Главная / История / Происхождение человека. (5 класс).

Происхождение человека. (5 класс).

Скачать материал

5 класс.

Происхождение человека.

ТДЦ:

Образовательная — сформировать знания о происхождении человека, познакомить с наиболее популярными гипотезами по данной проблематике, а именно с эволюционной теорией Ч. Дарвина, религиозной, космической, тотемной, радиационной.

Развивающая — развивать умения учащихся пользоваться литературой: анализировать её, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; работать в парах; выполнять проблемные задания. Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, умения работать с таблицей, интерактивной доской, выполнять творческие задания, работать в группах.

Воспитательная — интерес к историческому прошлому человечества, уважение к представителям различных этнических групп, воспитание толерантности и гуманности.

Проблема урока — В конце урока ответить на вопрос: какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является правдоподобной?

Тип урока: изучение нового материала.

Мотивационный блок: Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошел…»

Целеполагание. В конце урока ответить на вопрос: какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является правдоподобной?


План урока

  1. Тотемизм

  2. Религиозная теория

  3. Эволюционная теория Ч. Дарвина

  4. Космическая теория

Ход урока:

Говорят, что обезьяна

В человека превратилась.

Мне понятно, только странно,

Как же это получилось?

С ветки слезла –

Поумнела,

Шерсть исчезла –

Полысела.

Но один вопрос непрост:

Кто же ей отрезал хвост?


Учащиеся должны прочитать и проанализировать стихотворение и ответить на вопрос: можно ли дать однозначный ответ – кто создал человека?


Класс разделить на три групп, каждая из которых работает со своей теорией. В ходе урока заполняется таблица.

1 группа. Тотемная теория. Материал по учебнику стр. 44. И раздаточный материал.

Прочитать. Проанализировать. Что общего между этими легендами? Что такое тотем? Выписать определение. Заполнить графу таблицы.


2 группа. Религиозная теория. Читают раздаточный материал о создании человека Богом. Анализируют, делают запись в таблицы.

Кто создал человека?

Из чего был создан человек?


3 группа. Эволюционная теория. Материал учебника стр. 45. Читают, анализируют, делают запись в таблицу.

Что такое эволюция?

Эволюция – медленный переход от одного состояния к другому.

Кто создал теорию эволюции?

C:\Users\user\Desktop\о.jpg

Ч.Дарвин английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков.

Беседа по вопросам:

  1. Чем первобытный человек отличается от современных людей?

  2. Чем первобытный человек отличается от животных?


Космическая теория. Рассказ учителя. Беседа. Запись в тетрадь.

Теория внешнего вмешательства

Согласно этой маргинальной паранаучной теории, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:
скрещивание иномирян с предками людей;
порождение человека разумного методами генной инженерии;
создание первых людей гомункулярным способом;
управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;
эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом. 
В разнообразных популярных сочинениях на эту тему упоминаются, в частности, цивилизации с планетной системы Сириуса, из созвездий Весов, Скорпиона, Девы как прародители или «производители» землян. Многие сообщения подчеркивают, что якобы земляне — плод неудавшихся экспериментов, причем уже не раз этот «подпорченный» плод уничтожали (например, сообщества атлантов), поэтому не исключается, а, скорее, предполагается и на сей раз гибель всего человечества.
Наиболее доступно и с юмором суть ТВВ отразили писатели-фантасты Станислав Лем («Звездные дневники Йона Тихого») и Роберт Шекли («Планета на заказ»). Герой С. Лема прилагает неимоверные усилия, чтобы «пропихнуть» человечество, признанное всеми цивилизациями дефективным, во всепланетное сообщество, понимая при этом, насколько люди далеки от совершенства. У Р. Шекли Земля и ее обитатели появились в результате халтурной «левой» работенки представителя некоей сверхцивилизации, который, впрочем, был несказанно удивлен, когда обнаружил, что введенные им правила люди объявили физическими законами, а себя — высшей формой разума во Вселенной. 

Мы рассмотрели различные теории происхождения человека. Какая из них на ваш взгляд является наиболее доказанной? Какой теории придерживаетесь вы?

Домашнее задание: § 13. Написать мини – сочинение: «Я считаю, что человек произошел …, потому что…»





5 класс.

Происхождение человека.

Говорят, что обезьяна C:\Users\user\Desktop\i.jpg

В человека превратилась.

Мне понятно, только странно,

Как же это получилось?

С ветки слезла –

Поумнела,

Шерсть исчезла –

Полысела.

Но один вопрос непрост:

Кто же ей отрезал хвост?



C:\Users\user\Desktop\G0423348.jpgОткуда

произошел

человек?

Теории происхождения человека.


Название теории

Сущность теории

Тотемная теория














Религиозная теория














Эволюционная теория

















Легенды о происхождении человека.

Тотемная теория.

Миф североамериканских индейцев. Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.   Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека — предка рода Черепахи.


У племен Сиу. По легенде сиу, человека создал кролик, нашедший 
на дороге сгусток крови, получился настоящий маленький мальчик, 
первый мальчик в мире. Кролик назвал этого первого человека кроликом 
мальчиком. Это был предок сиу.








Религиозная теория.

Библия. Согласно ей, Бог сотворил Землю за 6 дней. Потом, он взял кусок земли и создал из него тело человека и вдунул в него разумную душу. Это был мужчина по имени Адам. Навёл на Адама крепкий сон, вынул из его груди ребро и создал женщину – Еву. В седьмой день Бог ничего не творил, заповедовав людям седьмой день в неделе посвящать Богу.

Бог сделал человека из гончарной глины и поставил в печь. Но слишком надолго оставил его в печи. Человек поэтому вышел из печи сгоревшим и черным. Бог решил, что ошибся, бросил свое детище на землю и попал в Африку. Но на этом Бог не остановился и создал другого человека, которого оставил в печи на гораздо меньшее время. Человек получился абсолютно белый. Бог снова решил, что ошибся. И снова бросил человека на землю и попал в Европу. На третий раз Бог более внимательно подошел к процессу и проследил за степенью готовности своего изделия. Он подождал, пока человек пропечется как следует, до золотистого цвета. На этот раз у Бога всё получилось. И не спеша, очень осторожно поместил удачного человека в Америку. Так появились мексиканцы.

У Монгол. Человек был создан Богом, который вырыл в земле яму в форме 
человеческой фигуры. Потом Бог вызвал бурю, и глина с потоками воды 
заполнила яму. Дождь кончился, влага 
высохла, и человек, словно пирог из формы, вышел из ямы.

Религиозная концепция происхождения человека носит ненаучный, мифологический характер и поэтому во многом не устраивала ученых.













Эволюционная теория

Эволюционная теория - учение о развитии живой природы, разработанное главным образом Ч. Дарвином. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

В эволюционной теории были обобщены результаты многовековой селекционной практики, достижения биологии, геологии и палеонтологии, наблюдения самого Дарвина во время кругосветного путешествия. Главными факторами эволюции живых существ, по Дарвину, являются изменчивость, наследственность и отбор (в домашних условиях - искусственный, в природе - естественный). В ходе борьбы за существование, которая происходит в изменяющихся условиях внешней среды, из живых существ выживают и дают потомство лишь наиболее приспособленные. Естественный отбор постоянно совершенствует строение и функции организмов, вырабатывает приспособленность организмов к среде - эволюционная теория впервые дала научное объяснение многообразию биологических видов, их развитию, легла в основу современной биологии. Вместе с естественнонаучными теориями Канта, Ж. Ламарка, Ч. Лайеля эволюционная теория способствовала обоснованию не состоятельности метафизического способа мышления. Она также нанесла удар идеалистическим взглядам на живую природу и явилась естественно исторической основой диалектико-материалистического мировоззрения. Дальнейшее развитие эволюционной теории связано с открытиями в генетике механизма наследственной изменчивости, с исследованием видовых популяций и т. п.

C:\Users\user\Desktop\о.jpg






















Теория пространственных аномалий

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.

При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.

В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Сравнительный анализ теорий

Каждая из представленных выше теорий имеет ряд преимуществ перед остальными, но так же и явные изъяны. Например, теория создания человека Всевышним она хорошо объясняет, каким образом произошли все живые организмы, откуда и почему появились именно такие виды, а так же отвечает на вопрос о том, оттуда у человека сознание и почему мы так отличаемся от остальных животных. Но, тем не менее, эта теория избегает вопроса о происхождении Бога, который создал все вокруг.

Теория эволюции так же объясняет причину возникновения человека – эволюция, но не до конца и не совсем ясно объясняет по каким причинам возникла эволюционная адаптация человека, а так же до сих пор не ясно каким образом произошли живые организмы из неживых.

Теория внешнего вмешательства, на мой взгляд, является наиболее реальной и удобной для объяснения происхождения человека, т.к. она является интеграцией описанных ранее двух теорий. Становится примерно ясно, кто есть этот Бог, и как на неживой планете появились живые организмы. Но она так же не описывает происхождение и причины этого явления. Кто, как и с какой целью занес на нашу некогда неживую планету живые организмы.

Теория пространственных аномалий из всех представленных является наименее популярной и известной. В целом она похожа на эволюционную теорию и так же объясняет происхождение человека и жизни на планете. Но ТПА говорит об определенной схеме развития жизни, которая является универсальной для всех подобных планет. Но при этом нет объяснения, откуда появилась такая схема, и нет эмпирических данных относительного того, действительно ли работает. Возможности проверки этой теории, так же не имеется.


Происхождение человека. (5 класс).
Скачать материал
  • История
Описание:

Разработка урока в 5 классе по истории Казахстана, по теме: "Происхождение человека". Перед учащимися в начале урока ставится учебная проблема: откуда поизошел человек (учитель зачитывает стихотворение), затем учащиеся высказывают свои версии по данному вопросу. Учитель предлагает учащимися стать экспертами и на уроке проработать различные теории п вопросу происходдения человека.Работа в паре(группах), учащиеся анализируют материал, заполняют таблицу, обсуждают версии. В конце урока, учащиеся должны каждый отдать свой голос за какую то из теорий возникновения человека. 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Костюкова Елена Викторовна
Дата добавления 25.03.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 8539
Номер материала 58621
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓