ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная
программа по английскому языку для 6 классов составлена в соответствии с
требованиями Закона РФ «Об образовании», разработана в соответствии с
Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в
Федеральном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся.
Обоснование актуальности данной рабочей
программы
Актуальность разработки и создания данной программы
обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями
программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и
применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной
системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать
свой творческий потенциал.
Одна из основных
задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей
ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,
саморегуляция.
С этой целью в
программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы,
направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение
понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение
практических навыков самостоятельной деятельности.
Изучение английского
языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно
сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении
слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать
интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости
от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание.
Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас
школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду с
коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта
практического применения английского языка в различном социально - ролевом и
ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного
характера.
Деятельностный
характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на
английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной,
художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами,
изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки,
которые межпредметны по своему содержанию.
В данной программе
большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке,
более широко представлены творческие виды деятельности.
Цели и задачи программы
Главной целью данного курса является:
- развитие
элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским
языком позже. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного
развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить
дополнительные;
- создание условий
для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и
социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством
английского языка.
Одна из важных задач курса заключается в максимальном вовлечении
учащихся на занятии. Большинство заданий представлено в игровой форме. Многие
упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.
Задачи:
I. Познавательный аспект.
- познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка,
история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- способствовать
более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как
инструмента познания мира и средства общения;
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной
культурой;
- формировать
некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и
иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и
культурой;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы
овладения иностранным языком;
- приобщить детей к
новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных
ролей в игровых ситуациях;
- формировать у
детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать технику
речи, артикуляцию, интонации;
- развивать
двигательные способности детей через драматизацию;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на
сцене.
III. Воспитательный аспект.
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать
воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими;
коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная
ответственность);
- обеспечить связь
школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению
иностранным языком и культурой.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными
для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах
следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной.
Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, ее
культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
Таким
образом, данная рабочая программа нацеливает на обучение детей в пятом классе
всем видам речевой деятельности параллельно, при условии, что говорение и
аудирование на занятиях проводятся в игровой.
Учет возрастных и психологических
особенностей детей
Предлагаемая программа предназначен для
обучения детей 12 - 13 лет английскому языку в общеобразовательной школе.
Ведущую роль в развитии школьника этого возраста играют общение со сверстниками
и особенности его собственной учебной деятельности. Это наиболее сложный
«переходный возраст» - период от детства к взрослости, когда возникает
центральное психическое, личностное новообразование – «чувство взрослости».
Для учащихся 6
класса, продолжающих изучение ИЯ, актуальной является задача, связанная с
развитием и поддержанием устойчивого интереса к предмету. По отношению ко всем
учащимся важно решение таких задач, связанных с развитием таких качеств как
самостоятельность, инициативность, самооценка, умение работать в коллективе,
развитие общеучебных умений в процессе целенаправленного наблюдения за
языковыми явлениями, осознания возможности выражать одну и ту же мысль иными
средствами по сравнению с родным языком, развитие у учащихся умения выражать
личностное отношение к воспринимаемой информации, а также развитие у них
языковой догадки.
Технология обучения
ИЯ, положенная в основу данной программы рассчитана на всех и доступна всем
учащимся, независимо от уровня развития способностей. Новый материал
усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности. В
становлении речевого механизма, таким образом, участвуют все анализаторы:
слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно – графический, что не только
способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику
компенсировать недостающую способность за счет более развитых (например,
недостаточный объем оперативной слуховой памяти можно компенсировать успешной
работой зрительного и моторно – графического анализаторов).
Ведущие принципы:
1. Ориентация на личность учащегося.
2. Приоритет коммуникативной цели в обучении английскому
языку.
3.
Соблюдение деятельностного
характера обучения английскому языку.
4.
Сбалансированное обучение
устным (говорение и понимание на слух) и письменным (чтение и
письмо) формам общения.
5. Дифференцированный подход к овладению языковым
материалом.
6. Учет опыта учащихся в родном языке и развитие
когнитивных способностей учащихся.
7. Широкое использование эффективных современных
технологий обучения, позволяющих интенсифицировать учебный процесс и сделать
его более увлекательным
8. Преимущественное использование аутентичных текстов.
9. Социокультурная направленность.
Особенности
реализации программы
Программа
ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей,
ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Ребёнок учится наблюдать
и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять,
что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.
Основной и главной
формой воспитательного часа является игра. Игра помогает максимально использовать
благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В
игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление
детей, воспитывается культура общения.
Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать
личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную
и мотивационную сферы.
Внеурочная
деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах:
индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники
и пр.). Ведущей формой
организации занятий является групповая работа. Во время занятий
осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие
состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть
педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий,
интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной,
литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов
деятельности.
С целью достижения качественных результатов
желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими
средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов
занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая
условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Место проведения
занятий: рекомендуется
проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате,
спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале,
в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на
занятии).
Виды
деятельности:
•
речевые и фонетические
разминки;
•
игровая деятельность (в
т.ч. подвижные игры);
•
чтение,
литературно-художественная деятельность;
•
постановка драматических
сценок, спектаклей;
•
прослушивание песен и
стихов;
•
разучивание стихов;
•
разучивание и исполнение
песен;
•
проектная деятельность;
•
диалоги;
• выполнение упражнений на
релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Форма подведения
итогов: выставки работ, рисунков,
пополнение портфолио учащихся, театрализованные выступления.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит
от соблюдения следующих условий:
•
добровольность участия и
желание проявить себя;
•
сочетание индивидуальной,
групповой и коллективной деятельности;
•
сочетание инициативы детей
с направляющей ролью учителя;
•
занимательность и новизна
содержания, форм и методов работы;
•
эстетичность всех
проводимых мероприятий;
•
четкая организация и
тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
•
наличие целевых установок
и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и
проектах различного уровня;
•
широкое использование
методов педагогического стимулирования активности учащихся;
•
гласность, открытость,
привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным
языком;
• привлечение родителей и учащихся
более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более
младшего возраста.
Описание места программы в базисном учебном
плане
Базисный
учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является
нормативным документом, основанным на Федеральных государственных
образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется
предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и
направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на
освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно
Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей:
инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную
деятельность, осуществляемую после уроков.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам
освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты
структурируются в соответствие с основными задачами общего образования,
учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
•
предметные;
•
метапредметные;
•
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными
результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального
опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и
навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные
результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или
всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности
системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам
образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в
образовательном процессе.
Федеральные
государственные образовательные стандарты второго поколения значительное
внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам.
Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся,
развитием их личностных компетенций.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по
направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 5 класса и
является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания
программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Данный курс рассчитан на 1 год (34 учебных часа по 40 минут).
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАМ
Теоретическая и практическая часть
присутствует на каждом занятии ( в соотношении 50% на 50%).
№
|
Название раздела
|
Общее кол-во часов
|
1.
|
«Учимся играючи»
|
6 часов
|
2.
|
«Реальный
английский»
|
7 часов
|
3.
|
«Зимние праздники в
России и Великобритании»
|
4 часа
|
4.
|
«Сказочный
английский»
|
4 часа
|
5.
|
«Поговорим о еде»
|
4 часа
|
6.
|
«Путешестие по
Англии»
|
8 часов
|
7.
|
Подведение итогов.
|
1 час
|
Итого: 34 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№
|
Тема
|
Количество часов
|
Формируемые умения
|
Теоретические
|
Практические
|
Внеаудиторные
|
|
1.
Учимся играючи (6
часов)
|
1
|
Фразы и жесты
приветствия и прощания.
В мире вежливости.
|
+
|
+
|
|
Развитие у детей
этикетной функции общения на русском и английском языках, диалогическая речь.
|
2
|
Песенный английский
|
+
|
+
|
|
Развитие у детей
умений слушать музыку и понимать слова песен, применять их в речи
|
3
|
В мире песен.
|
+
|
+
|
|
4
|
В мире прекрасного.
|
+
|
+
|
|
Формирование
потенциального словаря через заучивание рифмованного материала
|
5
|
Индивидуальная
работа с учащимися (песни, стихи, рифмы)
|
+
|
+
|
|
Формирование
потенциального словаря через заучивание рифмованного материала
|
2. «Реальный английский» (7 часов)
|
6
|
Краткая информация о
себе
|
+
|
+
|
|
Формирование
потенциального словаря через заучивание рифмованного материала, монолога
|
7
|
Проект по теме «Моя
семья»
|
+
|
+
|
|
Представление членов
семьи.
Понимание семейных
ценностей.
|
8
|
Диалог «В
библиотеке»
|
+
|
+
|
+
|
Развитие умения
понимать обращённые к детям реплики и реагировать на них
|
9
|
Диалог «На улице»
|
+
|
+
|
+
|
Развитие навыков
поведения в коллективе через проведение коллективных игр.
|
10
|
Диалог «В магазине»
|
+
|
+
|
+
|
Развитие
диалогической речи
|
11
|
Диалог «Чем заняться
в выходные дни?»
|
+
|
+
|
|
Развитие устной
диалогической речи детей в ситуациях
|
12
|
Диалог по теме:
«Природа и её влияние на людей» (выбор одежды)
|
+
|
+
|
|
Развитие навыков
поведения в коллективе через проведение коллективных игр.
|
3. «Зимние праздники в России и Великобритании» (4
часа)
|
13
|
Национальные
традиции празднования Рождества, Нового года в англо-язычных странах.
|
+
|
+
|
|
Формирование
потенциального словаря по теме
|
14
|
Подготовка к
праздникам.
|
+
|
+
|
|
Развитие творческих
способностей детей в ходе подготовки и проведения праздников
|
15
|
Оформление
поздравительных открыток к Новому году.
|
+
|
+
|
|
Развитие интереса к
изучению иностранного языка через проведение праздничных мероприятий.
|
16
|
Подведение итогов.
Зачёт по пройденному
материалу в игровой форме.
|
+
|
+
|
|
Развитие интереса к
изучению англ.яз. через проведение досуговых мероприятий
|
4. «Сказочный английский» (4 часа)
|
17
|
Чтение сказки, работа с лексикой
|
+
|
+
|
|
Формирование
потенциального словаря
|
18
|
Знакомство со
сценарием и распределение ролей
|
+
|
+
|
|
Развитие интереса к
изучению англ.яз. через драматизацию сказок.
|
19
|
Репетиции,
оформление спектакля
|
|
+
|
+
|
Расширение
представлений детей об окружающем мире через ознакомление их со сказками
|
20
|
Презентация
спектакля
|
|
+
|
+
|
Развитие творческих
способностей детей в ходе подготовки и проведения спектакля
|
5. «Поговорим о еде!» (4 часа)
|
21
|
Что мы любим.
Продукты и блюда английской кухни.
|
+
|
+
|
|
Формирование
потенциального словаря по теме через заучивание рифмовок, песенок, считалок.
|
22
|
Что мы едим. Время
приёма пищи. Игра «Английский завтрак». (продукты)
|
+
|
+
|
|
Познакомить детей с
сервировкой стола в России и Англии
|
23
|
Что мы пьём.
Поведение и общение за столом.
|
+
|
+
|
|
Развитие у детей
навыков поведения и общения за столом на англ. и рус. языках
|
24
|
Ознакомление с
особенностями питания в англо-язычных странах в разное время суток
|
+
|
+
|
|
Знакомство с
культурой страны изучаемого языка. Сопоставление с культурой России.
|
6. «Путешествие по Англии» (8 часов)
|
25
|
Названия стран и их
столиц.
Соединенное
Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Краткая характеристика.
|
+
|
+
|
|
Развитие умения
сообщать на английском языке элементарные сведения об англоязычных странах
|
26
|
Что мы знаем об
Англии?
|
+
|
+
|
|
Развитие у детей
интереса к изучению англ.языка через ознакомление их с особенностями жизни их
сверстников в Англии и Америке
|
27
|
Достопримечательности
Лондона
|
+
|
+
|
|
Знакомство с
историей страны изучаемого языка. Современная Великобритания.
|
28
|
Королевский Лондон
|
+
|
+
|
|
Знакомство с
историей страны изучаемого языка.
|
29
|
Традиции и обычаи
страны изучаемого языка
|
+
|
+
|
|
Знакомство с
традициями и обычаями страны изучаемого языка. Традиции нашей страны.
|
30
|
Проектная работа по
теме: «Моё первое знакомство с Англией
|
+
|
+
|
|
Обобщение по теме
«Моё первое знакомство с Англией»
|
31
|
Проектная работа по
теме: «Моё первое знакомство с Англией»
|
|
+
|
|
Обобщение по теме
«Моё первое знакомство с Англией»
|
32
|
Песни, стихи и
рифмовки по теме: «Лондон»
|
+
|
+
|
|
Формирование
потенциального словаря по теме через заучивание рифмовок, песенок, считалок.
|
33
|
Подведение итогов
(1 час)
Игровой урок.
|
|
+
|
|
Развитие умения
работать в группе
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.