Необходимый материал не только для экспертов ЕГЭ, но и для рядовых
учителей.
Негрубые ошибки (две негрубые ошибки = одна)
1. Исключения из правил: ветреный,
цыганский.
2. Прописная буква в собственных названиях:
Тверской государственный университет, Великая Отечественная война.
3. Слитное-раздельное написание наречий
типа : по одному, поодиночке, на ощупь, наобум, в разлив.
4. НЕ с прилагательными и причастиями в
роли сказуемых: Эти трудности неустранимы. Диплом недействителен.
5. В случае трудного различения НЕ и НИ: Не
кто иной, как… Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, нигде
помочь ему не могли.
6. В собственных именах нерусского
происхождения: Боккаччо, Мери и Бэла.
7. В случае пропуска одного из сочетающихся
знаков препинания: Подарок, о котором он мечтает, - это глобус.
8. Отсутствие точки в конце предложения .
9. В случаях, когда вместо одного знака
препинания поставлен другой, например: Он знак подаст , и все хохочут.
Однотипные ошибки (первые три = одна, каждая следующая –
отдельная ошибка)
Это ошибки на одно и то же правило, на один вариант орфограммы: в одних и тех
же фонетических и морфологических условиях: * толчёк, *смешён,
*парчёвый , *общё = две ошибки ; *чёпорный,* никчомный, *изжёга = одна ошибка ;
*ночовка, *лишон, *стережот, *копчоности, *поражон = три ошибки ,
НО: *раздроженный, * очеровать =две отдельные ошибки.
Если
написана неверная буква в одной и той же корневой морфеме, это одна
ошибка: * зачеруй, *очерован, *очированный.
Если в
одном слове с непроверяемыми написаниями допущены две и более ошибки, то все
они считаются за одну : * аппеляция = одна ошибка , НО: *об апелляцие = две
ошибки.
Понятие однотипных
ошибок не распространяется на пунктуационные ошибки.
Ошибки отмечаются, но не влияют на отметку
1. Явные описки
: рапотает, роман стоится.
2. В переносе слов:
кла-ссный, по-ймать, о- глядел, пок-рыл.
3. Буквы Е/Э в
заимствованных словах и собственных именах : рэкет, пленер,
Мариетта.
4. Н/НН в кратких
отглагольных причастиях и прилагательных: взволнова(Н,НН)ы.
5.
Прописная/строчная буква в словах, связанных с религией: Б(б)ог,
С(с)вященный С(с)синод, Р(р)ождество.
6. При переносном
употреблении собственных имен: Все мы немного о(О)бломовы.
7. Написание фамилий с
первыми частями ДОН: Дон Кихот, дон Педро.
8. Дефис и его отсутствие в
сложных заимствованных словах : люля-кебаб, бефстроганов, гуляй-поле, перекати-
поле.
9. Отсутствие тире в
неполных предложениях.
10. Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.
11. Замена одного знака препинания другим.
12. Наличие или отсутствие запятой между
союзом А и вводным словом.
13. Замена знака препинания при
выделении вводных предложений (вставных конструкций).
14. Лишний дефис при приложении: старик-извозчик
15. Лишняя запятая после вводного слова в начале
обособленных конструкций : Герои этого времени, например( ,) Чацкий , -
резонеры.
16. Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим
обособленную конструкцию : В этой семье представители самых разных профессий,
врачей и юристов( ,) в частности.
17. В передаче авторской пунктуации .
Ошибки фактические -
разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или
пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой теме, приводит
факты, противоречащие действительности, напр.: «Вот Пушкин – известный русский
поэт, где он только не эмигрировал!», «Базаров- герой одноименной повести
Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии», «О Русь моя, мечта моя,
любил ли кто тебя, как я?». Ошибки могут состоять не только в полном искажении
(подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например:
«Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией», «Если честно сказать,
то в России теперь только один процент русских», «Каждая буква столько тебе
сообщает!!!»
Этические ошибки –
проявление речевой агрессии, грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное
выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной
речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение,
насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов:
«Этот текст меня бесит». «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Прочитав
этот дурацкий текст, я продумал, какая в нем проблема», «Мне хочется
поблагодарить автора: он довольно четко и грамотно описал сложную ситуацию».
Ср.: не являются этическими ошибками: Автор раскрывает в тексте тему наглости.
Гастелло врезался в эшелон вражеских самолетов.
Логические ошибки –
ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи при сопоставлении
(противопоставлении) двух логически неоднородных (различных по объему и по
содержанию) понятий в предложении: Княжна Марья Болконская очень суеверна: она
постоянно учится, очень много читает и молится. Жизнь Есенина
закончилась не начавшись. Давайте мы станем уникальными и будем
побуждать к этому всех вокруг. На примере судьбы Василия Федотова
автор показывает лицо нашего народа. Позиция автора неясна, и поэтому я с ней
полностью согласна. Текст написан неграмотным литературным языком.
К логическим ошибкам относятся
и композиционно-текстовые,
связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности
изложения: отсутствует логическая связь вступительной или
заключительной части с основной или эта связь слабо выражена, нагромождены
лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения, например:
А. Неудачное начало : С особенной силой этот эпизод описан в
романе…
Б. Ошибки в средней части.
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении –
логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке
и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать
она заботилась о его воспитании и образовании.
б) Отсутствие последовательности в мыслях;
бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка: Из
Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия
«Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова
является отрицательным типом. Или: В своем
произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата
Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее
имение взято в опеку.
в) Использование разнотипных по структуре предложений,
ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка:
Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость
климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с
быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности
над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные,
малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
В. Неудачная концовка (дублирование вывода ) – логическая
ошибка:
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему.
Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень,
распущенность и бессердечие.
Речевые ошибки –
ошибки, представляющие собою неверное или не самое удачное использование в
определенном тексте слов и фразеологизмов. Выпускники нарушают требование
коммуникативной точности высказываний, употребляя слова
в несвойственном им значении или без должного учета стилистических,
эмоционально-экспрессивных свойств выражений.
Грамматические ошибки вызваны
нарушением норм словообразования, формообразования, норм синтаксической связи
между словами внутри предложения или словосочетания, частей сложных
предложений.
Классификация грамматических ошибок
№ п/п
|
Вид ошибки
|
Примеры
|
1
|
Ошибочное словообразование
|
Трудолю бимый , надсмехаться, вовнутрь. Искание смысла жизни.
Тиранство.
|
2
|
Ошибочное образование формы существительного
|
Многие чуд а техники, не хватает врем я. Билет с плацкартом.
Новые крема.
|
3
|
Ошибочное образование формы прилагательного
|
Более интереснее, красивше выглядит.
|
4
|
Ошибочное образование формы числительного
|
С пятистами рублями . Обоим сестрам.
|
5
|
Ошибочное образование формы местоимения
|
Ихнего пафоса, ихние дети
|
6
|
Ошибочное образование формы глагола
|
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы. Все пять девушек
погибнули . Троекуров игрался с медвежатами. Езжай скорее.
|
7
|
Нарушение согласования
|
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом.
|
8
|
Нарушение управления
|
Автор повествует читателей. Он вернулся с отпуска
из Украины. По окончанию школы он поступил в вуз.
|
9
|
Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым
|
Большинство
возражали против такой оценки его творчества. Кто это пришла?
|
10
|
Нарушение
способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
|
Он написал книгу, которая эпопея.
Все
были рады, счастливы и веселые.
|
11
|
Ошибки в построении предложения с однородными членами
|
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я 'хотел сказать о значении спорта и почему я его
люблю. Наконец построена не только школа, а также больница.
|
12
|
Ошибки
в построении предложения с деепричастным оборотом
|
Читая текст , возникает такое чувство…
Марусе,
поиграв с этой куклой, стало хуже.
|
13
|
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
|
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
|
14
|
Ошибки
в построении сложного предложения
|
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я
прочитал еще в детстве.
Человеку
показалось то, что это сон.
|
15
|
Смешение
прямой и косвенной речи
|
Автор
сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Савельич спросил Гринева,
узнал он атамана?
|
16
|
Нарушение границ предложения
|
Когда герой опомнился. Было уже поздно.
|
17
|
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
|
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь
|
18
|
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
|
Когда писатель пришёл в редакцию , его принял главный
редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
|
19
|
Неудачное употребление местоимений
|
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному
стилю.
У меня сразу же возникла картина в своём воображении
|
Классификация речевых ошибок
№ п/п
|
Вид ошибки
|
Примеры
|
1
|
Употребление слова в несвойственном ему значении
|
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается
на продолжении всего текста. Ольга Ларина – прототип Татьяны.
|
2
|
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и
суффиксом, смешение паронимов
|
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты
эффектные меры. Автор призывает бережливо относиться к книгам.
|
3
|
Неразличение синонимичных слов
|
В конечном предложении автор применяет градацию.
|
4
|
Употребление слов иной стилевой окраски, использование штампов
|
Автор, обращаясь к этой
проблеме, пытается направить людей немного в другую
колею. Каждое утро Татьяны Лариной начиналось с того, что она приветствовала
флору и фауну. По мере роста медвежат Троекуров придумывал все новые шутки.
|
5
|
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и
фразеологизмов
|
Астафьев то и дел о
прибегает к употреблению метафор и
олицетворений.. Этот роман – вопиющее достижение писателя. Автор
вопрошает: «Кто виноват?»
|
6
|
Неоправданное употребление просторечных слов
|
Таким людям всегда удается
объегоришь других. Чиновники подлизываются
к ревизору.
|
7
|
Нарушение лексической сочетаемости
|
Автор увеличивает
впечатление.
Автор использует художественные особенности (вместо
средства). Молодежь не повышает свой кругозор.
|
8
|
Употребление
лишних слов, в том числе плеоназм
|
Красоту
пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша,
очень прекрасный.
|
9
|
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
|
В этом рассказе рассказывается
о реальных событиях. Характерная черта характера…
|
10
|
Неоправданное
повторение слова
|
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже
не понимает всей глубины содеянного
В
пример к такому случаю можно привести несчастный случай, однажды случившийся
с моей знакомой..
|
11
|
Искажение состава фразеологизма
|
Все были здесь : и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от
мозга до костей. Скрипя сердцем, кулаки покидали Гремячий Лог.
|
Источник: сайт ТвГУ филфак, proshkolu . ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.