Инфоурок Другое Другие методич. материалыПрограмма внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (5 класс)

Программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (5 класс)

Скачать материал

Программа внеурочной деятельности

 «Мир, в котором я живу» Пояснительная записка

возрастная группа – 5 класс общеобразовательной школы общий объём учебных часов – 34 (1 час в неделю) тип программы – авторская разработка радикального типа направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное

Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»  вводится в связи с реализацией Основной образовательной программы основного общего образования, составлена для работы с обучающимися 5 классов общеобразовательной школы. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности пятиклассников, носит практико – ориентированный характер, т.к. большая часть времени отведена на освоение приёмов и способов практической деятельности (опыты, эксперименты, наблюдения), работе над проектами и др.

Главная идея курса - подчеркнуть единство человека и природы, их взаимосвязь и взаимозависимость. Программа способствует формированию компетентности школьников в сфере познавательной деятельности, полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Основные принципы, положенные в основу программы:

       доступность, познавательность и наглядность

       учёт возрастных особенностей

       сочетание теоретических и практических форм деятельности

       усиление прикладной направленности обучения

       демократичность, предполагающая сотрудничество учителя и ученика психологическая комфортность.

Сегодня в школе астрономия как отдельный предмет исключена из базисного учебного плана, однако, уже младшие школьники проявляют к ней огромный познавательный интерес. Первоначальные астрономические знания дети получают на уроках окружающего мира, из научно-популярной литературы, но этого недостаточно. У любознательных  школьников возникает потребность в  астрономическом образовании и очень важно удовлетворить их запросы, т.к. астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, об окружающем мире, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания.

Актуальность:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися Основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т.е. формированию  универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть обучающиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, приведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения материала.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.

Новизна программы:

Программа направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся при изучении данного курса, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Курс построен в соответствии с новыми требованиями ФГОС.

Значимость курса «Мир, в котором я живу» состоит в том, что в ходе его реализации школьники 5 класса овладеют исследовательскими умениями и навыками, практико – ориентированными знаниями, научатся решать логические задачи, выдвигать гипотезы, строить умозаключения. Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально – положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, компетентность подрастающего поколения России.

Методические особенности организации занятий:

       Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.

       Задания носят обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

       Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

       Система представленных заданий построена таким образом, что позволяет обеспечить познавательный, развивающий аспекты курса.

Познавательный аспект предполагает:

       формирование и развитие общеучебных умений и навыков

       формирование общей способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

       освоение новой информации, способов и приёмов работы с информацией, методов её структурирования

       освоение методов решения изобретательских задач.

Развивающий аспект включает в себя деятельность, направленную на:

       развитие речи, на обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи

       развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать

       развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, воображения.

Цель курса:

Формирование у пятиклассников первоначальных основ современной естественнонаучной картины мира, в которой отведено существенное место вопросам современной техники и технологии. 

Основные задачи курса:

       формировать научное представление о целостности окружающего мира

       через практическую направленность содержания курса способствовать усвоению новых знаний   по астрономии,  поисковой и исследовательской деятельности

       развивать творческие и  исследовательские способности обучающихся через современные педагогические технологии (ТРИЗ–РТВ, проектные, технологию сотрудничества и др.), потребности  к саморазвитию

       развивать мышление, восприятие, внимание, память, воображение у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга

       формировать учебно-интеллектуальные умения, приёмы мыследеятельности, освоения рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей обучающихся

       формировать собственный стиль мышления

       формировать учебно-информационные умения и осваивать на практике различные приёмы работы с разнообразными источниками информации, умения структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах.

Используемые технологии:   

       здоровьесберегающие

       проектные

       сотрудничества

       ТРИЗ-РТВ

       эвристическое обучение мозговой штурм и др.

Методы обучения:

       словесные: рассказ, беседа, сообщения (способствуют обогащению теоретических знаний школьников, являются источником новой информации)

       наглядные: презентации, демонстрации рисунков, плакатов, макетов, коллекций, иллюстраций (дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей)

       практические: изготовление рисунков, плакатов, проектов (позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений школьников), работа на персональных ноутбуках.

Формы обучения:

       беседа

       рассказ – презентация

       виртуальная экскурсия

       защита проектов

В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Формы контроля:

       устный опрос

       тестовые задания

       защита рисунков, плакатов, презентаций

       защита проектов

       отчёты по практическим работам

Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается проведение викторины «Моя Вселенная», на которой учащиеся продемонстрируют знания из области естествознания.

В программе реализуются межпредметные связи с изобразительным искусством, историей, географией, литературой, музыкой, информатикой, физикой.

Логика структуры программы:

Отбор материала программы осуществляется с учётом возрастных и психофизических особенностей пятиклассников и ориентирован на реализацию задач ФГОС ООО.

Программа состоит из двух вводных занятий, трёх модулей:

 

       Лабиринты космоса

       Земля – планета загадок Человек и макромир,

 и двух итоговых занятий. 

Отработка и закрепление общеучебных умений и навыков осуществляется при выполнении практических и исследовательских работ. Их формирование происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения. Уделяется внимание развитию речи: обучающимся предлагается объяснять свои действия вслух, высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать. 

К программе прилагаются:

       Авторская тетрадь с печатной основой, разработанная автором программы

       Презентации ко всем темам программы

       Диагностический инструментарий и тестовые задания Видеофрагменты.

Учебно – тематический план

модуль

колво часов

формы обучения/ виды деятельности

контроль

образовательный продукт

1

Вводное занятие

2

•Беседа

•Виртуальная экскурсия

•Работа в тетради с печатной основой (далее ТПО)

•Диагностическое  тестирование / Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

•Устный опрос •Диагностически й тест

•Теоретические знания •Результаты диагностики              уровня освоения

мыслительных приёмов

(осведомлённость, наблюдательность, аналитические                   умения, поиск                     закономерностей, сообразительность, методологические умения, логика,                  абстрактное

мышление)

2

Лабиринты космоса

14

•Беседа

•Работа в ТПО

•Рассказ-презентация •Виртуальная экскурсия •Исследование

•Исследование

•Наблюдение •Выдвижение гипотез

/ Индивидуальная, парная, групповая, коллективная деятельность

•Устный опрос •Тестовые задания •Защита рисунков, плакатов

•Защита проектов

•Кроссворды

•Загадки

•Ребусы

•Практические работы

•Теоретические знания

  Сообщения

  Рисунки

•Мини-проекты

•Мини-сочинения •Хронологические

таблицы

3

Земля – планета загадок

8

•Виртуальная экскурсия •Выдвижение гипотез •Исследование / Индивидуальная, парная, групповая, коллективная деятельность

Практическая работа

•Таблицы                   «Великие чудеса света»

 Проекты

•Творческие работы

4

Человек и макромир

8

•Рассказ-презентация

•Работа в ТПО

•Беседа

•Исследование / Индивидуальная, парная, групповая, коллективная деятельность

•Практическая работа •Тестовые задания

•Теоретические знания •Хронологические таблицы •Мини-проекты

•Книжка-малышка

5

Итоговое занятие

2

/ Коллективная, индивидуальная деятельность

•Устный опрос •Итоговый диагностический

тест

Теоретические знания Результаты диагностики уровня освоения

мыслительных приёмов

Содержание программы внеурочной деятельности

«Мир, в котором я живу»

1.       Введение (2 ч)

Науки о природе. Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований.

Диагностика интеллектуального развития школьников

2.       Лабиринты космоса (14 ч)

Великие астрономы древности. Мифы и легенды о звездном небе. Путешествуем по небу.

Звездные острова  (Галактики). Вечные странники. Солнце и его семья. Есть ли жизнь на Марсе? Есть одна планета – сад … Наша космическая соседка. Астрономия сегодня. Космос в произведениях писателей и поэтов.

Практическая работа «Наблюдение пятен на Солнце с помощью телескопа»

Викторина «Астрономическая мозаика»

Защита проектов

Практическая работа в тетради с печатной основой

3.       Земля – планета загадок (8 ч)

Стоунхендж – первая обсерватория? Тунгусское диво. Перуанские загадки. Тайны Египетских пирамид. Остров Пасхи. Бермудский треугольник.

Защита проектов

Защита творческих работ

Практическая работа в тетради с печатной основой

4.       Человек и макромир (8 ч)

Человек всегда стремился ввысь. Развитие авиации. Космические полёты. Человек обживает ближайший космос. Исследование тел солнечной системы. Космос служит людям.

Защита проектов

Защита творческих работ

Практическая работа в тетради с печатной основой

5.       Итоговое занятие (2 ч)

Викторина «Моя Вселенная»

Итоговое тестирование

Планирование занятий

тема

формы обучения/ виды деятельности

контроль

образовательный продукт

Введение – 2 ч

1/1

Науки о природе. Методы изучения природы.

Оборудование для научных исследований

•Беседа

•Виртуальная экскурсия

•Работа в тетради с печатной основой

(далее ТПО)

/ Групповая работа

Устный опрос

Теоретические знания

2/2

Диагностика интеллектуального развития школьников

Диагностическое тестирование

Диагностический тест

Результаты диагностики уровня освоения мыслительных приёмов

(осведомлённость, наблюдательность, аналитические умения, поиск закономерностей, сообразительность, методологические умения, логика, абстрактное мышление)

Лабиринты космоса – 14 ч

3/1

Великие астрономы древности

•Беседа

•Работа в ТПО /Коллективная, индивидуальная деятельность

Практическая работа

Хронологическая

таблица       «Этапы

развития астрономии. Имена и факты»

4/2

Мифы и легенды

звездного неба

•Рассказ-презентация

•Работа в ТПО /Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

Практическая работа

Мини-сочинение Рисунок

5/3

Путешествуем        по

небу

•Виртуальная экскурсия •Исследование

•Работа в ТПО /Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

Тестовые задания

Мини-проект «Соберём коллекцию созвездий»

6/4

Звездные острова 

•Рассказ-презентация

•Работа в ТПО /Коллективная, парная  деятельность

Практическая работа

*Таблица «Виды

галактик»

*Таблица

«Классификация

 

тема

формы обучения/ виды деятельности

контроль

образовательный продукт

 

 

 

 

звёзд»

7/5

Солнце и его семья

•Виртуальная экскурсия •Исследование

•Работа в ТПО /Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

•Загадки

•Кроссворд •Практическая работа

Мини-проекты *«Создаём модель солнечной системы» *«Движение

Солнца»

8/6

Практическая работа «Наблюдение пятен на Солнце с помощью

телескопа»

•Наблюдение

•Работа в ТПО / Коллективная, индивидуальная деятельность

Практическая работа

Результат практической работы: рисунок – проекция тёмных пятен на Солнце

9/7

Парад планет

•Виртуальная

экскурсия                   по планетам солнечной системы •Исследование

•Работа в ТПО /Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

Практическая работа

• Сообщения

•Мини-проекты *«Парниковый эффект в банке *«Юпитер на сковородке» *«Мой вес на других планетах»

10/8

Есть ли жизнь на Марсе?

•Беседа

•Выдвижение гипотез /Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

Опрос

Мини-проекты

*«Кратеры           от

ударов»

*«Инопланетяне» *«Макет красной планеты»

11/9

Есть одна планета – сад …

•Беседа

•Работа в ТПО / Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

•Загадки

•Ребусы •Тестовые задания

Рисунок

«Сбережём свою планету»

12/10

Наша      космическая

соседка

•Исследование

•Наблюдение

•Работа в ТПО / Групповая, индивидуальная деятельность

•Кроссворд

•загадки

•Практическая работа

•Сообщения

•Мини-проекты

*«База на Луне»

*«Рисуем        фазы

Луны»

*мини – затмение

13/11

Вечные странники

•Рассказ-презентация

•Работа в ТПО /Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

Практическая работа

Рисунок «Малые тела солнечной

системы»

 

тема

формы обучения/ виды деятельности

контроль

образовательный продукт

14/12

Космос в произведениях писателей и поэтов

•Беседа

•Исследование /Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

Тестовые задания

•Сообщения

•Мини-проект «Моя первая книга о космосе»

15/13

Викторина «Астрономическая мозаика»

Групповая работа

•Опрос •Тестовые задания

Теоретические знания

16/14

Защита проектов

Индивидуальная, парная,                       групповая деятельность

Согласно критериям оценки работы над проектом

Проекты

Земля – планета загадок – 8 ч

17/1

Стоунхендж – первая обсерватория?

•Виртуальная экскурсия

•Выдвижение гипотез

•Исследование / Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

Практическая работа

Заполнение

страниц            ТПО

«Великие чудеса света»

18/2

Тунгусское диво

•Виртуальная экскурсия

•Выдвижение гипотез

•Исследование / Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

Практическая работа

Заполнение страниц ТПО «Великие чудеса света»

19/3

Перуанские загадки

•Виртуальная экскурсия

•Выдвижение гипотез

•Исследование / Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

Практическая работа

Заполнение страниц ТПО «Великие чудеса света»

20/4

Тайны             Египетских пирамид

•Виртуальная экскурсия

•Выдвижение гипотез

•Исследование / Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

Практическая работа

Заполнение страниц ТПО «Великие чудеса света»

21/5

Остров Пасхи

•Виртуальная экскурсия

•Выдвижение гипотез

Практическая работа

Заполнение страниц ТПО «Великие чудеса

 

тема

формы обучения/ виды деятельности

контроль

образовательный продукт

 

 

•Исследование / Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

 

света»

22/6

Бермудский треугольник

•Виртуальная экскурсия

•Выдвижение гипотез

•Исследование / Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

•Практическая работа •Тестовые задания

Заполнение страниц ТПО «Великие чудеса света»

23/7

Защита проектов

Индивидуальная, парная, групповая деятельность / Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

Согласно критериям оценки работы над проектом

Проекты

24/8

Защита творческих работ

Индивидуальная, парная, групповая деятельность / Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

---

Творческие работы

Человек и макромир – 8 ч

25/1

Человек            всегда

стремился ввысь

•Рассказ-презентация

•Работа в ТПО / Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

•Практическая работа •Тестовые задания

Теоретические знания

26/2

Развитие авиации

•Беседа

•Работа в ТПО / Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

•Практическая работа •Тестовые задания

Хронологическая таблица «Этапы развития авиации. Имена и факты»

 

тема

формы обучения/ виды деятельности

контроль

образовательный продукт

27/3

Космические полёты

•Беседа

•Работа в ТПО / Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

•Практическая работа •Тестовые задания

*Хронологическая

таблица       «Этапы

развития космонавтики. Имена и факты»

*Макет ракеты

28/4

Человек обживает ближайший космос

•Беседа

•Работа в ТПО / Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

•Практическая работа •Тестовые задания

Мини-проект «Создаём космическую базу»

29/5

Исследование тел солнечной системы

•Беседа

•Работа в ТПО / Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность

•Практическая работа •Тестовые задания

Мини-проект

«Собираемся         в

полёт»

30/6

Космос            служит

людям

•Беседа

•Работа в ТПО

•Исследование

/           Коллективная,

групповая, индивидуальная деятельность

•Практическая работа •Тестовые задания

Книжка-малышка «Дорога в космос»

31/7

Защита проектов

Индивидуальная, парная,                       групповая деятельность

Согласно критериям оценки работы над проектом

Проекты

32/8

Защита творческих работ

Индивидуальная, парная,                       групповая деятельность

---

Творческие работы

Итоговое занятие – 2 ч

33/1

Викторина          «Моя

Вселенная»

Групповая работа

Опрос

Теоретические знания

34/2

Итоговое тестирование

Диагностическое тестирование

Итоговый диагностический тест

Результаты диагностики уровня освоения мыслительных приёмов

Ожидаемые результаты

Личностными результатами изучения курса являются:

       воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Достижению данного результата способствует включение материалов, объективно отражающих роль отечественной науки и российских ученых, таких как К.Э. Циолковский, Н. И. Кибальчич, Н.Е. Жуковский, С.П. Королёв и др., в развитии мировой науки и технологии. Рассматриваются такие достижения отечественной науки, как запуск первого искусственного спутника Земли, полет первого космонавта Ю.А. Гагарина, полет советских межпланетных станций, космической станции «Мир» и др.

       формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Достижению этого результата способствуют задания, направленные на самостоятельное приобретение знаний, формирующие способность к познавательной деятельности, что и лежит в основе творческих процессов: самообучения и самообразования. Формирование самостоятельности школьника порождает в нём новое отношение к себе и своему труду, побуждая к саморазвитию.

       формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Основная цель курса –  формирование мировоззрения, основанного на современных естественнонаучных представлениях и понимании роли науки в мире. Оно подразумевает наличие собственной точки зрения по тем или иным вопросам, основанной на знаниях и аргументации. Школьникам предлагаются задания, требующие выказывания своей аргументированной точки зрения. Например, такое задание: «Дайте оценку своего отношения к окружающему миру. Ощущаете ли вы себя частью природы?», или «Каково ваше мнение о возможности существования жизни вне Земли?»

       формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности

Достигается за счёт организации учебного сотрудничества. Этому способствуют задания при работе над проектами, работе в группе, творческие задания. 

Метапредметные результаты:

       способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека

Достижению данного результата способствует организация самостоятельной учебной деятельности, где обучающиеся определяют цель работы, ставят задачи, планируют последовательность действий и прогнозируют результаты работы.

       способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач Достижение этого результата происходит через поиск информации в различных источниках: книгах, журналах, газетах, Интренет-ресурсах при работе над проектами, выполнении заданий практического и исследовательского характера.

       осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа

Работа над проектами, практические и исследовательские задания предполагают групповой формат выполнения и презентации результатов деятельности. В результате у школьников вырабатываются умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

       владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин:

созвездие, небесная сфера, календарь, планеты Солнечной системы, астрономическая единица, астероиды, кометы, метеорные тела и метеориты, звезды, Галактики.

       умение наблюдать и исследовать явления окружающего мира, характеризовать и описывать факты и события:

пользоваться Подвижной картой звёздного неба и по ней узнавать, какие созвездия видны в данный момент времени; находить на небе созвездия и наиболее яркие звёзды в них; уметь отличать  планеты от звёзд; объяснять: смену времен года на Земле и других планетах, смену фаз Луны, образование солнечных и лунных затмений; работать с таблицами, содержащими важнейшие сведения о Солнце, Земле, Луне и планетах.

   

Кроме того, для развития познавательных действий школьники должны освоить:

       правила конструирования определений, формулирования выводов

       правила классификации и сравнения

       методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы и др.

       правила поиска информации в различных информационных источниках

       способы планирования и проведения наблюдений и исследований научиться:

       анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, устанавливать причинноследственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения

       работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, работа со справочниками, поиск информации на сайтах в сети Интернет)

       представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой

       проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыты, эксперименты, исследования, анализировать и обобщать их результаты

       работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио курса «Мир, в котором я живу».

К окончанию курса пятиклассник получит возможность научиться выполнять и оформлять проекты, отчёты по практическим и исследовательским работам, приобретёт теоретические знания по основам астрономии, а также навыки работы в группе.

В конце учебного года по окончанию курса обучающимся выдаётся Сертификат.

Информационные источники:

       Астрономия /Авт.-сост. М.Я. Цофин. – Мн.: Харвест, 1998.-704 с. – (Библиотека школьника)

       Балебанова Т.В., Козина Е.В. Естествознание, 5-6 классы. – М.:Аквариум, 1997, 272 с., илл.

       Дубкова С.И. Сказки звёздного неба. – М.: Издательство «Белый город», 2004. – 144 с., илл.

       Житомирский С.В., Итальянская Е.Г. и др. Астрономия: Энциклопедия /Науч. – поп. издание для детей, - М.: ЗАО «Роммэн - Пресс», 2006. – 128 с., илл.

       Загадки Вселенной /Авт.-сост. С. Зигуненко. – М.:ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000 – 352 с., илл.

       Зигель Ф.Ю. Астрономическая мозаика. – М.: Наука, Гл. ред.  Физ.-мат. лит., 1987. – 176 с.

       Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 47 с. – (Работаем по новым стандартам)

       Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 222 с. – (Работаем по новым стандартам)

       Левитан Е.П. Вселенная школьника XXI века: М.: Просвещение, 2007. 128 с. – (Методическая библиотека)

       Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах. – 3 изд. – Петрозаводск: Кругозор, 1995. – 128 с., илл.

       Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Тайны и загадки Земли, - М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2000. – 48 с., илл. – (Иллюстрированная детская энциклопедия)

       Миттон Ж., Миттон С. Астрономия. Оксфордская библиотека, - М.: Издательский дом «Росмэн», 1995. – 160 с., илл.

       Природные феномены. – М.: Астрель, 2001. – 168 с. – (Детская энциклопедия загадочного и неводомого)

       Рекорды космоса /Пер. с англ. Т.А. Майсака; Оформление серии И. Сальниковой. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2000. – 288 с., илл.

       Бэрнхем Р. Атлас Вселенной для детей, - Ридерз Дайджест, отпечатано в Испании, 2001. – 128 с., илл.

       Томилин А. Мифы и легенды звёздного неба. Энциклопедия «Хочу всё знать». – СПб.: «Издательский дом «Нева», М.: «Олма - Пресс», 2000. – 352 с.

       Уманская Ж.В. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Лабиринты космоса, - М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2000. – 288 с., илл.

       Шабловский В.. Занимательная астрономия – Санкт – Петербург, «Тригон», 1998 – 384 с., илл.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся при изучении данного курса, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Курс построен в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Возрастная группа - 5 класс общеобразовательной школы; общий объём - 34 часа (1 час в неделю); направление - общеинтеллектуальное. Значимость курса состоит в том, что в ходе его реализации школьники овладеют исследовательскими умениями и навыками, практико – ориентированными знаниями, научатся решать логические задачи, выдвигать гипотезы, строить умозаключения. Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально – положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, компетентность подрастающего поколения России.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 409 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 557
    • PDF 880.4 кбайт
    • 16 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фещук Инна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фещук Инна Анатольевна
    Фещук Инна Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 703
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 68 человек

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе