«Рассмотрена»
На
экспериментально- методическом Совете
«___»________200
г.
|
«Утверждена»
___________________
Директор школы
В.Поспелова
|
Программа уроков народоведения.
Пояснительная записка.
Народоведение – это система
фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой
деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а
так же семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним.
Родной
язык, история, краеведение и этнография, народный календарь, народная мораль,
фольклор, разные виды искусства и художественного творчества, народные
традиции, обычаи, народные символы и национальная символика – все это вбирает в
себя многогранное и емкое слово «народоведение».
Сохранение,
познание и умножение национальных традиций, обычаев, осознание себя русским,
бережное отношение к народному творчеству, глубокое осознание своих корней и
родного края волновали Ушинского и Лескова, Леонова и Паустовского и многих
других деятелей культуры.
Таким
образом, цель курса можно выразить словами: чтобы дети стали народом.
Ознакомление с учебным материалом в 1-9 классах
проходит во внеклассной работе, 1 раз в месяц. Каждое занятие сопровождается
сбором местного материала, подбором литературы, произведений искусства.
Предусматриваются экскурсии, встречи с народными умельцами, выставки в ЦНК
«Лад», краеведческом музее им. В.Бирюкова, музее «Русская изба», учреждениях
культуры г. Шадринска ( ДХШ им. В.Бронникова, ДМШ и т.д.), а также обучение
народным промыслам на факультативных занятиях и проведение праздников ( в
течение года).
Особая примета «народоведения» - его интегративный
характер, вобравший в себя сведения исторические, географические, по
этнопедагогике, этнографии, филологии, литературе, музыке, изобразительному
искусству. Занятия по народоведению создают условия для разностороннего
духовного, нравственного и умственного развития учащихся. Комплексное
содержание предмета определяет своеобразие деятельности воспитателя, учителя и
учеников. Рассказ учителя сочетается сообщениями школьников, беседа
сопровождается демонстрацией картин, фотографий, диапозитивов. Много музыки,
песен для прослушивания и исполнения. Значительное место занимает игра и
творческая деятельность разного плана: сочетание рассказов - эссе, считалок,
колыбельных, частушек, плетение, вязание, лепка, рисование, вышивка и т.п.
Содержание курса предусматривает проведение праздников, народных игр,
конкурсов, соревнований.
1 класс.
I четверть – «Слава хлебу на столе» ( о русских
традициях, связанных с хлебом). Народные подвижные игры.
II четверть- «Скоро сказка сказывается» ( русские
народные сказки, считалки, скороговорки)
III четверть- Праздники Рождество, Новый год, Крещение,
Масленица, Весенние игры, песни, заклички.)
IV четверть – «Большая и малая Родина». Стихи и песни о
России. Экскурсии по городу: достопримечательные и памятные места. Народные и
подвижные игры ( лапта, горелки, прятки, кошки-мышки).
Дети должны уметь:
- Назвать героев и
пересказать сюжет 2-3 сказок;
- Знать 5-6 считалок,
3-4 скороговорки, заклички, весенние песни;
- Знать даты
праздников: Рождество ( 7 января) , Новый год ( в том числе старый),
Крещение ( 19 января), Масленица ( конец февраля).
Дети могут:
·
Исполнять стихи и песни о
Родине;
·
Знать традиции, связанные
с хлебом;
·
Сущность зимних
праздников.
2 класс.
I четверть – Красота и богатство природы родного края.
Стихи и песни о родном крае..
II четверть- Родословная. Моя родня.Крестные отец и
мать. Народные традиции взаимоотношения детей и взрослых, народные песни о матери.
семье, доме, родной земле.
III четверть- Зимние праздники( Новый год, Рождество,
Святки, Колядки). Зимние игры и развлечения. Народные игрушки. Праздник матери
и детей. Концерт.
IV четверть – Пасха. Радуница. Народные традиции. Летние
забавы для детей.
Дети должны знать:
- Фамилии, имена,
отчества родственников;
- Слова и мелодии 2-3
народных песен;
- 2-3 колядки и
щедровки:
- Зимние и летние
детские игры;
Дети должны уметь:
- Научить других
народным песням;
- Организовать
народные игры4
- Изготовить игрушки;
Дети могут знать:
- Стихи и песни о
родном крае;
- Сущность зимних
праздников;
- Почему празднуют
Пасху?
3 класс.
I
четверть- Календарь. Народнохозяйственный календарь. Церковный календарь.
Календарные песни. Именины. народны приметы погоды и урожая. Детские песни,
музыкальные игры. Дразнилки, перевертыши.
II
четверть- Символы России. Береза в жизни русских ( традиции, применение).
Рассказы, стихи, песни о березе.
III
четверть- праздник отцов и детей. произведения об отцах, мужских профессиях.
Выставка работ отцов и детей. концерт.
IV
четверть- весеннее-летние обряды и обычаи. Троица. Воспевание травы, цветов,
поля.
Дети должны знать:
- Виды календарей,
10-15 пословиц и поговорок, 2-3 стиха- перевертыша, стихи и песни о
березе, обычаи, связанные с ней;
- Как праздновать
Троицу;
Дети должны уметь:
- По народным
приметам опредлеять погоду;
Дети могут знать:
- Символику РФ;
- Календарные песни;
- Историю города;
Дети могут уметь:
- Пользоваться
церковным календарем.
4 класс.
I
четверть - Моя область, мой район, мой город, символика. Памятники истории,
культуры. Знаменитые люди. Природа родного края. Заповеденики. Писатели, поэты,
художники о родной природе. Сочинения, рисунки, стихи учащихся.
II
четверть - Народные художественные промыслы. Художественное рукоделие.
Характеристика народных вышивок. Умельцы нашего города. Центр народной культуры
«Лад».
III
четверть - летопись семьи – семейный альбом. Свадьба моих родителей. Дни
рождения. Из семейных архивов ( фотографии, письма, вырезки из газет). Народные
танцы.
IV
четверть – Конь в жизни русского крестьянина. Дорога. Твоя дорога в школу.
Яблоня. Яблоня в стихах, сказках.
Дети должны знать:
- Памятники истории и
культуры города, района, области; заповедники;
- Художественные
ремесла, виды вышивок;
- 2-3 народных танца
( основные фигуры0;
Дети должны уметь:
- Рассказать о
памятниках;
- Вышивать;
Дети могут знать:
- Символику города,
области;
- Знатных людей;
Дети могут дать:
- Общую
характеристику природы родного края.
5 класс.
1.
Народный
сельскохозяйственный инвентарь. Народные приметы урожая. Годовые сезоны,
основные и переходные ( пролетье, молодое бабье лето, осенины, позимье и др).
2.
Земледельческие праздники
и другие знаменательные дни. Ильин день. Первый Спас. Параскева-пятница.
Семенов день. Покровская суббота.
3.
Деревенский дом. Домашняя
утварь.
4.
Устройство дома. Украшение
комнат. Мебель в доме. Столовая посуда: кувшины, четвертины, братины, кружки,
чаши, ковши и др.
5.
Русские музыкальные
инструменты. Народные ансамбли.
6.
Фольклор. Докучные сказки,
загадки, считалки, дразнилки, скороговорки.
7.
Деревья- символы России.
Береза. Дуб. Осина. Рябина.
8.
Традиции и обычаи. Песни,
стихи.
6 класс
1.
Село в России. Деревня,
село, выселки, хутор, слобода.
2.
Соседи. Наши соседи на
улице или дому. Правила общежития, взаимоотношений, взаимопомощь.
3.
Благотворительность и
милосердие на Руси. Сестры милосердия из разных сословий: царица и ее дочери,
княгини, графини, мещанки. Работа в домах презрения, госпиталях, больницах,
приютах, посещение больных и заключенных.
4.
Праздники: Рождество.
Обычаи, традиции, игры, развлечения.
5.
Народные герои: Ермак,
Иван Сусанин, Стенька Разин. Народные произведения о них.
6.
Народные герои и святые.
Сергий Радонежский.
7.
Колокольные звоны на Руси.
8.
Русская балалайка.
Балалаечники.
7 класс.
1.
Славянские корни.
2.
Родной язык. Диалекты,
говоры, Богатство и яркость народной речи.
3.
Что в имени твоем…( из
истории русских имен)
4.
Народный этикет. Что
значит «люди скажут»?
5.
Праздники: Святки,
колядки, гадания, крещение.
6.
Народные герои и святые.
Житие Серафима Соровского.
7.
Народное творчество:
частушки, бытовые, любовные, озорные, политические.
8.
Застолье. Правила
сервировки стола. Встречи и проводы гостей. Еда обычная и праздничная. Пост и
его значение.
8 класс.
1.
Родина. Родословная.
2.
Наши предки-славяне.
Городища на территории области.
3.
Знаменитые земляки:
писатели, художники, ученые, артисты, военоначальники, рядовые.
4.
Нравственные ценности:
взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, трудолюбие, вера,
побратимство, уважение к мнению окружающих, забота о стариках, внимание и
почтение к ним.
5.
Государство Российское в
освоении Сибири и Дальнего Востока.
6.
Народные песни. Народные
музыкальные инструменты.
7.
Ученые-почвенники:
Докучаев, Прянишников.
8.
Собиратели и хранители
русского фольклора.
9 класс.
- Родительский дом-
начало начал.
- Семья. Уважение к
старшим. Большак в семье. Дети и старики. Родня.
- Рождение ребенка.
Традиции, обычаи, крестины.
- Отрочество. Учение.
Приучение к труду. Игры и развлечения.
- Русская духовная
музыка. Композиторы.
6. Праздники. Пасха Христова. История, традиции, куличи.
7. Русское зодчество. Церкви и монастыри на Руси.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.