Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»
«Рассмотрено»
на заседании
методического объединения
протокол № ____________________
от «____»________2014г.
|
«Рассмотрено»
на заседании
научно-методического совета
протокол № ___________________
от «__»________2014г.
|
«Согласовано»
заместитель директора
____________________
( роспись курирующего заместителя директора)
«______»__
________2014г.
|
Утверждено приказом
директора Лицея
от «_____»_____________2014г.
№____________-О
|
Рабочая
программа учебной дисциплины
«Информатика и ИКТ»
(наименование учебного предмета)
Профильное Среднее общее образование, X класс
(уровень,
ступень образования)
(количество
часов, отводимых на реализацию программы)
Балчугова Альбина Юрьевна, учитель информатики
(Ф.И.О.
учителя, составившего рабочую учебную программу)
Югорск, 2014 г.
Паспорт программы
Название программы: Информатика и ИКТ
10 класс
Авторы: К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин
Название учебника: Информатика, углубленный
уровень: учебник для 10 класса
в 2- частях
Год издания учебника: 2013
Количество учебных часов: 140 часов (4
ч. в неделю), в том числе:
контрольные работы - 4
зачетные работы - 4
практические работы - 22
Рабочая программа реализуется за счет
часов урочной и внеурочной деятельности:
урочная деятельность – 136 часа
внеурочная деятельность – 4 часа.
Формы
организации учебного процесса: индивидуальные; групповые;
индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы, внеурочная деятельность
(творческая работа). Применяется ряд личностно-ориентированных технологий:
технология интерактивного обучения, проблемно-поисковая технология, игровая
технология, технология развития критического мышления, компьютерные технологии,
технология деятельностного подхода.
Виды контроля
Виды контроля
|
Содержание
|
Методы
|
Вводный
|
Уровень знаний школьников, общая эрудиция.
|
Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение.
|
Текущий
|
Освоение учебного материала по теме, учебной
единице.
|
Диагностические задания: опросы, практические
работы, тестирование.
|
Коррекция
|
Ликвидация пробелов.
|
Повторные тесты, индивидуальные консультации.
|
Итоговый
|
Контроль выполнения поставленных задач.
|
Представление продукта на разных уровнях.
|
Пояснительная записка
Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана
на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу
информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает
в себя учебники: «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень», завершенной
предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром
целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
·
авторская программа по информатике;
·
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных
учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
·
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме
ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на
сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
·
методическое пособие для учителя;
·
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов
(далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
·
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на
сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах
средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её основная целевая
аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую
профессиональную деятельность с информационными технологиями.
Программа ориентирована на получение фундаментальных знаний, умений и
навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и
другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса
информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно
принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и
продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие
углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются
принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача
выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного
знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые
фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом
смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по
информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся,
закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на
изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического
уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность
подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике, в учебники рассматривается
максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные
материалы ЕГЭ.
Изучение информатики и
информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне направлено на
достижение следующих целей:
·
освоение и систематизация знаний, относящихся к
математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов,
позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам
моделирования; к информационным процессам в биологических, технологических и
социальных системах;
·
овладение умениями строить математические объекты
информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке,
удовлетворяющие заданному описанию; строить и создавать программы на реальном
языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты
и настраивать их для нужд пользователя;
·
развитие алгоритмического мышления, способностей к
формализации, элементов системного мышления;
·
воспитание своей деятельности чувства
ответственности за использование результатов своего труда; формирование установки
на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на
недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией
права и законные потребности граждан;
·
приобретение опыта проектной деятельности,
создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных
объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения
компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов,
информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
задачи:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий,
связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением
информации;
-
научить пользоваться наиболее распространенными
прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного
использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами,
входящими в курс среднего образования;
-
познакомить учащихся с понятиями система,
информация, модель, алгоритм и их ролью в формировании современной картины
мира;
-
раскрыть общие закономерности информационных
процессов в природе, обществе, технических системах;
-
познакомить с принципами структурирования,
формализации информации и выработать умение строить информационные модели
для описания объектов и систем;
-
развивать алгоритмический и логический стили
мышления;
-
сформировать умение организовать поиск
информации, необходимой для решения поставленной задачи;
-
сформировать умение планировать структуру
действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи
фиксированного набора средств;
-
сформировать навыки поиска, обработки, хранения
информации посредством современных компьютерных технологий для решения
учебных задач, а в будущем и в профессиональной деятельности;
-
« выработать потребность
обращаться к компьютеру при решении задач из любой предметной области,
базирующуюся на осознанном владении информационными технологиями и навыках
взаимодействия с компьютером.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика
– это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах
различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она
способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на
этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом
образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного
изучения всех основных разделов курса информатики учащимися
информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает
в себя три крупные содержательные линии:
·
Основы информатики
·
Алгоритмы и программирование
·
Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход
на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для
самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не
рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и
программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для
изучения программирования используются язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет
учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце
каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного
материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания.
Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала,
дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных
ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по
теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ,
контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Описание места учебного предмета
Учебник «Информатика. 10 класс» разработаны в соответствии с
требованиями ФГОС, и изучается в 10 классе в
количестве 140 часов (4 часа в неделю). Программой
предусмотрено проведение: количество
практических работ – 15, компьютерных практических заданий - 7, количество
контрольных работ – 4 + вводный контроль, итоговый контроль, зачетных работ –
4, защита проектов (внеурочная деятельность) - 4.
Практические работы методически
ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать
и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение
практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или
дома.
В
программе отражены все основные содержательные линии профильного курса
информатики: «линия информационных процессов» – вопросы, связанные с пониманием
сущности информационных процессов, передачей информации; «линия представления
информации»; «линия алгоритмизации и программирования» – методы и средства
формализованного описания действий исполнителя; «линия исполнителя» – выбор
исполнителя для решения задачи, анализ его свойств и возможностей; «линия
формализации и моделирования» – методы формализации и моделирования реальных
объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, «линия информационных
технологий» – этапы решения задач на ЭВМ, использование программного
обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных
информационных технологиях, основанных на использовании компьютера.
В соответствии с рекомендациями об организации практических
работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение практических
работ (20-25 мин.) в соответствие с САНПИн, направленных на отработку отдельных
технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических
работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.
Формы организации урока:
·
индивидуальные;
·
групповые;
·
индивидуально-групповые;
·
фронтальные;
·
практикумы.
|
Формы контроля ЗУН (ов);
·
наблюдение;
·
беседа;
·
фронтальный опрос;
·
опрос в парах;
·
контрольная работа;
·
практикум.
|
Изменения, внесенные в программу: содержание программы дополнено разделам:
Программирование
в среде Турбо Паскаль. Графика в Паскале.
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета
Изучение информатики в
10 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного
общего образования, способствуя:
· развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов
информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с
различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять
индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и
оценивать ее результаты;
· целенаправленному формирование таких общеучебных понятий,
как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
· воспитанию ответственного и избирательного
отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих
способностей
учащихся.
Развитие
логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок
успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в
областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на
восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация
курса на осознание множественности моделей окружающей действительности
позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою
позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра,
признавать право каждого на собственное мнение.
С нравственно-этическим поведением и
оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения
в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного
пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе
с информацией.
С возможностью понимания ценности,
значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования,
роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.
С развитием логического, алгоритмического и системного
мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях,
связанных с информатикой, ориентацией обучающихся на формирование самоуважения
и эмоционально- положительного отношения к окружающим.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные
результаты
1)
сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и техники;
2)
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
3)
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности;
4)
эстетическое отношение к миру, включая эстетику
научного и технического творчества;
5)
осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные
результаты
1)
умение самостоятельно определять цели деятельности
и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3)
владение навыками познавательной,
учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
4)
готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.
Предметные
результаты
1)
сформированность представлений о роли информации и
связанных с ней процессов в окружающем мире;
2)
владение системой базовых знаний, отражающих вклад
информатики в формирование современной научной картины мира;
3)
сформированность представлений о важнейших видах
дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих
объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных
при передаче;
4)
систематизация знаний, относящихся к математическим
объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в
том числе логические формулы;
5)
сформированность базовых навыков и умений по
соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения
при работе со средствами информатизации;
6)
сформированность представлений об устройстве
современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о
понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об
общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
7)
сформированность представлений о компьютерных
сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и
функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права,
принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств
обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8)
понимания основ правовых аспектов
использования компьютерных программ и работы в Интернете;
9)
владение опытом построения и использования компьютерно-математических
моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с
помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования
реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и
процессов; сформированность представлений о необходимости анализа
соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
10)
сформированность представлений о способах
хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных
и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их
структуре, средствах создания и работы с ними;
11)
владение навыками алгоритмического мышления
и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
12)
овладение понятием сложности алгоритма,
знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации,
алгоритмов поиска и сортировки;
13)
владение стандартными приёмами написания на
алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с
использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ;
использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной
специализации;
14)
владение универсальным языком программирования
высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах
данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
15)
владение умением понимать программы,
написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке
высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать
алгоритмы с использованием таблиц;
16)
владение навыками и опытом разработки программ
в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и
документирования программ.
Содержание учебного предмета
№п/п
|
Разделы
|
Количество
часов
|
1.
|
Общие сведения об организации работ на ПЭВМ, безопасности труда и
пожарной безопасности
|
1
|
2.
|
Повторение
|
4
|
3.
|
Алгоритмизация и программирование Паскаль. Графика
в Т.Р. Решение вычислительных
задач
|
37
|
4.
|
Информация и
информационные процессы
|
10
|
5.
|
Кодирование
информации
|
30
|
6.
|
Логические основы
компьютеров
|
18
|
7.
|
Компьютерная
арифметика
|
10
|
8.
|
Устройство
компьютера
|
8
|
9.
|
Программное
обеспечение
|
7
|
10.
|
Компьютерные сети.
Информационная безопасность
|
16
|
|
За
год
|
140
|
1. Алгоритмизация и программирование в среде Турбо Паскаль. Графика в
Паскале.
Алгоритмы, виды
алгоритмов, описания алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма. Язык программирования Turbo Pascal 7.00. Основные
типы данных, алгоритмические конструкции языка и соответствующие им операторы
языка программирования. Основные типы алгоритмов: линейные, разветвляющиеся,
циклические. Типы переменных. Решение задач с использованием
алгоритмической конструкции цикл и ветвление. Вспомогательные алгоритмы:
функции и процедуры. Создание движущихся изображений, моделирование.
2. Информация и информационные процессы.
Вещество,
энергия, информация — фундаментальные понятия современной науки. Различные
подходы к определению информации. Информационные процессы. Методы поиска информации.
Хранение информации. Передача информации. Обработка информации. Использование
информации. Кодирование графической и звуковой информации. Информационные процессы
в живой природе, обществе, технике. Информационные процессы как основа
управления. Системы управления, их структура, роль обратной связи в управлении.
Информационная деятельность и информационная культура человека. Информационное
общество, его особенности и основные черты. Защита информации, авторских прав
на программное обеспечение. Язык как способ представления информации. Различные
формы представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления
информации. Количество и единицы измерения информации. Позиционные и
непозиционные системы счисления. Двоичная система счисления. Представление
чисел в двоичной системе счисления. Системы счисления, используемые в ЭВМ:
восьмеричная, шестнадцатеричная и др. Алгоритмы перевода чисел из двоичной
системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления и
обратно. Алгоритмы перевода целых чисел из р-ричной в д-ричную систему
счисления. Двоичная арифметика. Особенности и преимущества использования в ЭВМ
двоичной системы счисления. Представление чисел в памяти ЭВМ: представление
чисел с фиксированной и плавающей точкой, прямой, обратный и дополнительный коды.
3. Логические основы работы ЭВМ.
Понятие
об алгебре высказываний. Основные логические операции. Сложные высказывания.
Построение таблиц истинности сложных высказываний. Основные законы преобразования
алгебры логики. Решение логических задач с помощью алгебры логики. Логические
основы ЭВМ. Основные логические элементы, их назначение и обозначение на
схемах. Функциональные схемы логических устройств. Регистры, их виды и
назначение. Одноразрядный двоичный сумматор.
4. Кодирование информации. Информационно - коммуникационные технологии
(технология создания и обработка текстовой, табличной, мультимедийной
информации, сетевые информационные технологии)
Технология обработки текстовой информации
Текстовый
редактор: назначение и основные функции. Ввод и редактирование текста. Фрагмент
текста, работа с фрагментом (выделение, перенос, копирование, удаление и т.
д.). Абзац, операции с абзацами (форматирование, установление межстрочного
интервала и т. д.). Оформление текста: шрифты, цвет символов, заполнение,
обрамление и т. д. Ввод, заполнение и форматирование таблиц.
Технология обработки графической информации
Теоретические
основы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы.
Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический
редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные функции. Работа с
фрагментами изображения. Аниматоры.
Технология обработки числовой информации
Электронные
таблицы: назначение и основные функции. Ячейка: абсолютная и относительная
адресация. Форматы данных (числа, формулы, текст). Ввод и редактирование данных.
Оформление таблиц. Решение расчетных задач. Решение уравнений. Решение задач методом
подбора. Табулирование и построение графиков функций. Деловая графика (диаграммы
различных видов).
Технология хранения, поиска и сортировки информации
Способы
организации баз данных: иерархический, сетевой, реляционный. Системы
управления базами данных (СУБД). Формы представления баз данных (таблица,
картотека). Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей.
Изменение структуры базы данных. Виды и способы организации запросов.
Компьютерные коммуникации
Передача
информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Основные
функциональные параметры модемов. Компьютерные телекоммуникации: назначение,
структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные услуги
компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы.
Гипертекст. Основы технологии World Wide Web. Сеть ИНТЕРНЕТ:
структура, адресация, протоколы передачи. Способы подключения. Броузеры.
Информационные ресурсы. Поиск информации.
5. Аппаратное и программное обеспечение
компьютера.
Основные
устройства компьютера: устройства ввода информации, устройства вывода информации,
устройства хранения информации (внутренняя и внешняя память), носители информации,
устройства обработки информации, устройства передачи информации, устройства
мультимедийной обработки информации. Архитектура ЭВМ. Магистрально-модульный
принцип построения компьютера. Правила техники безопасности при работе на
компьютере.
Программное
обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение.
Операционная система: назначение и основные функции. Файловая система. Путь к
файлу. Графические пользовательские интерфейсы. История развития ВТ. Поколения
ЭВМ.
6. Защита и резервирование информации.
Методы
обеспечения безопасности. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы и защита
информации Архивация. Компьютер и здоровье.
Реализация
воспитательной компоненты
Реализуемые направления
|
Задачи
|
4.Интеллектуальное воспитание
|
-формирование у обучающихся представлений о возможностях
интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития
личности (например, в рамках деятельности научного сообщества, кружков,
специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в
процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад,
интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);
- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности
современного информационного пространства (например, проведение специальных
занятий по информационной безопасности обучающихся по развитию навыков
работы с научной информацией, по стимулированию научно –исследовательской
деятельности учащихся и т.д.);
- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности,
выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к
интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями
человечества, к достижению личного успеха в жизни.
|
6.Социокультурное и
медиакультурное воспитание
|
--формирование опыта восприятия, производства и трансляции
информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества,
культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и
опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном
информационном пространстве
|
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание
|
-формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих
способностей;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в
производстве культуры и культурного продукта;
|
2. Нравственное и духовное воспитание:
|
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося
на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной
ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе
определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям,
культуре и языку своего народа и других народов России.
|
3.Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
|
-формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку
труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
-формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних
лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности
как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей
профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и
развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и
творческой деятельности;
-формирование дополнительных условий для
психологической и практической готовности обучающихся к труду и осознанному
выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям
рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в
профессиональной среде.
|
5. Здоровьесберегающее воспитание:
|
- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного
здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во
внеурочное время;
|
8. Правовое воспитание и культура безопасности:
|
-формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об
основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам
человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
-развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в
школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной
безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на
безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.
|
10. Формирование коммуникативной культуры:
|
-формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая
межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
-формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к
поступку;
-формирование у обучающихся знаний в области современных средств
коммуникации и безопасности общения.
|
11. Экологическое воспитание:
|
-формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия
учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на
сохранение окружающей среды.
|
Описание
учебно-методического и материально-технического
обеспечения
образовательного процесса
1.
Стандарт среднего (полного) общего образования по
информатике и ИКТ Профильный уровень от 2004
г.
2.
Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для
10-11 классов (профильный уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
3.
Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г.
Семакина, Е.К Хеннера. (Программы для общеобразовательных учреждений:
Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин, М.: БИНОМ, Лаборатория
знаний, 2007)
I. Учебно-методический комплект
1.
Информатика и ИКТ.10 класс
Профильный уровень: Учебник для 10 класса /М.Е. Фиошин. – М.:Дрофа, 2008
2.
Информатика и ИКТ. Профильный уровень: Учебник для
10 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
3.
Задачник-практикум по информатике (в двух томах) Л.
Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, О. Русакова, И. Семакин, Е. Хеннер, А.
Шестаков, Л. Шестакова, Т. Шеина, М. Южаков/ под ред. И. Семакина, Е. Хеннера,
М.:-БИНОМ, 2007
4.
Информатика и ИКТ. Профильный уровень: Учебник для
10 класса / Н.Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
5.
ЦОР: Электронный учебник: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr
6.
Информатика и информационные технологии. Учебник
для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. – М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003
7.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы:
методическое пособие. Семакин И.Г., Хеннер Е.К.- М,: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2003
II. Литература для учителя.
1.
Преподавание профильного
уровня информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,:
Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
2.
Структурированный конспект
базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых
Знаний, 2001.
3.
Набор ЦОР к базовому курсу
информатики в 10-11 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
4.
Поурочные планы по учебнику
Угриновича Н.Д. «Информатика» для 10 класса (Рябинина Л.В.)
5.
CD – диск приложение к курсу Угриновича Н.Д.
III. Технические средства обучения.
1.
Компьютер
2.
Проектор
3.
Принтер
4.
Модем ASDL
5.
Устройства вывода звуковой
информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией,
колонки для озвучивания всего класса.
6.
Сканер.
7.
Web-камера.
8.
Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные
средства.
1.
Операционная система Windows ХР.
2.
Антивирусная программа
Антивирус Касперского 6.0
3.
Программа-архиватор WinRar.
4.
Клавиатурный тренажер.
5.
Интегрированное офисное
приложение МS
Office
2007.
6.
Программа-переводчик.
7.
Система оптического
распознавания текста АВВYY FineReader 9.0 Sprint.
8.
Мультимедиа проигрыватель.
9.
Система программирования Turbo Pascal.
Учебник
1.
«Информатика и ИКТ (профильный уровень)». 10 класс
+ Компьютерный практикум на CD-ROM, М. Е. Фиошин, А. А. Рессин, С. М. Юнусов
под ред. А. А. Кузнецова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
2.
«Информатика и ИКТ (профильный уровень)». 10 класс
+ Компьютерный практикум на CD-ROM, Н. Угринович, М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2008
3.
Информатика и ИКТ. Профильный уровень: Учебник для
10-11класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова.
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
4.
Задачник-практикум по информатике (в двух томах) Л.
Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, О. Русакова, И. Семакин, Е. Хеннер, А.
Шестаков, Л. Шестакова, Т. Шеина, М. Южаков/ под ред. И. Семакина, Е. Хеннера,
М.:-БИНОМ, 2007
5.
Семакин И. Г., Вараксин Г. С. Структурированный
конспект базового курса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
6.
Набор ЦОР к базовому курсу
информатики в 10 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)
Планируемые
результаты изучения учебного предмета
ученик должен:
знать/понимать
- понятия: информация, информатика, компьютерная
сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www,
Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол,
поисковая система, геоинформационная система;
- виды информационных процессов; примеры источников и
приемников информации;
- единицы измерения количества информации, скорости
передачи информации и соотношения между ними;
- сущность алфавитного подхода к измерению
информации
- назначение и функции используемых информационных и
коммуникационных технологий;
- представление числовой, текстовой, графической, звуковой
информации в компьютере;
- назначение коммуникационных и информационных служб
Интернета;
- основные технологии создания, редактирования,
оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с
помощью современных программных средств информационных и коммуникационных
технологий;
- назначение и функции операционных систем;
уметь
- решать задачи на измерение информации, заключенной в
тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации,
передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
- выполнять пересчет количества информации и
скорости передачи информации в разные единицы;
- представлять числовую
информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия
над числами в двоичной системе счисления;
- создавать информационные объекты, в том числе:
компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с
форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
- искать информацию с применением правил поиска
(построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках
информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении
заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным
оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором,
цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники
безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами
информационных и коммуникационных технологий;
- оперировать различными видами информационных
объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с
реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные
процессы в социальных, биологических и технических системах;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя
различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием
средств информационных технологий;
- наглядно представлять числовые показатели и
динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных
образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы
с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с
информацией;
- эффективной организации индивидуального
информационного пространства.
Требования к результатам освоения курса
личностные:
1)
сформированность ответственного отношения к учению,
готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному
построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых
познавательных интересов;
2)
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
4)
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в
устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
5)
представление об информатике как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6)
критичность мышления, владение первичными навыками
анализа и критичной оценки получаемой информации, умение распознавать логически
некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7)
креативность мышления, инициатива, находчивость,
активность при решении задач;
8)
умение контролировать процесс и результат учебной
информационно-коммуникативной деятельности;
9)
способность к эмоциональному восприятию информационных
объектов, задач, решений, рассуждений;
10) организация
индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных
средств;
метапредметные:
1)
умение самостоятельно планировать альтернативные
пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
2)
умение осуществлять контроль по результату и по
способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые
коррективы;
3)
умение адекватно оценивать правильность или
ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные
возможности её решения;
4)
осознанное владение логическими действиями
определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе
самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5)
умение устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать аргументированные выводы;
6)
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
7)
первоначальные представления об идеях и о методах
информатики как об универсальном средстве моделирования явлений и процессов;
8)
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические
средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9)
умение видеть информационный компонент в контексте
проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10)
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач
и понимать необходимость их проверки;
11)
умение видеть различные стратегии решения задач;
12)
понимание сущности алгоритмических предписаний и
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
13)
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и
создавать алгоритмы для решения учебных задач;
14)
умение планировать и осуществлять деятельность,
направленную на решение задач исследовательского характера;
15)
умение находить в различных источниках информацию,
необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать
решение в условиях неполной и избыточной, детерминированной и вероятностной
информации;
16)
сформированность учебной и общепользовательской
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ-компетентность);
17)
умение решать задачи из разных сфер человеческой
деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ, соблюдая
этические и правовые нормы;
18)
умение использовать средства ИКТ для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
19)
умение использовать готовые прикладные компьютерные
программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями
программ и сервисами;
предметные в сфере познавательной
деятельности:
1)
освоение основных понятий и методов информатики;
2)
понимание предпосылок к автоматизации информационных
процессов;
3)
выделение основных информационных процессов в
реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных
процессов в биологических, технических и социальных системах;
4)
умение выбирать язык представления информации в
соответствии с поставленной целью, определять внешнюю и внутреннюю формы
представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической
обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки,
деревья и др.);
5)
наличие представлений об информационных моделях и
необходимости их использования в современном информационном обществе;
6)
умение использовать типовые средства (таблицы,
графики, диаграммы, формулы, программы, структуры данных и пр.) для построения
моделей объектов и процессов из различных предметных областей;
7)
умение планировать и проводить компьютерный
эксперимент для изучения построенных моделей;
8)
построение модели задачи (выделение исходных
данных, результатов, выявление соотношений между ними);
9)
выбор источников информации, необходимых для
решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных,
информационно-телекоммуникационные системы, ресурсы Интернета и др.);
10)
выбор программных средств, предназначенных для
работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
11)
освоение основных конструкций процедурного языка
программирования;
12)
использование основных алгоритмических конструкций
для построения алгоритма и освоение методов решения задач, связанных с
использованием набора типовых учебных алгоритмов, проверка правильности алгоритма
путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление
типовых ошибок с использованием современных программных средств;
13)
умение анализировать систему команд формального
исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью
задач заданного класса;
14)
оценивание числовых параметров информационных
процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации; скорости
обработки и передачи информации и пр.);
15)
построение простейших функциональных схем основных
устройств компьютера;
16)
определение основополагающих характеристик современного
персонального коммуникатора, компьютера;
17)
приобретение опыта использования информационных
ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической
деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению
персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
18)
осуществление мер по повышению индивидуальной
информационной безопасности и понижению вероятности несанкционированного
использования персональных информационных ресурсов другими лицами;
предметные в сфере ценностно-ориентационной
деятельности:
1)
понимание роли информационных процессов как
фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента в
развитии современной информационной цивилизации;
2)
оценка информации, в том числе получаемой из
средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать
корректную аргументацию от некорректной;
3)
использование ссылок и цитирование источников
информации, анализ и сопоставление различных источников;
4)
проблемы, возникающие при развитии информационной
цивилизации, и возможные пути их разрешения;
5)
приобретение опыта выявления информационных
технологий, разработанных со скрытыми целями;
6)
следование нормам жизни и труда в условиях информационной
цивилизации;
7)
соблюдение авторского права и прав интеллектуальной
собственности; знание особенностей юридических аспектов и проблем использования
ИКТ; соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче
информации по телекоммуникационным каналам;
предметные в сфере коммуникативной
деятельности:
1)
знание особенностей представления информации различными
средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных
языков);
2)
понимание основных психологических особенностей
восприятия информации человеком;
3)
представление о возможностях получения и передачи
информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках
каналов связи;
4)
овладение навыками
использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск
информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых
программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др..
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.