Инфоурок Другое Другие методич. материалыПрограмма внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Скачать материал

                              Пояснительная записка

       Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно  новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают  интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

        Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что каждое занятие  призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.

         Цель - пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать  богатства языка.

         Курс изучения “Занимательной грамматики” для обучающихся 6-х классов ставит следующие задачи:

  • выявление и поддержка одарённых учащихся;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • расширение и углубление программного материала;
  • воспитание любви к великому русскому языку;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • совершенствование общего языкового развития школьников.

Организация деятельности  школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

·         игры на языковом материале;

·         вопросы занимательной грамматики;

·         инсценировки языковых ситуаций;

·         краткие увлекательные рассказы о жизни языка;

·         практическая работа с различными рода словарями.

·          

Ожидаемые результаты:

·         возросший интерес к предмету;

·         повышение успеваемости по русскому языку;

·         умение грамотно оценивать языковые ситуации.

 

Программа кружка «Занимательная грамматика» для 6-х классов рассчитана на 34 ч, занятия проводятся 1 раз в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Часы

Дата

Примечания

п

ф

1

Введение.Язык мой-друг мой

1

 

 

 

2

Словарь-мой добрый друг и верный помощник

1

 

 

 

3

Русские пословицы и поговорки

1

 

 

 

4

Что в имени тебе моём…Собственные имена существительные.

1

 

 

 

5

Презентация.История моего имени.

1

 

 

 

6

Звук.Слог.Слово.Письмо элементов букв.

1

 

 

 

7

Хорошо ли ты знаешь грамматику

1

 

 

 

8

Куда наклоняется глагол?

1

 

 

 

9

О прямых и переносных значениях в морфологии

1

 

 

 

10

Загадочная часть речи

1

 

 

 

11

Осторожно: местоимения?

1

 

 

 

12

Муравьи нашей грамматики

1

 

 

 

13

Почему «пять» - числительное?

1

 

 

 

14

Открываем лингвистические Америки

1

 

 

 

15

Маленькие истории о словах с большой буквы

1

 

 

 

16

Слово + слово = ?

1

 

 

 

17

Слово... словосочетание... предложение

1

 

 

 

18

В поисках подлежащего

1

 

 

 

19

Многоликое многоточие

1

 

 

 

20

Вопрос? Вопрос... Вопрос

1

 

 

 

21

От утёнка до кавычек

1

 

 

 

22

Еще раз о знаках препинания

1

 

 

 

23

Внимание: обращение

1

 

 

 

24

Скорая орфографическая помощь

1

 

 

 

25

Необычные правила

1

 

 

 

26

Фокусы местоимений

1

 

 

 

27

Путеводные звезды орфографии

1

 

 

 

28

На помощь приходят... матрешки

1

 

 

 

29

Прописная или строчная?

1

 

 

 

30

Если матрёшки не откликнулись...

1

 

 

 

31

Необычные вопросы

1

 

 

 

32

Когда верблюдов много, а снега мало

1

 

 

 

33

Император и пирожное

1

 

 

 

34

Что значит владеть языком?http://svetozar.ru/img/dot.gif

1

 

 

 

 

 

                                  Содержание изучаемого курса

 

Фонетика. Графика. Орфография.

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Глагол. Понятие о глаголе. Инфинитив. Возвратные глаголы. Виды глагола. Наклонение глагола. Времена глагола. Лицо и число глаголов. Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Словообразование глаголов. Правописание суффиксов глаголов.

Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие имена прилагательные. Склонение полных прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Словообразование прилагательных.

Имя числительное. Понятие о числительном. Простые, сложные и составные числительные. Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Дробные числительные.

Наречие. Понятие о наречии. Степени сравнения наречий. Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. Образование наречий путем перехода слов одной части речи в другую. Слова состояния.

Местоимение. Понятие о местоимении. Личные местоимения. Притяжательные местоимения. Возвратное местоимение. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Определительные местоимения. Указательные местоимения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Методическое обеспечение

·                   На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку./Под редакцией Л.Д.Чесноковой,-М.,2000

·                   Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день 6класс.-М.,2001

 

                                            Список литературы

1.     Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2.     Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

3.     Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

4.     Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

5.     Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999.

6.     Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

7.     Занимательная грамматика /Сост. Е.Е.Семёнова. – М.: Омега, 1995.

8.     Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.

9.     Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

10. Пузанова Н.А. Резервы уроков развития речи. // 1993. - №5

11. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

12. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

13. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

14. Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6

15. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997.

16. Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. - №2

17. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.

18. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.

19. Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985. 

20. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по охране труда

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

       Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно  новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают  интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 928 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 315
    • DOCX 23.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бабинцева Наталья Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бабинцева Наталья Геннадьевна
    Бабинцева Наталья Геннадьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3176
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе