Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыПсихологический микроклимат в школе и классе

Психологический микроклимат в школе и классе

Скачать материал
Скачать материал "Психологический микроклимат в школе и классе"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Психологический микроклимат в школе и классеСлагаемые успешного обучения

    1 слайд

    Психологический микроклимат в школе и классе
    Слагаемые успешного обучения

  • Психологический микроклимат школы -     это обобщенная характеристика качеств...

    2 слайд

    Психологический микроклимат школы -
    это обобщенная характеристика качеств межличностных внутригрупповых взаимоотношений, которая отражает степень удовлетворенности участников образовательного процесса ( учеников, педагогов и родителей) основными аспектами школьной жизни, общим тоном и стилем общения.

  • Характеристики психологического микроклимата:
В классе преобладает бодрый, жи...

    3 слайд

    Характеристики психологического микроклимата:

    В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами
    оптимизм в настроении
    отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности
    детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время
    в отношениях преобладают одобрение и поддержка
    критика высказывается с добрыми пожеланиями
    В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
    Высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
    Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело.
    Успехи или неудачи отдельных обучающихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

    В классе чаще преобладает подавленное настроение
    пессимизм
    наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу
    члены коллектива проявляют отрицательное отношение друг к другу
    присутствует соперничество
    критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого
    В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях.
    Класс разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
    Такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие не в почете.
    Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
    Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство

    Благоприятный микроклимат
    Неблагоприятный микроклимат

  • Так кто же задает психологический микроклимат в школе?

    4 слайд

    Так кто же задает психологический микроклимат в школе?

  • 5 слайд

  • 6 слайд

  • Если в классе лидирующую позицию занимает ученик или группа учеников с бо...

    7 слайд

    Если в классе лидирующую позицию занимает ученик или группа учеников с более глубокими духовными запросами, более содержательными интересами, то и другие начинают им подражать.

  • Но бывают и такие классы, контакты с которыми хотелось бы сократить до миниму...

    8 слайд

    Но бывают и такие классы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать. В такой класс отправляешься вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми.

  • Нельзя также не учитывать личностные особенности учителей, обстоятельства их...

    9 слайд

    Нельзя также не учитывать личностные особенности учителей, обстоятельства их жизни.

  • 



Психологический микроклимат 
в школе и классе

    10 слайд





    Психологический микроклимат
    в школе и классе

  • Игра-тест «Альпинист» (проводится для наглядного определения степени сплоченн...

    11 слайд

    Игра-тест «Альпинист» (проводится для наглядного определения степени сплоченности/разобщенности класса
    На доске делается рисунок и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (шкала от 1 до 10 баллов), подумайте и ответьте".
    Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка.

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, одним из слагаемых успешного обучения является наличие в школе и классе благоприятного психологического микроклимата.

В психологию понятие «климат» пришло из географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Психологический микроклимат – это обобщенная характеристика качеств межличностных внутригрупповых взаимоотношений, которая отражает степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников, педагогов и родителей) основными аспектами школьной жизни, общим тоном и стилем общения.

 

Для того чтобы изучить психологический микроклимат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.

Так кто же создает психологический климат в школе?

Семья, родители закладывают характер ребенка, его привычки, отношение к окружающим. Уклад семьи, несомненно, влияет на поведение ребенка в школе. Если дома с детьми общаются на повышенных тонах, то и в школе ребенок будет воспринимать только окрик или ждать его. А если же наоборот, то авторитарный стиль общения он просто не приемлет.

   Итак, ребенок приходит в школу,  его встречает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Но каждый из них - это личность со своим стилем поведения, общения, складом темперамента, который играет немаловажную роль в общении и поведении ребенка. 

К каждому  ребенку необходим индивидуальный подход. Одному достаточно взглядом дать понять чего от него хотят, другому терпеливо объяснить, а третьего – заинтересовать.

Если в классе лидирующую позицию занимает ученик или группа учеников с более глубокими духовными запросами, более содержательными интересами то и другие начинают им подражать. В такой класс идёшь с ощущением радости, работа в нем вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений.

Но бывают и такие классы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать. В такой класс отправляешься вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём? В учительской можно услышать: «в этом классе ужасный климат», «жуткая атмосфера»…То есть психологический микроклимат в классе не совсем неблагоприятный.  Если в классе есть один ученик с негативным поведением и он является «черным» лидером, то даже он может повлиять на весь коллектив.

      На психологический микроклимат влияют также личностные особенности учителей, обстоятельства их жизни.

   Если основным психологическим состоянием учителя в классе становится ощущение беспомощности и незащищенности, то у него повышается тревожность. Чрезмерная личная напряженность учителя проявляется в ранимости, самолюбии и мелочных обидах, неуверенности в себе, склонности к соперничеству, постоянном опасении оказаться несостоятельным.

   Напротив, «эффективные» учителя ориентируются на дружескую коммуникацию с людьми, позитивно оценивая себя как способного человека, достойного уважения, который скорее приятен другим, чем неприятен. Такие люди относятся с энтузиазмом к преподаваемому предмету, могут пробудить к нему живой интерес, верят в способности своих учеников и подбадривают их. Им свойственны теплое отношение к другим, юмор, подлинность эмоциональных проявлений, искреннее сопереживание ученикам и умение укреплять у них чувство самоуважения.

  Моральное удовлетворение учителя, которое состоит из удовлетворенности своей работой, достойной оплаты, признания твоего труда коллегами, учениками и их родителями, понимания и поддержки от администрации школы - также играет значительную роль в создании психологического климата в школе.

   Учитель тоже человек со своим характером, амбициями и, в конце концов, проблемами. И как бы мы ни старались оставить все  личное за порогом школы оно, нередко, влияет на наше поведение в ее стенах.

   Очевидно, что психологический климат в школьных стенах отражается на развитии личности обучающихся, усвоении учебного материала. Дети ведь как лакмусовая бумажка – если что-то в школе не так, сразу «меняют цвет».

   Итак, психологический микроклимат в школе, на мой взгляд, создают и учителя, и родители, и ученики. И от их совместных усилий  зависит, каким он будет благоприятным или нет.

Хотелось бы привести пример игры-теста «Альпинист», в которой происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.

Предлагаю также оценить уровень микроклимата, который преобладает в нашем коллективе по карте-схеме Л.Н. Лутошкина. Анкета проводится анонимно. Время выполнения 5-10 мин.

 

Инструкция: в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический микроклимат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Ваша задача оценить степень выраженности тех или иных качеств с помощь семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3). 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 249 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 3442
    • PPTX 3.1 мбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шенделева Дарья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шенделева Дарья Сергеевна
    Шенделева Дарья Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 22659
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы психологии личности, социальной и дифференциальной психологии

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 16 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы медицинской психологии в деятельности педагога-психолога

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 30 регионов

Курс повышения квалификации

Базовый курс по нарративному подходу в психологии

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 20 регионов

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 21 региона

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 72 человека из 37 регионов