Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Междуреченская
средняя общеобразовательная школа
Кондинского
района
Ханты –
Мансийского автономного округа «Югра»
Программа внеурочной деятельности
духовно-нравственного
направления на основе краеведческого материала средствами проектной и
исследовательской деятельности при условиях здоровьесбережения учащихся.
«Мой край родной»
Автор программы:
Побирухина С.Г.
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
МБОУ Междуреченская СОШ
Кондинского
района
ХМАО - Югры
Гп.
Междуреченский 2015 г.
Содержание
1. Пояснительная записка.............................................................................................. 3
2. Содержание программы …………………………………………………………….6
3. Примерное
тематическое планирование ………………………………………….7
4. Планируемые
результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности............................................................................................. 10
5.Список литературы.................................................................................................... 12
6.Приложение
6.1 Результативность
апробации модуля программы внеурочной деятельности
«Мой край»
……………………………………………………………………………13
«Все
мы очень много говорим о воспитании патриотизма.
Но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей Родины».
М.И. Калинин
Пояснительная
записка
Согласно Федеральному базисному учебному плану в стандартах второго
поколения для общеобразовательных учреждений организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе. Одним из приоритетным направлением
внеурочной деятельности является духовно – нравственное направление,
организация исследовательской и проектной деятельности, большое внимание
уделяется здоровьесбережению младших школьников. Поэтому возникла идея
составления программы внеурочной деятельности «Мой край родной», в которой
отражены эти важные составляющие.
Новизной данной
программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход,
который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися
новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает
соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным
особенностям:
-
реализация педагогической идеи формирования у
младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать
новые знания;
-
воспитание и развитие качеств личности, которые
отвечают требованиям информационного общества;
-
признание решающей роли содержания образования и
способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в
достижении целей личностного, социального и познавательного развития
обучающихся;
-
учет индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и
форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их
достижения;
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования
программы является краеведческий принцип.
Принцип здоровьесбережения реализуется через:
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:
- Снятие эмоционального напряжения: Использование игровых технологий, игровых обучающих программ,
оригинальных заданий и задач, введение в ходе занятия и отступлений,позволяющих
снять эмоциональное напряжение. Эти приемы также позволяет решить одновременно
несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать
им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую
значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной
познавательной деятельности и т.п.
- Создание
благоприятного психологического климата на занятиях.
- Комплексное использование
личностно-ориентированных технологий. Среди здоровьесберегающих технологий
можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения,
учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное
раскрытие его потенциала. Сюда входят технологии проектной деятельности,
дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые
технологии.
Эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья
школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно
благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить
наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности
каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые
могли бы нанести вред его здоровью
На основании художественно-эстетического принципа изучаются
художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота человеческого
мира и человеческих отношений.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного
материала используются экспозиции Музея при ЦДООД
«Подросток», материалы из архива Кондинского района.
Реализация принципа практической направленности заключается в
том, что отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом
практической деятельности детей (наблюдение, моделирование, метод составления
проектов).
В
ходе реализации программы у младших школьников могут быть сформированы
следующие способности:
·
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать
сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
·
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
·
Планировать (составлять план своей деятельности);
·
Моделировать (представлять способ действия в виде
модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
·
Проявлять инициативу при поиске способа (способов)
решения задачи;
·
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при
решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано
отклонять точки зрения других).
Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный.
Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности на основе краеведческого
материала средствами проектной и исследовательской деятельности.
Задачи
программы:
Обучающие:
- расширять представления об
окружающем мире, о малой родине
Развивающие:
- развивать интерес к
природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в
природе;
- развивать познавательный интерес к проектной
и исследовательской деятельности
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь и бережное
отношение к своей малой родине.
Содержание программы внеурочной деятельности «Мой край родной»
соответствует целям и задачам основной образовательной программы, которая
реализуется в школе: духовно-нравственному, социальному, личностному и
интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной
реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие
творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными
предметами, как:
1)
русский язык;
2)
литературное чтение;
3)
окружающий мир;
4)
технология;
5)
изобразительное искусство.
Содержание программы «Мой край родной» предполагает следующие виды
деятельности: познавательная, игровая, художественная, краеведческая,
ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные
акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Обеспечение
учебно-воспитательного процесса
Работа ведется как со всей группой, так и по
парам и звеньям; с оказанием, со стороны педагога, индивидуальной помощи
детям.
Материально – техническое оборудование:
компьютер, экран, проектор, подобранная
литература по теме, презентации, карточки.
Методическое обеспечение:
по всем разделам и темам имеется яркий,
наглядный материал ( презентации, видефильмы,таблицы, карточки).
В зависимости от темы занятия, определяются
формы и методы работы с детьми.
В конце каждой пройденной темы
проводится защита проекта.
Результативность обучающихся определяется
участием их в выставках, конкурсах, праздниках.
Индивидуальные достижения – персональным
участием в сетевых интернет-проектах.
Связь теории с практикой.
Каждый модуль программы заканчивается
подготовкой и проведением защиты проекта, где школьники на практике могут
показать свои знания, сделать выставку работ.
Работа над проектом,
исследованием предваряется необходимым этапом — работой над темой «Мой край
родной», в процессе которой детям предлагается собирать различную информацию по
общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать
в рамках данной темы. План работы над проектом:
1. Знакомство обучающихся с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Классические источники
информации: энциклопедии и другие книги, в том числе
из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы
взрослых, экскурсии; беседы.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию
из Интернета.
После сбора сведений идет обсуждение проектов.
Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека.
При разработке проектов
учитываются возможности, интересы каждого ученика, планируется включение детей
в разнообразные виды деятельности, создание ситуации успеха для каждого.
Содержание
программы
Программа
состоит из двух модулей: теоретического и практического. При
изучении первого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит
проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом.
Практический модуль в четвёртом классе состоит из 5 модулей, 5 проектов,
каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом.
Этапы
работы над проектом
№
п/п
|
Этап
работы
|
Характеристика
видов деятельности
|
1
|
Поисковый
|
Моделирование
искомой ситуации
Анализ
имеющейся информации
Определение
и анализ проблем
Определение
потребности в информации
Сбор и
изучение информации
|
2
|
Аналитический
|
Постановка
цели проекта
Определение
задач
Определение
способа разрешения проблемы
Составление
плана реализации проекта
Планирование
продукта
Анализ
ресурсов
Сбор и
изучение информации
|
3
|
Практический
|
Выполнение
плана работ
Текущий
контроль
|
4
|
Презентационный
|
Предварительная
оценка продукта
Планирование
презентации и подготовка презентационных материалов
Презентация
продукта
|
5
|
Контрольный
|
Анализ
результатов выполнения проекта
Оценка продукта
Оценка
продвижения
|
Программа
реализуется через тематические блоки-модули в объеме 33 часов,
1
занятие в неделю
Примерное
тематическое планирование
№
п/п
|
Перечень
разделов
|
Количество
часов
|
1
|
Теоретический
блок
|
4
|
2
|
Практический
блок
|
29
|
Теоретическая
часть (4 ч.)
№
п/п
|
Содержание
|
Общее
количество
часов
|
1.
|
Познавательная беседа
«Что такое проект?»
|
1 ч.
|
2.
|
Коллективная игра «Мы
работаем над проектом»
|
1 ч.
|
3.
|
Игра « Я ищу
информацию»
|
1 ч.
|
4.
|
Круглый стол «Секрет
успешного выступления»
|
1 ч.
|
Блок-модуль «Моя
земля – Югория»
Проект «Литературная композиция «Югорская
земля» (7ч.)
№
п/п
|
Содержание
|
Общее
количество
часов
|
1.
|
Традиции и быт народов
Севера
|
2 ч.
|
2.
|
Край таежных рек и озер.
|
1 ч.
|
3.
|
Полезные ископаемые Югры в народном хозяйстве.
|
1 ч.
|
4.
|
Изображение в творчестве поэтов и писателей
природы края, традиций и обычаев народа.
|
2 ч.
|
5.
|
Участие в районном
конкурсе «Вдохновение» с литературной композицией «Югорская Земля»
|
1 ч.
|
Блок-модуль «Природное наследие»
Исследовательская работа «Моё здоровье.
Тайны лекарственных трав нашего края» (3ч.)
№
п/п
|
Содержание
|
Общее
количество
часов
|
1.
|
Беседа медработника школы на тему «
Здоровье. Тайны лекарственных трав нашего края»
|
1 ч
|
2.
|
Классификация собранного
материала для буклета «Будьте всегда здоровы»
|
1 ч.
|
3
|
Создание буклета «Будьте
всегда здоровы»
|
1 ч.
|
Блок-модуль
«Летопись родных мест»
представлен тремя проектами
Проект
«Тыл… Мои
ровесники - земляки в годы Великой Отечественной войны»
(10 часов)
№
п/п
|
Содержание
|
Общее количество
часов
|
1.
|
Экскурсия в Архивный отдел Кондинского
района. Цель: узнать из архивных материалов как жили и чем занимались во
время Великой Отечественной войны дети младшего возраста из Кондинского
района»
|
1 ч
|
2
|
Экскурсия в музей при
ЦДДОД «Подросток».
Знакомство с материалами
и экспонавтами военного времени»
|
1 ч.
|
3.
|
Встречи с детьми
военного времени
|
1 ч
|
|
Сбор и обсуждение информации по выбранной
теме
|
2 ч.
|
4.
|
Подготовка к защите
проекта
|
2 ч.
|
5.
|
Представление проекта на
районной научно – практической конференции «Юные исследователи».
Участие в окружной
конкурсе «Связь времён»
|
1 ч.
|
Проект «
Тайны бабушкиного чердака» (10 часов).
№
п/п
|
Содержание
|
Общее
количество
часов
|
1.
|
Беседа «О чём могут
рассказать старинные вещи… «
|
1ч.
|
2.
|
Деление на подгруппы.
Выбор темы для исследования
(Старинные вещи в нашем
доме. Какую историю моего края они могут рассказать»
|
1 ч.
|
3.
|
Сбор и обсуждение информации по выбранной
теме
|
2 ч.
|
4.
|
Работа с собранным материалом
|
1 ч.
|
5.
|
Подготовка и защита проекта
|
4 ч.
|
6.
|
Защита проекта на
школьной научно – практической конференции «Шаг в будущее»
|
1 ч.
|
Проект «Междуреченский: из прошлого в
настоящее».
4 часа
№
п/п
|
Содержание
|
Общее
количество
часов
|
1.
|
Знакомство с историей гп.
Междуреченский по фотографиям
|
2 ч.
|
2.
|
Игровая программа «
Фотографии из прошлого»
|
1 ч.
|
3.
|
Составление презентации
«Междуреченский: Из прошлого в настоящее»
|
1 ч.
|
Форма
организации
Занятия проводятся 1 час в неделю в
учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке и других учреждениях
посёлка. Проектная деятельность осуществляется через проведение наблюдений,
экскурсий, бесед с интересными людьми, защиты и реализации проектов. При этом
необходимо планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми
результативности их деятельности.
«Планируемые
результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Мой край
родной»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов
реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ
федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как
ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. [7, с.4].
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки
обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего
образования МБОУ Междуреченская СОШ.
В
результате участия во внеурочной проектной деятельности в четвёртом классе
у учащихся будет формироваться позитивная самооценка и самоуважение;
умение
сотрудничать, вести диалог, как со сверстниками, так и с людьми старшего и
младшего возраста;
они
приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого отношения к
людям;
получат
некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства и
рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений;
будут
учиться работать с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее.
Соответствие
содержания и форм внеурочной деятельности ожидаемым результатам
Уровень результатов
|
Приобретение социальных знаний
(первый
уровень)
|
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(второй уровень)
|
Получение опыта самостоятельного
общественного действия
(третий
уровень)
|
Проектная. Исследовате-льская деятельность
|
Познавательные беседы, дискуссии, экскурсии, консультации, наблюдения
поиск информации
|
|
|
|
Подготовка презентаций, доклпдов по теме исследовательского проекта
|
|
|
Презентация созданных проектов на различных уровнях: школьном,
районном, окружном.
|
В результате реализации программы
у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере
личностных универсальных учебных действий будут сформированы:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая
культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская
идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, свой край.
Метапредметные результаты
В сфере регулятивных
универсальных учебных действий обучающиеся овладеют типами учебных
действий по реализации учебно-исследовательских
проектов, включая
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её
реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение.
В сфере
познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться
библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными
энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных
универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации
проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее
участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы;
учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Итоги реализации программы
Презентации проектов
Участие в конкурсах по разным направлениям
Выставки
Формы
учёта знаний, умений
В процессе оценки
достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и
формы, взаимно дополняющие друг друга ( проекты, творческие работы, самоанализ
и самооценка, наблюдения).
Программа «Мой край родной» отвечает требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Создаёт благоприятную среду, для развития личности младшего школьника,
способствует формированию его духовно – нравственной культуры, укреплению здоровья.
Список
использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос.
Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность
школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших
школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука
краеведения. – ООО «СВ-96», Екатеринбург, 2001
4. А.Плешаков.Учебник «Окружающий мир», 4
класс
Приложение 1
Результаты апробации модуля программы внеурочной
деятельности «Мой край»
духовно-нравственного
направления на основе краеведческого материала средствами проектной и
исследовательской деятельности.
Результаты проектов были
представлены на школьны, районных. Окружных конкурсах:
- Исследовательский проект «Тыл. Мои
ровесники» был представлен на окружной интернет конференции «Связь времён».
Отмечен дипломом 1 степени
- Проект «Югорская Земля» был представлен на
районном конкурсе «Вдохновение».
Посвящённому дню
ХМАО – Югра. Вручена грамота за 2 место.
- Проект «Тайны бабушкиного сундука» был
представлен на фестивале – конкурсе проектов на школьном уровне. Стал
победителем в номинации «Практическая значимость проекта»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.