационного облучения, но постоянно и длительное время, может привести к тому же эффекту, что и одноразовое воздействие запредельными дозами того же облучения. Психогенное влияние физико-химических факторов окружающей среды может зависеть не только от величины их параметров, но и от отношения к ним данного человека. Так, К. Леви - Лебуайе и  И. Дюрон утверждают, что: "осознание неуправляемости событий среды является источником беспомощности, приводит к развитию внешнего локуса контроля и уменьшению ощущения эффективности собственной деятельности. Недавно нами было показано, что шум в ближайшем окружении не является источником активной двигательной реакции (включая агрессию), когда перестает восприниматься как нечто, на что вообще возможно повлиять". Итак, предметом исследования психологической экологии является изучение воздействия на психику человека (познавательные процессы, эмоциональные состояния, поведение, психологическое и психическое здоровье и т.п.) физических, химических, радиационных и других "непсихологических" факторов окружающей среды. Следовательно, в психологической экологии реализуется объект- объектный тип взаимодействия между человеком и окружающей средой как компонентами системы "человек - окружающая среда", когда человек выступает в роли объекта, принимающего воздействие со стороны объектных (физико-химических) свойств окружающей среды. В ходе исследования было выявлено, что информационный фонд, содержание которого определяется трансляцией СМИ о радиационном заражении местности, в частности и зоны бывшего Семипалатинского полигона является источником переживания негативных эмоциональных состояний, которые способствуют формированию психологического феномена «переживание угрозы радиационного заражения». Доказано, что личностно-психологические особенности лиц, проживающих на территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона, определяются не уровнем радиоактивного загрязнения территорий, а субъективным восприятием человеком информации о радиационном заражении местности. В исследовании представлены рекомендации по оценке психологических особенностей населения, позволяющие определять стратегические цели и тактические направления развития региона, а также для выбора оптимальных форм и методов социально-психологической реабилитации. Экологические проблемы и поиски путей выхода из кризиса стали приоритетным направлением в долгосрочной Программе Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. «Стратегия 2030» и ряда официальных документов по проблемам воспитания и обучения. Несмотря на многоаспектность исследования проблемы экологического воспитания и образования, еще недостаточно изучена. Научная новизна исследования состоит в следующем: впервые проведено целенаправленное психологическое исследование личностно-психологических особенностей лиц, проживающих на территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона; впервые в отечественной психологии проведено эмпирическое сравнительное исследование переживания угрозы радиационного облучения у населения, проживающего в различной близости/удаленности от бывшего Семипалатинского ядерного полигона; впервые выявлены  закономерности и особенности формирования личностной и когнитивной сферы лиц, проживающих на территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона; доказано, что личностно-психологические особенности лиц, проживающих на территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона, определяются не уровнем радиоактивного загрязнения территорий, а субъективным восприятием человеком информации о радиационном заражении местности, в частности зоны бывшего Семипалатинского полигона. Теоретическая значимость исследования заключается в  том, что на основе анализа педагогических теорий сущность понятия «формирование экологической культуры личности» уточнена в контексте рассматриваемой проблемы; определены особенности работы в процессе формирования экологической культуры личности; определена система критериев, показателей и уровней сформированности экологической культуры личности;  разработана модель формирования экологической культуры личности; апробирована разработанная система формирования экологической культуры личности;

Задачи ускоренной модернизации, поставленные Главой Государства Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана [7, с 1-6], охватывают все сферы жизни общества и направлены на ее гуманизацию. Этот документ поворачивает нас лицом к самому человеку, к его ценности, к субъективности личности. Ускоренную модернизацию общества способны осуществлять лишь люди активные, творческие, самодостаточные, способные к самореализации.

В связи с этим неизмеримо возрастает значимость гуманитарных наук как системы знаний о человеке, среди которых центральное место принадлежит психологии, так как психологические закономерности пронизывают все сферы деятельности человека и социальные процессы, в которые мы включены.

Таким образом, одной из первоочередных задач, вытекающих из послания, является необходимость развития и ускорения модернизации психоло- гической науки для осуществления гуманизации общества и образования. К сожалению, психологическая наука до сих пор не нашла своего должного места в нашей стране, в развитых же странах она давно стала одной из приоритетных отраслей гуманитарного знания. Поэтому неудивительно, что в настоящее время имеются значительные психологические трудности у граждан, возникшие в связи с необходимостью преодоления многих стереотипов сознания, складывавшихся на протяжении десятилетий.

Нам представляется, что перед обществом встают не столько проблемы политического, социального, экономического кризисов, сколько проблемы единого кризисного синдрома, в основе которого лежит глубокая деформация духовного здоровья общества, что требует научного обоснования новой парадигмы гуманизации образования через культурно-ценностный потенциал человеческой общности. Таким образом, имеющийся потенциал психологической науки и практики следует направить на научное обеспечение модернизации образования и общества.

 

Библиографический список

 

1.Адаменко А.М., «Экологическая психология». НГАСУ,  2000. – 88 с.

2.Алексеева Т.И. Экология человека. Мировоззрение или наука [Текст] //В кн.: Предмет экологии человека. Ч. 1..  – М., 1991. - С. 89-101.

3.Василюк Ф.Е Психология переживания [Текст]: монография/. – М., 1984. – С. 78-155.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология [Текст]. – Ростов-на- дону, 1996. -с.480.

5. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект  образования[Текст]/ .  М.,1980.

6. Краснов В.Н. Экологическая психиатрия: методология, предмет исследования и ближайшие практические задачи /В.Н. Краснов //Материалы XII съезда психиатров России. — М., 1995. [Текст].  — С.158-160.

7. Послание Главой Государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана 27 янв 2012. [Текст].  — С.1-6.

8.Сидякин В.Г. Влияние глобальных экологических факторов на нервную систему. [Текст]. - Киев, 1986. - 159 с.

9.Турсунгожинова Г. К вопросу о влиянии экологической составляющей на психику человека // Ұлт тағылымы. – 2007. - №4 (1). [Текст]. – С. 283-285.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНО – КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Главная ценность новой системы образования    Человек  как  личность.Что такое экологическое сознание и как его  создать  или  воспитать? Как совершенствовать наше сознание? Как содействовать расцвету  новой  жизни на Земле? Сегодня эти проблемы волнуют всех[1, с. 88]. Взаимодействие  с  природой  обладает  большим   психолого-педагогическим потенциалом, который  должен  быть  использован  в  процессе  экологического образования,  что  позволяет  ему  стать  фактором  общего  формирования   и развития личности.  Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не  только работа специалистов по охране окружающей среды,  но  и  специальная  система экологического образования

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 637 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 358
    • DOCX 57 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сатиева Шолпан Серикбосыновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сатиева Шолпан Серикбосыновна
    Сатиева Шолпан Серикбосыновна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 33702
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Базовый курс по нарративному подходу в психологии

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека

Курс повышения квалификации

Решение школьных проблем: интеграция нейропсихологического подхода и подготовка детей к школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Курс повышения квалификации

Базальная стимуляция и развивающий уход - современные подходы в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 66 человек

Мини-курс

Эффективные практики по работе с тревожностью

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 111 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 173 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе