Духовно-нравственное
направление
Программа
внеурочной деятельности
«Мир
народной культуры»
Пояснительная
записка
Изучение истории отечественной
культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений
всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. К
сожалению, опыт показывает, что для большей части детей и молодежи, несмотря на
изучение в школе, отечественная культура так и остается малопонятной и неизведанной.
На
сегодняшний день чрезвычайно актуальным становится этническое воспитание, которое
способствует правильной самоидентификации личности в рамках своей собственной и
мировой культуры, прививает уважение к разнообразию культур и может служить
профилактикой в попытке избежать этнических конфликтов.
В данной программе сделана попытка
привлекательно подать родную культуру, доказать ее многоаспектность и
несомненную значимость для любого образованного человека, пытающего осознать
место в культуре и место своей культуры в мировой мозаике культур.
Будущее страны,
народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы
они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле,
они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать
народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша
культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее
её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны
понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать,
особая, светлая душа. Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её
долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства.
Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное,
отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И
наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет
Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры
зависит наше общее будущее.
Нельзя предугадать, что именно станет
завтра важным, а что потеряет свое значение. В этой ситуации только развитие
творческих способностей, интеграция знаний в единую картину мира, ориентация в
системе традиционных ценностей служат надежным гарантом адаптации человека к
современной жизни. С этой точки зрения наибольшей интегрирующей и смыслообразующей
силой обладает язык культуры. Знакомство с ним дает возможность осознанно овладеть
любым ее специальным языком, в том числе языком науки, права, политики,
искусства и т.д. В этом и состоит основное назначение программа внеурочной
деятельности “ Мир народной культуры”.
Культура становится мощным фактором
многогранного формирования и развития человека, преобразуя и обогащая
потребности личности, превращаясь в человеческое качество. Ее зрелость
измеряется тем, как живет и трудится личность, какой образ жизни она ведет, и
насколько человеческими являются ее отношения к миру к природе, к другим людям,
к самому себе.
Раскрывая взаимосвязь истории, быта, искусства
народов России, данная внеурочная деятельность дает возможность поставить и
решить три важнейшие проблемы современного школьного образования:
- создание условий для социально-культурной адаптации
детей на базе народной культуры;
- развитие образного, творческого мышления, интеграция
знаний, получаемых в школе;
- формирование навыков критического мышления в
условиях пропагандистского воздействия.
“
Как бы ни понималась роль культурного тысячелетнего наследия в нашей действительности,
как бы ни оценивалось прошлое перед лицом настоящего, остается бесспорным, что
“ новизна” наших дней не может утвердиться без обращения к старине”. ( Толстой
Н.И., Обращение к читателям / Живая старина: журн. – 1994. - № 4. – с.2/
Программа "Мир народной
культуры", рассчитана на учащихся пятого класса образовательных учреждений
для изучения во внеурочное время и дополнения к курсу истории, русского языка
и литературы, мировой художественной культуры и т.д.
Характерной чертой и в некотором отношении
особенностью данной программы является то, что все уроки, темы, а, следовательно,
и разделы автономны. То есть они представляют собой логически завершенные блоки
информации с конкретными рекомендациями, вопросами и литературой.
Программа
рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).
Особенности содержания программы.
Содержание
данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим
принципам:
—личностно
ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание
условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность
(соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим
возможностям и особенностям школьного возраста пятиклассников);
—педоцентризм
(отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям
детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для
школьников; необходимость социализации ребёнка);
—культуросообразность
(познание лучших объектов культуры из сферы народной культуры, культуры
родного края, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной
деятельности школьника).
Данная
программа внеурочной деятельности состоит:
Раздел 1. Древняя
Русь в лицах: боги, герои, люди
Раздел 2. Народная
культура и современность
Раздел 3. Предания
Симбирской губернии ( по краеведческому материалу)
Раздел 4. Предания
Радищевского края (по краеведческому материалу)
Цель
курса:
изучение мира народной культуры России (основных персонажей народных персонажей
народных верований языческой и двоеверной Руси; с наиболее известными героями
устного и книжного эпоса, с прославленными деятелями древнерусской культуры и
государственности), краеведческого материала малой Родины; установление связи
народной культуры и современности.
Основными
задачами данного курса можно назвать:
-
развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только
ценить духовные и культурные ценности, накопленные в нашей стране, но и
стремящегося их умножить;
-
изучение отечественной культуры во всем ее многообразии;
-
создание полноценной нравственно-эстетической среды общения;
-
развитие творческого креативного мышления;
-
увеличение диапазона выбора творческой деятельности;
-
формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственное каждой
культуре;
-
создание мотивации к дальнейшему формированию культурно-исторической памяти;
-
совершенствование системы духовно-нравственного
воспитания детей и молодёжи, основанного на любви к малой Родине, родному
языку, культуре;
-
изучение данной программы, как посыл для активизации познавательной
деятельности.
Организация
внеурочной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать
знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу
с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает
также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение,
обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения,
восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные
учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных
умений.
Обозначенные
цели и задачи направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся,
воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок
событий, происходящих в окружающем мире.
Формы
занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов,
творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении
национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих
профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение
выставок, музеев.
Требования
к уровню подготовки учащихся
К
концу срока обучения учащиеся должны:
иметь
четкие представления о верование языческой и двоеверной Руси;
знать
высший круг языческих божеств;
знать святых
земли Русской;
уметь
называть героев устного и книжного эпоса Древней Руси;
знать
прославленных деятелей древнерусской культуры и государственности;
знать
русские народные праздники, обряды, игры;
называть и
различать народные промыслы России;
иметь
представление отражения языческой мифологии и обрядности в сказках;
уметь
работать с краеведческим материалом;
осознавать
необходимость духовно- нравственного развития человека.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате освоения программы кружка «Мир народной культуры»
формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования:
- принятие и
освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и
духовной жизни своей страны, области, района;
- формирование
гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
- формирование
нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих
в окружающем мире;
- решение
коммуникативных задач при общении со сверстниками и взрослыми;
- анализировать и
делать выводы на основе систематизированных данных.
Метапредметные
Учащиеся
научатся:
-
осозновать свою принадлежность народу, испытывать чувство уважения к народным
художественным традициям России;
-
выражать эмоционально – ценностное отношение к произведениям искусства, к народному
творчеству;
-
уметь подбирать информационный, иллюстративный материал, используя сайты в Интернете,
посвященные народной культуре России;
-
организовывать самостоятельную творческую деятельность;
-
анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы;
-
знать и различать художественные промыслы России;
-
переживать праздник как событие;
-
понимать историко – событийные народные значения праздников;
-
уважать и бережно относиться к праздникам как к историческому наследию своего
на-
рода, событию, создающему общность в истории.
-
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
-
участвовать в коллективном обсуждении;
-
выражать эмоционально – ценностное отношение к прослушанным произведениям на
родного устного, книжного эпоса;
-
владеть навыками исследовательской работы;
-
высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
-
работать со словарем, энциклопедией, художественными, поэтическими текстами;
Предметные:
Учащиеся
научаться:
-
представлять интересные факты из истории своей семьи;
-
называть специфические особенности народных игр;
-
находить причины и следствия событий, происходящих в историческом пространстве;
-
сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом временном
пространстве;
-
выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
-
называть имена великих людей, их достижения, открытия;
-
признавать традиции, обычаи народов России;
-
рассказывать об истории страны, области, района.
Содержание программы с распределением
часов
№
|
Раздел. Тема
|
Содержание
|
Кол-во
часов
|
Раздел
1. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди
|
|
15ч
|
1,2
|
Русь
языческая. Боги.
|
Пантеон
языческих богов. Знакомство с языческими богами: Перун, Волос, Дажьбог,
Сварог, Хорс, Ярило, Стрибог, Мокошь, Род, Берегиня.
|
2ч
|
3,4
|
Неведомая
и нечистая сила
|
С вершин
языческой религии, занятых богами, спускаемся в ее нижние сферы, существам “
низшей мифологии”. Они не принадлежали ни подземному миру, ни миру, место их
было рядом с людьми – в близлежащих лесах, в распаханных полях, в знакомых
всем водоемах, в жилищах, дворах, в хозяйственных постройках…С неведомой и
нечистой силой люди имели дело постоянно, о ней нельзя было забывать, на отношениях
с нею строилась вся их повседневная жизнь. (Домовой, Хлевник, Овинник,
Банник, Леший, Водяной, Русалки, Кикимора, Полудница, Купала)
|
2ч
|
5,6
|
Русь
двоеверная. Богородица, ангелы.
|
С
принятием христианства многое изменилось в народной жизни – в повседневном
быту, культуре, в обычаях и понятиях русских людей о мире. Полностью
сменилась вся внешняя форма религиозной жизни. Ее внутреннее содержание:
вместо языческого многобожия пришло и утвердилось понятие единого Бога, все
сотворившего и над всеми властвующего; постепенно входило в сознание
представления о Сыне Божием Иисусе Христе, распятом, воскресшем и вознесенном
на небо, о его апостолах – учениках и последователях, о Богородице и святых,
об ангелах, дьяволах и бесах. Культ Богородицы. Сохранение языческих традиций.Таинственные
существа ангелы – не боги и не люди – пришли вместе с христианством на смену
языческим духам.
|
2ч
|
7,8
|
Святые
земли Русской
|
Христианская
Церковь считала своими героями тех, кто совершал во славу и защиту ее какие –
либо нравственные подвиги, кто сделал что – либо важное для распространения и
утверждения Христовой веры, кто пострадал за нее и дал своей жизнью примеры
праведного поведения. Церковь специальным постановлениями причисляла их –
праведников, великомучеников – к лику святых.
( Святой
Андрей Первозванный, Илья Пророк, Святой Георгий, Святой Николай)
|
2ч
|
9,10
|
Герои
устного эпоса
|
В
современной науке под устным эпосом принято понимать песни, сказания,
предания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни
героев: они создавались устным путем, а не сочинялись за письменным столом,
они устно исполнялись и запоминались на слух, передаваясь из поколения в
поколение. Былина, самый древний вид устного эпоса, сохранившийся в народной
памяти на протяжении многих столетий. (Волх Всеславович, Святогор, Илья
Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко)
|
2ч
|
11,12
|
Герои
книжного эпоса
|
Среди
героев древнерусской повествовательной литературы есть и реальные
исторические лица, и персонажи, рожденные художественным вымыслом. В образах
тех и других переплетаются историческая, правда, реальность повседневного
народного быта, фантазия. О любом литературном герое можно сказать, что он
пришел из жизни и, одновременно, из легенды – устного эпоса, житий, преданий,
сказок. Для людей Древней Руси чудесное воспринималось как нечто вполне
естественное, чудо и реальность сливались воедино. (Боян, Ярославна, Февронья
Муромская, Фома и Ерема)
|
2ч
|
13,14,15
|
Прославленные
деятели древнерусской культуры и государственности.
|
Древнейшая
русская летопись “ Повесть временных лет”. Летописи – драгоценные страницы
истории России ее начальных веков; события и люди, в них упомянутые, - не
выдумка, но зафиксированная историческая память: в ней не только запечатлены
факты, но и выражено единое представление о славном начале русской истории.
(Рюрик, Олег Вещий, Благоверный князь Владимир Святославович, креститель Руси,
первые русские святые мученики Борис и Глеб, Нестор - летописец, Князь
Александр Невский, Преподобный Сергий Радонежский, Андрей Рублев)
|
3ч
|
Раздел
2. Народная
культура и современность
|
|
7ч
|
16,17
|
Славянская
мифология - сказки
|
Миф и
мифология, основные группы мифов. География сказки. Отражение языческой мифологии
в народных сказках.
|
2ч
|
18,19,20
|
Народные
праздники, обряды, игры
|
Праздники
– время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.
Древние
праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным
календарем. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.
Сочетание
языческих и христианских праздников.
Общие
и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.
(Новый
год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси; Масленица. Великий
пост. Пасха; Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день.
Ильин день; Спасы. Успение. Покров.)
Русские
народные игры. Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков
старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков
и для девочек. Командные игры.
Горелки.
Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море
волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры.
|
3ч
|
21,22
|
Народные
промыслы
|
Русские
народные промыслы:
Керамика
Гжели
Хохлома
и Жостово
Павлопосадские
шали
Вятская
и богородская игрушка
|
2ч
|
|
Раздел
3.
Предания
Симбирской
губернии
|
|
7ч
|
23
|
И встал
град светлый и младой…
|
История
основания города Симбирска.
|
1ч
|
24,25
|
О нашей
родословной
|
Симбирская
семья. Славянские, скандинавские, христианские, мусульманские имена. Значение
имен. Происхождение фамилий и отчеств. Святцы. Современные имена и прозвища.
Составление своей родословной.
|
2ч
|
26, 27
|
Знаменитые
земляки, их дела, поступки.
|
Знакомство
учащихся с образом И.А. Гончарова, его семьей, местами в городе,связанные с
его именем. Иван Александрович Гончаров известный в мире писатель, наш земляк.
Знакомство
с Н.М. Карамзиным, его детскими годами, писательским трудом, благотворительными
делами в Симбирской губернии. Издатель первого российского журнала для детей “
Детское чтение”. Художник А.А. Пластов, волшебник Прислонихи.
|
2ч
|
28
|
Святыни
города Симбирска
|
Знакомство
с историей возникновения и архитектурными особенностями храмов Симбирска.
|
1ч
|
29
|
Мифы и
легенды Симбирского края
|
Николина
гора, Кудеяров клад..
|
1ч
|
Раздел
4. Предания
Радищевского края
|
|
4ч
|
30
|
Денис
Давыдов. О бедном гусаре…
|
Имя Дениса Васильевича Давыдова
навсегда вошло в историю российского государства как одного из героев войны
1812 года. Его образ запечатлен в литературе и искусстве. И в списке
знаменитых людей в Ульяновской области имя Дениса Васильевича Давыдова
занимает заметное место.
Почти 10 лет, с 1829 по 1839 год, Давыдов прожил
со своей многочисленной семьей в селе Верхняя Маза; тут
он написал мемуары, военно-исторические статьи и специальное исследование
по теории партизанского действия 1812 года.
Старинный парк семьи Буторовых ( правнучки Д.Давыдова)
находящейся на территории п. Октябрьского Радищевского района.
|
1ч
|
31
|
Лазоревый
край
|
В Радищевском районе растут редкие, удивительные по своей
красоте цветы, занесенные в Красную книгу. Это редкие (остролистные) пионы. Во
время их цветения, которое приходится на середину мая, луга и ближайшие холмы
покрываются множеством ярких алых огоньков. Местные
жители называют цветок «лазорьки» или «лазорев цвет» за его яркие малиново-красные
лепестки. Поскольку Ульяновский-Симбирский край связан с именем Сергея
Аксакова, то существует мнение, что именно дикий пион стал прототипом
аленького цветочка в одноименной сказке.
Долина
солнечных орлов. Солнечный
орел – не только природный символ, но и гордость Радищевского района. Дело в
том, что на территории Дмитриевского сельского поселения располагается
уникальный экологический объект, получивший название «Долина солнечных
орлов».
|
1ч
|
32, 33
|
Достопримечательности
Радищевского края
|
Старинный вяз, сохранившийся в бывшей усадьбе С.Н. Буторовой (правнучка
Д.В. Давыдова), имеет огромную историческую и природную ценность , возраст этого дерева
оценивается в 450 лет, что является практически запредельным возрастом этого
дерева.
Парк “
Черный тополь”- до
революции на этом месте находилась усадьба, принадлежащая помещице С.Н.
Буторовой (правнучка Д.В. Давыдова). Именно она при барском доме заложила
этот замечательный парк.
Святой источник Казанской иконы Божией Матери -
Почитание родников на Руси своими корнями
уходит в глубину столетий. Люди принимали источник как Дар Божий, свято
верили в целебную силу воды и во многих случаях исцелялись. Вера – великая
сила. Основанием для этого могут быть чудеса, происходящие с людьми. Таких
фактов в истории православия много. Именно такое чудо произошло с родником в
урочище «Коржино».
Гора Святогор, Музей Дениса Васильевича Давыдова
и т.д.
|
2ч
|
34
|
Итоговый
урок
|
|
1ч
|
Список
информационных источников
1. Мир народной
культуры:материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия / сост. В.П.
Ватаман. – Волгоград:Учитель, 2009. – 175с.
2. Б.Н. Путилов.
Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. – СПб:Издательский Дом “Азбука –
классика”, 2008. – 368с.ил.
3. Аржанцев Б.В.
Архитектурно – исторические образы Симбирска: Монография. – Ульяновск: ОГУП “
Облтипография”Печатный двор”, 2004г. – 168с.
4. Гуркин В.А. На
Берегах Русского Нила. История изучения территории Симбирского Поволжья. – М.,
2005. – 248с., ил.
5. Формирование
универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система
заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: Стандарты второго поколения
6.
Народная культура Поволжья: Методическое пособие/ Под ред. С.Н.Митина. -
Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. -84 с.
7.
Духовно – нравственное воспитание молодежи Ульяновской области. Учебно –
методическое пособие по материала конкурсных работ VII
областного Рождественского фестиваля “ Возродим Русь святую!”. Ульяновск, 2012.
8.
Духовно – нравственное воспитание молодежи Ульяновской области. Учебно –
методическое пособие по материала конкурсных работ VIII
Межрегионального Рождественского фестиваля “ Возродим Русь святую!”. Ульяновск,
2013.
9.
Сборник материалов I научно –
практической конференции “ Духовно – нравственное воспитание. Обощение опыта” в
рамках 9 Межрегионального Рождественского фестиваля “ Возродим Русь святую!”.
Ульяновск, 2014.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.