Муниципальное общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа
№88
Автозаводского района г.о.
Тольятти
Программа рассмотрена на
заседании МО учителей начальных классов
Протокол № ___от
«__»_____2013г.
Руководитель МО
________________Л.В.Архипова/
|
Согласовано
«___»________2013 г.
Зам. директора по УВР
________/Н.В.Кравцевич/
|
Утверждаю
Директор МБУ СОШ №
88_________/Л.В.Михайлов/
«__»_____________2013 г.
М.П.
|
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по духовно - нравственному
направлению
«Ребячья республика»
(модифицированная)
Возраст
обучающихся – 7- 8 лет
Срок
реализации – 1 год
Составитель:
Туйзюкова Н.С.
учитель начальных классов.
Тольятти
2013 год
Пояснительная записка
Дети должны жить в мире красоты,
игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии,
творчества.
В.А. Сухомлинский
Мир детства –
таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, много понимают,
чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей
деятельности, в играх.
Игра для младших
школьников – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ
исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное
соревнование, подчинённое социально значимой идее – успешности общего действия
и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная
ответственность за порученное дело.
Психологические особенности младшего
школьного возраста таковы, что дети активнее участвуют в любом деле, если оно
проходит в игровой форме, особенно в коллективе своих сверстников или ребят близкого
возраста. Именно в этом возрасте каждый ребенок пытается найти своё место в
коллективе, продемонстрировать окружающим свои творческие возможности и
таланты.
Детский коллектив - это маленькая
страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал
необходимость и потребность другого.
Программа
«Ребячья республика» составлена на основе Программы воспитания и социализации
младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка,
апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования
второго поколения») и идеи «педагогики общей заботы».
«Ребячья республика» - это:
• Объединение мальчишек и девчонок, пап и мам,
учителей, всех желающих жить и учиться с пользой, научиться тому, чего не умел
раньше;
• Объединение для всех желающих, возможность
творить добрые и полезные дела;
• Объединение - это где организованы игры,
конкурсы, состязания, праздники;
• Объединение – это трудности, испытания и
радость победы и успеха;
• В объединении может быть каждый, кто готов
жить по законам «Ребячьей республики».
Калейдоскоп деятельности в детском объединении
обеспечивает реальную возможность каждому её участнику проявления
самостоятельности, творчества, инициативы, согласования своих идей
(сотворчества) с другими членами – участниками детского объединения.
Появляется плодотворное соревнование,
подчинённость социально значимой идее – успешности общего дела и достижения
поставленной цели.
ЦЕЛЬ
ПРОГРАММЫ:
создать условия для формирования нравственных
ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий сюжетно ролевой игры «Маленький принц»
Однако,
приобщая школьников младших классов к деятельности таких организаций,
необходимо прежде всего учитывать их возрастные особенности.
ЗАДАЧИ:
- Повышение образовательного уровня учащихся.
- Расширение кругозора в познании мира.
- Развитие нравственной культуры личности.
- Объединение учащихся на основе духовных и
моральных принципов.
- Защита от вредного влияния улицы от
наркомании и курения, от алкоголя и СПИДа.
- Воспитания любви к своему городу, краю,
своей Родине.
- Воспитание здоровых, морально и физически
юных граждан готовых к труду и защите своей страны.
- Развитие коммуникативных, лидерских
способностей и навыков публичного выступления.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Личность,
сочетающая в себе личностные и социальные качества.
- Создание определенной структуры
межличностных отношений в детском коллективе.
- Выявление особенностей, возможностей и
способностей каждого ребенка с целью их поддержки и развития, формирование
мотиваций к коллективно-творческой деятельности.
- Снижение тревожности.
- Формирование адекватной самооценки.
- Формирование нравственных качеств личности,
доброты и отзывчивости, трудолюбия, активности, стремления узнать новое
Формы работы: беседы, игры, диспуты, субботники, конкурсы, митинги, ярмарки,
выставки, праздники.
Возраст
участников: 7 – 8 лет
Продолжительность
программы: 1 год.
Время начала игры – сентябрь.
Окончание игры – май.
Жизнь в «Ребячьей республике» связана с
сюжетно – ролевой игрой «Маленький принц» и представляет собой путешествие по
планетам: планета «Земля» - планета Самоуправления – планета Нравственности – планета
«SOS» - Заповедная планета – планета Счастья.
Под планетами подразумеваются мероприятия,
посвященные определенной тематике.
На начальном этапе игры организуется Центр
управления полетом.
Каждый класс образует экипаж. Экипаж состоит
из нескольких звездочек по 5 – 6 человек. Каждый член экипажа выполняет
поручение.
Примерный состав звездочки:
·
Штурман – командир звездочки
·
Санитар планеты – трудовой сектор
·
Санитар звезды – сектор здоровья
·
Космосила – спортивный сектор
·
Молния – редколлегия
·
Северное сияние – творческий сектор
Дети, перемещаясь с планеты на планету,
знакомятся с обитателями каждой из них и приобретают основополагающие знания о
жизни.
Путешествие по каждой планете состоит из
следующих этапов:
- Работа по тексту книги «Маленький принц» А.
Сент – Экзюпери, анализ тематических эпизодов.
- Упражнения и игровые занятия, которые
проводятся с учетом анализа тематических эпизодов.
- Подбор и подготовка материала к теме
предстоящего путешествия.
- Заключительное мероприятие ( праздник) для
всех участников игры.
Заключительное мероприятие путешествия по
планете проводится в виде праздника. Хороший умный праздник – яркое событие в
жизни ребят, которое запоминается своей сюрпризностью, необычностью. Дети любят
праздники за то, что они дарят радость, вызывают яркие эмоциональные
переживания.
Подготовка праздника – это большое и важное
дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки
и изобретательности взрослых и детей, - тогда он интересен всем.
Принимая участие в подготовке и проведении
праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются
энергии для будущего.
«Ребячья республика» живет по заповедям:
- Не отнимай чужого, но и не все свое не
отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся
защищаться.
- Не дерись без обиды.
- Не обижайся без дела.
- Сам ни к кому не приставай.
- Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это
не стыдно.
- Играй честно.
- Не дразнись, не ной, не выпрашивай ничего.
Никого два раза ни о чем не проси.
- Не ябедничай за спиной у товарищей.
- Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят.
Не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
- Почаще говори давай дружить, давай играть,
спасибо, извини, пожалуйста, давай делать все вместе.
Законы «Ребячьей республики»:
- Каждый человек имеет право на ошибку и на её
исправление.
- Человек не имеет права унижать, оскорблять и
обижать другого человека.
- Человек должен научиться признавать свою
неправоту и отстаивать свою точку зрения.
- Человек должен учиться дружить и иметь
друзей.
- Человек должен уметь помогать другому
человеку и не бояться просить помощи.
- Человек должен учиться быть терпеливым и
настойчивым в достижении своих целей.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
|
Дата
|
Тема
учебного
занятия
|
Все-го ча-сов
|
Содержание деятельности
|
Результат
по
уровням
|
Теоретическая часть занятия/
форма организации
деятельности
|
Практическая
часть занятия/
форма
организации
деятельности
|
1
|
Сентябрь
|
Мои новые
друзья. (вводные занятия) Стартовая линейка.
Праздник «Посвящение в первоклассники»
|
4 ч.
|
1.Знакомство с творчеством А.Сант-Экзюпери.
Чтение сказки «Маленький принц»
|
1.Игровая ситуация «Учимся общаться».
2. «Алло, мы ищем таланты!»
3. Подготовка к празднику «Посвящение в
первоклассники»
|
|
2
|
Октябрь
|
Школа юного активиста
|
3 ч.
|
1.Введение в игру «Маленький принц».
Знакомство с атрибутикой «Ребячьей республики»
|
1.Знакомство с системой самоуправления.
Распределение обязанностей – поручений.
2.Игры: «Мой смешной портрет», «Мудрый Лис».
|
|
3
|
Ноябрь
|
«Планета Самоуправления»
|
4 ч.
|
|
1. Подбор песни, девиза, отличитель-ных
знаков экипажа.
2. Составление этического кодекса.
3. Оформление карты путешествия (отрядного
уголка)
4. Праздник
|
|
4
|
Декабрь
|
Новогодний марафон
|
3 ч.
|
1. Знакомство с традициями празднования
Нового года в разных странах.
|
1. «Разнообразный мир елочных игрушек!»
2. Конкурс на лучшую елочную игрушку.
|
|
5
|
Январь
|
«Планета Нравственности»
|
4 ч.
|
|
1.Игра «Счастье семьи», «Волшебный цветок»
2. Игра «Помогаем животным»
3.Эстафета добрых дел.
4.Праздник.
|
|
6
|
Февраль
|
«Планета SOS»
|
4ч.
|
1.Беседа о вредных привычках «Вредные
привычки. Что это?».
|
1. Игра «Сокровище Земли»
2.Конкурс рисунков по теме «Вредные
привычки. Последствия»
Выставка работ «Нет вредным привычкам!»
3.Праздник.
|
|
7
|
Март
|
«Заповедная планета»
|
4 ч
|
1.Беседа «Встал по утру, умылся, привел себя
в порядок –и сразу же приведи в порядок свою планету»
|
1. «Мой край. Какой он?»
2. Экскурсия на природу.
Игры «Природа и я», «Чтобы Земля стала
чище», «Как мы спасаем лес».
3.Праздник
|
|
8
|
Апрель
|
«День рождения планеты»
|
4 ч.
|
1.Диспут «Качества, необходимые человеку,
стремящегося к совершен-ству»
|
1.Игра «Кто первый»
2.Конкурс рисунков «Какой он – Звездный
человек?»
3.Праздник.
|
|
9
|
Май
|
Фестиваль достижений.
|
3 ч.
|
|
1.Конференция «Подводим итоги».
2.Выставка творческих работ.
3. Праздник . «До свидания, первый класс!»
|
|
Всего
|
33 ч.
|
|
Содержание курса
1.
Вводное занятие. Знакомство с творчеством А.Сент-Экзюпери,
чтение книги
«Маленький принц».
Практическая работа: игровая ситуация «Алло, мы ищем таланты» (подготовка к
празднику «Посвящение в первоклассники».
2.
Школа юного
активиста. Введение в игру
«Маленький Принц», знакомство с атрибутикой «Ребячьей республики». Система
самоуправления.
3.
Подготовка к
празднику Планета Самоуправления. Отличительные знаки экипажа. Составление этического кодекса экипажа.
Любимая песня. Карта путешествия.
4. Новогодний марафон. Традиции празднования Нового года в разных
странах.
Разнообразный
мир ёлочных игрушек.
Практическая работа: конкурс на лучшую новогоднюю игрушку.
5.
Подготовка к
празднику Планета Нравственности. Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и
отношений. Разбор игровых ситуаций. Шуточные инсценировки.
6.
Планета SOS.
Необычное путешествие с
доктором Айболитом. Вредные привычки – что это?
Практическая работа: конкурс рисунков «Умей сказать: «Нет!»
7.
Заповедная планета.
Выдержки из книги А.Сент-Экзюпери
«Маленький принц». По заповедным тропам.
Практическая работа: карта заповедных мест нашего края.
8.
День рождения
планеты. Диспут:
«Качества, необходимые человеку, стремящегося к совершенству». Что сделать,
чтобы стать первым? Игра.
Практическая работа: конкурс рисунков «Звездный человек – какой он?»
9.
Фестиваль
достижений. Мои достижения за
год: хотел, научился, умею. Выставка творческих работ.
Планируемые результаты
формирования универсальных учебных действий
К концу первого года обучения младшего школьника определяются
следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.
1.Личностные
универсальные учебные действия
·
оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно,
виноват, поступил правильно и др.)
·
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и
этики
·
идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране,
государству
·
проявлять интерес к культуре и истории своего народа,
родной страны
·
анализировать и
характеризовать эмоциональные
состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом
·
мотивировать свои действия; выражать готовность в
любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения
·
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность,
доверие, внимательность, помощь и др.
2.
Регулятивные универсальные учебные действия.
·
планировать свои действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
·
оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной оценки требованиям данной задачи и в
заданной области
·
адекватно воспринимать
предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
·
различать способ и
результат действия
·
удерживать цель деятельности до получения ее результата
·
оценивать уровень владения тем или иным действием
(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)
3.
Познавательные универсальные учебные действия
·
развитие широких
познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; развитие
познавательной инициативы
·
осуществлять поиск
необходимой информации с использованием открытого информационного пространства,
энциклопедий, справочников, в контролируемом пространстве Интернета;
·
осуществлять фиксацию
выбранной информации
·
строить сообщения в устной
форме
·
проводить сравнение и
классификацию по заданным критериям
·
устанавливать
причинно-следственные связи в обсуждаемой ситуации
·
строить рассуждения в
форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
4.Коммуникативные универсальные учебные действия.
·
уметь слушать и вступать в диалог
·
уметь выражать
свои мысли
·
участвовать в коллективном обсуждении проблем
·
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие
и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
·
планирование
совместной деятельности
·
управление
поведением партнера: контроль, коррекция
Список использованной литературы:
1.Примерные программы
внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. Под редакцией
В.А.Горского. Изд. «Просвещение» 2010
г.
2.Д.В.Григорьев,
Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности. Изд. «Просвещение» 2010
г.
3.Дик Н.Ф.
Развивающие классные часы и праздники в 1 – 2 классах. Изд.2 . Ростов на Дону.
2008г.
4. Алтарева С.Г.,
Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К.. Календарные, фольклорные и тематические
праздники: 1 – 4 классы. М., Вако, 2006г.
5. Внеклассные
мероприятия: 1 класс. Авт. – сост. О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая, Л.П.Барылкина,
Т.И.Цыбина. 3 изд. Перераб. И доп. М., Вако, 2006
г.
6. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе:
практическое пособие / Е.А. Сорокоумова. – М.: АРКТИ, 2004. – 40 с.
7. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватаюсь и радуюсь
/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободянник. – М.: Генезис, 2005.
8.Павлова О.В. Тематические классные
часы в начальной школе.- Волгоград. «Учитель». 2007.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.