Главная / Классному руководителю / Психологический час для учащихся 9 класса "Что такое толерантность?"

Психологический час для учащихся 9 класса "Что такое толерантность?"

Скачать материал

Воспитательный час для учащихся 9 класса

«ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»

Подготовила В.Е. Димиянова, педагог-психолог

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; научиться различия между людьми принимать как положительный факт; развивать кругозор и мыслительные операции обучающихся.

Содержание мероприятия:

Человечество устало от войн, насилия, терроризма. Кроме того, в последние годы в подростковой и в молодёжной среде наблюдается катастрофический рост преступности, непримиримое отношение к людям, которые отличаются своими индивидуальными чертами, имеют другие взгляды и интересы. Растёт количество антиобщественных молодёжных организаций радикального толка, вовлекающих неискушённую молодёжь в экстремистские группировки.

После ряда особо страшных трагедий в мире и нашей стране пришло осознание: если мы хотим выжить, то должны изменить образ мышления и жизни, характер отношений между людьми, народами и государствами.

В 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день Толерантности, и проводить в рамках этой даты соответствующие мероприятия.

Что означает слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Значение этого термина в разных языках имеет свои оттенки, их изучила… Предлагаю ее послушать:

На испанском языке tolerancia означает: способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

tolerance во французском языке — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance по-английски — готовность быть терпимым, снисходительность;

kuan rong (китайский) — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

tasamul' (арабский) — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

терпимость (русский) — способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Согласитесь, что несмотря на некоторые различия, все эти определения имеют общий смысл, толерантность подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, социальному происхождению, а также терпимость к различным точкам зрения и индивидуальным особенностям между людьми.

Как вы заметили, толерантность – не русское, а заимствованное слово. Его происхождение изучила…, которая сейчас поделится с нами своими познаниями.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем Талейрана Перигора и связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

О необходимости быть толерантными можно найти много изречений известных людей. А также пословиц и поговорок, в которых обобщена народная мудрость. Об этом нам расскажут…

« Не причиняй зла никому и делай добро всем людям хотя бы только потому, что это люди.» (Цицерон).

«Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).

Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали счастливы (К. Пеппер).

« Добра желаешь - добро и делай».

« Добро наживай, а худо изживай!»

« Доброму добрая и память».

« Не хвались серебром, а хвались добром!»

Давайте обобщим всё сказанное и значение слова «толерантность» изобразим в виде цветка.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, а не разъединяет.

Толерантность - это гармония в многообразии.

Толерантность – путь к миру и согласию.

А сейчас на слайде вы видите черты толерантной и интелерантной личности.

Одним из главных составляющих толерантности является доброта.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Еще печалью мир простужен,

Изподтишка разит беда,

Ты должен быть кому-то нужен

Всегда — как хлеб или вода

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету.

Пригодись хотя бы маленькой синичке —

Пусти ее из клетки ввысь!

Послушайте рассказ, который называется «Юноша и морские звезды».

Юноша и морские звезды

Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! — сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:

- Толк есть для этой морской звезды.

Жизнь дается человеку один раз. Как прожить ее, чтобы быть счастливым? – вечный вопрос, который каждый решает по-своему. Можно ли быть по-настоящему счастливым, живя только для себя? Послушайте Сказку о счастье.

Сказка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!»-

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти!

И вот король в карету сел-

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в дранном платьице.



- О всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

-Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад,

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

-О, мой король, - вскричал солдат,-

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

-А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом вон, видишь, за горой,

С утра, ушла далёко я.

Ношу из лесу я дрова-

Тяжёлая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

-А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

-В путь пора,

Ещё немного- и ура!

Своё настигну счастье!

И всё бы кончилось бедой-

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: « Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастья для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдёшь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Всё это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезёшь дрова.

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелёгкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает

И счастье на его лице

Как ясный день, сияет!

Да, действительно, человек не может быть счастлив, живя только для себя. Быть внимательным к другим людям, помогать тем, кто в нас нуждается – это и есть настоящее счастье. Ведь только тогда мы сможем надеяться, что и нам помогут, когда возникнет такая необходимость, известно, что в жизни все происходит по закону бумеранга: все плохое и хорошее, сделанное нами, возвращается.

Ребята, наша школа и каждый класс в ней - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброе отношение друг к другу, уважение, взаимопонимание, было как можно меньше ссор, ругани. А что же для этого нужно? По этому поводу есть хорошая китайская притча, которая так и называется «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ».

КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье и занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси - драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ, и в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится за ухом, и спросил:

- И всё?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи и подумав добавил: и мира тоже.

Так запомним же эти слова, которые несут нам мир, покой и счастье и постараемся больше любить друг друга, прощать обиды, потому что и сами порой обижаем других, и быть терпимее! Конечно, мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать о том, что нас соединяет, а не разъединяет, о том, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

Итак, я думаю, вы усвоили, что означает понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ и почему воспитание этого качества у себя очень актуально в наше время.

А теперь я предлагаю отдохнуть и немного посоревноваться.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНКУРС «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.













Психологический час для учащихся 9 класса "Что такое толерантность?"

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Классному руководителю
Описание:

      Психологический час "Что такое толерантность" предназначен для воспитательной и психологической работы с учащимися 9 класса. В ходе мероприятияподростки закрепляют понятие "толерантность", знакомятся, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; учатся различия между людьми принимать как положительный факт. Интеллектуальный конкурс "Толерантность и мы", запланированный в конце психологического часа, кроме обозначенных выше задач способствует развивитию кругозора и мыслительных операций обучающихся. Материал может быть использован школьными психологами, воспитателями, классными руководителями.

 

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Димиянова Вера Егоровна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 894
Номер материала 5619
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓