«Согласовано»
заместитель
директора
по
учебно-воспитательной работе
ГБОУ СОШ № 1
п.г.т Суходол
________________/Е.
В. Наумова /
«___» _________ 2014г.
|
«Утверждаю»
директор
ГБОУ СОШ № 1
п.г.т Суходол
_______________ /Т.
В. Соломонова/
«___» _________ 2014года
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Учусь создавать проекты»
направление «Научно-познавательное»
для 4 класса
Составители:
Крупина
Г.А.,
Колесова
А.В.,
Дювина
Ю.В.,
Мельникова
Л.В.,
учителя
начальных классов
2014
- 2015 учебный год
Пояснительная
записка
Рабочая
программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность),
подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 4 класса составлена на основе
ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана
и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой
и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей
/ Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем,
создаём./.
Курс
«Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего,
с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей
каждого школьника.
Актуальность
проектной деятельности
сегодня осознается
всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности
определены как одно из условий реализации основной образовательной программы
начального общего образования. Современные развивающие программы
начального
образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и
внеурочной деятельности.
Актуальность
программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения,
необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в
вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа
позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный ,
личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью
данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших
школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые
знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• непрерывность
дополнительного образования как механизма полноты и
целостности
образования в целом;
• развития
индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в
системе внеурочной деятельности;
• системность
организации учебно-воспитательного процесса;
• раскрытие
способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы: создание условий для
формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника.
Задачи:
· Знакомство
с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).
· Формирование
позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).
· Формирование
опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности
(регулятивные УУД).
· Формирование
навыка самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД)
Возрастное
обоснование:
Социальное
развитие. Возраст создания основы для саморазвития,
завершение формирования самосознания.
Мысль становится
лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые социальные
понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.
Мотивы
раскрываются и дифференцируются. Ребенок начинает реально осознавать свою
деятельность, поведение в системе отношений с окружающим миром. Мотивация –
общественная оценка. Растет недовольство собой, появляется критичность к себе и
окружающим людям.
Познавательные
функции. Становится возможной перспективная
регуляция внимания. Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по смыслу,
воспроизводит по требованию. Восприятие в форме организованного, активного и
дифференцированного наблюдения.
Мышление
становится рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным процессом.
Ребенок способен
ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию, организовывать
свою деятельность в связи с поставленными целями.
Работа
по программе направлена на достижение следующих результатов:
· Учащиеся
обучаются работать с первичной идеей.
· Формируется
навык планирования деятельности.
· Формируется
умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды
деятельности.
· Формируется
опыт защиты своей идеи.
· Формируется
опыт самоопределения.
· Формируется
навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
· Учащиеся
учатся взаимодействовать в паре, в группе.
· Формируется
опыт первичной исследовательской деятельности.
· Приобретенные
навыки помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей действительности,
адекватно реагировать на нее.
Данная программа
диагностична. Результативность и эффективность программы можно выявить путем
обследования детей на начало и конец курса занятий.
Программа «Учусь
создавать проект» в 4 классе включает 34 часа по 1 занятию в неделю .
Данная программа
составлена на основе программы, Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать
проект».
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы
работы:
·
игры;
опыты;
·
работа
в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
·
интеллектуальные
головоломки;
·
практические
занятия;
·
работа
с компьютерами; (вариативный курс )
·
дискуссии,
беседы.
Учебно-тематический
план
№
|
Содержание курса
|
Количество часов
|
Перечень универсальных действий
обучающихся
|
Аудиторных
|
Неаудиторных
|
1.
|
Введение.
Повторение изученного материала в
3 классе.
|
1
|
Коммуникативные
УУД: умение слышать и слушать партнёра,
уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции
лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на
основе договорённости
Регулятивные
УУД: умение классификацировать
объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством
учителя; установливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять
противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию
мышления.
Познавательные
УУД: развитие любознательности,
инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и
находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя;
приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и
обобщения.
|
2.
|
Технология проекта.
|
3
|
3.
|
Исследование проекта.
|
2
|
4.
|
Конструирование проекта.
|
2
|
5.
|
Технология изготовления проекта.
|
3
|
6.
|
Изготовление проектов.
|
5
|
7.
|
Реклама проекта.
|
2
|
8.
|
Конкурс проектов.
|
3
|
9.
|
Творческий проект.
|
4
|
10.
|
Графическая документация.
|
2
|
11.
|
Защита проекта.
|
6
|
|
итого
|
34
|
|
|
|
|
|
|
Личностные
универсальные учебные действия
У ребенка
формируются:
· учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация
на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
· способность
к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· основы
гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
· формирование
рефлексии.
Календарно
– тематическое планирование
№
|
Тема занятий
|
Кол-во часов
|
Дата проведения по плану
|
Дата проведения по факту
|
1.
|
Введение.
Повторение пройденного в 3 классе
|
1
|
1-5. 09.2014
|
|
2.
|
Круг
твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом
|
1
|
8-12.09.14
|
|
3.
|
Виды
проектов
|
1
|
15-19.09.14
|
|
4.
|
Исследовательско-
творческий проект
|
1
|
22-26.09.14
|
|
5.
|
Творческий
проект
|
1
|
29.09-3.10.14
|
|
6.
|
Ролево-
игровой проект
|
2
|
6-10.10.14
13-17.10.14
|
|
7.
|
Исследовательский
проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой
|
2
|
20-24.10.14
3-7.11.14
|
|
8.
|
Информационно-
исследовательский проект
|
2
|
10-14.11.14
17-21.11.14
|
|
9.
|
Информационно-
ориентированный проект
|
1
|
24-28.11.14
|
|
10.
|
Практико
– ориентированный проект
|
1
|
1-5.12.14
|
|
11.
|
Монопредметный
проект
|
2
|
8-12.12.14
15-19.12.14
|
|
12.
|
Межпредметный
проект
|
1
|
22-26.12.14
|
|
13.
|
Виды
презентационных проектов
|
2
|
29 - 31.12.14
12-16.01.15
|
|
14.
|
Виды
презентационных проектов в рамках НПК
|
1
|
19-23.01.15
|
|
15.
|
Правильная
подготовка презентации к проекту
|
1
|
26-30.01.15
|
|
16.
|
Работа
с Памяткой при подготовке публичного выступления
|
2
|
2-6.02.15
9-13.02.15
|
|
17.
|
Работа
с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы
над проектом
|
2
|
16-20.02.15
23-27.02.15
|
|
18.
|
Типичные
ошибки проектантов
|
1
|
2-6.03.15
|
|
19.
|
Критерии
оценивания проектной деятельности учащихся
|
1
|
9-13.03.15
|
|
20.
|
Программа
МРР. Формирования умения в работе с диаграммой
|
1
|
16-20.03.15
|
|
21.
|
Программа
МРР. Формирования умения в работе с таблицей
|
1
|
23-27.03.15
|
|
22.
|
Практическая
работа
|
1
|
6-10.04.15
|
|
23.
|
Тестирование.
Самоанализ. Рефлексия.
|
1
|
13-17.04.15
|
|
24.
|
Использование
ресурсов Интернета при подготовке презентации
|
1
|
20-24.04.15
|
|
25.
|
Программа
Microsoft
Office
Word.
Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев
|
1
|
27-30.04.15
|
|
26.
|
Твои
впечатления от работы над проектом
|
1
|
4-8.05.15
|
|
27.
|
Пожелания
будущим проектантам
|
1
|
11-15.05.15
|
|
|
итого
|
34
|
|
|
Список
литературы:
Для учителя:
Юным умникам и
умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем.
Методическое пособие 4 класс (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2013г.).
Для ученика:
Юным умникам и
умницам: Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем:
Рабочие тетради в 2х частях, 4 класс (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига»,
2013г.).
Электронные
ресурсы:
1. Большая
детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]
http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
2. Почему и
потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная
деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального
общего
образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]
http://www.fsu-expert.ru/node/2696
(09.03.11)
4. «Внеурочная
деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова
[Электронный
ресурс]
http://standart.edu.ru/
(09.03.11)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.