5 класс.
Происхождение
человека.
ТДЦ:
Образовательная — сформировать знания о происхождении
человека, познакомить с наиболее популярными гипотезами по данной
проблематике, а именно с эволюционной теорией Ч. Дарвина,
религиозной, космической, тотемной, радиационной.
Развивающая — развивать умения учащихся пользоваться
литературой: анализировать её, продолжить развитие устной речи у учащихся,
умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием
умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме;
вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные
источники; работать в парах; выполнять проблемные задания. Продолжить
работу по формированию у учащихся критического, логического
и ассоциативного мышления, умения работать с таблицей, интерактивной
доской, выполнять творческие задания, работать в группах.
Воспитательная — интерес к историческому прошлому
человечества, уважение к представителям различных этнических групп,
воспитание толерантности и гуманности.
Проблема урока —
В конце урока ответить на вопрос: какая теория происхождения
человека, на ваш взгляд, является правдоподобной?
Тип урока: изучение
нового материала.
Мотивационный блок: Учащимся
предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошел…»
Целеполагание. В конце
урока ответить на вопрос: какая теория происхождения человека, на ваш
взгляд, является правдоподобной?
План урока
- Тотемизм
- Религиозная теория
- Эволюционная
теория Ч. Дарвина
- Космическая теория
Ход урока:
Говорят, что
обезьяна
В человека
превратилась.
Мне понятно,
только странно,
Как же это
получилось?
С ветки слезла –
Поумнела,
Шерсть исчезла –
Полысела.
Но один вопрос
непрост:
Кто же ей отрезал
хвост?
Учащиеся должны
прочитать и проанализировать стихотворение и ответить на вопрос: можно ли дать
однозначный ответ – кто создал человека?
Класс разделить на
три групп, каждая из которых работает со своей теорией. В ходе урока
заполняется таблица.
1 группа. Тотемная
теория. Материал по учебнику стр. 44. И раздаточный материал.
Прочитать.
Проанализировать. Что общего между этими легендами? Что такое тотем? Выписать
определение. Заполнить графу таблицы.
2 группа.
Религиозная теория. Читают раздаточный материал о создании человека Богом.
Анализируют, делают запись в таблицы.
Кто создал
человека?
Из чего был создан
человек?
3 группа.
Эволюционная теория. Материал учебника стр. 45. Читают, анализируют, делают
запись в таблицу.
Что такое
эволюция?
Эволюция –
медленный переход от одного состояния к другому.
Кто создал теорию
эволюции?
Ч.Дарвин
английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно
продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от
общих предков.
Беседа по
вопросам:
1.
Чем первобытный человек отличается от
современных людей?
2.
Чем первобытный человек отличается от
животных?
Космическая
теория. Рассказ учителя. Беседа. Запись в тетрадь.
Теория внешнего вмешательства
Согласно этой маргинальной паранаучной теории,
появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных
цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками
инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.
Более сложные варианты ТВВ предполагают:
скрещивание иномирян с предками людей;
порождение человека разумного методами генной
инженерии;
создание первых людей гомункулярным способом;
управление эволюционным развитием земной жизни
силами внеземного сверхразума;
эволюционное развитие земной жизни и разума по
программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.
В разнообразных популярных сочинениях на эту
тему упоминаются, в частности, цивилизации с планетной системы Сириуса, из
созвездий Весов, Скорпиона, Девы как прародители или «производители» землян.
Многие сообщения подчеркивают, что якобы земляне — плод неудавшихся
экспериментов, причем уже не раз этот «подпорченный» плод уничтожали (например,
сообщества атлантов), поэтому не исключается, а, скорее, предполагается и на
сей раз гибель всего человечества.
Наиболее доступно и с юмором суть ТВВ отразили
писатели-фантасты Станислав Лем («Звездные дневники Йона Тихого») и Роберт
Шекли («Планета на заказ»). Герой С. Лема прилагает неимоверные усилия, чтобы
«пропихнуть» человечество, признанное всеми цивилизациями дефективным, во
всепланетное сообщество, понимая при этом, насколько люди далеки от
совершенства. У Р. Шекли Земля и ее обитатели появились в результате халтурной
«левой» работенки представителя некоей сверхцивилизации, который, впрочем, был
несказанно удивлен, когда обнаружил, что введенные им правила люди объявили
физическими законами, а себя — высшей формой разума во Вселенной.
Мы
рассмотрели различные теории происхождения человека. Какая из них на ваш взгляд
является наиболее доказанной? Какой теории придерживаетесь вы?
Домашнее задание: § 13. Написать мини – сочинение: «Я считаю, что
человек произошел …, потому что…»
5 класс.
Происхождение
человека.
Говорят, что
обезьяна
В человека
превратилась.
Мне понятно,
только странно,
Как же это
получилось?
С ветки слезла –
Поумнела,
Шерсть исчезла –
Полысела.
Но один вопрос
непрост:
Кто же ей отрезал
хвост?
Откуда
произошел
человек?
Теории
происхождения человека.
Название теории
|
Сущность теории
|
Тотемная теория
|
|
Религиозная теория
|
|
Эволюционная теория
|
|
Легенды
о происхождении человека.
Тотемная
теория.
Миф североамериканских индейцев. Однажды было такое жаркое лето,
что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать
другое место для жилья и отправились в путь. Самая толстая черепаха,
чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех
пор, пока не превратилась в человека — предка рода Черепахи.
У племен Сиу. По легенде сиу, человека создал кролик,
нашедший
на дороге сгусток крови, получился настоящий маленький мальчик,
первый мальчик в мире. Кролик назвал этого первого человека кроликом
мальчиком. Это был предок сиу.
Религиозная теория.
Библия. Согласно ей, Бог сотворил Землю за 6
дней. Потом, он взял кусок земли и создал из него тело человека и вдунул в него
разумную душу. Это был мужчина по имени Адам. Навёл на Адама крепкий сон, вынул
из его груди ребро и создал женщину – Еву. В седьмой день Бог ничего не творил,
заповедовав людям седьмой день в неделе посвящать Богу.
Бог сделал человека из гончарной глины и поставил в печь. Но
слишком надолго оставил его в печи. Человек поэтому вышел из печи сгоревшим и
черным. Бог решил, что ошибся, бросил свое детище на землю и попал в Африку. Но
на этом Бог не остановился и создал другого человека, которого оставил в печи
на гораздо меньшее время. Человек получился абсолютно белый. Бог снова решил,
что ошибся. И снова бросил человека на землю и попал в Европу. На третий раз
Бог более внимательно подошел к процессу и проследил за степенью готовности
своего изделия. Он подождал, пока человек пропечется как следует, до
золотистого цвета. На этот раз у Бога всё получилось. И не спеша, очень
осторожно поместил удачного человека в Америку. Так появились мексиканцы.
У Монгол. Человек был создан Богом, который вырыл в земле яму в
форме
человеческой фигуры. Потом Бог вызвал бурю, и глина с потоками воды
заполнила яму. Дождь кончился, влага
высохла, и человек, словно пирог из формы, вышел из ямы.
Религиозная концепция происхождения человека носит
ненаучный, мифологический характер и поэтому во многом не устраивала ученых.
Эволюционная теория
Эволюционная теория - учение о развитии живой природы, разработанное
главным образом Ч. Дарвином. Эволюционная теория предполагает, что человек
произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного
видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
В эволюционной теории были обобщены результаты
многовековой селекционной практики, достижения биологии, геологии и
палеонтологии, наблюдения самого Дарвина во время кругосветного путешествия.
Главными факторами эволюции живых существ, по Дарвину, являются изменчивость,
наследственность и отбор (в домашних условиях - искусственный, в природе -
естественный). В ходе борьбы за существование, которая происходит в
изменяющихся условиях внешней среды, из живых существ выживают и дают потомство
лишь наиболее приспособленные. Естественный отбор постоянно совершенствует
строение и функции организмов, вырабатывает приспособленность организмов к
среде - эволюционная теория впервые дала научное объяснение многообразию
биологических видов, их развитию, легла в основу современной биологии. Вместе с
естественнонаучными теориями Канта, Ж. Ламарка, Ч. Лайеля эволюционная теория
способствовала обоснованию не состоятельности метафизического способа мышления.
Она также нанесла удар идеалистическим взглядам на живую природу и явилась
естественно исторической основой диалектико-материалистического мировоззрения.
Дальнейшее развитие эволюционной теории связано с открытиями в генетике
механизма наследственной изменчивости, с исследованием видовых популяций и т.
п.
Теория пространственных аномалий
Последователи данной теории трактуют антропогенез, как
элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады
"Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной
Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в
гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера
развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры -
информационной субстанции.
При наличии благоприятных условий этот путь приводит к
возникновению гуманоидного разума земного типа.
В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет
значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает
существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со
случайными факторами управляет эволюцией.
Сравнительный анализ теорий
Каждая из представленных выше теорий имеет ряд
преимуществ перед остальными, но так же и явные изъяны. Например, теория
создания человека Всевышним она хорошо объясняет, каким образом произошли все
живые организмы, откуда и почему появились именно такие виды, а так же отвечает
на вопрос о том, оттуда у человека сознание и почему мы так отличаемся от
остальных животных. Но, тем не менее, эта теория избегает вопроса о
происхождении Бога, который создал все вокруг.
Теория эволюции так же объясняет причину возникновения
человека – эволюция, но не до конца и не совсем ясно объясняет по каким
причинам возникла эволюционная адаптация человека, а так же до сих пор не ясно
каким образом произошли живые организмы из неживых.
Теория внешнего вмешательства, на мой взгляд, является
наиболее реальной и удобной для объяснения происхождения человека, т.к. она
является интеграцией описанных ранее двух теорий. Становится примерно ясно, кто
есть этот Бог, и как на неживой планете появились живые организмы. Но она так
же не описывает происхождение и причины этого явления. Кто, как и с какой целью
занес на нашу некогда неживую планету живые организмы.
Теория пространственных аномалий из всех представленных
является наименее популярной и известной. В целом она похожа на эволюционную
теорию и так же объясняет происхождение человека и жизни на планете. Но ТПА
говорит об определенной схеме развития жизни, которая является универсальной
для всех подобных планет. Но при этом нет объяснения, откуда появилась такая
схема, и нет эмпирических данных относительного того, действительно ли
работает. Возможности проверки этой теории, так же не имеется.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.