Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Психологический микроклимат в школе и классе
Слагаемые успешного обучения
2 слайд
Психологический микроклимат школы -
это обобщенная характеристика качеств межличностных внутригрупповых взаимоотношений, которая отражает степень удовлетворенности участников образовательного процесса ( учеников, педагогов и родителей) основными аспектами школьной жизни, общим тоном и стилем общения.
3 слайд
Характеристики психологического микроклимата:
В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами
оптимизм в настроении
отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности
детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время
в отношениях преобладают одобрение и поддержка
критика высказывается с добрыми пожеланиями
В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
Высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело.
Успехи или неудачи отдельных обучающихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
В классе чаще преобладает подавленное настроение
пессимизм
наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу
члены коллектива проявляют отрицательное отношение друг к другу
присутствует соперничество
критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого
В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях.
Класс разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
Такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие не в почете.
Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство
Благоприятный микроклимат
Неблагоприятный микроклимат
4 слайд
Так кто же задает психологический микроклимат в школе?
5 слайд
6 слайд
7 слайд
Если в классе лидирующую позицию занимает ученик или группа учеников с более глубокими духовными запросами, более содержательными интересами, то и другие начинают им подражать.
8 слайд
Но бывают и такие классы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать. В такой класс отправляешься вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми.
9 слайд
Нельзя также не учитывать личностные особенности учителей, обстоятельства их жизни.
10 слайд
Психологический микроклимат
в школе и классе
11 слайд
Игра-тест «Альпинист» (проводится для наглядного определения степени сплоченности/разобщенности класса
На доске делается рисунок и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (шкала от 1 до 10 баллов), подумайте и ответьте".
Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, одним из слагаемых успешного обучения является наличие в школе и классе благоприятного психологического микроклимата.
В психологию понятие «климат» пришло из географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Психологический микроклимат – это обобщенная характеристика качеств межличностных внутригрупповых взаимоотношений, которая отражает степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников, педагогов и родителей) основными аспектами школьной жизни, общим тоном и стилем общения.
Для того чтобы изучить психологический микроклимат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.
Так кто же создает психологический климат в школе?
Семья, родители закладывают характер ребенка, его привычки, отношение к окружающим. Уклад семьи, несомненно, влияет на поведение ребенка в школе. Если дома с детьми общаются на повышенных тонах, то и в школе ребенок будет воспринимать только окрик или ждать его. А если же наоборот, то авторитарный стиль общения он просто не приемлет.
Итак, ребенок приходит в школу, его встречает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Но каждый из них - это личность со своим стилем поведения, общения, складом темперамента, который играет немаловажную роль в общении и поведении ребенка.
К каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Одному достаточно взглядом дать понять чего от него хотят, другому терпеливо объяснить, а третьего – заинтересовать.
Если в классе лидирующую позицию занимает ученик или группа учеников с более глубокими духовными запросами, более содержательными интересами то и другие начинают им подражать. В такой класс идёшь с ощущением радости, работа в нем вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений.
Но бывают и такие классы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать. В такой класс отправляешься вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём? В учительской можно услышать: «в этом классе ужасный климат», «жуткая атмосфера»…То есть психологический микроклимат в классе не совсем неблагоприятный. Если в классе есть один ученик с негативным поведением и он является «черным» лидером, то даже он может повлиять на весь коллектив.
На психологический микроклимат влияют также личностные особенности учителей, обстоятельства их жизни.
Если основным психологическим состоянием учителя в классе становится ощущение беспомощности и незащищенности, то у него повышается тревожность. Чрезмерная личная напряженность учителя проявляется в ранимости, самолюбии и мелочных обидах, неуверенности в себе, склонности к соперничеству, постоянном опасении оказаться несостоятельным.
Напротив, «эффективные» учителя ориентируются на дружескую коммуникацию с людьми, позитивно оценивая себя как способного человека, достойного уважения, который скорее приятен другим, чем неприятен. Такие люди относятся с энтузиазмом к преподаваемому предмету, могут пробудить к нему живой интерес, верят в способности своих учеников и подбадривают их. Им свойственны теплое отношение к другим, юмор, подлинность эмоциональных проявлений, искреннее сопереживание ученикам и умение укреплять у них чувство самоуважения.
Моральное удовлетворение учителя, которое состоит из удовлетворенности своей работой, достойной оплаты, признания твоего труда коллегами, учениками и их родителями, понимания и поддержки от администрации школы - также играет значительную роль в создании психологического климата в школе.
Учитель тоже человек со своим характером, амбициями и, в конце концов, проблемами. И как бы мы ни старались оставить все личное за порогом школы оно, нередко, влияет на наше поведение в ее стенах.
Очевидно, что психологический климат в школьных стенах отражается на развитии личности обучающихся, усвоении учебного материала. Дети ведь как лакмусовая бумажка – если что-то в школе не так, сразу «меняют цвет».
Итак, психологический микроклимат в школе, на мой взгляд, создают и учителя, и родители, и ученики. И от их совместных усилий зависит, каким он будет благоприятным или нет.
Хотелось бы привести пример игры-теста «Альпинист», в которой происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.
Предлагаю также оценить уровень микроклимата, который преобладает в нашем коллективе по карте-схеме Л.Н. Лутошкина. Анкета проводится анонимно. Время выполнения 5-10 мин.
Инструкция: в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический микроклимат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Ваша задача оценить степень выраженности тех или иных качеств с помощь семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3).
6 625 249 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шенделева Дарья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.