Мамонтова
О.И.
Коммунальное
государственное казенное предприятие
«Детский
сад «Нәзік»
акимата
города Караганды
ГУ «Отдела
образования города Караганды»
Психологическая готовность к школе и
анализирующий аспект существующих методов определения ребёнка к дальнейшему
возрастному обучению.
Самой важной составляющей в развитии
дошкольного периода является психолого – педагогическая готовность ребёнка к
школьному обучению. Готовность к школьному обучению может сложится в ходе
школьного обучения под присущими условиями жизнедеятельности ребёнка и конечно
же при индивидуальном подходе. При необходимых условиях к действительности в
процессе обучения, у ребёнка вырабатываются те элементы теоретического
потенциала, которые дают им возможность сознательно усваивать любые знания. Обеспечить
всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе также могут
только объединенные усилия родителей и воспитателей. Воспитатель в свою очередь
должен быть профессионально компетентным в своей работе с детьми, учитывая его
физиологические и психологические особенности . Что же должен уметь ребёнок
дошкольного образования и как подготовить его к школьному обучению? Осваивая
программу дошкольного образования в нашем детскому саду «Нәзік» ребёнок
развивается пошагово, согласно возрастному этапу .В своей же работе
как психолог я использую ряд диагностических методик для выявление уровня
психологической готовности детей к школьному обучению. Вот какой результат мы
получили за весь период учебного процесса с начала и на конец года в старшей
группе «Айналайн».
Тест «Керна – Ийрасека» Определение
уровня школьной зрелости детей.
Оценка
полученных
результатов
|
Начало
года
2015
|
Конец
года
2016
|
%
|
Школьно-зрелый
уровень (3-5 баллов)
|
10
|
33%
|
10
|
37%
|
|
Средне-зрелый
уровень
(6-9
баллов)
|
15
|
50%
|
17
|
63%
|
Увеличение
на 13%
|
Незрелый
уровень
(10
баллов и больше)
|
5
|
17%
|
0
|
0%
|
Снижение
на 17%
|
начало годаконец года
Исследование общего уровня психического
развития детей
Уровень ориентации в окружающем мире
1. Беседа
состоит из 10 вопросов направленных на выявление уровня знаний воспитанника об
окружающем мире, логических связях и отношениях существующих между некоторыми
объектами этого мира.
Начало
года
2015
|
Конец
года
2016
|
%
|
Высокий
|
18
|
60%
|
23
|
85%
|
Увеличение
на 25%
|
Средний
|
12
|
40%
|
4
|
15%
|
Уменьшение
на25%
|
Низкий
|
0
|
0%
|
0
|
0%
|
-
|
начало годаконец года
Мышление
2.Словесно-логическое мышление –
«Последовательные картинки»
Начало
года
2015
|
Конец
года
2016
|
%
|
Высокий
|
15
|
50%
|
15
|
56%
|
Увеличение
на 6%
|
Средний
|
13
|
43%
|
12
|
44%
|
Увеличение
на 1%
|
Низкий
|
2
|
7%
|
0
|
0%
|
Уменьшение
на 7%
|
начало годаконец года
Исследование памяти
3.«Запомни 10 слов» –
определение объёма кратковременной слуховой памяти.
Начало
года
|
Конец
года
|
%
|
Высокий
|
20
|
66%
|
19
|
70%
|
Увеличение
4%
|
Средний
|
10
|
34%
|
8
|
30%
|
Уменьшение
на 4%
|
Низкий
|
0
|
0%
|
0
|
0%
|
-
|
начало годаконец года Исследование
внимания
4.«Шифровка» - оценка уровня
свойств внимания (распределение и переключение, концентрация)
Начало
года
2015
|
Конец
года
2016
|
%
|
Высокий
|
15
|
50%
|
15
|
56%
|
Увеличение
на 6%
|
Средний
|
15
|
50%
|
12
|
44%
|
Уменьшение
на 6%
|
Низкий
|
0
|
0%
|
0
|
0%
|
|
начало годаконец года
Исследование воображения
5.«Дорисуй рисунок» - определение уровня
творческого мышления.
Начало
года
2015
|
Конец
года
2016
|
%
|
Высокий
|
15
|
50%
|
18
|
67%
|
Увеличение
на 17%
|
Средний
|
14
|
47%
|
9
|
33%
|
Уменьшение
на 14%
|
Низкий
|
1
|
3%
|
0
|
0%
|
Уменьшение
на 3%
|
начало годаконец года
Исследование восприятия
6.«Узнай кто это?» - определение уровня
целостного восприятия, способности ребёнка формировать образы.
Начало
года
2015
|
Конец
года
2016
|
%
|
Высокий
|
16
|
17
|
63%
|
|
Увеличение
на 10%
|
Средний
|
13
|
43%
|
10
|
37%
|
Уменьшение
на 6%
|
Низкий
|
1
|
4%
|
0
|
0%
|
Уменьшение
на 4 %
|
начало годаконец года
Анализируя результаты тестирования детей
старшей группы «Айналайн» на начало и конец учебного года, видно увеличение
уровня показателей психических процессов: памяти, словесно-логического
мышления, воображения и внимания.
Литература:
1. Т.В. Цветкова; Социальное
партнёрство детского сада с родителями; Москва 2013
2. Сарсенбаева Л.О., Каракулова З.Ш., Ибраимова Ж.К.,
Бекмуратова Г.Т. Практическая психология в образовании. КазНПУ им.Абая НИИ
Психологии, Алматы, 2010 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.