Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа пос. Прогресс
муниципального района Хворостянский Самарской области
Утверждено
на заседании педагогического совета школы
от 18 марта 2014 года
Директор школы
Т.Г. Викторова ________
|
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное
направление)
«Край родной навек любимый»
Составлена
учителем начальных классов
ГБОУ СОШ пос. Прогресс
Жихаревой Татьяной Анатольевной.
Программа разработана в 2014г.
2014г.
Пояснительная записка
С чего начинается Родина? Для меня и моих учеников она
начинается с посёлка Прогресс, Хворостянского района Самарской области. Для
каждого большая Родина начинается с малой . От любви к понятному и близкому,
реально осязаемому и дорогому, с рождения приходит любовь к Отечеству-России,
зарождается очень значимое во все времена чувство патриотизма.
Оно становится глубже, когда мы больше узнаём
об истории своей малой родины, о знаменитых земляках, когда знакомимся с
традициями и памятниками родной земли. Краеведческая работа осуществляется на
глубоком изучении нашего исторического прошлого. Необходимо перестать быть
«детьми без родителей», не нужно быть «Иванами, родства непомнящими».
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У
всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их
местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического,
географического, экономического характера устно или в различных
документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя
преемственность в материальной и духовной культуре народов. По истории нашего
района написано много книг. Это «Очерки древней истории. Хворостянский район»
Козина Е.В., Хворостянцы в годы Великой Отечественно войны. Мельникова И.М.,
Мой родной, любимый Хворостянский край. Очерки истории Хворостянского района.
Родная страна становится ещё дороже и родней,
если знаешь её историю. Краеведческий материал повышает интерес школьников к
предмету. Когда учащиеся узнают, что какое то историческое событие нашло
отражение в истории родного города, района, области, то у них повышается
интерес к истории вообще и истории родного края в частности. В
Хворостянском районе есть многое для того, чтобы изучать краеведение. Созданы
«Музей боевой славы», изданы книги по истории района. В альбомах Прогресской
школы собраны все краеведческие публикации, сделанные в местной прессе. Знания
по краеведению востребованы детьми. Работа по изучению истории родного края
воздействует на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о
лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах сынов
Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны и символам Самарской области и
Хворостянского района.
Помимо теоретических занятий программа
предусматривает экскурсии по родному краю, посещение музеев, походы к
памятникам героев, экскурсии на предприятия города, встречи с интересными
людьми. На занятиях используются различные средства обучения: работа с книгами
по истории родного края, просмотр альбомов, фотографий, видеозаписей.
Программа внеурочной
деятельности «Край родной навек любимый»
составлена для работы с младшими школьниками и
направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к
гражданской и нравственной деятельности.
Цели: главной целью программы является расширение и углубление
знаний по истории родного края, формирование гражданско-патриотического
сознания, развитие познавательных интересов, воспитание гражданина России,
патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его
традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное
участие в его развитии.
Образовательные задачи:
·
формирование
представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его
сложной структуры;
·
ознакомление
с историей и современной жизнью своего района и посёлка
Воспитательные задачи:
·
развитие
гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю,
формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение
деятельной любви к родному месту жительства;
·
формирование
толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности,
поликонфессиональности и поликультурности региона;
·
укрепление
семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но
и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся
изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и
дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы,
совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные
экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления
природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение
задач, стоящих перед местными жителями ( все это объективно работает на
укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
Развивающие задачи:
·
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
·
формирование
способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в
повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем
сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Программа рассчитана на 34 часа
Срок реализации программы
1 год.
Возраст учащихся 10-11
лет.
Содержание изучаемого
курса
Введение – 1 час
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как
источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад И.М.
Мельникова в изучение истории края.
Раздел 1. Древняя
история края. ( 2 часа )
Появление на территории
нашего края первобытных людей. Археологические памятники у Абашевского кургана,
Владимирского могильника, погребения срубной культуры кургана у п.
Масленниково, погребения кочевников - скотоводов в эпоху Золотой Орды.
Раздел 2. Истоки рождения
земли Хворостянской. (4 часа)
Заселение края
переселенцами их Центральных регионов России в конце 18 – начале 19 веков.
Возникновение сёл вдоль реки Чагра (Хворостянка, Новотулка, Новокуровка,
Михайло-Лебяжье). Раскольники (Романовка, Студенцы, Елань). Положение
крестьян. В.П.Самарин и наш край. Строительство церквей. Первые школы и
организация медицинского обслуживания на территории района.
Раздел 3. События 1900-
1920-х годов в селах района. (6 часов)
Выступление крестьян
Кордона и Варварки. Рост кулачества. А.С. Неверов. Февральская революция в
сёлах района. Становление Советской власти в сёлах района. Гражданская война на
территории района. Первые коллективные хозяйства: сельхозкоммуны и товарищества
по совместной обработке земли. Комитеты бедноты. Банда Попова. Голод 1921 года
в нашем районе. НЭП и наш край Годы первой пятилетки. Коллективизация.
Организация совхоза имени Масленникова.
Раздел 4. Наш край в годы
Великой Отечественной войны и послевоенное время. (6 часов)
Мобилизация и трудности
в сельском хозяйстве. Движение за создание фонда обороны и военные займы.
Солдатский подвиг Хворостянцев. Герои Советского Союза Василий Сурков и Василий
Мамистов, полный кавалер орденов Славы А.М. Сергеев. Они ковали победу в тылу.
Район в послевоенное время.
Раздел 5.
Социально-экономическое развитие района в 60-е – 90-е годы (8 часов)
Строительство ЛПДС
«Совхозная» и нового посёлка «Прогресс».
Образование совхоза
«Чагринский» и его развал. Время реформ. Люди трудовой славы посёлка Прогресс.
История Прогресской школы.
Раздел 6. Современное
развитие района. ( 6 часов)
Промышленность, сельское
хозяйство, общественно-политическая жизнь, образование, культура,
здравоохранение, спорт.
Почётные граждане
Хворостянского района (врач-космонавт – Олег Атьков) Герб, флаг и гимн
Хворостянского района.
Итоговое обобщение – 1
час
Турнир знатоков истории
родного края
Методическое обеспечение
программы:
- фотографии;
- кроссворды по темам;
- разработки экскурсий
«Музеи земли Хворостянской», «Памятники земли Хворостянской»,; «Храмы земли
Хворостянской»;
- лекционный
материал по всем темам.
Основные
требования к знаниям и умениям
При изучении программы внеурочной деятельности «Край
родной навек любимый» учащиеся должны знать:
-
Историю
своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии
знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к
предмету (эмоциональный уровень);
- Общее представление о «следах
времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по
городу». Развитие воображения;
- Знакомство со «знакомым» радость
собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения
экологических норм. Развитие наблюдательности;
- Практические навыки
исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу.
Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и
азарт).
Учащиеся должны уметь:
-
участвовать
с беседами с информантами;
-
посещать
музеи и другие культурные учреждения;
-
участвовать
в игровой забаве, в праздниках.
Тематическое планирование
№ урока
|
Тема урока
|
Основное содержание
|
Дом. задание
|
1
|
Введение
|
Что изучает краеведение. Источники
краеведческих знаний.
|
Составить список книг по истории
района (с помощью родителей)
|
|
|
Раздел 1. Древняя история края 2
часа
|
|
2-3
|
Древняя история края
|
Появление на территории нашего края первобытных людей.
Археологические памятники у Абашевского кургана,
Владимирского могильника,
погребения срубной культуры кургана у п. Масленниково,
погребения кочевников - скотоводов в эпоху Золотой Орды.
|
Отметить на контурной карте места
археологических памятников.
«Очерки древней истории.
Хворостянский район» Козин Е.В. с.105-111
|
|
|
Раздел 2. Истоки рождения земли
Хворостянской 4 часа
|
|
4.
|
Заселение края
|
Заселение края
переселенцами из
Центральных регионов
России
в конце 18 – начале 19
веков. Положение крестьян. В.П.Самарин и наш край.
|
Мой родной,
любимый Хворостянский
край.
Очерки истории Хворостянского
района.
С. 13-21
|
5.
|
История возникновения сёл района
|
Возникновение сёл вдоль реки Чагра (Хворостянка,
Новотулка, Новокуровка, Михайло-Лебяжье). Раскольники и их сёла (Романовка,
Студенцы, Елань).
|
Кроссворд «Села Хворостянского
района»
|
6-7.
|
Экскурсия в село Владимировка и Абашево
|
Строительство церквей. Первые школы и организация
медицинского обслуживания на территории района
|
Фотоотчет
или презентация
|
|
|
Раздел 3. События
1900- 1920-х годов
в селах района. (6
часов)
|
|
8.
|
Наш край в 1900-1917 годы
|
События 1905
г. в селах района. Волнения владимировских крестьян. Выступления крестьян
Кордона и Варваринки. Стихийный характер выступлений, обезземеливание
крестьян, рост кулачества. А.С. Неверов. Февральская революция в селах.
|
Мой родной,
любимый Хворостянский
край.
Очерки истории Хворостянского
Района. С. 35-44
|
9.
|
Наш край в 1918-1920-х гг
|
Установление Советской власти в селах района.
Претворение в жизнь декрета о земле. Гражданская война на территории района.
Кулацкие мятежи. Восстание сельских и волостных Советов. Первые коллективные
хозяйства: сельхозкоммуны, товарищества по совместной обработке земли. Работа
партийных и советских органов. Комитеты бедноты. Поддержка крестьянами
Советской власти. Банда Попова. Осень 1921
г.: конец гражданской войны на территории района
|
Мой родной,
любимый Хворостянский
край.
Очерки истории Хворостянского
Района. С. 47-58
|
10 -11
|
Коллективизация в нашем крае
|
Сопротивление кулачества социалистическому
переустройству деревни. Организация совхоза им. Масленникова. Коллективизация
в селах района. Вербовочные бригады. Подготовка колхозных кадров. Трудодень –
единица учета количества и качества труда. 1932г – завершение
коллективизации.
|
Проект «Коллективизация 30-х годов
и моя семья»
|
12 -13
|
Экскурсия в музей посёлка
Масленникова
|
|
Составить вопросы для викторины по
истории совхоза имени Масленникова
|
|
|
Раздел 4.
Наш край в годы Великой
Отечественной войны и послевоенное время. (6 часов)
|
|
14
|
Мобилизация и трудности в сельском
хозяйстве.
|
Весть о начале войны. Мобилизация. Организаторская и
политическая работа РК ВКП (б). Подготовка механизаторских кадров. Трудности
в животноводства движение за создание фонда обороны, военные займы, сбор
теплых вещей для бойцов Красной Армии.
|
Мой родной,
любимый Хворостянский
край.
Очерки истории Хворостянского
Района. С. 97-110
|
15-16
|
Солдатский подвиг Хворостянцев
|
Солдатский подвиг хворостянцев. Герои Советского
Союза в.И. Сурков, В.А.Мамистов, кавлер орденов Славы А.М. Сергеев. Бывший
солдат на трудовом фронте.
|
Мой родной,
любимый Хворостянский
край.
Очерки истории Хворостянского
Района. 111-123
|
17
|
Они ковали победу
|
Встреча с тружениками тыла и детьми Великой
Отечественной войны
|
Проект «Мои родственники на
трудовом фронте»
|
18-19
|
Экскурсии в Музей Боевой славы в с.
Хворостянка.
|
|
Составление кроссворда на тему «наш
край в годы войны»
|
|
|
Раздел 5.
Социально – экономическое развитие
района в 60-е – 90-е годы (8 часов)
|
|
20-21
|
Строительство ЛПДС «Совхозная» и
нового поселка Прогресс
|
1955 год строительство нефтепровода
«Куйбышев-Саратов», строительство нефтеперекачивающей станции и нового
посёлка на территории района – посёлка Прогресс 1958-1960гг.
|
Проект «Они были первыми»
|
22-23
|
Образование совхоза «Чагринский» и
его развал.
|
!962 год – год образования совхоза Чагринский .
Животноводство и растениеводство в совхозе, строительство комплекса и новых
домов по улицам Строительная, Целинная, Зелёная. Распад совхоза и образование
фермерских хозяйств.
|
Проект «Мои родственники и совхоз
Чагринский»
|
24-25
|
Люди трудовой славы посёлка
Прогресс
|
Орденоносцы Макаров А.П., Ерёмина Н.К., Заслуженные
работники – Астапов А.И., Дмитриева В.А. и другие
|
Классный проект «Люди трудовой
славы п. Прогресс»
|
26-27
|
История Прогресской школы
|
|
Проект «Мои родственники и
Прогресская школа
|
|
|
Раздел 6.
Современное развитие района(6
часов)
|
|
28-29
|
Время реформ (1991-2002)
|
Необходимость социально- экономических и
политических реформ. Сокращение сельскохозяйственного производства, причины.
Новые реформы организации хозяйствования, фермерское движение.
|
Мой родной,
любимый Хворостянский
край.
Очерки истории Хворостянского
Района. С. 174-185
|
30-31
|
Развитие образования, культуры ,
здравоохранения и спорта в нашем районе
|
Школы и Хворостянский техникум, Творческие
коллективы района, ЦРБ и ФАПы, Спортивные школы и спортивные праздники
|
Мой родной,
любимый Хворостянский
край.
Очерки истории Хворостянского
Района. С.187-199
|
32-33
|
Символы Хворостянского района
|
Герб, Гимн, Флаг. Почётные граждане Хворостянского
района
|
Проект «Ваш вариант Герба посёлка
Прогресс»
|
34
|
Итоговое обобщение
|
Турнир знатоков по истории родного края
|
|
Литература для
учащихся
Самарская летопись: Очерки истории
Самарского края с древнейших времён до наших дней: В 3 кн. Под ред. П.С.
Кабытова, Л.В. Храмкова.- Самара: Издательство «Самарский университет», 1998.
Козин Е.В. Очерки древней истории.
Хворостянский район. Институт истории и археологии Поволжья, Тольяттинский
государственный университет. Самара-Тольятти, 2004.
Мельников И.М. Хворостянцы в годы
Великой Отечественно войны. Самара: Самарский Дом печати, 2002
Мой родной, любимый Хворостянский
край. Очерки истории Хворостянского района. – Самара: ФГУП «Издательство
«Самарский Дом печати», 2004
Пою село моё родное. Сборник стихов и
песен хворостянских авторов. Самара: ОАО «Издательство «Самарский Дом печати»;
2007
Литература для
учителя
1.Дубман Э.Л. Сказание о первых
самарцах., Самара ,1991
2.Кабытов П.С.Поволжская деревня
накануне Февральской революции.,
Куйбышев, 1977
3. Книга Памяти., Том 12, Самара,
1994
4. Кузнецов Д.Н. В годы суровых
испытаний., Москва, 1985
5.Медведев Е.И. Гражданская война
на Средней Волге, Куйбышев, 1959
6. Медведев Е.И. Крестьянство
Среднего Поволжья в Октябрьской революции.,
Куйбышев, 1970
7. Очерки истории и культуры
Поволжья, Куйбышев ,1978
8. Пахомов В.П. Великая
Отечественная война в документах и свидетельствах современников., Самара, 2000
9. Самарская летопись, Самара,
издательство Самарского госуниверситета 1993, 1998
Материально-техническое
и информационно-техническое обеспечение
1.
Компьютер,
ноутбук обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.
2.
Проектор
повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся
представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность
организационных и административных выступлений.
3.
Принтер –
позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или
учителем.
4.
Музыкальный
центр, телевизор, DVD дают возможность включать в
учебный процесс информационные образы окружающего мира, использовать большое
количество иллюстративного материала.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.