Программа внеурочной деятельности
«Школа будущих актёров»
Программа составлена в
соответствии с требованиями:
·
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(Министерство образования и науки от 06.10.2009г. №373);
·
авторской
программы И.А. Генераловой «Театр» в начальной школе ;
I.Пояснительная
записка.
Развитие художественно-творческих
способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и
психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды
жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих
личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности.
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования
такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое
место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным
ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь
средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой
способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром,
желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя
(разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
«Школа будущих актёров» в начальной школе, являясь предметом
дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие
дисциплины художественного цикла в рамках Образовательной системы «Школа 2100»:
1) опираясь на синтетическую природу
театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого
потенциала каждого
ребенка;
2) помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и
общения; 3) через театр привить интерес к
мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней; 4)
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Специфическая
цель курса «Школа будущих актёров» – воспитание и развитие понимающего,
умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом,
необходимыми знаниями, собственным мнением. Очевидно, что театр своей
многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь
ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться
своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на
первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут
театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще
учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют,
получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно
в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.
Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную
атмосферу. Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в
творчестве – это также цель курса «Школа будущих актёров».
Курс рассчитан на четыре года обучения в начальной школе при одном занятии в
неделю. В конце каждого полугодия педагог дает качественную характеристику
каждому ученику: каким был, что изменилось, что сделал, где проявил себя, каким
стал. Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение театров (один
раз в месяц) и анализ увиденного в группе. Это не традиционные «походы» с
учителем в театр, а семейный просмотр спектакля с одним из своих родителей. Для
каждой возрастной группы составляется примерный план просмотра спектаклей на
учебный год, который может корректироваться и включать в себя премьеры,
гастрольные и фестивальные спектакли.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы
работы, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии;
просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки, игры и упражнения из
театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, работа с
подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и
марионеток.
Занятия
лучше всего проводить не в классе за партами, а в специальном театральном зале,
где было бы достаточно свободного места и для игр, и для просмотра спектакля.
Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, в котором
педагог становится одним из участников театральной игры. Урок театра отличает
гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников,
учитывать особенности того или иного школьного коллектива.
Одной
из идей программы по курсу «Школа будущих актёров» является постепенное
усложнение материала от игр через импровизации к сценическим историям,
основанным как на литературном материале, так и на выдуманных детских историях.
Одни задания, представленные в программе, являются модификацией уже известных в
театральной педагогике актерских упражнений, другие основаны на
экспериментальных психологических методах, на собственном опыте педагога,
работающего в общеобразовательной школе.
Большая
роль в формировании художественных способностей школьников отводится
регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом
возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую
фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг
способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной
системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к
своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой
индивидуальности.
Актерский
тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная
заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха
выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность,
смелость. Работа по учебным тетрадям на занятии не должна превышать 20 минут,
причем обращаться к ним можно несколько раз в ходе занятия на разных его
этапах. Это определяется спецификой предмета и возрастными особенностями
учеников начальных классов, которым необходима смена видов деятельности для
удержания внимания.
Остальное
время отводится на тренинги, этюды, импровизации и другие нетрадиционные методы
работы. В тетрадях предложено много видов деятельности: раскрашивание, рисование,
вырезание, составление композиций, мозаики, склеивание, изготовление бутафории,
игрушек, масок, декорации и т.д. Часто представленные задания вариативны, одно
и то же задание можно выполнять по-разному и при этом получать правильный
результат.
На
занятиях дети как бы включаются в работу существующих в театре технических
мастерских: музыкального цеха, цеха по изготовлению декорации и реквизита,
костюмерного цеха и т.д., где они не просто смотрят или слушают, но сами,
собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д.
Литературные тексты в учебных тетрадях можно дополнить, используя учебники по
литературному чтению для 1–4-х классов («Капельки солнца», «Маленькая дверь в
большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света») авторов Р.Н.
Бунеева, Е.В. Бунеевой. Чтение вслух, чтение пьес по ролям, заучивание наизусть
стихотворных и прозаических текстов – задача не только программы «Чтение и
начальное литературное образование», но и курса «Театр» в начальной школе.
Театр нами рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной
школе даются общие представления о его специфике. А сам ребенок во всех
мастерских выступает в роли то актера, то музыканта, то художника, на практике
узнает о том, что актер – это одновременно и творец, и материал, и инструмент.
После каждой темы педагог может провести уроки-показы, где по-своему разовьет
предложенную тему, используя творчество и фантазию детей. Есть в программе
темы, которые повторяются в разные годы обучения, но даются на различном уровне
сложности, с разным объемом информации и подбором творческих заданий. Например,
тема «Создатели спектакля» есть на каждом этапе обучения, в ней рассматриваются
различные театральные профессии, деятельность театральных мастерских.
Программа адресована педагогам начальной школы, организаторам досуговых
мероприятий и всем любителям театра.
II.Общая
характеристика внеурочной деятельности по художественно-эстетическому
направлению «Школа будущих актёров».
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу
способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс.
Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников,
повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и
творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное
творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать,
но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид
деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Цель курса: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного
театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями,
собственным мнением.
Задачи:
·
опираясь
на синтетическую природу театрального искусства,
·
способствовать
раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
·
помочь
овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
·
через
театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения
о ней;
·
научить
творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе
даются общие представления о его специфике.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка
средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то
художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и
материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам
(уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и
технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на
творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение
личности.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
·
игра
·
беседа
·
иллюстрирование
·
изучение
основ сценического мастерства
·
мастерская
образа
·
мастерская
костюма, декораций
·
инсценирование
прочитанного произведения
·
постановка
спектакля
·
посещение
спектакля
·
работа
в малых группах
·
актёрский
тренинг
·
экскурсия
·
выступление.
Актерский тренинг предполагает широкое
использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до
азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит
с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и
костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение,
творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в
данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся
с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр
спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды
деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников
художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников
способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по
данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде
деятельности.
Программа курса «Школа будущих актёров» включает разделы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр спектаклей в театрах города.
5. Наш театр.
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется
использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.
В программу «Школа будущих актёров» (раздел «Наш театр») включено
инсценирование произведений, изучаемых в программе «Чтение и начальное
литературное образование» авторов: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре,
овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры,
получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя,
актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Школа будущих актёров» является участие учеников в инсценировке
прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в
роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
III.Описание
места внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Школа
будущих актёров».
Данная
программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Курс
рассчитан на четыре года обучения в начальной школе: 1 класс – 32ч, 2-4 классы
– 34ч в год , при одном занятии в неделю. В конце каждого полугодия педагог
дает качественную характеристику каждому ученику: каким был, что изменилось,
что сделал, где проявил себя, каким стал. Наряду с занятиями в школе
обязательным является посещение театров (один раз в месяц) и анализ увиденного
в группе. Это не традиционные «походы» с учителем в театр, а семейный просмотр
спектакля с одним из своих родителей. Для каждой возрастной группы составляется
примерный план просмотра спектаклей на учебный год, который может
корректироваться и включать в себя премьеры, гастрольные и фестивальные
спектакли.
IV.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной
деятельности по художественно-эстетическому
направлению «Школа будущих актёров».
В
процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на освоение курса «Школа будущих актёров», у обучающихся
формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения
предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты - готовность
и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные
качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Метапредметные результаты —
освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты —
освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для
каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов
научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В результате
работы формируются следующие УУД:
Регулятивные
УУД:
·
определять
и формулировать цель деятельности на уроке и во время проведении мероприятий;
·
определять
последовательность постановки целей с учетом конечного результата;
·
уметь
вносить коррективы в план и способ действий для достижения желаемого результата;
·
осознавать,
что усвоено и что еще подлежит усвоению;
·
уметь
выбрать линию поведения.
Личностные
УУД:
·
устанавливать
связь между целью деятельности и мотивом ;
·
обеспечивать
личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Познавательные
УУД:
·
уметь
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
·
уметь
добывать, выделять и применять необходимую информацию;
·
уметь
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности,
·
сравнение разных ситуаций на сцене;
·
пошаговый контроль правильности и полноты
выполнения материала по сценарию;
·
поиск, обнаружение и устранение ошибок в
ходе подготовки к спектаклю;
·
моделирование ситуаций, требующих
упорядочения и применение изученных правил; описание ситуаций и событий с
использованием знаний театральных терминов;
Коммуникативные
УУД:
·
уметь
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
·
уметь
работать в команде;
·
уметь
точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и целями деятельности.
В ходе реализации
программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Школа
будущих актёров» к концу учебного года обучающиеся должны уметь:
·
высказывать простейшие рассуждения о
спектаклях (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания
может передать актер);
·
верно и выразительно передавать интонации
в сценках;
·
правильно владеть разными жестами;
·
передавать в спектаклях смысловую связь
элементов театральной постановки, отражать в сценке основное содержание
литературного произведения;
·
выражать своё отношение к рассматриваемому
произведению искусства (понравилась пьеса или нет, что конкретно понравилось,
какие чувства вызывает);
·
чувствовать гармоничное сочетание
персонажей, очертаний;
·
сравнивать свой образ с изображаемым
образом;
·
выделять интересное, наиболее
впечатляющее в сюжете, подчёркивать образом, речью;
·
соблюдать последовательное выполнение
сценария (построение, репетиция, выступление).
знать:
·
основные жанры и виды произведений театрального искусства;
·
научиться умению определять идею
произведения, главную задачу;
·
овладеть темпо - ритмом, чувством
пространства сцены;
·
научиться общаться со зрителем и партнёром
через героев спектакля;
·
овладеть тембровой и интонационной
окраской голоса;
·
овладеть умением декламировать и
импровизировать;
·
овладеть умением вести диалог и монолог;
·
открыть для себя нравственные и
эстетические ценности.
V.
Содержание внеурочной деятельности по
художественно-эстетическому направлению «Школа будущих актёров» 4 класс
Программа курса
«Школа будущих актёров» включает разделы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр спектаклей в театрах города.
5. Наш театр.
В содержании
программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырёх лет, что
способствует расширению и систематизации знаний о театре.
1.«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны
с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от
внимания – к воображению».
2.Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля:
писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные
жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
3.Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд.
Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации.
Импровизация. Диалог. Монолог.
4.Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах
города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
5.Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям
на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
Содержание
программы «Школа будущих актёров» 4 класс
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
|
Раздел2. «Театр»
|
4ч
|
4ч
|
–
|
1-2
|
Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
|
2
|
2
|
–
|
3-4
|
Театральные жанры.
|
2
|
2
|
–
|
|
Разел3. «Основы актёрского мастерства»
|
18ч
|
2ч
|
16ч
|
5-6
|
Язык жестов.
|
2
|
1
|
1
|
7-8
|
Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
|
2
|
–
|
2
|
9-10
|
Интонация.
|
2
|
–
|
2
|
11-12
|
Темп речи.
|
2
|
–
|
2
|
13-14
|
Рифма.
|
2
|
–
|
2
|
15-16
|
Ритм.
|
2
|
–
|
2
|
17
|
Считалка.
|
1
|
–
|
1
|
18
|
Скороговорка.
|
1
|
–
|
1
|
19
|
Искусство декламации.
|
1
|
_
|
1
|
20
|
Импровизация.
|
1
|
_
|
1
|
21-22
|
Диалог. Монолог.
|
2
|
1
|
1
|
|
Раздел4. «Просмотр спектаклей в театрах города»
|
3ч
|
–
|
3ч
|
23-25
|
Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.
|
3
|
–
|
3
|
|
Раздел 5. «Наш театр»
|
7ч
|
–
|
7ч
|
26-29
|
Работа
над спектаклем по
басням И.А. Крылова.
|
4
|
_
|
4
|
30-34
|
Работа
над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина.
|
5
|
–
|
5
|
Итого 34ч
|
Итого
|
34ч
|
6ч
|
28ч
|
VI.Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности по художественно-эстетическому
направлению «Школа будущих актёров».
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется
использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.
В программу «Школа будущих актёров» (раздел «Наш театр») включено
инсценирование произведений, изучаемых в программе «Чтение и начальное
литературное образование» авторов: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Оборудование
для демонстрации мультимедийных презентаций, видео-, аудиозаписей: компьютер,
мультимедийный проектор, DVD, и др. Занятия лучше всего проводить не в классе
за партами, а в специальном театральном зале, где было бы достаточно свободного
места и для игр, и для просмотра спектакля. Доверительную атмосферу можно
создать, поставив стулья в круг, в котором педагог становится одним из
участников театральной игры. Урок театра отличает гибкость, возможность
отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывать особенности
того или иного школьного коллектива.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.