Программа
воспитательной деятельности в начальной школе «В гармонии с собой»
Котова
Н.Н., учитель начальных классов, МОУ Кораблинская СОШ №2, Рязанская обл.
Пояснительная
записка
В
человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота,
духовное богатство, физическое совершенство.
В.А.Сухомлинский
Планирование
воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности
педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает
перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только
качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно
богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном
мире. Воспитание является одним из важнейших
компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности
ребенка, всех ее духовных и
физических сил и способностей; вести каждого
ребенка к новому мироощущению,
мировоззрению, основанному на признании
общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Я разработала программу
воспитательной работы «В гармонии с собой», реализуемую в начальной
школе, которая поможет мне, как учителю и воспитателю организовать работу в
своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в
начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего
школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается
на результаты предыдущего года воспитания.
В воспитательном процессе
в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание,
предметно-практическая и трудовая деятельность. Младший
школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном
становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между
собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного
коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в
мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над
своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
В настоящее
время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях,
как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла
острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся
начальной школы уроков нравственности и этикета.
Актуальность программы
заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания
ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность
на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в
первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать
образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа
адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все
материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями
сегодняшнего дня.
Программа направлена на
развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Она
разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и
рассчитана на четыре года обучения.
Цель программы: создание
условий для раскрытия творческой
индивидуальности личности младшего школьника. А личность должна быть:
свободной,
то есть способной к самореализации;
гуманной,
то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;
творческой,
то есть развивающей способности, интеллект, испытывающей потребность в знаниях;
практической,
то есть трудолюбивой, владеющей хорошими манерами, ведущей здоровый образ
жизни.
Задачи
программы:
создать
необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка;
способствовать
формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
развивать
познавательную активность;
воспитывать ответственное
отношение к своему здоровью;
воспитывать
россиянина, человека, способного к использованию гражданских прав и
добросовестному выполнению гражданских обязанностей;
воспитание
патриота своего Отечества;
воспитание
человека, владеющего культурой общения;
воспитание
семьянина, осваивающего культуру семейных отношений.
Идеи
программы:
1.Идея
развития.
Основной смысл –
развитие творческой индивидуальности ребенка.
2.
Идея красоты.
Реализация идеи
красоты предполагает формирование эстетически ценностной ориентации личности,
эстетическое самоопределение и саморазвитие личности.
3.Идея
творчества.
Творчество –
универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир
культуры, национальных традиций и праздников. Для реализации этой идеи
создается атмосфера, стимулирующая к творчеству.
4.Идея
сотрудничества.
Идея предполагает
совместную развивающую деятельность учеников и учителя, способы организации
которой обеспечивают творческую позицию каждого на всех этапах коллективной
творческой деятельности.
1 класс
Ø успешная
адаптация к школьной жизни;
Ø эмоциональная
устойчивость обучающихся;
Ø создание
предпосылок для формирования классного коллектива;
Ø активное
участие родителей в жизни класса, школы.
|
2 класс
Ø
устойчивые
положительные результаты обучения;
Ø
активное
участие детей в жизни класса, школы;
Ø
негативное
отношение к вредным привычкам;
Ø
создание
органов классного самоуправления.
|
3 класс
Ø проявление
интеллектуальных способностей;
Ø знание
истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
Ø умение
организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
Ø ощущение
ответственности за совершаемые поступки.
|
4 класс
Ø
овладение
методами самовоспитания, самоконтроля;
Ø
проявление
самостоятельной творческой активности;
Ø
умение
самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
Ø
обеспечение
гармонии взаимоотношений семьи и школы;
Ø
мотивированность
субъектов воспитания на совместную деятельность.
|
Направления
воспитательной работы
1.Учимся
учиться.
Задачи:
знакомить учащихся с основными школьными правилами, прививать навыки
коллективной работы;
формировать классный
коллектив, развивать коммуникативные отношения.
2.Россия – Родина моя.
Задача:
знакомить учащихся с общественно – политической жизнью страны, развивать
чувство патриотизма.
3.
Красота спасет мир.
Задачи: формировать
способность воспринимать красоту природы и творения рук человеческих;
воспитывать эстетический
вкус через ознакомление с изобразительным искусством, живописью, музыкой,
театром;
развивать эмоциональные
чувства, умение видеть прекрасное в природе, в жизни людей.
4.Развиваем
способности и таланты.
Задачи:
развивать творческую активность и интеллектуальные задатки учащихся, учить
самовыражению;
создавать условия
для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей
учащихся средствами воспитательной работы;
создавать
учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее
пределами;
изучить и влиять
на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
5.
Книги – наши друзья и помощники.
Задача:
прививать любовь к книге, учить правильно выбирать книги и пользоваться ими.
6.Что такое хорошо и что такое плохо.
Задачи:
создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и
совершения нравственно- -оправданных поступков;
знакомить
учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
знакомить
учащихся с основными правами, сформировать их внутреннюю и внешнюю правовую
культуру, чтобы основные нравственные качества (справедливость, уважение,
сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства) стали
неотъемлемой частью их жизни;
воспитывать
волевые качества ученика, способность к критическому осмыслению своих сильных и
слабых сторон.
7.Моя
семья.
Задача:
развивать сотрудничество учителя, ученика и родителей; учить выполнять
обязанности в семье, сохранять семейные традиции.
8.Береги
здоровье смолоду.
Задачи:
создавать условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
воспитывать
потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления
к ведению здорового образа жизни; воспитывать позитивного отношения учащихся к
урокам физической культуры и занятиям спортом;
формировать
чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
9.Наш
дом – планета Земля.
Задача:
учить относиться к природе и ко всему живому на Земле правильно,
ответственности.
Система
мероприятий и сроки реализации
1
класс
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие
психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года
обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
Основные задачи:
Ø успешная
адаптация к школьной жизни;
Ø эмоциональная
устойчивость обучающихся;
Ø создание
предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие
родителей в жизни класса, школы.
№
|
Мероприятия
|
Дата
проведения
|
1.
|
Учимся
учиться.
1.Классный
час «Здравствуй, школа!».
2.Беседа
«Правила поведения в школе».
3.Беседа
о школьных принадлежностях «Каждой вещи свое место».
4.Классное
собрание «Как вести себя в школьной библиотеке».
5.Классный
час «Права и обязанности школьников».
6.Чтение
и обсуждение сказок из книги М.Панфиловой «Лесная школа».
7.Классный
час «Мои успехи в учении».
|
|
2.
|
Россия
– Родина моя.
1.Классный час «Россия – Родина моя»
2.Беседа «Государственные символы».
3.Беседа «Наш город». Экскурсия по
городу.
4.Урок мужества. Встреча с ветеранами.
5.Операция «Милосердие». Помощь пожилым
людям.
6.Чтение и обсуждение рассказов о героях
войны.
7.Операция «Открытка ветерану».
|
|
3.
|
Красота
спасет мир.
1.Экскурсия в природу «Осень».
2.Музыкальная гостиная «П.Чайковский
«Осень».
3.Экскурсия в краеведческий музей.
Беседа «Народные умельцы».
4.Беседа «Жил – был художник Васнецов».
5.Экскурсия в природу «Зима».
6.Музыкальная гостиная «П.Чайковский
«Зима».
|
|
4.
|
Развиваем
способности и таланты.
1.Игра
– самопредставление «Это – я».
2.Час
общения «Я люблю…».
3.Классный
час «Мой любимый урок».
4.Конкурсы
рисунков «Осень – рыжая лиса», «Зимушка – зима», «Весна – красна».
5.Конкурс
чтецов.
6.Час
загадок.
7.Час
игр и развлечений.
8.Игра
– проект «Моя любимая игрушка».
9.Конкурс
«Наши таланты».
10.Праздники:
«Осень
золотая»,
«Мы
школьниками стали»,
«Новогодний
хоровод»,
«Прощай,
Азбука»,
«Дорогим
мамам и бабушкам»
«Перешли
мы во второй».
|
|
5.
|
Что
такое хорошо и что такое плохо.
1.Классное
собрание «Что такое хорошо и что такое плохо».
2.Классный
час «Если добрый и вежливый ты – это очень хорошо».
3.Беседа
«Учимся дружить».
4.Беседа
«Твое настроение».
5.Классный
час «Да здравствует вежливость».
6.Классный
час «Школьный этикет».
7.Чтение
и обсуждение рассказов из «Азбуки нравственного воспитания»: В.Осеева
«Плохо».
8.Беседа
«Добрые слова».
|
|
6.
|
Моя
семья.
1.Беседа
«Моя семья».
2.Час
общения «Выходной день в моей семье».
3.Фотовыставка
«Путешествуем всей семьей».
4.Беседа
«Газеты и журналы в нашем доме».
5.Встреча
с мамами «Профессии наших мам».
6.Встреча
с папами «Профессии наших пап».
7.Игра
– проект «Подарок – маме».
8.Выставка
поделок «Увлечения в моей семье».
9.Беседа
«За что уважают в семье».
10.Конкурсы
рисунков «Портрет моей мамы», «Моя бабушка».
|
|
7.
|
Береги
здоровье смолоду.
1.Беседа
«Режим дня школьника».
2.Беседа
«Как правильно закаляться».
3.Беседа
врача «Как ухаживать за зубами».
4.Игра
«В гостях у Мойдодыра».
5.Спортивный
праздник «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
6.Спортивные
соревнования «Веселые старты», «Зов джунглей», «Рыцарский турнир».
|
|
Программа
воспитательной деятельности в начальной школе «В гармонии с собой»
Котова Н.Н.,
учитель начальных классов, МОУ Кораблинская СОШ №2, Рязанская область.
Программа направлена на
развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Цель
программы: создание условий для раскрытия творческой индивидуальности личности
младшего школьника. В процессе её реализации создаются условия для понимания
ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность
на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в
первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным,
духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.