ДОКЛАД
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»
На
обучающем семинаре для студентов ПИ СГУ, проходящих педагогическую практику в
МОУДОД ДООЦ «Восход», прошедшем на базе п\к «Бригантина» 7-14 мая 2009
г.
Докладчик – Олару Г.В., методист п\к
«Бригантина»
Организация образовательного
настоятельно требует целенаправленной психолого-педагогической подготовки
будущего персонала летнего лагеря и обязательно включения в его структуру
психологической службы. Поскольку основной контингент детей в летнем лагере
составляют младшие школьники и подростки, педагогический персонал лагеря должен
быть знаком с психологическими особенностями каждого возраста.
МЛАДШИЙ школьный возраст
(7-10 ЛЕТ)
В этот период происходит
активное анатомо-физиологическое созревание организма, что существенно повышает
физическую выносливость ребенка. Но повышение работоспособности носит
относительный характер. В целом для детей остается характерной высокая
утомляемость. Их работоспособность падает через 25-ЗО минут занятия.
Костно-мышечный аппарат отличается сравнительно большой гибкостью из-за
значительного количества хрящевой ткани. Поэтому необходимо особое внимание
обращать на правильное положение тела к дозирование нагрузки. Развитие крупных
мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно
сильные и размашистые движения, чем те которые требуют точности.
Младшие школьники способны к
проявлению самостоятельности и организованности, выполнению действий в
определенной последовательности. дети в этом возрасте очень доверчивы,
исполнительны, послушны, восприимчивы и впечатлительны, быстро реагируют на все
необычное, яркое, нетерпеливы, подражательны. Направленность личности младшего
школьника выражается в его потребности в игре, в движениях, во внешних
впечатлениях.
В процессе оценочной
деятельности самого ребенка и общения с другими людьми появляется способность
анализировать и объяснять свое поведение. Вместе с тем возможности осознания
младшим школьником своих чувств и понимания чужих чувств ограничены. Ребенок не
умеет правильно воспринимать выражения гнева, страха, ужаса. Часто внешне
подражает взрослым в выражении чувств. двигательные импульсивные реакции
заменяются речевыми. Возрастная норма эмоциональной жизни младших школьников -
бодрое, веселое, жизнерадостное настроение. Грубость, вспыльчивость могут
возникнуть как результат расхождения между потребностями и возможностью их
удовлетворить.
В младшем школьном возрасте
получают дальнейшее формирование нравственные чувства (чуткость, доброта,
отзывчивость, ответственность), интеллектуальные чувства ( любознательность,
сомнение, удивление), эстетические чувства (наслаждение при восприятии
прекрасного). Развитию воли способствуют целенаправленность деятельности и
оптимальная сложность задания. Особое внимание на формирование личности младших
школьников оказывает благо приятный психологический климат в коллективе, положи
тельная оценка каждого ребенка. В этом возрасте помимо ведущей учебной
деятельности большое значение имеют игра и труд. дидактические игры
способствуют развитию познавательных интересов; ролевые - повышают интерес к
отношениям между людьми, побуждают к самовоспитанию; подвижные - оказывают
благотворное влияние на физическое развитие ребенка и на формирование волевых качеств,
сообразительности, смелости, ловкости, коллективизма. На формирование
положительного отношения к труду оказывают влияние успешность выполненной
работы, оценка и похвала взрослых, осознание полезности и необходимости
труда(использование каждой поделки по назначению)
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11-15
лет)
Главное содержание
подросткового возраста - переход от детства к взрослости. Все стороны развития
подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые
психологические образования. Подростковый возраст традиционно считается трудным
в воспитательном отношении. Чаще всего трудности этого возраста связываются с
половым созреванием, как причиной различных психофизических и психических
отклонений. Идет непропорциональное развитие конечностей, усиленный рост в
длину при отставании развития груди, таза и мышц. В то же время происходит рост
мышечной силы. Изменяется сердечно-сосудистая система; диссонанс в росте сердца
и сосудов, отсюда недостаточное снабжение мозга кровью, из-за чего повышается
утомляемость. Происходит изменения в эндокринной системе, идет бурный рост
половых желез. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у
подростков может возникнуть чувство неуклюжести, неловкости, тревоги,
повышенная возбудимость, депрессия. Темпы созревания подростков неравномерны,
отсюда переживания от того что подросток начинает отличаться от своих
сверстников. Как следствие этого - снижение самооценки, нестабильность ощущения
своего личные проблемы. Одна из них - появление полового влечения, которое
изменяет всю систему мотивов и переживаний. Наиболее доминирующие потребности
этого возраста - потребность в общении со сверстниками, потребность в
самоутверждении.
ОСНОВНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
СТРЕМЛЕНИЕ К ВЗРОСЛОСТИ проявляется с одной стороны,
через подражание (внешний облик манера поведения), с другой стороны,
формируется в сфере общения со взрослыми, через проникновение во внутренний мир
взрослого. Ущемление самостоятельности порождает грубость, упрямство,
замкнутость, негативизм.
САМОСОЗНАНИЕ выражается в таких формах
как самонаблюдение, самооценка, стремление к самоутверждению и
самосовершенствованию в чувстве собственного достоинства. Интерес к самим себе
возникает не из пустого любопытства, а из стремления понять, что в поступках и
целях является правильным, чего следует добиваться в жизни. Самооценка
формируется на основе оценки окружающих и со временем становится все более
устойчивой. У подростков привлекательность занятий и интересы, в основном,
определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Также важно
занимать удовлетворяющее положение средних. Отсюда и повышенная
приспособляемость подростков по отношению к подростковым компаниям. По
отношению к взрослым подростки испытывают огромную потребность в общении на
"равных". Идет развитие способности подрост а к эмпатии по отношению
к взрослым, стремления по мочь взрослым, поддержать, разделить горе или
радость. для подростков характерны переживания, связанные с их отношением к
себе, к собственной личности, причем, чаще всего отрицательные. Важно научить
подростков не только видеть свои недостатки, но и понимать, видеть, уметь
опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности, характера.
Мощным фактором саморазвития у старших подростков становится возникновения
интереса к тому, какой станет их личность в будущем. В этом возрасте важно
становление временной перспективы, системы жизненных целей. Успех деятельности
педагогического коллектива лагеря и психологической службы обусловлен
реализацией в работе с детьми резервов каждого возраста; развитием индивидуальных
особенностей школьников, а также созданием для ребенка психологического
климата. Приведенная ниже программа работы психологической службы в лагере пред
назначена для определения основных направлений и последовательности этапов
психодиагностики и психореакции ребят, прибывших на отдых с целью их
максимального психического и личностного развития.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.