Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская
средняя общеобразовательная школа №2»
Комсомольского
района Чувашской Республики
Программа
работы классного руководителя
с коллективом профильного
инженерно-технического класса
«Профиль»
Сроки
реализации программы: 2012-2014 г.г.
Программа разработана
классным
руководителем 11а класса
МБОУ
«Комсомольская СОШ №2»
Совиной
Ниной Георгиевной
с.
Комсомольское - 2014
Паспорт
программы
Наименование
программы
|
«Профиль»
|
Основания
для разработки программы
|
Конвенция
о правах ребёнка,
Конституцией
РФ,
Закон
РФ «Об образовании» (в редакции 2004г),
Законодательные
акты РФ,
Нормативно-правовые
акты МО РФ.
|
Заказчик
программы
|
Администрация
МБОУ «Комсомольская СОШ №2»
|
Разработчик
программы
|
Совина
Нина Георгиевна, классный руководитель, учитель математики и физики.
|
Участники
программы
|
Коллектив
учащихся 11а класса, родители, классный руководитель
|
Цели
и задачи программы, важнейшие целевые показатели
|
Цель программы: создание
условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения
общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в
согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную
позицию в обществе.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
·
Воспитание сознательного
отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.
·
Воспитывать активной
жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность
·
Развивать личность
каждого подростка, приобщать к жизненно необходимым знаниям; создавать
условия для открытия и развития способностей детей , для побуждения ее к самоанализу, самооценке,
саморазвитию, самовоспитанию
·
Формировать представления о важности и необходимости
соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных,
справедливых законов и норм.
·
Развивать свойства личности, которые помогут им в выборе
дальнейшего жизненного пути, в выборе профессии.
|
Сроки реализации программы
|
2012-2014 г.г.
|
Этапы
реализации
|
I
этап-2012-2013уч.г -
развитие свойств личности учащихся, которые помогут им в выборе дальнейшего
жизненного пути, жизненных позиций;
II
этап-2013-2014уч.г.-
формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и активной
адаптации на рынке труда.
|
Формы и методы
работы
|
Система классных
часов, урочные и внеклассные формы работы; коллективная, групповая,
индивидуальная работа.
|
Формы
подведения итогов реализации программы
|
Мониторинг,
диагностика, анкетирование.
|
Ожидаемые
конечные результаты
|
Выпускник, адаптированный к
условиям современного общества:
- сформировавший в себе
личностные качества;
- обладающий культурой общения
и постоянно развивающийся в этом направлении;
- объединяющий в себе
нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;
- креативно мыслящий,
сохраняющий при этом алгоритмичность рассуждений;
- психологически
адаптированный: стрессоустойчивый, имеющий навыки самопознания,
самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции;
- испытывающий потребность в
труде, профессиональной деятельности;
- способный руководить, решать
проблемы, склонный к научно-исследовательской работе;
- способный рационально
организовать свой досуг;
- свободно владеющий
информационными и коммуникационными технологиями
и применяющий их в своей повседневной деятельности.
|
Система
организации контроля за выполнением программы
|
Общее руководство программой
осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Контроль
за реализацией разделов, направлений программы
осуществляет администрация школы
|
I.
Состояние проблемы и обоснование
необходимости ее решения
программно-ориентированными методами
Важнейшим
социальным требованием к школе в соответствии с концепцией модернизации
Российского образования и концепцией профильного обучения является ориентация
учащихся не столько на приобретение суммы знаний, сколько на развитие его
личности. В стратегических документах отмечается новая роль профессиональной
ориентации как условия психолого-педагогической поддержки молодежи, помощи в
выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных
возможностей в освоении той или иной профессии. В контексте концептуальных идей
профильного обучения школьнику необходимо оказать помощь в определении
содержания своего образования с учетом индивидуальных способностей,
склонностей, интересов; расширить возможности его социализации, обеспечить
преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно
подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального
образования. Оказать ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения,
профессиональном самоопределении может классный руководитель, который выступает
координатором целостного педагогического процесса. В условиях профильного
обучения перед классным руководителем ставится важная задача по формированию у
школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и
культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к
успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Из выше
сказанного следует, что среди наиболее важных видов деятельности классного
руководителя профильного класса можно отметить следующие: изучение личности
каждого обучающегося профильного класса, его склонностей, интересов; создание
благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого
обучающегося в профильном классе; развитие у обучающихся навыков общения, помощь
в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями; содействие
получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков,
клубов, секций, объединений, организуемых в МБОУ, учреждениях дополнительного
образования детей и по месту жительства, тесная связь с ВУЗами и коррекция
работы по мере становления каждого учащегося; обновление содержания жизни
коллектива профильного класса в соответствии с возрастными интересами
обучающихся и требованиями жизни общества; ведение совместно с МБОУ активной
пропаганды здорового образа жизни, физкультурно-массовых, спортивных и другие
мероприятий, способствующих укреплению здоровья обучающихся в профильном
классе.
Мною,
Совиной Н.Г., создана программа воспитательной работы в профильных 10-11
классов. В основу программы положены следующие основные понятия: старший
школьный возраст, учебно-профессиональная деятельность, самосознание,
самоопределение, самореализация, гражданская зрелость: готовность к труду,
готовность к самообразованию, готовность к семейной жизни, профориентация,
ценностные ориентации.
II. Основные цели и задачи Программы.
Принципы жизнедеятельности классного
коллектива.
Целью
Программы является:
создание
условий для разностороннего развития
личности
на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание
успешного
человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей
действительностью,
занимающего активную позицию в обществе.
Достижение этой цели
предполагает решение следующих задач:
Воспитание сознательного
отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.
Воспитывать активной
жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность
Развивать личность каждого
подростка, приобщать к жизненно необходимым знаниям; создавать условия для
открытия и развития способностей детей, для побуждения ее к самоанализу,
самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
Формировать представления о
важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных,
нравственных, справедливых законов и норм.
Развивать свойства личности,
которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, в выборе профессии.
Принципы жизнедеятельности классного
коллектива:
Познай
себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
III. Сроки и этапы реализации
Программы.
Ожидаемые
конечные результаты Программы
Сроки реализации
Программы: 2012 – 2014 г.г.
I этап 2012-2013
учебный год
10 класс
Цели:
1.
Формирование классного коллектива.
2. Развитие
свойств личности учащихся, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного
пути, жизненных позиций.
Задачи:
1.
Объединить учащихся вокруг идеи создания в классе оптимальных условий для
жизнедеятельности.
2.
Содействовать процессам самовоспитания, самообразования, самопознания.
3. Вовлекать
каждого ученика в решение проблем классного коллектива и школы для полноценной
самореализации и развития творческой активности десятиклассников.
4.
Формировать высокие нравственные качества, гражданские чувства.
5. Оказывать
педагогическую поддержку в выборе будущей профессии.
II этап 2013-2014
учебный год
11 класс
Цель:
Формирование
личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на
рынке труда.
Задачи:
1.Создавать
условия для самовыражения и самоопределения учащихся.
2.Содействовать
формированию качеств личности, способной адаптироваться в современных условиях
жизни.
3. Оказывать помощь в
профессиональной ориентации, в выявлении профессиональных интересов,
склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной
профессии.
Ожидаемые конечные результаты Программы
Реализация
программы позволит воспитать выпускника, адаптированного к условиям
современного общества:
сформировавшего
в себе личностные качества;
обладающего
культурой общения и постоянно развивающегося в этом направлении;
объединяющего
в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;
креативно
мыслящего, сохраняющего при этом алгоритмичность рассуждений;
психологически
адаптированного: стрессоустойчивого, имеющего навыки самопознания,
самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции;
испытывающего
потребность в труде, профессиональной деятельности;
способного
руководить, решать проблемы, склонного к научно-исследовательской работе;
способного
рационально организовать свой досуг;
свободно
владеющего информационными и коммуникационными технологиями и применяющего их в
своей повседневной деятельности.
IV. Структура Программы
Программа
включает в себя следующие блоки:
I Блок. Психологическое сопровождение
воспитательной работы в профильном классе
Направления:
1.
Сопровождение адаптационного процесса.
2.
Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья.
3.
Изучение уровня психологического здоровья обучающихся.
4.
Оказание помощи в вопросах профориентации
Цель
: Создание благоприятного воспитательного фона, развитии
творческой
деятельности, коммуникативных способностей
учащихся,
воспитание добрых, искренних отношений.
Способствовать
сплочению классного коллектива.
Предполагаемые
результаты: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных
качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения
друг к другу, понимание ценности любви и дружбы.
II Блок. Организация разновидовой
деятельности учащихся профильного класса
Направления:
1. Интеллектуально-познавательная деятельность.
2. Ценностно-ориентированная деятельность.
3. Общение.
4. Волонтерская деятельность.
5. Спортивно-оздоровительная деятельность.
Цель:
Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных
способностей
каждого ученика в меру его возможностей, обеспечение
развития
познавательной активности учащихся.
Предполагаемые
результаты: научить самостоятельно получать знания, используя различные
технические средства; формирование внутренней потребности и готовности к
получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.
III Блок. Формирование личностных
качеств учащихся профильного класса
Направления:
1. Я – личность.
2. Я
и коллектив.
Цель
: создание максимально благоприятных условий для воспитания и
развития интеллектуальной высоконравственной
личности.
Предполагаемые результаты: развитие познавательных процессов
и интересов личности учащихся, творческих устремлений детей; создание условия
для самовыражения и самоопределения учащихся; создание благоприятной среды для
формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем.
IV Блок. Профориентационная работа
Направления:
1.
Профинформирование и профпросвещение.
2.
Профконсультирование.
Профинформирование
и профпросвещение обеспечивают:
знание мира профессий,
представления о требованиях к каждой профессии и человеку;
о типах учебных заведений;
о востребованности профессии
на современном рынке труда и т.д
Профконсультирование
– получение
знаний о себе, своих возможностях, способностях и перспективах их развития,
коррекции, профессиональных интересах и склонностях, об особенностях нервной
системы, типа темперамента и др.
Цель: оказание помощи учащимся в профессиональном
самоопределении, развитие
потребности в образовании и
самообразовании.
Предполагаемые результаты: формирование адекватных профессиональных
притязаний, определение сферы
самоутверждения учащихся, на основе формирования понятий «смысл жизни», «идеал», «счастье».
V. Блок. Взаимодействие с родителями
Направления:
1. Коллективная деятельность.
2. Индивидуальная работа.
Цель:
обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя,
педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному
процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях,
помощь ребятам в определении с выбором профессии через
семейные традиции.
Предполагаемые
результаты: понимание учащимися ценности и важности семейных отношений
и сохранение семейных традиций, воспитание справедливости, честности, доброжелательности,
способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.
VI. Блок. Организация мониторинга и
аналитико-диагностической деятельности
Направления:
1.
Организация и проведение диагностических мероприятий:
-
диагностика адаптации в 10 классе;
-
диагностика уровня учебной мотивации;
-диагностика
проф. выбора;
-диагностика
уровня развития классного коллектива;
-диагностика
уровня эмоционального состояния;
-диагностика
«группы риска».
2.
Организация и проведение мониторинга и пробных экзаменов разных уровней.
3.Мониторинг
учебных и внеучебных достижений учащихся – формирование портфолио.
Цель: сформирование нравственного,
познавательного, коммуникативного
потенциала личности школьника профильного класса; проявление индивидуальности
каждого ребенка и классного сообщества в целом.
Предполагаемые
результаты: участие «трудных» подростков в общешкольных и классных
мероприятиях, успешное окончание школы и получение документа об образовании,
уважение прав, свобод и мнения других людей, гуманное отношение к окружающим
людям, адаптация к социальной среде и жизненным условиям. Формирование навыков
безконфликтного поведения. Сформирование классного коллектива. Получение удовольствия
от коллективной деятельности на благо других.
V. Механизм реализации программы
Внедрение научно-методических подходов к созданию условий,
способствующих формированию духовно-нравственной, творческой, деятельной,
здоровой личности.
Организация и внедрение в практику воспитательной работы
мероприятий, направленных всестороннее развитие личности ученика.
VI. Пояснительная
записка
Программа
ориентирована на создание образовательно-воспитательного поля, которое смогло
бы подготовить выпускника, способного:
–
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно
приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения
разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность
найти в ней свое место;
–
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной
действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя
современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими
знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными
генерировать новые идеи, творчески мыслить;
–
грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения
определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения
проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или
альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические
закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы
для выявления и решения новых проблем);
–
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь
работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или
умело, выходя из любых конфликтных ситуаций;
– самостоятельно работать над
развитием собственной нравственности,
интеллекта,
культурного уровня.
Реализация
мероприятий программы предполагает тесное взаимодействие классного руководителя
со школьным психологом, учителями-предметниками, педагогами – организаторами,
социальным педагогом, медицинскими работниками, родителями и т.д.
Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность,
включающую в себя педагогическую, психологическую диагностику.
Список литературы:
1. Дубровина, И.В. Руководство
практического психолога. [Текст]/И.В.Дубровина.-М., 1995
2. Щуркова, Н.Е. Классное
руководство. Настольная книга учителя. [Текст]/ ЩурковаН.Е М.- М., 2000
3. Щуркова, Н.Е Программа
воспитания школьника [Текст]/ ЩурковаН.Е М.- М., 2000
4. Черноусов, Е.В.Система
воспитания как условие становления личности. [Текст]/ЧерноусовЕ.В.-М.,1995г.
5. Н.Ф.Дик,
Т.И.Дик. Настольная книга классного руководителя 8-11 классов. Воспитание в
условиях профильного обучения. Ростов на Дону «Феникс»-2008.
6. Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.
Москва «Просвещение»-2013.
7. Л.И.Саляхова.
Настольная книга классного руководителя.Москва «Глобус»-2008.
8. Кулинич Г.Г.
Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы.
– М.: ВАКО, 2007.
9. Н.И.
Дереклеева. Справочник классного руководителя 5-11 классы
Москва,
«ВАКО», 2005.
10. Спутник классного
руководителя. Пособие для учителя -М.: Просвещение,2011.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.