Программа воспитательной работы
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего
-люди.
Из них на первом месте
-родители и педагоги.
А. С. Макаренко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если
общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в
воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране
(безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или
вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность,
отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс
воспитания еще более трудным.
Законом
«Об образовании» и в рамках российской образовательной реформы, целью которой
является гуманизация образования, предусматривается не только создание нового
поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности
отечественной и мировой культуры, но и изменения, касающиеся приоритетов
регионального содержания образования.
В
связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи обучения и
воспитания
Важнейшей
целью современного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного,
ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом
Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования
процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы
знаний, умений. Но и как процесс развития личности, принятия
духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах
ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления
развития личности:
♦
личностная культура
♦
семейная культура
♦
социальная культура.
Личностная
культура- это:
■
готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально
ответственному поведению;
■
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически
оценивать свои мысли и поступки;
■
способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального
выбора;
■
осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.
Семейная
культура - это:
■
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к
народу, Отечеству;
■
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность
за другого;
■
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная
культура- это:
■
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных
духовных и нравственных ценностей;
■
вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;
■
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.
Цель
моей программы следующая:
путем
сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической
деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как
гражданина Российской Федерации, способствовать духовно-нравственному развитию
личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории
у обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.
Задачи
программы:
1. Воспитание
граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание
нравственных устоев семьи.
2. Формирование
у учащихся высокого патриотического сознания.
3. Воспитание
чувства верности к своему Отечеству, вовлекать воспитуемых в использование
историко - культурных традиций донского казачества и региональных особенностей Тульского
края.
4. Воспитывать
интерес и уважение к культуре русского народа.
5. Предоставить
учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности,
ориентированных на общечеловеческие ценности.
Программа
рассчитана на учащихся начального звена.
Срок
реализации программы - 4 года (1-4 класс)
Ожидаемые
результаты:
-активная
жизненная позиция школьника;
-приобщение
к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-патриотическое
и гражданское самосознание;
-уважительное
отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-соблюдение
народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням;
-эмпатическое
и толерантное отношение к окружающим;
-представление
о семье как о высшей ценности гражданского общества.
При
составлении плана воспитательной работы с классом планирую мероприятия в
соответствии со следующими направлениями:
Направление
I. «Моя семья»
Цель
работы классного руководителя в этом направлении является
максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой
личности.
Задачи
работы классного руководителя в направлении «Моя семья»:
-Организация
и совместное проведение досуга детей и родителей.
-Создание
условий для благоприятного взаимодействия всех участников
учебно-воспитательного процесса - педагогов, родителей, детей.
-Обучение
родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с
людьми.
Формы работы с классным коллективом в направлении
« Моя семья»:
-
тематические классные часы «История нашей семьи», «Военная летопись семьи»,
«Моя семья в воспоминаниях родных» и др.
-
праздники семьи, спортивные состязания с участием бабушек и дедушек, мам и пап.
-
праздники, посвященные датам календаря (8марта, 1сентября, День учителя, день
Победы и др.)
- походы выходного дня, экскурсии.
Направление II.
«Моё Отечество».
Цель
работы классного руководителя в этом направлении является формирование
у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах
поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством.
Задачи
работы классного руководителя в направлении «Моё Отечество»
-
обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального
саморазвития.
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного
самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
-
Формирование гуманистического мировоззрения.
Формы
работы с классным коллективом в направлении «Моё Отечество»:
-
Тематические классные часы.
-
Встречи с представителями правоохранительных органов.
-
Посещение воинских частей.
-
Конкурсы, праздники по правовой тематике.
Направление
III.
«Мой образ жизни»
Цель
работы классного руководителя в этом направлении является
обучение учащихся пониманию смысла жизни, ценности своего существования и
ценности существования других людей, передача учащимся знаний, умений и навыков
социального общения людей (как позитивного, так и негативного) опыта поколений.
Задачи
работы классного руководителя в направлении «Мой образ жизни»:
- Формировать
у учащихся нравственную культуру миропонимания.
-
Формировать у учащихся осознание необходимости нравственного опыта прошлого и
будущего, и своей роли в нем.
- Знакомить
учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
-
Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик»,
«взрослый-ребенок».
- Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся
класса.
Формы
работы с классным коллективом в направлении «Мой образ жизни»:
-
Тематические классные часы по нравственной тематике.
-
Спецкурсы по нравственной тематике.
-
Дискуссии по нравственной тематике.
-
Интерактивные игры, тематические классные часы.
-
Самопрезентация и самопредставление
-
Праздники, конкурсы, ролевые игры.
-
Шефская помощь учащихся в доме ветеранов, участникам Великой Отечественной
войны.
-
Изучение нравственного наследия мира.
Направление IV.
«Моё здоровье»
Цель
работы классного руководителя: использование педагогических
технологий и методических приемов для демонстрации значимости физического и
психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для
будущего самоутверждения.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё здоровье»:
-
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению
физического
и психического здоровья.
Формы
работы с классным коллективом в направлении « Моё здоровье»:
-
спортивные конкурсы, соревнования внутри класса, спартакиады, олимпиады,
-марафоны,
турниры;
-
встречи с победителями спортивных соревнований, семейными династиями, активно занимающимися
спортом;
-
походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
-
предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной
тематике, конкурсы газет, устные журналы;
-
беседы и дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей
страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды спорта» и др.;
-
психолого-педагогические консилиумы и тематические консультации по вопросам
сохранения здоровья учащихся.
Направление V.
« Моя учёба»
Цель
работы классного руководителя в этом направлении является
оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально,
эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом
действовать целесообразно.
Задачи
работы классного руководителя в направлении «Моя учёба»:
- Определить
круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
-
Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать
интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить
любопытство и информационную не насыщаемость.
Формы
работы с классным коллективом в направлении «Моя учеба»:
-
внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти,
читательских умений младших школьников;
-
интеллектуальные марафоны внутри класса;
-
интеллектуальные бои;
-
школы интеллектуального развития.
Направление
VI. «
Мой досуг»
Цель
работы классного руководителя в этом направлении является
создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности,
ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Задачи
работы классного руководителя в направлении «Мой досуг»:
- Создание
условий для раннего проявления учащимися класса своих индивидуальных
способностей
во внеурочной деятельности.
-
Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся,
отвечающих
их интересам и возможностям.
-
Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться
своим
успехам
и огорчаться за чужие неудачи.
Формы
работы с классным коллективом в направлении «Мой досуг»:
-
празднование памятных дат в жизни учащихся;
-
празднование памятных дат календаря;
- посещение
театров, музеев, выставок;
- театрализованные
представления;
-
фестивали, презентации, дискотеки, танцевальные вечера.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.