Название статьи:
«Психологическое сопровождение образовательного процесса»
Существует много подходов к толкованию понятия
«психологическое сопровождение». Все авторы сходятся в том, что психологическое
сопровождение – это определенная система деятельности психолога, направленная
на создание социально-психологических условий для успешного обучения и
психологического развития ребенка в образовательной ситуации.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня
является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы
с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и
помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Это предполагает, что специалист по
психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками
диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к
системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию
деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях
участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги,
администрация) (по сути, быть управленцем).
Психологическое сопровождение рассматривается как участие
педагога-психолога в образовательном процессе, направленном на:
• психологическое просвещение персонала;
• гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на
выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы
воспитанника;
• адаптацию ребенка к детскому саду;
• организацию разновозрастного общения.
Основными принципами сопровождения
ребенка в условиях жизнедеятельности в условиях детского сада, являются:
рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов
сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, комплексный
подход.
На уровне дошкольного учреждения задачей
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является
совместная деятельность всех специалистов (в оптимальном варианте объединенными
в службу, консилиум и т. д.) по выявлению проблем в развитии детей и оказанию
первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с
педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются
профилактические программы, охватывающая значительные группы детей,
осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с
администрацией и педагогами.
Основаниями психологического сопровождения являются:
• амплификация детского развития - максимальное обогащение личностного
развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов
деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми;
• психологическая безопасность образовательной среды;
• принцип ведущей деятельности;
• принцип личностного – деятельностного подхода;
• принцип личностно - ориентированного взаимодействия взрослого с
ребенком;
• интеграция, взаимопроникновение разных видов деятельности;
• открытость системы дошкольного образования - систему дошкольного
образования нельзя ограничивать только семьей или только детским садом, нельзя
строить будни, не обращая внимания на проведение и организацию праздников и
выходных, нельзя организовывать занятия, игнорируя досуг и свободные виды
деятельности дошкольников.
Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы
развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать
необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам.
Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, воспитатель и
педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они
составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки,
подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей,
предпочтений и интересов ребенка. Большое значение здесь имеет позиция
администрации детского сада.
Выбираются наиболее важные и приоритетные направления в
психолого-педагогической работе:
•
Психологическое здоровье детей и охрана прав ребенка;
•
Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию
каждого ребенка;
•
Профилактическая и пропедевтическая работа с воспитателями по развитию у детей
основных личностных новообразований дошкольного детства;
•
Внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду
как профилактике психосоматических заболеваний;
•
Обучение всех сотрудников ДОУ полноценному, развивающему общению с детьми;
•
Подготовка детей к новой социальной ситуации развития;
•
Изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве
интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления;
•
Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных
формах организации их деятельности;
•
Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей
в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания
детей;
•
Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в
моменты инновационных изменений работы ДОУ.
Практика
показывает, что необходима длительная и кропотливая работа педагога-психолога с
педагогом по анализу условий и результатов развития воспитанника в реальном
воспитательно-образовательном процессе. Очевидно, что необходимо поднять на
более высокий уровень психологическую подготовку воспитателей. Значит, и на
качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие
педагога-психолога с воспитателем в деле организации
воспитательно-образовательного процесса.
Таким
образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто
суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но
выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи
ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.
Следует
сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики
психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением
представлений о целях образования, в число которых включены цели развития,
воспитания, обеспечения физического, психического, психологического,
нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе
психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера
обслуживания», «сервисная служба», а выступает как неотъемлемый элемент системы
образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в
решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.
Литература:
1.
Вайнер М. Э. «Игровые
технологии коррекции поведения» М., 2005.
2.
Ануфриев А. С. «Как
преодолеть трудности в обучении детей»М., 1989.
3.
Кузнецова С. В.
Система работы с узкими специалистами. М., 2008.
4.
Микляева Н. В. «Работа
педагога-психолога в ДОУ» М., 2007.
5.
Урунтаева Г. А. «Практикум
по дошкольной психологии» М, 1998.
6.
Рабочая программа
педагога-психолога «Психологическое сопровождение педагогов ДОУ в условиях
реализации ФГТ» 2012г.
7.
Истратова О. Н.
«Справочник по групповой психокоррекции» Ростов-на-Дону 2008.
8.
Мулько И. Ф.
«Социально-нравственное воспитание детей 6-7 лет» М., 2004
Психологическое сопровождение образовательного
процесса.
Accompaniment. Pedagogic.
Psychology. Child. Education. Process.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.