Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2»
Комсомольского района Чувашской Республики
Программа
работы классного руководителя
с коллективом профильного
инженерно-технического класса
«Профиль»
Сроки реализации программы: 2012-2014 г.г.
Программа разработана
классным руководителем 11а класса
МБОУ «Комсомольская СОШ №2»
Совиной Ниной Георгиевной
с. Комсомольское - 2014
Паспорт программы
Наименование
программы
«Профиль»
Основания для разработки программы
Конвенция о правах ребёнка,
Конституцией РФ,
Закон РФ «Об образовании» (в редакции 2004г),
Законодательные акты РФ,
Нормативно-правовые акты МО РФ.
Заказчик программы
Администрация МБОУ «Комсомольская СОШ №2»
Разработчик программы
Совина Нина Георгиевна, классный руководитель, учитель математики и физики.
Участники программы
Коллектив учащихся 11а класса, родители, классный руководитель
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели
Цель программы: создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.
Воспитывать активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность
Развивать личность каждого подростка, приобщать к жизненно необходимым знаниям; создавать условия для открытия и развития способностей детей , для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию
Формировать представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм.
Развивать свойства личности, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, в выборе профессии.
Сроки реализации программы
2012-2014 г.г.
I этап-2012-2013уч.г - развитие свойств личности учащихся, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, жизненных позиций;
II этап-2013-2014уч.г.- формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Система классных часов, урочные и внеклассные формы работы; коллективная, групповая, индивидуальная работа.
Мониторинг, диагностика, анкетирование.
Выпускник, адаптированный к условиям современного общества:
сформировавший в себе личностные качества;
обладающий культурой общения и постоянно развивающийся в этом направлении;
объединяющий в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;
креативно мыслящий, сохраняющий при этом алгоритмичность рассуждений;
психологически адаптированный: стрессоустойчивый, имеющий навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции;
испытывающий потребность в труде, профессиональной деятельности;
способный руководить, решать проблемы, склонный к научно-исследовательской работе;
способный рационально организовать свой досуг;
свободно владеющий информационными и коммуникационными технологиями и применяющий их в своей повседневной деятельности.
Система организации контроля за выполнением программы
Общее руководство программой осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Контроль за реализацией разделов, направлений программы осуществляет администрация школы
Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-ориентированными методами
Важнейшим социальным требованием к школе в соответствии с концепцией модернизации Российского образования и концепцией профильного обучения является ориентация учащихся не столько на приобретение суммы знаний, сколько на развитие его личности. В стратегических документах отмечается новая роль профессиональной ориентации как условия психолого-педагогической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии. В контексте концептуальных идей профильного обучения школьнику необходимо оказать помощь в определении содержания своего образования с учетом индивидуальных способностей, склонностей, интересов; расширить возможности его социализации, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Оказать ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном самоопределении может классный руководитель, который выступает координатором целостного педагогического процесса. В условиях профильного обучения перед классным руководителем ставится важная задача по формированию у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Из выше сказанного следует, что среди наиболее важных видов деятельности классного руководителя профильного класса можно отметить следующие: изучение личности каждого обучающегося профильного класса, его склонностей, интересов; создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого обучающегося в профильном классе; развитие у обучающихся навыков общения, помощь в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями; содействие получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в МБОУ, учреждениях дополнительного образования детей и по месту жительства, тесная связь с ВУЗами и коррекция работы по мере становления каждого учащегося; обновление содержания жизни коллектива профильного класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни общества; ведение совместно с МБОУ активной пропаганды здорового образа жизни, физкультурно-массовых, спортивных и другие мероприятий, способствующих укреплению здоровья обучающихся в профильном классе.
Мною, Совиной Н.Г., создана программа воспитательной работы в профильных 10-11 классов. В основу программы положены следующие основные понятия: старший школьный возраст, учебно-профессиональная деятельность, самосознание, самоопределение, самореализация, гражданская зрелость: готовность к труду, готовность к самообразованию, готовность к семейной жизни, профориентация, ценностные ориентации.
II. Основные цели и задачи Программы.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива.
Целью Программы является: создание условий для разностороннего развития
личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание
успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей
действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.
Воспитывать активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность
Развивать личность каждого подростка, приобщать к жизненно необходимым знаниям; создавать условия для открытия и развития способностей детей, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
Формировать представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм.
Развивать свойства личности, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, в выборе профессии.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
III. Сроки и этапы реализации Программы.
Ожидаемые конечные результаты Программы
Сроки реализации Программы: 2012 – 2014 г.г.
I этап 2012-2013 учебный год
10 класс
Цели:
1. Формирование классного коллектива.
2. Развитие свойств личности учащихся, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, жизненных позиций.
Задачи:
1. Объединить учащихся вокруг идеи создания в классе оптимальных условий для жизнедеятельности.
2. Содействовать процессам самовоспитания, самообразования, самопознания.
3. Вовлекать каждого ученика в решение проблем классного коллектива и школы для полноценной самореализации и развития творческой активности десятиклассников.
4. Формировать высокие нравственные качества, гражданские чувства.
5. Оказывать педагогическую поддержку в выборе будущей профессии.
II этап 2013-2014 учебный год
11 класс
Цель:
Формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Задачи:
1.Создавать условия для самовыражения и самоопределения учащихся.
2.Содействовать формированию качеств личности, способной адаптироваться в современных условиях жизни.
3. Оказывать помощь в профессиональной ориентации, в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
Ожидаемые конечные результаты Программы
Реализация программы позволит воспитать выпускника, адаптированного к условиям современного общества:
сформировавшего в себе личностные качества;
обладающего культурой общения и постоянно развивающегося в этом направлении;
объединяющего в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;
креативно мыслящего, сохраняющего при этом алгоритмичность рассуждений;
психологически адаптированного: стрессоустойчивого, имеющего навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции;
испытывающего потребность в труде, профессиональной деятельности;
способного руководить, решать проблемы, склонного к научно-исследовательской работе;
способного рационально организовать свой досуг;
свободно владеющего информационными и коммуникационными технологиями и применяющего их в своей повседневной деятельности.
IV. Структура Программы
Программа включает в себя следующие блоки:
I Блок. Психологическое сопровождение воспитательной работы в профильном классе
Направления:
1. Сопровождение адаптационного процесса.
2. Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья.
3. Изучение уровня психологического здоровья обучающихся.
4. Оказание помощи в вопросах профориентации
Цель : Создание благоприятного воспитательного фона, развитии
творческой деятельности, коммуникативных способностей
учащихся, воспитание добрых, искренних отношений.
Способствовать сплочению классного коллектива.
Предполагаемые результаты: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу, понимание ценности любви и дружбы.
II Блок. Организация разновидовой деятельности учащихся профильного класса
Направления:
1. Интеллектуально-познавательная деятельность.
2. Ценностно-ориентированная деятельность.
3. Общение.
4. Волонтерская деятельность.
5. Спортивно-оздоровительная деятельность.
Цель: Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных
способностей каждого ученика в меру его возможностей, обеспечение
развития познавательной активности учащихся.
Предполагаемые результаты: научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства; формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.
III Блок. Формирование личностных качеств учащихся профильного класса
Направления:
1. Я – личность.
2. Я и коллектив.
Цель : создание максимально благоприятных условий для воспитания и развития интеллектуальной высоконравственной личности. Предполагаемые результаты: развитие познавательных процессов и интересов личности учащихся, творческих устремлений детей; создание условия для самовыражения и самоопределения учащихся; создание благоприятной среды для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем.
IV Блок. Профориентационная работа
Направления:
1. Профинформирование и профпросвещение.
2. Профконсультирование.
Профинформирование и профпросвещение обеспечивают:
знание мира профессий, представления о требованиях к каждой профессии и человеку;
о типах учебных заведений;
о востребованности профессии на современном рынке труда и т.д
Профконсультирование – получение знаний о себе, своих возможностях, способностях и перспективах их развития, коррекции, профессиональных интересах и склонностях, об особенностях нервной системы, типа темперамента и др.
Цель: оказание помощи учащимся в профессиональном
самоопределении, развитие потребности в образовании и
самообразовании.
Предполагаемые результаты: формирование адекватных профессиональных притязаний, определение сферы самоутверждения учащихся, на основе формирования понятий «смысл жизни», «идеал», «счастье».
V. Блок. Взаимодействие с родителями
Направления:
1. Коллективная деятельность.
2. Индивидуальная работа.
Цель: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя,
педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному
процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях,
помощь ребятам в определении с выбором профессии через
семейные традиции.
Предполагаемые результаты: понимание учащимися ценности и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций, воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.
VI. Блок. Организация мониторинга и аналитико-диагностической деятельности
Направления:
1. Организация и проведение диагностических мероприятий:
- диагностика адаптации в 10 классе;
- диагностика уровня учебной мотивации;
-диагностика проф. выбора;
-диагностика уровня развития классного коллектива;
-диагностика уровня эмоционального состояния;
-диагностика «группы риска».
2. Организация и проведение мониторинга и пробных экзаменов разных уровней.
3.Мониторинг учебных и внеучебных достижений учащихся – формирование портфолио.
Цель: сформирование нравственного, познавательного, коммуникативного потенциала личности школьника профильного класса; проявление индивидуальности каждого ребенка и классного сообщества в целом.
Предполагаемые результаты: участие «трудных» подростков в общешкольных и классных мероприятиях, успешное окончание школы и получение документа об образовании, уважение прав, свобод и мнения других людей, гуманное отношение к окружающим людям, адаптация к социальной среде и жизненным условиям. Формирование навыков безконфликтного поведения. Сформирование классного коллектива. Получение удовольствия от коллективной деятельности на благо других.
V. Механизм реализации программы
Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию духовно-нравственной, творческой, деятельной, здоровой личности.
Организация и внедрение в практику воспитательной работы мероприятий, направленных всестороннее развитие личности ученика.
VI. Пояснительная записка
Программа ориентирована на создание образовательно-воспитательного поля, которое смогло бы подготовить выпускника, способного:
– гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
– самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
– грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
– быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело, выходя из любых конфликтных ситуаций;
– самостоятельно работать над развитием собственной нравственности,
интеллекта, культурного уровня.
Реализация мероприятий программы предполагает тесное взаимодействие классного руководителя со школьным психологом, учителями-предметниками, педагогами – организаторами, социальным педагогом, медицинскими работниками, родителями и т.д.
Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность, включающую в себя педагогическую, психологическую диагностику.
Список литературы:
Дубровина, И.В. Руководство практического психолога. [Текст]/И.В.Дубровина.-М., 1995
Щуркова, Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя. [Текст]/ ЩурковаН.Е М.- М., 2000
Щуркова, Н.Е Программа воспитания школьника [Текст]/ ЩурковаН.Е М.- М., 2000
Черноусов, Е.В.Система воспитания как условие становления личности. [Текст]/ЧерноусовЕ.В.-М.,1995г.
Н.Ф.Дик, Т.И.Дик. Настольная книга классного руководителя 8-11 классов. Воспитание в условиях профильного обучения. Ростов на Дону «Феникс»-2008.
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение»-2013.
Л.И.Саляхова. Настольная книга классного руководителя.Москва «Глобус»-2008.
Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
Н.И. Дереклеева. Справочник классного руководителя 5-11 классы
Москва, «ВАКО», 2005.
Спутник классного руководителя. Пособие для учителя -М.: Просвещение,2011.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Среди наиболее важных видов деятельности классного руководителя профильного класса можно отметить следующие: изучение личности каждого обучающегося профильного класса, его склонностей, интересов; создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого обучающегося в профильном классе; развитие у обучающихся навыков общения, помощь в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями; содействие получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в МБОУ, учреждениях дополнительного образования детей и по месту жительства, тесная связь с ВУЗами и коррекция работы по мере становления каждого учащегося; обновление содержания жизни коллектива профильного класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни общества; ведение совместно с МБОУ активной пропаганды здорового образа жизни, физкультурно-массовых, спортивных и другие мероприятий, способствующих укреплению здоровья обучающихся в профильном классе.
Мною, Совиной Н.Г., создана программа воспитательной работы в профильных 10-11 классов. В основу программы положены следующие основные понятия: старший школьный возраст, учебно-профессиональная деятельность, самосознание, самоопределение, самореализация, гражданская зрелость: готовность к труду, готовность к самообразованию, готовность к семейной жизни, профориентация, ценностные ориентации.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 04.01.2015 |
Раздел | Классному руководителю |
Подраздел | |
Просмотров | 1729 |
Номер материала | 29604 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: