Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Логопедия / Психологическая готовность к школе детей с нарушениями речи

Психологическая готовность к школе детей с нарушениями речи

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС












Психологическая готовность


к школьному обучению детей с речевыми


нарушениями





hello_html_449ccebe.gif



Составила учитель-логопед


Корась Т.Ф.


Уровень речевого развития ре­бенка можно назвать одним из важнейших показателей психоло­гической готовности к обучению в школе, поскольку речь служит сред­ством не только приема и перера­ботки информации, но и совершен­ствования процесса мышления


Психологическая готовность к школьному обучению - это слож­ное образование, в основе которого лежит коммуникативная готов­ность. Уровень развития общения дошкольников со взрослыми опре­деляет становление и умственных и волевых способностей детей. В общении ребенка формируется пра­вильное отношение к учителю как носителю и проводнику социально выработанных способов действия, норм поведения. Речь использует­ся для установления контактов с окружающими, привлечения вни­мания к себе, своим делам и пере­живаниям, для взаимопонимания влияния на поведение, мысли и чувства партнера и т.д.



Большинство исследователей понимают под психологической готовностью к школе наличие комплекса определенных качеств, которые можно диагностировать с помощью специальных методик:

  • формирование определенных умений и навыков, необходи­мых для обучения в школе;

  • личностная готовность; интеллектуальная готовность;

  • мотивационная готовность;

  • эмоционально-волевая готов­ность;

  • коммуникативная готовность.

Таким образом, готовность к обучению можно квалифициро­вать как особое состояние при переходе человека от одной воз­растной ступени к другой, свя­занное с системными качествен­ными преобразованиями в сфе­ре деятельности, психических процессах, сознании, социальных отношениях.


У детей, поступивших в шко­лу, могут наблюдаться различные нарушения речи: ее недоразвитие, дизартрия, ринолалия, заикание. Тяжелые речевые расстройства носят системный характер: стра­дает речь как целостная функци­ональная система, нарушаются все ее компоненты (фонетико-фонема­тическая сторона, лексика, грам­матический строй).


Нередко стойкое речевое недо­развитие у детей осложняется различными неврологическими, психопатологическими синдрома­ми, страдают вегетативные функ­ции. Поэтому проблемы обучения для них в новых условиях значи­тельно возрастают. ну таких детей отмечаются слабость мотивации, снижение потребности к речево­му общению, своеобразие в фор­мировании центральных психоло­гических новообразований, в том числе и способность к произволь­ному общению со взрослым, т.е. способность действовать в рамках задания.


Дети, имеющие системные на­рушения речи, не способны к дли­тельной игровой деятельности, они упрямы, в отдельных случа­ях проявляется негативизм. У них отмечаются склонность к ко­лебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному.


Итак, дети с общим недораз­витием речи нуждаются в коррек­ции недостатков психического развития и логопедическом воздействии. Именно на логопедических занятиях можно осуществлять переход от ведущей игровой к учеб­ной деятельности. Лучше всего здесь применять сюжетно- ролевые игры и игры с правилами.


В число основных компонен­тов коррекционного воздействия по формированию на логопеди­ческих занятиях психологическо­го новообразования - произволь­ности коммуникации - входят:

  • сюжетно-ролевые игры;

  • игры с правилами;

  • игры и упражнения, моделиру­ющие учебные задания.


Сюжетно-ролевые игры


Для того чтобы игровая дея­тельность способствовала разви­тию у детей психических свойств и способностей, усвоению знаний, умений, навыков, надо предвари­тельно сформировать в ней от­дельные структуры.


Формирование игры как деятельности


Сюда входят привитие потреб­ности к игре, обучение созданию замысла игры, развитие умения действовать адекватно поставлен­ной цели и т.д. В формировании целевого компонента игры особен­но велика роль речи, в первую очередь ее планирующей функ­ции. Здесь можно рекомендовать следующие задания:

  • пересказ по готовому образцу. Замысел и программы выска­зывaния уже заданы. Требует­ся только повторить высказы­вание за логопедом и сличить его с образцом;

  • составление плана рассказа в картинках. Задание должно обучить самостоятельно ста­вить промежуточные и выде­лять главные цели задания;

  • составление рассказа по серии картин. При выполнении надо вербализовать готовую про­грамму, а затем, опираясь на нее, построить высказывание;

  • составление рассказа по опор­ным словам. Здесь особое вни­мание следует уделить анализу сюжетных картин, выделению в них самого существенного.


Формирование игры как совместной деятельности


Совместная деятельность детей с логопедом может включать в себя:

  • пересказ прочитанного рассказа с опорой на сюжетные картины, которые помогают удержать об­щую линию повествования (этот этап следует рассматривать как дополнительный, его можно ис­пользовать при низком уровне развития совместной деятельно­сти детей);

  • пересказ текста без нагляд­ных опор;

  • построение рассказа на бытовые темы, хорошо знакомые детям;

  • сочетание рассказа на темы, которые не базируются на опыте детей, с опорой на сю­жетную цепь;

  • создание общей сюжетной ли­нии по схеме волшебных сказок.


Формирование содержания игры


Под содержанием игры пони­мается то, что выделено ребенком в качестве основного момента в деятельности взрослых, отражае­мой в игре. Основываясь на этом положении, мы наметили опре­деленную последовательность коррекционного обучения в дан­ном направлении.


Формирование игровых действий


Для реализации данной за­дачи можно, например, соотно­сить персонаж с его действия­ми. Здесь особенно эффектив­ны дидактические игры.


«Глагольное лото». На больших карточках нарисованы персона­жы, совершающие различные действия. Те же изображения сде­ланы на маленьких карточках. Логопед по очереди берет малень­кие карточки и называет показан­ные на них действия. Дети долж­ны найти эту ситуацию на своей карте, назвать ее и закрыть изоб­ражение фишкой.


«Покажи и нaзовu». Дети дол­жны воспроизводить действия, соответствующие тому или иному персонажу (сказочные герои, раз­личные животные, насекомые), называть их.


«Кто знает - пусть дальше продолжает». Дети обучаются вер­бализации каждой операции, вы­полнению цепочек действий в оп­ределенной последовательности. Логопед предлагает ситуации («кормление»: «Сначала я посте­лю на стол салфетку ... »; «уход за растениями»: «Я наливаю в лей­ку воду ... »), а дети последователь­но продолжают дальнейшую це­почку действий и по требованию логопеда проговаривают каждое из них.


Формирование действий замещения


Детям предлагаются различ­ные предметы (мозаика, пугови­цы, деревянные кубики, конст­руктор) и ситуация. Логопед дает задание: «Будем готовить обед». Дети из предложенных предме­тов должны отобрать необходимые, переименовать их и продемонст­рировать ряд действий в соответ­ствии с новыми функциями.


Благодаря замещению одно­го предмета другим действия обобщаются и теряют свою кон­кретность, что способствует раз­витию творческого воображе­ния, обобщению жизненного опыта.


Моделирование отношений между персонажами.


Сюда входит ряд действий:

  • чтение художественной лите­ратуры, рассматривание ил­люстраций к ней. Акцент де­лается на характеристике персонажей, их взаимоотно­шениях;

  • анализ взаимоотношений меж­ду героями произведений;

  • анализ логопедом ролевого поведения детей, наблюдае­мого в их совместных играх; привлечение детей к анали­зу ролевого поведения своих партнеров по игре;

  • поочередное выполнение детьми разных ролей в одной и той же игре;

  • обсуждение правил реализа­ции роли до начала игры;

  • участие логопеда в играх де­тей для демонстрации ролево­го поведения.

Большое значение для психо­логической подготовки детей к учебной деятельности имеет сю­жетно- ролевая игра « Школа». Каждый ребенок должен обяза­тельно побыть в роли ученика и в роли учителя. Последняя даст ему возможность понять позицию на­стоящего учителя, что очень важ­но для успешного обучения в шко­ле. Логопед показывает детям при­меры взаимодействия учеников между собой, учит их слушать друг друга, понимать, подчинять индивидуальную деятельность за­дачам и целям коллективной.


Игры с правилами


В литературе отмечается, что игры с правилами появляются к концу дошкольного возраста. В них нет явной роли, принимаемой на себя играющими, но есть опре­деленная внутренняя позиция и образ действия, оговоренный пра­вилами. Умение выработать такую позицию, устойчиво ее удерживать и действовать адекватно

формиру­ется в предшествующей играм с правилами сюжетно-ролевой игре.


Е.Е. Кравцова предлагает ис­пользовать определенные методи­ческие приемы для формирования кооперативно-соревновательного уровня общения:

  • совместная деятельность-игра, при которой дети должны согласовывать свои действия при решении общей задачи;

  • наблюдение логопеда за со­вместной игрой детей, обу­чение их взаимодействию, подсказки, советы, помощь;

  • введение в игру детей-болель­щиков, которые поддерживают одного участника или коман­ду, помогают играющим уста­новить соревновательные отно­шения;

  • введение ребенка-управляю­щего, который «дирижирует» игрой сверстников, но сам не принимает в ней участия;

  • введение двух детей-управля­ющих с взаимно противопо­ложными позициями, кото­рые должны решать единую игровую задачу, сохраняя со­ревновательные отношения;

  • обучение ребенка выполне­нию роли одновременно двух партнеров с взаимно проти­воположными интересами, формирование у него умения рассматривать сложившуюся ситуацию с разных сторон.

Игры с правилами принято делить на дидактические и под­вижные (групповые, командные, игры-поединки, сюжетные, музы­кальные и др.).


Подвижные игры


Подвижные игры условно (по физической нагрузке) мож­но разделить на три группы: игры большой, средней и ма­лой подвижности.


«Бирюльки» (игра малой под­вижности). Двадцать палочек 3 длиной с карандаш в беспоряд­ке в кучку сложены на столе. Надо поочередно, по одной взять из кучки десять палочек так, чтобы не затронуть другие. Кому это удастся, тот и выигрывает.




«Мяч среднему» (игра сред­ней подвижности).

Дети, разделившись на груп­пы, образуют три или четыре кру­га. В каждом кругу игроки ста­новятся на некотором расстоянии (длина вытянутых в стороны рук), перед их носками проводится чер­та. В середину каждого круга, от­меченную кружком, выходит во­дящий с мячом. По сигналу ру­ководителя водящие начинают поочередно бросать мяч игрокам и ловить его. Получив мяч от пос­леднего по порядку игрока в кру­ге, водящий поднимает мяч вверх, показывая, что переброс­ка закончена.


При перебрасывании мяча водящий не должен выходить из своего кружка, а стоящие по кругу не имеют права заступать за его черту. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и пе­ребросить в установленном по­рядке соседу по кругу.


«Кто быстрее» (игра большой подвижности). Играющие стано­вятся в две или три колонны по одному. Перед носками первых чертится общая черта. В 10-­15 шагах от черты обозначают­ся два или три (по числу ко­лонн) кружочка. В каждый кружочек кладется по палочке или чурке. По команде руко­водителя «Внимание! Марш!» головные игроки в колоннах бе­гут до своих кружочков, три раза ударяют палочками о землю и возвращаются обратно, стараясь быстрее занять свои места в ко­лоннах. Прибежавший первым выигрывает. Затем так же бе­гут вторые, третьи и остальные игроки.


Выбегая из колонны и спо­койно вставая на свое место, нельзя задевать других игроков. Постучав палочкой, надо ее ос­тавить в кружочке.


Дидактические игры


Основное назначение дидакти­ческих игр - способствовать ус­воению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, разви­тию умственных способностей.





Игры с предметами


«Похож - не похож». Здесь детей обучают сравнивать пред­меты, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, мате­риалу; развивать наблюдатель­ность, мышление, речь.


Ребенок должен обнаружить два предмета и доказать их сход­ство. Отвечает тот, на кого ука­жет стрелочка.


«Вершки и корешки». Здесь дол­жны быть закреплены знания о том, что в овощах есть съедобные корни (корешки) и плоды (верш­ки), у некоторых овощей съедоб­ны и вершки и корешки. Дети должны научиться составлять це­лое растение из его частей.


На столе лежат вершки и ко­решки овощей. Дети делятся на две группы: одна группа назы­вается вершки, а другая - ко­решки. Члены первой группы берут по вершку, второй - по корешку. По сигналу, (хлопок в ладоши) все начинают бегать врассыпную. По сигналу «Раз, два, три - свою пару найди!» дети быстро находят себе пару: к своему вершку - корешок.


Искать свой вершок и коре­шок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вста­вать в пару все время нельзя, надо искать другую пару.


Настольно-печатные игры


«Собери картинку». Детей учат составлять целую картин­ку из отдельных частей (10-12); на картинках изображены раз­личные виды сельскохозяйствен­ного труда.


Воспитатель рассматривает с детьми картинки (тракторист па­шет землю, птичница кормит кур, колхозники убирают овощи и т.п.) и объясняет правила игры. Сло­жить картинку надо быстро. На­чать и закончить игру следует по сигналу - звонку колокольчика.



Детям раздается по одной раз­резной картинке. По сигналу они выбирают из стоящей на столе ко­робки нужные части. Кто первым сложит картинку и скажет, что на ней изображено, получит фишку.

«Где это можно купить?» У детей закрепляются знания о том, что разные товары продаются в разных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных «Овощи-фрукты», «Булочная», «Молоко»; «Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Спорт»). Дети обучаются различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; акти­визировать словарь.


Игра заключается в том, что дети соотносят предметы, изобра­женные на маленьких картинках, с названиями магазинов на боль­ших карточках и, закрывая соот­ветствующие клеточки, вслух го­ворят вид магазина и товары (по типу «Лото»). Выигрывает тот, кто не ошибется и первым закроет все клеточки.


Словесные игры


«Кто ты?» У детей разви­вают слуховое внимание, быст­роту реакции на слово.


Педагог придумывает рассказ. Каждый из играющих получает роль. Если рассказывается, напри­мер, о поезде семьи на отдых, то участвовать могут мать, отец, маль­чик, дедушка, кассир, кондуктор и т.д. Как только роль в рассказе названа, ребенок встает, кивает го­ловой и садится. Если он забудет встать вовремя, то должен встать за стулом и внимательно слушать, когда его роль будет названа еще раз. Услышав, ребенок должен кивнуть, потом он может сесть.


«Отвечай быстро». У детей закрепляется умение классифи­цировать предметы (по цвету, форме, качеству); их приучают быстро думать и отвечать.


Педагог с мячом в руках ста­новится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

  • Сейчас я назову какой-ни­будь цвет и брошу вам мяч. Тот, кто его поймает, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасы­вает мяч следующему. Тот тоже ­ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т.д.


Основным признаком класси­фикации может быть не цвет, а ка­чество предмета. Например, начи­нающий говорит: «Деревянный» ­и бросает мяч. Поймавший мяч ре­бенок отвечает: «Стол» и т.д.


Называть следует только те слова, для которых можно подо­брать одно обобщающее слово; бросать мяч обратно можно толь­ко после того, как сказал нужное слово.


Игры и упражнения, моделирующие учебные задания


Здесь учебная задача заключа­ется в том, что активность ребенка направляется на овладение спосо­бами действия, а не на достиже­ние практических результатов.


Полноценная деятельность в данном случае возможна лишь при контроле самим ребенком выполнения задания (сличение с образцом, соотнесение с вер­бальной инструкцией). В завер­шение проходит оценка резуль­татов деятельности. Следователь­но, эти упражнения содержат все компоненты учебной деятельно­сти и имеют большую дидакти­ческую ценность.


В качестве примера приведем два типа упражнений, модели­рующих учебное задание, которые в большей степени способ­ствуют развитию того или ино­го аспекта поведения детей.


Работа с образцом


«Выкладывание елочки». У детей формируется умение созна­тельно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяюще­му способ действия и одновремен­но ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец.


Для упражнения потребуются елочка из наклеенных на лист трех треугольников зеленого цве­та (32х16х8 см) и коричневый прямо угольник (ствол).


Педагог дает ребенку инструк­цию:

- Рассмотри хорошенько, как составлена эта елочка, и сделай такую же. Вот тебе фигурки и листок бумаги.

Причем педагог предлагает два набора фигурок, а елочку нуж­но сложить одну.


Затем ребенку задаются вопро­сы: «Тебе нравится твоя работа?»; «А почему она тебе нравится?»; «У тебя получилась точно такая же елочка?»; «Почему ты так счита­ешь?»; «Расскажи, как нужно де­лать такую же елочку, какие нуж­но соблюдать правила при этом».


Выполнение задания по словесной инструкции


«Рисование домика лесника». У детей формируется умение вни­мательно слушать и четко выпол­нять указания взрослого, не

отвлекаясь на посторонние раз­дражители; развивается умение программирования предстоящей деятельности по вербальной ин­струкции.


Педагог предлагает ребенку: - Нарисуй домик лесника на полянке. Домик маленький, яр­кий, его видно издалека. Ты его можешь нарисовать, как тебе хо­чется, но запомни, что нужно на­рисовать обязательно. Запоминай: крыша у домика красная; сам домик желтый; дверь у него си­няя; около домика скамейка, она тоже синяя; перед домиком две маленькие елочки, одна елочка за домом. Вокруг дома можешь на­рисовать зеленую траву и вообще, что захочешь.


Инструкция дается дважды. Затем ребенку предлагается по­вторить ее про себя и только пос­ле этого начать рисовать.


По окончании работы педагог задает вопросы: «Тебе нравится твой рисунок?»; «А почему он тебе нравится (не нравится)?»; «У тебя все правильно, что обязатель­но нужно было нарисовать? Поче­му ты так считаешь?»; «Повтори, пожалуйста, задание, которое было тебе дано»; «У тебя все так нари­совано?»


К моменту кризиса 7 -ми лет игра исчерпывает свои возможности по созданию зон ближайшeгo развития, служащих механизмом психического развития при условии, что ребенок прошел все ступени развития детской игры от манипулятивной до игры по правилам.


Таким образом, включение игр, способствующих повышению коммуникативных возможностей детей с речевыми нарушениями, в логопедическую работу создает достаточный уровень психологической готовности к школьному обучению.





































шениями, в логопедическую ра­боту создает достаточный уровень психологической готовности к школьному обучению.






1


  • Логопедия
Описание:

Психологическая готовность к школьному обучению - это слож­ное образование, в основе которого лежит коммуникативная готов­ность. Уровень развития общения дошкольников со взрослыми опре­деляет становление и умственных, и волевых способностей детей. В общении ребенка формируется пра­вильное отношение к учителю, как носителю и проводнику социально выработанных способов действия, норм поведения. Речь использует­ся для установления контактов с окружающими, привлечения вни­мания к себе, своим делам и пере­живаниям, для взаимопонимания влияния на поведение, мысли и чувства партнера и т.д.

Автор Корась Татьяна Федоровна
Дата добавления 20.01.2017
Раздел Логопедия
Подраздел Другое
Просмотров 753
Номер материала MA-069663
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы