Главная / Начальные классы / ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФГОС "Этимология для малышей" (2 класс)

ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФГОС "Этимология для малышей" (2 класс)

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Балыксинская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»

на заседании МО зам.директора по ВР Руководитель ОУ

учителей начальных классов ________ М.К.Черданцева

_______________ Сафиулина Т.С. _______________

Протокол № ___ от _______ 2014г. « » _____________ 2014г. Л.А Яшникова

«___» ________2014г.










Рабочая

образовательная программа

по внеурочной деятельности (ФГОС)

«Этимология для малышей»

для учащихся 2А класса

на 2014-2015 учебный год

(социально-значимый проект)





Составитель программы

Кутукова Татьяна Дмитриевна

учитель начальных классов

первой кв.категории




Село Балыкса

2014 год

Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального

направления для 2 класса составлена на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «Удивительный мир слов», опубликованной в сборнике программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2013.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Общая характеристика курса

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе,

направлена на достижение следующих целей:

- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства

человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как

показателю общей культуры человека;

- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых

средств для решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического

использования знаний,

- пропедевтическая подготовка младших школьников к написанию сочинений, итоговой контрольной работы в 4 классе, а в дальнейшем к сдаче экзаменов.

В курсе «Этимология, или Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи, рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание всех тем предметной

области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого

характера, введения элементов культурологи, знакомства с исконно русскими словами и заимствованными из других языков.


Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

- формирование представлений о языке как универсальной ценности;

- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие

умений, связанных с изучением языкового пространства;

- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская

деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного

лингвистического исследования;

- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению

чистоты русского языка.


Место в учебном плане

Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Во 2 классе занятия проводятся один

раз в неделю, 34 – в год (теория – 20%, практика – 80%). Предусмотрены работы в специальных тетрадях, а также выполнение заданий с использованием программного обеспечения ПК.


Планируемые результаты освоения программы

В процессе изучения курса «Этимология, или Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.

Деятельностный подход, реализуемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач.

Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и

корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и

самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставлять варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

В процессе реализации программы предполагается постоянное участие детей всего класса в лингвистических олимпиадах, творческих конкурсах, дистанционных играх, что позволит воспитанникам сопоставить полученные достижения с результатами детей-участников других территорий РФ, оценить правильность выбранного направления работы, провести мониторинг достижений обучающихся.

Занятия направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные

представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры учащихся.


Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других

людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак),

-становиться активными участниками конкурсной и проектной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану, писать сочинения, давать грамотные ответы на поставленные вопросы.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, различных словарях, учиться продуктивно использовать интернет-ресурсы

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать

небольшие тексты, заучивать наизусть прозаические и поэтические произведения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Учебно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Этимология для малышей, или К истокам словесности» (2 класс)


п/п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Дата

1

Сколько слов мы знаем? Язык мой – друг мой. Народная мудрость – в пословицах и поговорках.

Богатство и многообразие в языка в пословицах и поговорках. Беседа «К истокам слова». Анализ слов на тему «Осень»

1


2

Значение слова. Школьные вещи. Говорите правильно.

Правила ударения, значение слов школьной тематики. Знакомство с толковыми словарями, работа с орфографическим словариком школьника.

1


3

Что такое ЭТИМОЛОГИЯ? Звукоподражательные слова в нашем языке.

Зрительный диктант, знакомство с понятием «этимология», словами, образованными от звуков пения птиц, творческое списывание, сочинение-миниатюра (проект «Кто сам себя называет?»)

1


4

Календарь. Этимология названий месяцев года. Осень-рыжая подружка.

Работа с этимологическим словарём школьника О.Д.Ушаковой, толкование названий осенних месяцев, составление предложений, наблюдение над выразительностью речи в поэзии, сравнения и метафоры



5

Этимология в мире грибов. Проекты «Грибная поляна» и «Корзинка грибника» (информационные плакаты)

История происхождения слов-названий грибов, правописание, составление словосочетаний, работа с предложением. Создание иллюстраций, панно-проектов



6

Этимология в мире животных. Почему некоторые звери и птицы получили такое название.

Каллиграфическая минутка, беседа об этимологии слов по теме занятия, объяснительный диктант, этимологические загадки, этимологическое гнездо, творческий словарный диктант.

1


7

Этимология в мире животных. Насекомые.

История происхождения слов-названий животных, правописание, составление словосочетаний, работа с предложением. Создание иллюстраций, панно-проектов

1


8

Этимология в мире животных. Рыбы и рептилии.

Беседа об этимологии как науке, работа с этимологическим словарём, зарисовки, рифмовки, этимология в загадках.

1


9

Что мы знаем об этимологии. Слова с затемнённой этимологией.

Поговорим о КОРабликах, словарная работа, каллиграфическая минутка, беседа о происхождении слов, развитие речи, мультфильм «Осенние корабли»

1


10

Этимология в мире растений. Деревья и травы.

Беседа об этимологии как науке, работа с этимологическим словарём, зарисовки, рифмовки, этимология в загадках.Азбука этимологии. Деревья и травы Хакасии.

1


11

Этимология в мире растений. Экзотические плоды. Проект «Этимологическое дерево»

Этимология названий тропических плодов, зарисовки, выполнение проекта.

1


12

«У медведя во бору…» (подготовка к участию в конкурсе «Русский медвежонок» - тренинг участия, выполнение заданий предыдущих лет)

Выполнение заданий конкурса, обсуждение вариантов выполнения. Тренинг заполнения бланков ответов.



13

Этимология в мире растений. Цветы. Проект «Этимологический букет».

«Цветочная» этимология, зарисовки, выполнение проекта, демонстрация работы на родительском собрании.

1


14

Гости из Греции и Франции. Заимствованные слова и выражения.

Расширение познаний об этимологии слов с греко-римскими элементами, словарно-орфографическая работа, выборочный диктант.

1


15

Все народы меняются словами, заимствуя их друг у друга. (Современные заимствованные слова)

Этимологические задачи, письмо по памяти с самопроверкой, работа со словарём, составленние этимологической справки, аукцион слов.

1


16

Календарь. Этимология названий месяцев года. Зимушка-зима.

Зрительный диктант, работа с художественными текстами, работа со словарём, хакасские названия месяцев года, сравнение этимологии слов, мультфильм «Зимняя земляника»



17

Наш помощник – этимологический словарь. Тренинг работы со словарями.


Ваполнение заданий, составление словосочетаний, предложений, анализ отрывков из художественных текстов

1


18

Этимология в магазине. Проект «Витрина магазина» (коллаж)

Этимология слов по теме занятия, выбор витрины и выполнение проекта в технике коллажа

1


19

Этимология на кухне. Проект «Скатерть-самобранка» (панно)

Этимология «кухонных» слов, выполнение проекта в технике живопись.

1


20

Кое-что из нашего гардероба (этимология в мире одежды)

Работа со словарём, выполнение панно из лоскутков различных тканей

1


21

Творческий проект «Как прекрасен мир вокруг…» (сочинение-миниатюра)

Правила написания сочинения, части текста, подбор выражений для образности письменной речи. Подбор названия. Афиширование, анализ текстов.

1


22

Решаем этимологические кроссворды. Практикум по этимологии. Работа со словарём.

Занимательные задания по этимологии.

1


23

Этимология на колёсах. Транспорт.

Попробуем разгадать этимологию слов по теме занятия, словесные зарисовки по теме. Связь с историей, временем появления средств передвижения.

1


24

«У медведя во бору…» (подготовка к участию в конкурсе «Русский медвежонок» - тренинг участия, выполнение заданий предыдущих лет, 2-ое занятие)



Выполнение заданий конкурсов «Русский медвежонок», «Львёнок»

1


25

Творческое списывание и зрительный диктант. Как освоить эти задания.

Учимся быть внимательными, делаем текст красиво звучащим

1


26

Школьные слова. Шпаргалка, каникулы и вундеркинды (занятие-игра)

Осваиваем школьную этимологию, мини-сочинение, занимательные кроссворды по теме

1


27

Развитие красивой речи. «…И в сказке, и в поэзии, и рядом с тобой» (занятие- практикум по стилистике речи, обогащению словарного запаса)


Восстанавливаем деформированный текст, обогащая его выразительными средствами речи

1


28

Очень важные слова. Проект «Этимологическая карта мира» (виртуальное путешествие с остановками)

Отмечаем на карте мира места, где побывали на занятиях; разговариваем вежливо на разных языках

1


29

Календарь. Этимология названий месяцев года. Весна-красна.

Зрительный диктант, работа с художественными текстами, работа со словарём, хакасские названия месяцев года, сравнение этимологии слов, мультфильм «Необычная бочка»



30

К истокам слова. Каламбуры- шутки (из факульт. курса)

Замечаем слова-паразиты в нашей речи, выражения-перевёртыши, каламбуры

1


31

Этимология в экологии. Животные и растения – краснокнижники.

О происхождении названий животных Красной книги РХ и РФ

1


32

Такие разные слова. Проект «От балета до подушки…» (серия иллюстраций)

Разные слова, их этимология, этимология слов-профессионализмов, жаргонизмов, диалектные слова

1




33

Календарь. Этимология названий месяцев года. Проект «Лето – в цветы одето…» (пейзаж)

Зрительный диктант, работа с художественными текстами, работа со словарём, хакасские названия месяцев года, сравнение этимологии слов, мультфильм «Друзья»

1


34

Итоговое занятие «Что узнали и что умеем?» Экскурсия «Этимология вокруг нас»

Этимология в нашем окружении. Размещение информационных табличек на различных объектах села.

1




Литература для учителя:


Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург:Литур, 2006

Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формированиеорфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж:

ВОИПКиПРО

Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для

учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007

Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000

Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. –

Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007

Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика,

2005

Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. –

М.: Просвещение, 1964

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен,

2012

Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература,

1988

Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004

Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт,

2007


Литература для учащихся:

Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок: комплект рабочих тетрадей для 2класса. – М.: Вентана-Граф

Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир

грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005

Лёвушкина О.И. Словарная работа в начальных классах. – М.:Владос, 2012.

Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. С-Пб, ИД Литера, 2008.

ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФГОС "Этимология для малышей" (2 класс)

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Балыксинская средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрено                                                  Согласовано                                           «Утверждаю»

на заседании МО                                          зам.директора по ВР                            Руководитель ОУ

учителей начальных классов                      ________ М.К.Черданцева

_______________ Сафиулина Т.С.                                                                          _______________

Протокол № ___ от _______ 2014г.           «   » _____________ 2014г.                          Л.А Яшникова

                                                                                                                                   «___» ________2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая

образовательная программа

по внеурочной деятельности (ФГОС)

«Этимология для малышей»

для учащихся 2А класса

на 2014-2015 учебный год

(социально-значимый проект)

 

 

 

 

                                                         Составитель программы

Кутукова Татьяна Дмитриевна

учитель начальных классов

первой кв.категории

 

 

 

Село  Балыкса

2014 год

Пояснительная записка

 

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности   общеинтеллектуального

направления для 2 класса составлена на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «Удивительный мир слов», опубликованной в сборнике программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2013.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Общая характеристика курса

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе,

направлена на достижение следующих целей:

- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства

человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как

показателю общей культуры человека;

- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых

средств для решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического

использования знаний,

- пропедевтическая подготовка младших школьников к написанию сочинений, итоговой контрольной работы в 4 классе, а в дальнейшем к сдаче экзаменов.

В курсе «Этимология, или Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи, рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание всех тем предметной

области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого

характера, введения элементов культурологи, знакомства с исконно русскими словами и заимствованными из других языков.

 

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

- формирование представлений о языке как универсальной ценности;

- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие

умений, связанных с изучением языкового пространства;

- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская

деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного

лингвистического исследования;

- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению

чистоты русского языка.

 

Место в учебном плане

Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Во 2 классе занятия проводятся один

раз в неделю, 34 – в год (теория – 20%, практика – 80%). Предусмотрены  работы в специальных тетрадях, а также выполнение заданий  с использованием программного обеспечения ПК.

 

Планируемые результаты освоения программы

     В процессе изучения курса «Этимология, или Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.

     Деятельностный подход, реализуемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач.

Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и

корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и

самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставлять варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

     Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

В процессе реализации программы предполагается постоянное участие детей всего класса в лингвистических олимпиадах, творческих конкурсах, дистанционных играх, что позволит  воспитанникам сопоставить полученные достижения с результатами  детей-участников других территорий РФ, оценить правильность выбранного направления работы, провести мониторинг достижений обучающихся.

     Занятия направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные

представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры учащихся.

 

Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других

людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак),

-становиться активными участниками конкурсной и проектной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану, писать сочинения, давать грамотные ответы на поставленные вопросы.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, различных словарях, учиться продуктивно  использовать интернет-ресурсы

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать

небольшие тексты, заучивать наизусть прозаические и поэтические произведения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Учебно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Этимология для малышей, или  К истокам словесности» (2 класс)

 

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Дата

1

Сколько слов мы знаем? Язык мой – друг мой. Народная мудрость – в пословицах и поговорках.

Богатство и многообразие  в языка в пословицах и поговорках. Беседа «К истокам слова». Анализ слов на тему «Осень»

1

 

2

Значение слова. Школьные вещи. Говорите правильно.

Правила ударения, значение слов школьной тематики. Знакомство с толковыми словарями, работа с орфографическим словариком школьника.

1

 

3

Что такое ЭТИМОЛОГИЯ? Звукоподражательные слова в нашем языке.

Зрительный диктант, знакомство с понятием «этимология», словами, образованными от звуков пения птиц, творческое списывание, сочинение-миниатюра (проект «Кто сам себя называет?»)

1

 

4

Календарь. Этимология названий месяцев года. Осень-рыжая подружка.

Работа с этимологическим словарём школьника О.Д.Ушаковой, толкование названий осенних  месяцев, составление предложений, наблюдение над выразительностью речи в поэзии, сравнения и метафоры

 

 

5

Этимология в мире грибов. Проекты «Грибная поляна» и «Корзинка грибника» (информационные плакаты)

История происхождения слов-названий грибов, правописание, составление словосочетаний, работа с предложением. Создание иллюстраций, панно-проектов

 

 

6

Этимология в мире животных. Почему некоторые звери и птицы получили такое название.

Каллиграфическая минутка, беседа об этимологии слов по теме занятия, объяснительный диктант, этимологические загадки, этимологическое гнездо, творческий словарный диктант.

1

 

7

Этимология в мире животных. Насекомые.

История происхождения слов-названий животных, правописание, составление словосочетаний, работа с предложением. Создание иллюстраций, панно-проектов

1

 

8

Этимология в мире животных. Рыбы и рептилии.

Беседа об этимологии как науке, работа с этимологическим словарём, зарисовки, рифмовки, этимология в загадках.

1

 

9

Что мы знаем об этимологии. Слова с затемнённой этимологией.

Поговорим о КОРабликах, словарная работа, каллиграфическая минутка, беседа о происхождении слов, развитие речи, мультфильм «Осенние корабли»

1

 

10

Этимология в мире растений.  Деревья и  травы.

Беседа об этимологии как науке, работа с этимологическим словарём, зарисовки, рифмовки, этимология в загадках.Азбука этимологии. Деревья и травы Хакасии.

1

 

11

Этимология в мире растений. Экзотические плоды. Проект «Этимологическое дерево»

Этимология названий тропических плодов, зарисовки, выполнение проекта.

1

 

12

«У медведя во бору…» (подготовка к участию в конкурсе «Русский медвежонок» - тренинг участия, выполнение заданий предыдущих лет)

Выполнение заданий конкурса, обсуждение вариантов выполнения. Тренинг заполнения бланков ответов.

 

 

13

Этимология в мире растений. Цветы. Проект «Этимологический букет».

«Цветочная» этимология, зарисовки, выполнение проекта, демонстрация работы на родительском собрании.

1

 

14

Гости из Греции и Франции. Заимствованные слова и выражения.

Расширение познаний об этимологии слов с греко-римскими элементами, словарно-орфографическая работа, выборочный диктант.

1

 

15

Все народы меняются словами, заимствуя их друг у друга.  (Современные заимствованные слова)

Этимологические задачи, письмо по памяти с самопроверкой, работа со словарём, составленние этимологической справки, аукцион слов.

1

 

16

Календарь. Этимология названий месяцев года. Зимушка-зима.

Зрительный диктант, работа с художественными текстами, работа со словарём, хакасские названия месяцев года, сравнение этимологии слов, мультфильм «Зимняя земляника»

 

 

17

Наш помощник – этимологический словарь. Тренинг работы со словарями.

 

Ваполнение заданий, составление словосочетаний, предложений, анализ отрывков из художественных текстов

1

 

18

Этимология в магазине. Проект «Витрина магазина» (коллаж)

Этимология слов по теме занятия, выбор витрины и выполнение проекта в технике коллажа

1

 

19

Этимология  на кухне. Проект «Скатерть-самобранка» (панно)

Этимология «кухонных» слов, выполнение проекта в технике живопись.

1

 

20

Кое-что из нашего гардероба (этимология в мире одежды)

Работа со словарём, выполнение панно из лоскутков различных тканей

1

 

21

Творческий проект  «Как прекрасен мир вокруг…» (сочинение-миниатюра)

Правила написания сочинения, части текста, подбор выражений для образности письменной речи. Подбор названия. Афиширование, анализ текстов.

1

 

22

Решаем этимологические кроссворды. Практикум по этимологии. Работа со словарём.

Занимательные задания по этимологии.

1

 

23

Этимология на колёсах. Транспорт.

Попробуем разгадать этимологию слов по теме занятия, словесные зарисовки по теме. Связь с историей, временем появления средств передвижения.

1

 

24

«У медведя во бору…» (подготовка к участию в конкурсе «Русский медвежонок» - тренинг участия, выполнение заданий предыдущих лет, 2-ое занятие)

 

 

Выполнение заданий конкурсов «Русский медвежонок», «Львёнок»

1

 

25

Творческое списывание и зрительный диктант. Как освоить эти задания.

Учимся быть внимательными, делаем текст красиво звучащим

1

 

26

Школьные слова. Шпаргалка, каникулы и вундеркинды (занятие-игра)

Осваиваем школьную этимологию, мини-сочинение, занимательные кроссворды по теме

1

 

27

Развитие красивой речи. «…И в сказке, и в поэзии, и рядом с тобой» (занятие- практикум по стилистике речи, обогащению словарного запаса)

 

Восстанавливаем деформированный текст, обогащая его выразительными средствами речи

1

 

28

Очень важные слова. Проект «Этимологическая карта мира» (виртуальное путешествие с остановками)

Отмечаем на карте мира места, где побывали на занятиях; разговариваем вежливо на разных языках

1

 

29

Календарь. Этимология названий месяцев года. Весна-красна.

Зрительный диктант, работа с художественными текстами, работа со словарём, хакасские названия месяцев года, сравнение этимологии слов, мультфильм «Необычная бочка»

 

 

30

К истокам слова. Каламбуры- шутки  (из факульт. курса)

Замечаем слова-паразиты в нашей речи, выражения-перевёртыши, каламбуры

1

 

31

Этимология в экологии. Животные и растения – краснокнижники.

О происхождении названий животных Красной книги РХ и РФ

1

 

32

Такие разные слова. Проект «От балета до подушки…» (серия иллюстраций)

Разные слова, их этимология, этимология слов-профессионализмов, жаргонизмов, диалектные слова

1

 

 

 

33

Календарь. Этимология названий месяцев года. Проект «Лето – в цветы одето…» (пейзаж)

Зрительный диктант, работа с художественными текстами, работа со словарём, хакасские названия месяцев года, сравнение этимологии слов, мультфильм «Друзья»

1

 

34

Итоговое занятие «Что узнали и что умеем?» Экскурсия «Этимология вокруг нас»

Этимология в нашем окружении. Размещение информационных табличек на различных объектах села.

1

 

 

 


Литература для учителя:

 

Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург:Литур, 2006

Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формированиеорфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж:

ВОИПКиПРО

Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для

учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007

Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000

Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. –

Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007

Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика,

2005

Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. –

М.: Просвещение, 1964

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен,

2012

Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература,

1988

Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004

Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт,

2007

 

Литература для учащихся:

Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок: комплект рабочих тетрадей для 2класса. – М.: Вентана-Граф

Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир

грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005

Лёвушкина О.И. Словарная работа в начальных классах. – М.:Владос, 2012.

Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. С-Пб, ИД Литера, 2008.

Автор Кутукова Татьяна Дмитриевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1068
Номер материала 48400
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓