Выступление на педагогическом совете.
Тема:
Психологический комфорт в школе – важное условие
эффективности
обучения и воспитания.
Психологический
комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.
ü
Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)
Какие ассоциации
возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»
(Слова должны
начинаться с букв данного слова.)
К Красота
О Органичность
М Мама
Ф Фантазия
О Отдых
Р Радость
Т Тепло
Что такое
комфорт?
Комфорт -
заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический
словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт -
условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и
уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический
комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет
необходимости защищаться.
Никакие успехи в
учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении
личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:
Ничему меня не
научит
То, что тычет,
талдычит, жучит...
Однако
психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения
им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным
условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы
доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие
здоровье детей.
В школе дети и учителя находятся с
утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно
то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное
состояние.
Нельзя допустить
у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на
«хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру
учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя,
учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Задача учителя
организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на
уроке.
В настоящее время
ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о
гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе
обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе
атмосферы психологического комфорта.
Это
декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие
психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его
желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
В Конвенции ООН
о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые
меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью
методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии
с настоящей Конвенцией».
Психологическая
безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника
от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и
самоотношению.
Очевидно, что
психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка,
сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое
здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в
процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей
жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить,
работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему
научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ
«Я». Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему
становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного
взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых
людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного
социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок
как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной
психологической безопасности.
Естественно, существуют различные
ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся такими «мешающими»
факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость,
замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная
двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую.
У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта
выступают: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное
оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности,
тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, разные стили
управления педагогическими кадрами.
Вообще
говоря, разбирая потенциальные «критические точки», можно выделить несколько
групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:
- психолого-педагогические
факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка
усвоить эту программу);
- социальные
(статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);
- физические
(школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания
и т.д.)
Обратившись к
работам современных психологов и физиологов, мы можем выделить так называемые
школьные факторы риска, остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и
труднопреодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира:
·
несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,
.
стрессовая тактика педагогических воздействий,
·
нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима
движений, отдыха, питания;
·
предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних
заданий;
·
изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и
физические перегрузки;
·
педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;
·
формализм программных знаний;
·
нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение,
·
недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.
В педагогической литературе наиболее полно дана
характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С.
Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную
особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон,
он выделял следующие его признаки:
ü
Дружеское единение в системе
«учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников,
вовне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому
воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить
его;
ü
Проявление внутреннего,
уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие
чувства собственного достоинства у каждого ученика;
ü
Защищенность всех членов
классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности
и беззащитности;
ü
Разумная и полезная
деятельность всех на уроке;
ü
Умение быть сдержанным в
движениях, словах.
Однако очень
часто наш тон общения с детьми, манера преподавания вызывает у школьников ни
уверенное спокойствие и готовность к действию, а чувство тревожности, что они и
отразили в своих анкетах (демонстрация слайдов и зачтение причин).
Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие
задания, задания по выбору, которые обогащают структуру урока, создают
благоприятную обстановку, подходящую для развития личности (слайд).
Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль
его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к
учению.
Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих
факторов.
Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке
начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками –
важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к
работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется
ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные
чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя
учащимся и на их отношение к нему. Мы попросили учеников ответить на вопросы:
- Кто из учителей проявляет к вам внимание,
поддерживает вас? Результаты на слайде
В ответах на этот вопрос доминируют классные
руководители и учителя русского языка и математики, что очень хорошо видно в
таблице. Также в ответах прослеживаются те предметы, которые уч-ся выпускных
классов выбрали в качестве экзаменов на итоговой аттестации.
- С кем из
учителей вам нравится общаться и почему? Результаты на слайде
В ответах на
этот и некоторые другие вопросы, прослеживалось и лукавство: дети несколько раз
переспрашивали, кто увидит их анкеты.
Однако довольно
откровенно школьники называли предметы, которые они хотели бы прогулять.
Причины во
многом перекликаются с причинами тревожности на уроках (зачтение).
Что же можно сделать в условиях
школьного урока для сохранения психологического комфорта?
Обязательно учитывать
физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации
успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.
Рассмотрим виды нагрузок во время
урока.
1. Умственная нагрузка (связана с
затратами энергии на мыслительные процессы, при приобретении знаний).
2. Статическая (связана с
необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела во время
учебных занятий).
3. Динамическая (как правило,
недостаточна, что приводит к гиподинамии). Значит, динамическую нагрузку можно
и нужно увеличивать с помощью физминуток.
Педагоги-психологи выделяют ряд факторов,
способствующих благоприятному психологическому климату:
v
Учитель должен входить в
класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с
детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление
общаться с детьми, общаться в доброжелательной
форме.
v
Любое эмоциональное состояние,
включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
v
Учитель должен хорошо знать
возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе
педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или
иную ситуацию на уроке.
Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является
регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.
v
Неумеренное поощрение или
наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты
разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика
с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса
(А.В.Макаренко)
v
Обучение и воспитание должно
строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)
v
Психологический дискомфорт
на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства
профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать
свое профессиональное мастерство.
v
Приходите в кабинет нужно
немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к
организованному началу урока.
v
Начинайте урок энергично. Не
задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так,
чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
v
Применяйте на уроке специально разработанный
дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику
самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую,
условно-символическую).
v
Увлекайте учеников
содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить
свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого
внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь
чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
v
Мотивируйте оценки знаний:
ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к
дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя
надо выполнять обязательно.
v
Заканчивать урок общей
оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство
удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить
положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком
часто.
v
Прекращать урок со звонком.
Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.
v
Помните, налаживание
дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь
не идет на пользу.
v
Обращайтесь за помощью к
самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
v
Не допускайте конфликтов с
целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его
разрешения.
v
Помните слова Н.А.
Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки
которого оправданы в глазах учеников.
Заповеди учителя
– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
– Не навреди! Ищи в детях хорошее.
– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От
постоянных неудач дети озлобляются.
– Не приписывай успех себе, а вину ученику.
– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь
великодушным, умей прощать.
– На уроке создавай ситуацию успеха.
– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких
обстоятельствах.
– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на
развитие его духовного мира.
– Не ищи в лице родителей средство для расправы за
собственную беспомощность в общении с детьми.
– Оценивай поступок, а не личность.
– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в
него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.