Программа
воспитательной работы 1-4 класс
классного
руководителя Гергель Елены Алексеевны
МБОУ «Гимназия №1»
г.Ноябрьск
Семья и школа –
это берег и море.
На берегу -
ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед
ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает
школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...
Л. А. Кассиль
Младший
школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития
человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни. Любой ребёнок
имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость
достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в
жизни, свою нужность.
Школа
призвана посредством воспитания и обучения реализовать в ребёнке
заложенные природой задатки, трансформировать их в социально - значимые
свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В
воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания
являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность,
развитие духовной культуры. Развитие этих качеств начинается с первого шага
ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является
уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего
можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Со
всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних
возможностей личности. Взаимодействие между учащимися является основой для
успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого
формируется личность каждого ребенка.
Стать
одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку
помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать
классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.
Поэтому
важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая
будет соответствовать современным требованиям общества.
Цель
программы:
создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих,
личностно-нравственных качеств, для саморазвития и самореализации личности
учащихся.
Задачи:
-
воспитывать у школьников желание самосовершенствоваться, волевые и нравственные
качества, чувство дружбы;
-
создать условия для оздоровления, сохранения и поддержания здоровья учащихся;
-
сплотить классный коллектив;
-
развивать творческие способности обучающихся через совместную деятельность;
-
формировать здоровый образ жизни;
-
прививать навыки культуры поведения, навыки самообслуживания
-
привлечение родителей к участию во внеклассной и школьной деятельности
-
воспитание любви к семье, школе, родному краю.
Концепция
воспитательной программы
Развитие
ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных
дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети
развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят,
действуют, переживают события, чтобы умело и целенаправленно руководить
становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей,
чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание
его психологических особенностей, его окружения.
Ребенок
может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его
способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок
постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со
временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как
личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым
мироощущением.
Ключевыми
понятиями, характеризующими
сущность воспитательной программы класса, являются: «Индивидуальность»,
«Самостоятельность», «Доброта», «Творчество», «Взаимовыручка», «Семья»,
«Здоровье».
Педагогические
принципы и подходы
Программа
построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную,
нравственно и физически здоровую личность.
Принцип
|
Характеристика
принципа
|
Гуманистический
|
Отношение
педагога к учащимся как к ответственным субъектам собственного развития, а
также стратегия взаимодействия, основанная на субъект — субъективных
отношениях
|
Природосообразности
|
Воспитание
учащихся сообразно их полу, возрасту: формирование у них ответственности за
развитие самих себя, за действия и поведение
|
Культуросообразности
|
Воспитание
на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами
национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими
общечеловеческим ценностям.
|
Личностно-ориентированного
воспитания
|
В
основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью;
отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь
на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
|
Эффективности
социального взаимодействия
|
Формирования
навыков социальной адаптации, самореализации.
|
Успешности
|
Мажорный
тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и
на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию
потенциала, но и открывает новые возможности.
|
Комплексного
подхода
|
Позволяет
воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по
очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
|
Деятельный
подход
|
Ребенок
развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
|
Целостный
подход
|
Воспитание
и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
|
Методы
работы:
научно-исследовательский, метод проектов, коммуникативный,
личностно-ориентированный, метод креативного мышления, репродуктивный.
Формы
работы: классный
час, беседа, обсуждение, консультации, презентации, конкурсы, викторины, игры,
праздники, мероприятия, походы, представления, выступления, фестивали;
дискуссии, круглые столы, конференции; встречи с интересными людьми, клубы по
интересам
Основные
направления воспитательной работы (Приложение 1)
1. Нравственность
2. Гражданственность
3. Интеллект
4. Здоровье
5. Семья
6. Досуг
Связи,
устанавливаемые для реализации программы
Внутренние
(администрация школы, педагоги, социальный педагог, педагог-организатор,
психолог, медики).
Внешние
(родители, библиотеки, музеи, кружки, секции, социальные партнеры).
Ожидаемые
результаты
1. Развитие органов
классного ученического самоуправления.
2. Накопление банка
психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся.
3. Повышение
мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
4. Развитие
потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и
природы, к истории и географии своего города, края, государства.
5. Укрепление связи
семьи и школы в интересах развития ребенка.
6. Усиление
ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
Критерии
оценки
Критериями
оценки результатов воспитательной программы являются следующие:
1. Уровень сформированности
классного коллектива.
2. Результаты
коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.
3. Уровень
вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу
актива класса.
4. Уровень состояния
психического и физического здоровья учащихся.
5. Уровень
удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Диагностические
средства
Эффективность
реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств:
наблюдений, анкетирования, тестов.
1. Заполнение
социального паспорта класса, семьи.
2. Оценка уровня
комфортности учащихся.
3. Оценка
удовлетворенности школьной жизнью учащихся.
4. «Психологический
климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев).
5. «Сформированность
основных нравственных качеств личности» (Капустин Н.П.)
6. «Диагностика
уровня воспитанности учащихся» (Капустин Н.П.)
Сроки
и этапы реализации программы
Программа
направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности
ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе
и рассчитана на четыре года.
I
этап
(1 класс)
Воспитательная
работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, необходимо:
·
обеспечить
успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;
·
обеспечить
положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной
деятельности через проведение конкурсов, игр;
·
создать
психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой
деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого
ребенка;
·
нацеливать
детей на успех через сотрудничество, личное старание и труд;
·
формировать
у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
·
использовать
разнообразные формы организации работы с детьми;
·
привлечь
родителей к реализации данной программы.
II
этап
(2класс)
Во
2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:
·
создать
психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой
деятельности учащихся класса, для развития личности;
·
воспитывать
коммуникативную культуру школьника;
·
нацеливать
детей на успех через сотрудничество, личное старание и труд;
·
формировать
у детей способности стремиться к здоровому образу жизни.
III
этап
(3класс)
После
заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной
деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование
культуры личности:
·
совершенствовать
познавательную активность учащихся;
·
нацеливать
детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
·
воспитывать
у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора;
·
создавать
условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;
·
формировать
организационно-деятельностные умения учащихся.
IV
этап
(4класс)
Основной
целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование
самосознания:
·
обеспечивать
устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;
·
поддерживать
увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;
·
обеспечивать
формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел,
участие класса в общешкольных мероприятиях.
Содержание программы
(приложение 2)
Работа с родителями
(приложение 3)
Взаимодействие
семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого педагога. Самое
главное, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг
другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
На вопрос, на
каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь
успех в воспитании, - отвечает литовский педагог Вильма Сикорските - Войшнене:
«Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания,
создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой,
со школой, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании
и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям
высказаться».
Цель:
содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания;
помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей; помощь
родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.
Задачи:
1.
Повышение
психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у
них активного педагогического сознания.
2.
Просвещение родителей в
вопросах духовной культуры и духовно – нравственных основ семейного воспитания.
3.
Помощь родителям в
изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи.
4.
Помощь родителям в
овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных
и праздничных.
Литература
1. Венгер А.Л.,
Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос -
Пресс, 2010.
2. Дереклеева Н.И.
Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.:
Вербум-М, 2007.
3. Дереклеева Н.И.
Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
4. Яровая Л.Н.,
Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.1-4 класс. -
М.: ВАКО, 2009.
5. http://festival.1september.ru/articles/556781/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.