Главная / Начальные классы / программа внеурочной деятельности "Прикоснись к прекрасному"

программа внеурочной деятельности "Прикоснись к прекрасному"

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

МКОУ СОШ ст. Николаевская Дигорского р-на

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей начальных классов

_________ Бессараб Л. Н.


Протокол №_____

от«____»________2014 г


«Согласовано»

ИО Заместителя директора

по УВР________ Чирво Н. Н.


«____»____________2014 г.


«Утверждаю»

ИО Директора МКОУ СОШ

ст. Николаевская

__________ Романенко Н. Н.


Приказ № _______

от «____»___________2014 г.







Рабочая программа

внеурочной деятельности




«ПРИКОСНИСЬ

К ПРЕКРАСНОМУ»


2 класс






Учитель начальных классов

Хлоева Евгения Викторовна



2014-2015 уч. год

Пояснительная записка

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта II поколения, а так же особенностью организации учебного процесса в школе.

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.

Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Основные методы в образовательном процессе по реализации программы: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностные результаты

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

формирование уважительного отношения к природе; принятие и освоение социальной роли обучающегося;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания природе, живым существам;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к природе. Метапредметные результаты

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

формирование способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

готовность слушать собеседника и вести диалог; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты: -

узнавать животных и птиц в природе , на картинках , по описанию;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; -

ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- составлять экологические модели, трофические цепи;

- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

- заботиться о здоровом образе жизни; - заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; -

наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; -

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы; знать :

-наиболее типичных представителей животного мира России, республики Северная Осетия- Алания

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); -

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); -

значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; -

основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- различия съедобных и несъедобных грибов; - позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология - наука об общем доме;

- экологически сообразные правила поведения в природе

Программа 2 класса рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю)

К концу изучения программы дети должны уметь:

- классифицировать природные тела на живые и неживые;

- выделять связи живого организма со средой обитания;

- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;

- осознавать значение воды для человека;

- сравнивать морской водоём с пресным;

- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;

- выделять связи птиц с жизнью человека;

- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;

- изготавливать простейшие кормушки;

- соотносить внешний вид птицы с названием;

- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;

- объяснять значение хищников в лесу;

- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;

- сравнивать северных и южных животных;

- пояснять значение растений в жизни человека;

- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;

- работать компасом, определить температуру;

- ориентироваться на местности;

- определить возраст деревьев по годичному кольцу;

- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;

Содержание программы для 2 класса

1 раздел – “Войду в природу другом”

Природа – колыбель наша. У истоков природы.

Демонстрация: осенние приметы.

Практическая деятельность: экскурсия в природу.

2 раздел – “О чем поют птицы”

Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”, Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.

Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.

3 раздел – “О грибах и не только”

Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?

Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.

Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.

4 раздел – “Жизнь на водоемах”

Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?

Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.

Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.

5 раздел – “Удивительный мир бабочек”

Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!

Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.

Практическая деятельность: выставка рисунков.

6 раздел – “Явления природы”

Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.

Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.

Практическая деятельность: экскурсия.

7 раздел – “Мы - юные садоводы”.

Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.

Демонстрация: загадки об овощах, цветах.

Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.







Учебный план


п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

В гостях у природы

6

2

Пернатые наши друзья

9

3

О грибах и не только

4

4

Жизнь на водоемах

5

5

Удивительный мир насекомых

3

6

Явления природы

3

7

Мы юные садоводы

4















Тематическое планирование занятий


п/п

Раздел. Тема занятия

Кол-во
часов

УУД

Неделя

1

В гостях у природы

6

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


 

1


Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу

1

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков

 1

2

Ель – кормилица. Лесной час

1

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,

3

Почемучкины книжки

1

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


 3

4

Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов

1

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; самооценка деятельности

 4

5

Разноцветная ярмарка (экскурсия в осенний лес)

1


распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения

5

6

Джунгли зовут! Игровое занятие

1


2

Пернатые – наши друзья

9


 

1.

Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса

1

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации


2.

Горлица – лесной голубок

1

преобразование информации из одной формы в другую

3.

Филин – самый крупный из наших сов

1

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; самооценка деятельности

4.

Кукушка – хитрая птица

1


10

5.

Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия

1

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


 11

6.

Клесту не страшен холод

1

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,

 12

7.

Северо- Осетинский заповедник. Птицы РСО- Алания.

1

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; самооценка деятельности

 13

8.

КВН “Птицы наши друзья”

1

планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

14 

9.

Экологическая акция “Берегите птиц!”

1

распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения

 15

3

О грибах и не только

4


 

1.

Съедобные и несъедобные грибы

1

Различать (узнавать) изученные объекты и: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков

16

2.

Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях

1

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


17 

3.

Грибная угадайка

1


18

4.

Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах.( Практическое занятие)

1

планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

19 

4

Жизнь на водоемах

5


 

1.

Рыбы .Рыбий язык

1

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; самооценка деятельности

 20

2.

Аквариумные рыбки

1

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,

21 

3.

Неуклюжий рак. Где он зимует?

1

планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

22 

4.

Чья это хатка? Видеофильм

1

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


23 

5.

Оригами. “Рыбки в аквариуме”

1

распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения

24 

5

Удивительный мир насекомых

3


 

1.

Бабочки, занесенные в Красную книгу РСО- Алания.

1

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; самооценка деятельности

25 

2.

Искусные строители: муравьи и пчелы.

1

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков

26

3.

Природа и фантазия. (Практическое занятие)

1

планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

27 

6

Хочу все знать. Об интересных явлениях природы

3


 

1.

Гроза. Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?

1

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


28

2.

Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исследовательская работа

1

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

 29

3.

Экскурсия на реку Урсдон (Белая)

1

Формировать правила, нормы поведения во время экскурсии

30

7

Мы юные садоводы

4


 

1.

Мы исследуем почву. Исследовательская работа

1

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

преобразование информации из одной формы в другую

31 

2.

Искусство составления букетов.

1

распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения

32 

3.

Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах

1

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; самооценка деятельности

 33

4.

Солнце, воздух и вода (подвижные игры на свежем воздухе)

1

Формировать навыки здорового образа жизни

 34

 

Итого:

34


 





Ожидаемые результаты:

учащиеся должны знать:

- основы экологической культуры;

- некоторые особенности природы своего края;

- правила поведения в природе;

- некоторые охраняемые растения и животные своей республики;

- знать свои права и обязанности;

- знать происхождения Земли и человечества.

учащиеся должны уметь:

- вести себя на природе;

- различать изученные растения, животных;

- вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;

- подкармливать птиц в простейших кормушках;

- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

- проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.



Информационные ресурсы

Для педагога:

  1. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975.

  2. Мухерджее Мохит. Хартия Земли (учебное пособие). Казань. “Заман”. 2007.

  3. Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.

  4. Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).

  5. Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.

Для учащихся:

  1. Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.

  2. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.

  3. Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.

  4. Детские развивающие и познавательные журналы.

  5. Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.

  6. Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.

  7. Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.

  8. Лях В. И. Физкультура - мой друг. Казань. “Идель-Пресс”. 2006.

  9. Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.

  10. Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.

  11. Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.

  12. Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.

  13. Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008

  14. Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.



  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 8 ноября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Хлоева Евгения Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 492
Номер материала 26480
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓