Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №1»
Утверждаю
Директор
МБОУ «СОШ№1»
«1
» сентября 2014 г.
_________
Л.А.Петухова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной
деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Ключ и
заря»
I ступень
обучения
(начальное
общее образование, 1-4 классы)
Составитель
Рубцова Татьяна Владимировна
Калтанский ГО
Пояснительная записка
Программа внеурочной
деятельности «Ключ и заря» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об
образовании», Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Основной образовательной программы
начального общего образования МБОУ СОШ № 1, Программы УМК «Перспективная начальная школа».
Программа разработана с
целью расширения курсов «Литературное чтение», «Изобразительное искусство» для
1-4 класса. Занятия способствует расширению знаний учащихся, помогает им лучше овладеть
нормами культуры
речи. Участие во внеурочной деятельности вооружает учащихся возможностью
использования научно-популярной литературы.
Содержание курса по
внеурочной деятельности «Ключ и заря» создаёт возможность для воспитания
грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и
готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса
способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на
уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её
аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу
включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего
читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
В ходе
освоения курса «Ключ и заря» осуществляется формирование таких культурологических
и интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре
картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); в
определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со
зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной
задачи.
Обучающиеся
осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, учатся устанавливать
причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за
рамки изображения.
В ходе
усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в
диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Цели курса:
·
пробуждение познавательного интереса к родному
слову, стремления совершенствовать свою речь;
·
приобщение к
искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности,
развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи:
·
познакомить обучающихся с разными жанрами
живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;
·
дать начальное представление о логике развития
живописного языка;
·
учить внимательно рассматривать картину и
находить на ней указанные детали;
·
научить работать с текстом художественного
произведения;
·
дать представление о литературе как об одном из
видов искусства (наряду с живописью);
·
научить сравнивать произведения, принадлежащие к
разным видам искусства, для обнаружения в них сходства.
По своему характеру деятельность
обучающихся в ходе занятий может быть разнообразной: решение
занимательных задач, шарад, кроссвордов, подготовка материала для выпуска
стенных газет.
В работе клуба выделяются три части:
1.
Игровая часть.
2.
Теоретическая часть.
3.
Практическая часть
Занятия в классе дополняются экскурсиями в
библиотеку, музей.
Занятия
проводятся на основе пособия Чураковой Н. А., Малаховской О. В. «Музей в твоём
классе». – М: Академкнига/ Учебник, 2010.
На занятия по
внеурочной деятельности «Ключ и заря» отводится 168 часов. Программа рассчитана
на 3 года (2-4 классы):1 класс – 33 часа (1 час в неделю), 2 класс – 35 часов
(1 час в неделю), 3 класс – 35 часов (1 час в неделю), 4 класс – 35 часов (1
час в неделю).
Основные формы организации занятий: аудиторные, видеолекция, игра, экскурсии, выставки, проектная
деятельность.
Виды деятельности: игровая,
познавательная, проблемно-ценностное общение.
1.
Игровая (I
уровень - роль экскурсовода, II
уровень - роли посетителей, кассира, смотрителей, экскурсовод, III
уровень - аукцион картин);
2.
Познавательная (I
уровень - наблюдение, рассматривание репродукций с помощью инструментов,
анализ деталей, синтез, устное речевое высказывание, II
уровень – высказывания о картине и художнике, установление причинно –
следственных связей, сравнение картин одного художника, III
уровень - рассуждения в форме связей простых суждений в устной и письменной
форме, проектная деятельность, каталог);
3.
Проблемно-ценностное общение (I
уровень - этические беседы, II
- дебаты);
4.
Досугово – развлекательная деятельность -
досуговое общение (I уровень -
виртуальные и реальные экскурсии в музеи, галереи, II
уровень - выставки проектных работ , III
уровень - проведение экскурсий для учащихся и родителей).
Планируемые
результаты
Предметными
результатами обучающихся являются
·
умение ориентироваться в жанре картины
(натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина);
·
использование лексики, необходимой для
выражения чувств;
·
умение устанавливать причинно-следственные
связи между тем, что изображено, и тем, выходит за рамки изображения;
·
активное участие в диалоге при обсуждении
увиденного произведения или его фрагмента;
·
умение работать с текстом художественного
произведения;
·
сравнивать произведения, принадлежащие к
разным видам искусства, для обнаружения в них сходства.
Универсальные учебные действия
- Осознавать значимость чтения для
личного развития;
- Формировать потребность в
систематическом чтении;
- Использовать разные виды чтения
(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- Уметь самостоятельно выбирать
интересующую литературу;
- Пользоваться справочными источниками
для понимания и получения дополнительной информации;
- Знание
основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- Понимание
образной природы искусства;
- Эстетическая
оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- Применение
художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
- Способность
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
- Умение
обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- Усвоение
названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона.
Регулятивные умения:
- Уметь работать с книгой, пользуясь
алгоритмом учебных действий;
- Уметь самостоятельно работать с
учебным произведением;
- Уметь работать в парах и группах,
участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- Уметь определять свою роль в общей
работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- Прогнозировать содержание книги до
чтения, используя информацию из аппарата книги;
- Отбирать книги по теме, жанру и
авторской принадлежности;
- Ориентироваться в мире книг (работа с
каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- Составлять краткие аннотации к
прочитанным книгам;
- Пользоваться словарями,
справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- Участвовать в беседе о прочитанной
книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- Оценивать поведение героев с точки
зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- Высказывать своё суждение об
оформлении и структуре книги;
- Участвовать в конкурсах чтецов и
рассказчиков;
- Соблюдать правила общения и поведения
в школе, библиотеке, дома и т.д.
Личностные умения:
·
эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
·
различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного
языка;
·
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
·
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
·
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
·
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
·
сформированность эстетических потребностей — потребностей в
общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой
деятельности;
·
овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством
учителя;
·
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
·
умение обсуждать и анализировать с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Ожидаемые воспитательные результаты
Первый уровень –
приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и
т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень –
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень –
получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Формы и
средства контроля
·
Методика
определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
·
Социометрия;
·
Определение
социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
·
Методики
«Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
·
Анкетирование по выявлению
мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов) (Приложение 1)
Формами промежуточного и итогового
контроля могут быть выставки, концерты, соревнования, конференции, презентации
проектов, акции и др.
Содержание
программы
1 класс (33 ч)
В ходе занятий обучающиеся
знакомятся с репродукциями художников: Б.Кустодиева, И.Грабаря, И.Шишкина,
А.Лентулова, В.Серова, Ф.Решетникова. Учатся ориентироваться в жанрах картин.
Знакомятся
с произведениями Л. Толстого, К. Ушинского, Б. Заходера, К. Чуковского, В.
Драгунского.
4 занятия проходят в библиотеке.
№
п/п
|
Наименование
тем.
|
Теоретических
|
Практических
|
Дата проведения
|
Коррекция
|
1.
|
Открытие клуба «Ключ и заря»
|
+
|
|
|
|
2.
|
Моя
любимая книга. Посещение библиотеки.
|
|
+
|
|
|
3.
|
Игра
«Сокровища мудрости народной»
|
|
+
|
|
|
4.
|
Осень
в произведениях писателей и поэтов.
|
+
|
|
|
|
5.
|
Осень
на картинах художников.
|
|
+
|
|
|
6.
|
Мой
любимый писатель.
|
+
|
|
|
|
7.
|
Знакомство
с картиной И. Левитана «Свежий ветер. Волга».
|
+
|
+
|
|
|
8.
|
«Он
собирал слова» о Владимире Дале.
|
+
|
|
|
|
9.
|
Знакомство
с картинами Г. Серебрякова.
|
+
|
+
|
|
|
10.
|
Создатели
славянской азбуки.
|
+
|
+
|
|
|
11.
|
Знакомство
с картиной М. В. Нестерова «Три старца».
|
+
|
+
|
|
|
12.
|
Викторина
«Родная природа в творчестве писателей, поэтов и художников».
|
+
|
+
|
|
|
13.
|
О
чём рассказывают журналы? Посещение библиотеки.
|
|
+
|
|
|
14.
|
Пресс-турнир
«По страницам детских журналов»
|
|
+
|
|
|
15.
|
Мифы,
легенды, предания.
|
+
|
|
|
|
16.
|
Знакомство
с картиной К. Брюлова «Последний день Помпеи»
|
+
|
+
|
|
|
17.
|
Зима
в произведениях писателей и поэтов.
|
+
|
|
|
|
18.
|
Зима
на картинах художников. Б. Кустодиев «Морозный день».
|
|
+
|
|
|
19.
|
Знакомство
с картиной В. Поленова «Московский дворик».
|
+
|
|
|
|
20.
|
Жить
– с книгой дружить. Посещение библиотеки.
|
|
+
|
|
|
21.
|
Знакомство
с картиной П. Федотова «Сватовство майора».
|
|
+
|
|
|
22.
|
Русский
фольклор. Масленица.
|
+
|
+
|
|
|
23.
|
Масленица
на картинах художников. Б. Кустодиев «Масленица».
|
+
|
|
|
|
24.
|
Знакомство
с творчеством И. Горюшкина-Сорокопудова «Базарный день в старом городе».
|
+
|
+
|
|
|
25.
|
И.
Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»
|
+
|
|
|
|
26.
|
Мама,
папа, я – читающая семья. Посещение библиотеки.
|
|
+
|
|
|
27.
|
Знакомство
с творчеством В. Маковского «Две сестры».
|
+
|
+
|
|
|
28.
|
В.
Маковский «Две матери. Мать приёмная и родная».
|
+
|
|
|
|
29.
|
Весна
в произведениях писателей и поэтов.
|
|
+
|
|
|
30.
|
Весна
на картинах художников.
|
|
+
|
|
|
31.
|
Знакомство
с творчеством К. А. Коровина «За чайным столом».
|
|
+
|
|
|
32.
|
К.
А. Коровин «Алупка».
|
|
+
|
|
|
33.
|
Лето
в произведениях писателей и поэтов.
|
|
+
|
|
|
34.
|
Лето
на картинах художников. Итоговое занятие.
|
+
|
|
|
|
35.
|
Заключительное
занятие
|
|
|
|
|
2 класс (35 ч)
На занятиях внеурочной деятельности по курсу «Ключ и заря» во 2
классе младшие школьники в разных видах деятельности учатся осознавать
разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, свои речевые роли в различных
коммуникативных ситуациях, оценивать свои и чужие высказывания, анализировать
тактичность речевого поведения.
Занятия проходят в разных формах: игры, викторины, пресс-турниры,
экскурсии в библиотеку.
№
п/п
|
Наименование
тем.
|
Теоретических
|
Практических
|
Дата проведения
|
Коррекция
|
1.
|
Открытие клуба «Ключ и заря»
|
+
|
|
|
|
2.
|
Моя
любимая книга. Посещение библиотеки.
|
|
+
|
|
|
3.
|
Игра
«Сокровища мудрости народной»
|
|
+
|
|
|
4.
|
Осень
в произведениях писателей и поэтов.
|
+
|
|
|
|
5.
|
Осень
на картинах художников.
|
|
+
|
|
|
6.
|
Мой
любимый писатель.
|
+
|
|
|
|
7.
|
Знакомство
с картиной И. Левитана «Свежий ветер. Волга».
|
+
|
+
|
|
|
8.
|
«Он
собирал слова» о Владимире Дале.
|
+
|
|
|
|
9.
|
Знакомство
с картинами Г. Серебрякова.
|
+
|
+
|
|
|
10.
|
Создатели
славянской азбуки.
|
+
|
+
|
|
|
11.
|
Знакомство
с картиной М. В. Нестерова «Три старца».
|
+
|
+
|
|
|
12.
|
Викторина
«Родная природа в творчестве писателей, поэтов и художников».
|
+
|
+
|
|
|
13.
|
О
чём рассказывают журналы? Посещение библиотеки.
|
|
+
|
|
|
14.
|
Пресс-турнир
«По страницам детских журналов»
|
|
+
|
|
|
15.
|
Мифы,
легенды, предания.
|
+
|
|
|
|
16.
|
Знакомство
с картиной К. Брюлова «Последний день Помпеи»
|
+
|
+
|
|
|
17.
|
Зима
в произведениях писателей и поэтов.
|
+
|
|
|
|
18.
|
Зима
на картинах художников. Б. Кустодиев «Морозный день».
|
|
+
|
|
|
19.
|
Знакомство
с картиной В. Поленова «Московский дворик».
|
+
|
|
|
|
20.
|
Жить
– с книгой дружить. Посещение библиотеки.
|
|
+
|
|
|
21.
|
Знакомство
с картиной П. Федотова «Сватовство майора».
|
|
+
|
|
|
22.
|
Русский
фольклор. Масленица.
|
+
|
+
|
|
|
23.
|
Масленица
на картинах художников. Б. Кустодиев «Масленица».
|
+
|
|
|
|
24.
|
Знакомство
с творчеством И. Горюшкина-Сорокопудова «Базарный день в старом городе».
|
+
|
+
|
|
|
25.
|
И.
Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»
|
+
|
|
|
|
26.
|
Мама,
папа, я – читающая семья. Посещение библиотеки.
|
|
+
|
|
|
27.
|
Знакомство
с творчеством В. Маковского «Две сестры».
|
+
|
+
|
|
|
28.
|
В.
Маковский «Две матери. Мать приёмная и родная».
|
+
|
|
|
|
29.
|
Весна
в произведениях писателей и поэтов.
|
|
+
|
|
|
30.
|
Весна
на картинах художников.
|
|
+
|
|
|
31.
|
Знакомство
с творчеством К. А. Коровина «За чайным столом».
|
|
+
|
|
|
32.
|
К.
А. Коровин «Алупка».
|
|
+
|
|
|
33.
|
Лето
в произведениях писателей и поэтов.
|
|
+
|
|
|
34.
|
Лето
на картинах художников. Итоговое занятие.
|
+
|
|
|
|
35.
|
Заключительное
занятие
|
|
|
|
|
3 класс (35 ч)
На
занятиях внеурочной деятельности по курсу «Ключ и заря» в 3 классе младшие
школьники пытаются
сочинить литературные и художественные произведения, нарисовать картину
Авторство нужно ребёнку для развития воображения, эмоционально-эстетической
сферы и овладения речью, как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего
мира человека.
№
п/п
|
Наименование
тем.
|
Теоретических
|
Практических
|
Дата проведения
|
Коррекция
|
1.
|
Вводное занятие.
|
+
|
|
|
|
2.
|
Я люблю читать. Посещение
библиотеки.
|
|
+
|
|
|
3.
|
Малые фольклорные жанры «На
ярмарке».
|
+
|
|
|
|
4.
|
Работа по картине И.
Горюшкина-Сорокопудова «Базарный день».
|
+
|
+
|
|
|
5.
|
Викторина «Русские народные
сказки»
|
|
+
|
|
|
6.
|
КВН «Сказки А. С. Пушкина»
|
|
+
|
|
|
7.
|
Работа по картине Г. Серебрякова
«На кухне. Портрет Кати».
|
+
|
+
|
|
|
8.
|
Родные поэты. Посещение
библиотеки.
|
+
|
|
|
|
9.
|
Игра «Угадай …» (По произведения
поэтов-классиков).
|
+
|
+
|
|
|
10.
|
Работа по картине И. Левитана
«Свежий ветер. Волга».
|
+
|
+
|
|
|
11.
|
Игра «Звёздный час» по творчеству
И. А. Крылова.
|
+
|
+
|
|
|
12.
|
Диалоги о животных.
|
+
|
|
|
|
13.
|
Работа по картине К. А. Коровина
«За чайным столом».
|
+
|
+
|
|
|
14.
|
Литературные стихи-сказки.
Посещение библиотеки.
|
+
|
|
|
|
15.
|
В гостях у дедушки Корнея.
|
+
|
|
|
|
16.
|
Конкурс «Весёлые произведения
Бориса Заходера»
|
+
|
+
|
|
|
17.
|
Игра «Поле чудес» по творчеству
С. Я. Маршака.
|
+
|
+
|
|
|
18.
|
Работа по картине М. В. Нестерова
«Три старца».
|
+
|
+
|
|
|
19.
|
Книги-самоделки. Посещение
библиотеки.
|
+
|
|
|
|
20.
|
Викторина по творчеству Е. А.
Пермяка.
|
+
|
+
|
|
|
21.
|
Блиц-турнир по теме «Знай и люби
родную природу».
|
|
+
|
|
|
22.
|
Работа по картине И. Хруцкого
«Цветы и фрукты. Натюрморт».
|
+
|
+
|
|
|
23.
|
Путешествие в страну сказок.
Посещение библиотеки.
|
+
|
|
|
|
24.
|
Пресс-турнир «По страницам
детских журналов.
|
+
|
+
|
|
|
25.
|
«Где? Что? Как и почему?»
Рассказы-загадки про зверей и птиц.
|
+
|
|
|
|
26.
|
Игра «Поле чудес» по теме
мифология.
|
|
+
|
|
|
27.
|
Работа по картине К. Брюлова
«Последний день Помпеи».
|
+
|
+
|
|
|
28.
|
Сказки зарубежных писателей.
Посещение библиотеки.
|
|
+
|
|
|
29.
|
Литературный
ринг по сказкам братьев Гримм.
|
|
+
|
|
|
30.
|
Литературная
викторина по сказкам Шарля Перро.
|
|
+
|
|
|
31.
|
КВН по сказкам Г.-Х. Андерсена.
|
|
+
|
|
|
32.
|
Игра «По дорогам сказки»
|
|
+
|
|
|
33.
|
Викторина «Литературные тайны».
|
|
+
|
|
|
34.
|
Заключительное занятие в
библиотеке.
|
|
+
|
|
|
35
|
Обобщающее занятие.
|
+
|
+
|
|
|
4 класс
(35 ч)
На
протяжении всего четвёртого года обучения продолжается начатое ранее движение
«сквозь жанры».
Овладев такими сложными жанрами народного творчества, они уже готовы к
работе с разными по жанровому составу авторскими произведениями.
Введение – и достаточно раннее – понятия «род литературы» имеет
чрезвычайно важное значение для становления читателя.
Изучение народных песен, прежде всего протяжных, позволит «открыть»
основные черты лирики; на материале народных сказок «открывается» понятие
«эпос»; знакомство с народной драмой «Лодка» позволит ввести понятие «драма».
Логическим завершением всей этой работы станут уроки, на которых дети
сравнивают произведения с одной и той же тематикой, но относящиеся к разным
родам культуры.
№
п/п
|
Наименование
тем.
|
Теоретических
|
Практических
|
Дата проведения
|
Коррекция
|
1.
|
Вводное занятие.
|
+
|
|
|
|
2.
|
Я люблю читать. Посещение
библиотеки.
|
|
+
|
|
|
3.
|
Русские былины
|
+
|
|
|
|
4.
|
Русский маринист Иван Айвазовский
|
+
|
+
|
|
|
5.
|
Викторина «Ларец мудрости»
|
|
+
|
|
|
6.
|
КВН «По прежнему жива сказка»(по
произведениям писателей-сказочниковXX века
|
|
+
|
|
|
7.
|
Работа по картине Н.
Дубовского«Родина»
|
+
|
+
|
|
|
8.
|
Родные поэты. Посещение
библиотеки.
|
+
|
|
|
|
9.
|
Игра «Угадай …» (По произведения
поэтов-классиков).
|
+
|
+
|
|
|
10.
|
Работа по картине К.Юона «Русская
зима.Лигачёво»
|
+
|
+
|
|
|
11.
|
Игра «Кто хочет стать
сказочником»
|
+
|
+
|
|
|
12.
|
Диалоги о сказочных животных.
|
+
|
|
|
|
13.
|
Работа по картине Е. Зверькова
«Весна. Сельский пейзаж»
|
+
|
+
|
|
|
14.
|
Рассказы В.Ю. Драгунского. Посещение
библиотеки.
|
+
|
|
|
|
15.
|
Сказочный калейдоскоп.
|
+
|
|
|
|
16.
|
Происхождение сказки из мифа.
Русская народная сказка «снегурочка».
|
+
|
+
|
|
|
17.
|
Литературная игра «Звёздный час»
|
+
|
+
|
|
|
18.
|
Работа по картине А.Венецианова
«Жница»
|
+
|
+
|
|
|
19.
|
Р.Киплинг – детям. Посещение
библиотеки.
|
+
|
|
|
|
20.
|
Конкурс «Рассказы М.М. Пришвина».
|
+
|
+
|
|
|
21.
|
«Хочешь увидеть – стань
невидимым» (путешествие по рассказам Н.И. Сладкова)
|
|
+
|
|
|
22.
|
Работа по картине В.Васнецова
«Царь И.В.Грозный»
|
+
|
+
|
|
|
23.
|
Рассказы К.Г. Паустовского
(«радиопередача»). Посещение библиотеки.
|
+
|
|
|
|
24.
|
Сказочный калейдоскоп.
|
+
|
+
|
|
|
25.
|
Литературный вечер для детей и
родителей
|
+
|
|
|
|
26.
|
Игра «Листая страницы книг»
|
|
+
|
|
|
27.
|
Работа по картине И.Айвазовского
«Девятый вал», «Чёрное море»
|
+
|
+
|
|
|
28.
|
Путешествие и путешественники.
Посещение библиотеки.
|
+
|
|
|
|
29.
|
Литературный
ринг по сказкам А. Линдгрен
|
|
+
|
|
|
30.
|
Конкурс
по произведениям С.В.Михалкова
|
|
+
|
|
|
31.
|
Литературная гостиная
(произведения любимых писателей)
|
|
+
|
|
|
32.
|
Игра «Под шапкой невидимкой»
|
|
+
|
|
|
33.
|
Викторина «Э.Успенский – детям».
|
|
+
|
|
|
34.
|
Заключительное занятие в
библиотеке.
|
+
|
|
|
|
35.
|
Итоговое занятие.
|
+
|
|
|
|
Список литературы
1. Программы
четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» [Текст] /
Р.Г. Чуракова, М.Л. Коленчук, Н.А. Чуракова и др. – М.: Академкнига / Учебник,
2010
2.
Музей в твоём классе: пособие [Текст] / Н.А.
Чураковой, О.В. Малаховской – М.: Академкнига/ Учебник, 2010.
3. Кутявина
С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 3 класс. – 2-е
изд., перераб. и доп. [Текст]
/ С. В. Кутявина – М.: ВАКО / Учебник, 2007.
4. Кутявина
С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – 2-е
изд., перераб. и доп. [Текст]
/ С. В. Кутявина – М.: ВАКО / Учебник, 2010.
5. Козлова
М. А. Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4 [Текст] / М.А.Козлова – М.: Издательство
«Экзамен» / Учебник, 2009.
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru Единая
коллекция ЦОР
http://ims.ocpi.ru
Региональная коллекция ЦОР
http://method.samara.rcde.ru Хранилище методических
http://nsc.1september.ru
Электронные версии газеты «Начальная школа»
http://www.openworld.ru
Электронные версии журнала «Начальная школа»
http://www.solnyshko.ee Детский
портал «Солнышко»
http://www.cofe.ru/read-ka- детский
сказочный журнал «Почитай-ка»;
http://www.kinder.ru/ Интернет-каталог
детских сайтов
http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm Сайт для
детей и взрослых, проводящих время в Интернете
http://www.planetashkol.ru/ Планета школа
http://guinness.h12.ru/rez_sko.htm Книга
рекордов Гинесса
http://www.4stupeni.ru/
Клуб учителей начальной школы
http://www.uchportal.ru/
Учительский портал
http://www.uroki.net/docnach.htm Копилка опыта
учителей начальных классов
http://www.vidahl.agava.ru/ Толковый
словарь
Приложение 1
Анкета для второклассников «Читательская
активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного
возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги
вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во
время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу,
которую недавно прочитал?
-могу
-не могу
Проверка читательских умений в 3
классе.
В работе с книгой третьеклассник
должен уметь:
выбирать источник чтения
самостоятельно - по силам и интересам;
характеризовать книгу в целом;
_ сопоставлять содержание текста и
иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
- представить
прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику
нужны умения,
-готовиться к восприятию нового
произведения;
эмоционально и аналитически
воспринимать читаемое;
составить рассказ о герое
произведения;
кратко передать события (сюжет);
самостоятельно готовиться к
выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
Запишите названия книг,
прочитанных в последнее время.
Назовите фамилии отечественных
поэтов.
Назовите авторов и заглавия
прочитанных сказок
Какие басни вы знаете?
Кто из писателей пишет о природе?
Назовите авторов зарубежной
литературы.
Назовите известные вам жанры
произведений.
Назовите любимые темы чтения.
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и
совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать
новую книгу для самостоятельного чтения;
_ определять и сопоставлять содержание
книги после рассматривания и после чтения;
-устанавливать тему и жанр
просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и
способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
-ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения
(самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника
учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
Какие виды книжных изданий для детей вы
знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные
книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание
сочинений классика литературы.)
Перечислите все известные вам жанры
литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы,
повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи,
стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы,
загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте
наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка,
Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
Прочитайте наизусть понравившееся вам
стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного
специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и
др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
Какие книги вы читали в последнее время?
Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные
самостоятельно.
Назовите, какие вы знаете темы детского
чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других
странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об
известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире
прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
Назовите фамилии поэтов, прозаиков,
сказочников.
Чем отличается литература от других видов
искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина
реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы.
Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий
опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль,
передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах
слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая
и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение
литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.