Наименование
разделов и тем
|
Содержание
учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
|
Объем
часов
|
Уровень
освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Введение
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Историческое
знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития.
|
1
|
Цивилизации,
варианты их типологии.
|
Факторы
исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический
и др.
|
История
России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история
как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской
истории.
|
Периодизация
всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории.
|
Раздел
1. Древнейшая стадия истории человечества
|
|
2
1
|
|
Тема
1.1 Первобытная эпоха.
еловеческом
сообществе первобытной эпохи
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
|
Формирование знаний о природном и социальном в человеке и
человеческом сообществе первобытной эпохи. Проблема
антропогенеза. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по
земному шару.
|
|
2
|
Характеристика среды обитания, социальной жизни, родовой общины.
Распределение социальных функций между полами. Возникновение религиозных
верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических
изменений.
|
Формирование знаний о неолитической революции. Определение
изменений в укладе жизни и формах социальных связей. Рассмотрение очагов
возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете, социальных
последствий перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление
частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки.
Рабы и рабство. Разделение труда. Изучение предпосылок возникновения
цивилизации, протоцивилизации.
|
Практическое
занятие №1Составление таблицы по теме «Периодизация
первобытнообщинного строя. Изменения в жизни людей каменного века». Природное
и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Начало
социальной жизни. Родовая община. Неолитическая революция
|
1
|
|
Раздел
2. Цивилизации Древнего мира.
|
|
8
|
Тема
2.1. Ранние цивилизации, их отличительные черты
|
Содержание учебного материала
|
1
|
Определение хронологических и географических рамок истории
Древнего мира.
|
2
|
Изучение ранних цивилизаций: Египет, Передняя Азия, Индия,
Китай, Доколумбова
Америка; материальной культуры и экономики ранних цивилизаций; социального строя, политической и военной организации;
идеология, менталитета.
|
Практическое
занятие №2 заполнение таблицы по теме «Индия и Китай в древности».
|
1
|
Тема
2.2. Античная цивилизация
|
Содержание учебного материала
|
1
|
|
Формирование знаний об античной цивилизации, становлении
полисной цивилизации в Греции: географических и социальных
предпосылках; сущности греческого полиса. Изучение
Великой колонизации, ее причин, направлений и последствий. Рассмотрение роли
Афин и Спарты в жизни греческого мира. Изучение греческой культуры
классической эпохи. Характеристика Александра Македонского и периода
эллинизма. Изучение Древнего Рима: этапов становления общества и государства,
экономики, общественного строя, государственного аппарата в республиканском и
императорском Риме
|
2
|
Религии
Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций. Формирование знаний о мировых религиях,
буддизме, конфуцианстве, религии древних евреев, раннем христианстве.
|
Практическое занятие №3 Культурное
наследие Древних цивилизаций.
Сравнение
древних мировых цивилизаций, выявление общих черт и различий.
|
1
|
|
Самостоятельная
работа №1
Контрольная
работа по теме
«Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья».
|
4
|
|
Раздел
3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
|
|
12
|
|
Тема
3.2. Китайско-конфуцианская цивилизация
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
Периодизация
средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы.
|
2
|
Роль
исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность
государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни.
|
Изучение
нашествий на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Формирование
знаний о характере монгольского владычества.
|
Тема
3.3. Буддизм на Востоке в Средние века
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
Практическое
занятие № 4 решение исторических задач по теме «Буддизм на востоке в Средние
века». Изучение правящих династий, столицы, границы, индийского общества в
Средние века. Исследование сущности буддизма, священных мест, связанных с
Буддой. Рассмотрение этапов превращения буддизма в мировую религию,
особенностей распространения буддизма в Китае и проникновения буддизма в
Японию.
|
2
|
Тема
3.4. Арабо-мусульманская цивилизация
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Формирование
знаний о возникновении ислама, Мухаммаде.
Изучение
особенностей государственного и общественного строя арабов; арабских
завоеваний; исламизации: путей и методов, складывание мира ислама.
Рассмотрение географических и политических границ мира ислама к концу ХV в.
|
2
|
|
Самостоятельная
работа №2 Контрольная работа по теме «Древний Восток»
|
4
|
Тема
3.5. Становление западноевропейской средневековой цивилизации
|
Содержание учебного материала
|
1
|
|
Изучение хронологических рамок западного
Средневековья.
|
2
|
Анализ встречи античной
цивилизации и варварского мира, основных этапов взаимоотношений римлян и
германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.).
|
Формирование знаний о Великом
переселении народов и его исторических результатов.
|
Характеристика исторических итогов раннесредневекового
периода, государства Европы VIII—XІ вв.;
политической раздробленности и ее причин.
|
Тема
3.6. Основные черты и этапы восточнохристианской цивилизации
|
Содержание учебного материала
|
1
|
|
Изучение роли античных традиций в развитии
восточнохристианской цивилизации. Формирование знаний о Византийском
государстве, церкви, обществе, особенностях отношений земельной
собственности. Сравнение городов и деревни, уровня развития.
|
2
|
Формирование знаний о культуре и православии, путях и
этапах распространения православия.
|
Рассмотрение внутренних и внешних причин гибели
Византии.
|
Практическое занятие №5 Составление глоссария по теме: «Основные
черты и этапы восточнохристианской цивилизации».
|
Тема
3.8. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и
контактов
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
Изучение Средиземноморья как главного ареала
цивилизационных контактов, крестовых походов. Практическое занятие №6 составления
опорного конспекта по теме: «Особенности развития контактов Западной и
Восточной цивилизации». Анализ встречи восточнохристианской, мусульманской и
западнохристианской цивилизаций и их взаимное влияние в материальной жизни,
науке, культуре.
|
2
|
Раздел
4. История России с древнейших времен до конца XVII века
|
|
38
|
|
Тема
4.1. Племена и народы Восточной Европы в древности
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
Заселение
Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I
тысячелетии до н. э.
|
1
2
|
Формирование
знаний о славянах и Великом переселении народов (IV—VI вв.), его причинах;
германских и славянских племенах в Европе.
|
Формирование
знаний о готах, гуннах, тюрках, Аварском и Хазарском каганатах,
финно-угорских племенах.
|
Практическое занятие№7 Работа с документами по теме «Восточные
славяне в VII-VIIIвв.» (быт и
хозяйство восточных славян, жилище, одежда, формы хозяйствования,
общественные отношения, семья, роль женщин в общине, верования, славянский
пантеон и языческие обряды).
|
1
|
Тема
4.4. Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской
Руси
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
Изучение
предпосылок образования государства у восточных славян, разложения
первобытно-общинного строя. Формирования союзов племен. Формирование знаний о
вече и его роли в древнеславянском обществе; князья и дружинники: их
происхождение и социальный статус.
|
2
|
Изучение
племенных союзов восточных славян, общественного строя. Углубление знаний о
князьях и их дружине, свободных и несвободных.
|
2
|
«Путь
из варяг в греки».
|
Формирование
знаний о первых русских князьях и их деятельности: военных походах и
реформах; дани и данничестве.
|
Тема
4.6. Крещение Руси.
|
Содержание учебного материала
|
1
|
|
Изучение этнополитических особенностей Древней Руси.
Анализ военных, дипломатических и торговых контактов Руси и Византии в IX–X
вв.
|
1
|
Характеристика Владимира Святого. Изучение причин
введения христианства, культурно-исторического значения христианизации.
|
Тема
4.7. Русь и ее соседи в XI-начале XII вв.
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Изучение
взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв.
|
2
|
Сравнение
Руси и кочевых народов южнорусских степей: военное противостояние, этническое
и культурное взаимовлияние.
|
Формирование
знаний о праве в Древней Руси. Характеристика Ярослава Мудрого, «Русской
правды». Изучение власти и собственности, основных категорий населения.
Формирование знаний о князе и боярстве, знатных и простолюдинах, свободных и
несвободных, городе и горожанах.
|
Исследование
истоков русской культуры, значения христианства в становлении национальной
культуры. Изучение устного народного творчества, славянской письменности,
древнерусской литературы, архитектуры, живописи.
|
Тема
4.8. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности.
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
Формирование
знаний о причинах раздробленности, междоусобной борьбы князей. Древняя Русь и
Великая степь.
|
|
1
2
|
Характеристика
крупнейших земель и княжеств Руси, их особенностей.
|
Характеристика
Великого Новгорода, хозяйственного, социального и политического развития.
|
Характеристика
Владимиро-Суздальского княжества. Формирование знаний о роли городов и
ремесел, политическом устройстве.
|
Характеристика
Галицко-Волынского княжества. Формирование знаний о земледелии, городах и
ремеслах, роли боярства. Изучение княжеств при Романе Мстиславиче и Данииле
Галицком.
|
Практическое занятие №8 Составление таблицы по
теме «Политическая раздробленность на Руси»
|
1
|
Тема
4.9. Борьба Руси с иноземными завоевателями.
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
Характеристика
общественно-экономического строя монгольских племен. Формирование знаний о
державе Чингисхана и монгольских завоеваниях; нашествии Батыя на Русь.
Изучение
Золотой Орды, ее социально-экономического и политического устройства.
Рассмотрение Руси под властью Золотой Орды.
|
2
|
Характеристика
Прибалтики в начале XIII в.
Формирование знаний об агрессии крестоносцев в прибалтийские земли, рыцарских
орденах, борьбе народов Прибалтики и Руси против крестоносцев, разгроме
шведов на Неве, Ледовом побоище. Углубление знаний об Александре Невском:
политике подчинения Орде и противодействия католицизму
|
Объединение
литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в
составе Великого княжества Литовского.
|
Практическое
занятие №9 Работа с историческими документами по теме «Вторжение
крестоносцев. Александр Невский». Решение проблемных
заданий.
|
1
|
Тема
4.10. Русь на пути к возрождению.
|
Содержание
учебного материала
|
1
1
|
|
Восстановление экономического уровня
после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы
собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства.
Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство.
|
2
|
Сопоставление
Руси и Золотой Орды в XIV в. Изучение борьбы за великое княжение,
экономического и политического усиления Московского княжества. Борьба Москвы
и Твери. Характеристика Ивана Калиты.
Практическое
занятие №10 Работа с историческими документами по теме «Дмитрии Донской. Куликовская
битва и ее значение».
|
Церковь
в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и
Сергий Радонежский.
|
Изучение
западных территорий Руси. Великого княжества Литовского и Польши.
|
Рассмотрение
особого расположения Новгородской республики, «Вольностей» новгородских,
еретических движений, отношений с Москвой.
|
|
Самостоятельная
работа №3 Рефераты «История Хакассии с древнейших времен до конца XVII века»
|
10
|
Тема
4.11. От Руси к России.
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Формирование
знаний о характере и особенностях объединения Руси. Характеристика Ивана III.
Формирование знаний о присоединении Новгорода и других земель; свержении
ордынского ига (1480 г.); завершении образования единого Русского
государства.
|
2
|
Выделение
предпосылок централизации. Изучение политического строя. Характеристика
Судебника 1497 г. Рассмотрение органов центральной и местной власти,
зарождения приказного строя, боярской думы, Государева двора, организации
войска.
|
Сопоставление
церкви и великокняжеской власти. Изучение церковно-политической теории
«Москва — третий Рим» и ее роли в противостоянии распространению западных
идей. Углубление знаний о вкладе православной церкви в укреплении единого
государства.
|
Тема
4.12. Россия в царствование Ивана Грозного.
|
Содержание
учебного материала
|
1
1
|
|
Территория
и население России в XVI в.
|
1
2
3
|
Характеристика
Елены Глинской, боярского правления. Венчание на царство Ивана Грозного,
формирование самодержавной идеологии. Характеристика Избранной Рады и ее
реформ. Изучение элементов сословно-представительной монархии в России.
Характеристика Судебника 1550 г. Формирование знаний о церкви и государстве,
стоглавом соборе, военных преобразованиях.
|
Формирование
знаний об опричнине и причинах ее введения, опричном террор,
социально-экономических и политических последствиях опричнины. Характеристика
Ивана Грозного и Андрея Курбского, митрополита Филиппа. Изучение
экономического положения и социально-политического противоречия в русском
обществе конца XVI в.
|
Характеристика
основных направлений внешней политики Ивана Грозного. Формирование знаний о
присоединении Казанского и Астраханского ханств, вхождение башкирских земель
в состав России, укреплении позиций России на Кавказе, отношениях с Крымским
ханством, казачестве.
|
Формирование
знаний о борьбе за выход к Балтийскому морю. Изучение Ливонской войны
(1558–1583 гг.), образования Речи Посполитой (1569
г.), народов Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства, походе Ермака.
Формирование знаний о вхождении Западной Сибири в состав Российского
государства
|
Практическое
занятие №11 Работа по карте, составление таблицы по теме: «Расширение
территории государства. Ливонская война».
|
Тема
4.13. Смута в России начала XVIIв.
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
Определение
предпосылок Смуты в России. Характеристика Бориса Годунова и его политики.
Рассмотрение вопроса об учреждении патриаршества.
|
2
|
Формирование
знаний о гражданской войне в России, самозванцах, народных восстаниях,
вмешательстве Польши и Швеции во внутренние дела России, Семибоярщине,
польских войсках в Москве. Характеристика первого и второго ополчения: Кузьмы
Минина и Дмитрия Пожарского. Изучение Земского собора 1613
г. и начала правления Романовых.
|
Выявление
причин и условий становления сословно-представительной монархии и ее
особенности в России. Окончание гражданской войны.
|
Практическое
занятие №12 Решение проблемных заданий по теме «Иностранная
интервенция. Освобождение
Москвы».
|
1
|
Самостоятельная
работа №4 Подготовка презентаций по теме: Русская культура
в XIII-XVIIвв.Изучение
справочной, документальной, художественной литературы
|
6
|
Тема
4.14. Россия в середине и второй половине XVII века.
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Территория
и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля.
|
|
3
2
|
Характеристика
Соборного уложения 1649 г. Изучение юридического оформления крепостного
права, городских восстаний середины XVII столетия.
|
Характеристика
политического строя России. Формирование знаний о развитии приказной системы,
падении роли Боярской думы и земских соборов, характере и особенностях
российского самодержавия.
|
Практическое
занятие №13 в форме семинара по теме: « Церковный раскол. Восстания XVII в». Крестьянская
война под предводительством Степана Разина.
|
Характеристика
основных направлений внешней политики России. Изучения присоединении
Левобережной Украины, войны со Швецией и Турцией, овоения Сибири и Дальнего
Востока.
|
Тема
4.15. Русская культура в XIII-XVIIвв.
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
Практическое
занятие № 14 защита презентаций по теме «Русская культура
в XI-XVIIвв».
|
1
|
Характеристика
«Домостроя», социальной роли женщины, быта и нрава.
|
Формирование
знаний об «обмирщении» русской культуры в XVII в., расширении
культурных связей с Западной Европой.
|
Определение
новых жанров в литературе. Рассмотрение Славяно-греко-латинской академии.
|
Раздел
5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIIIвв.
|
|
8
|
Тема
5.1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному
обществу.
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
Сопоставление
Запада и Востока в XVI–XVII вв.:
многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между
Западом и Востоком.
Изучение
предпосылок возникновения феномена «модернизации» и его содержательная
сторона. Понятие «Новое время».
|
2
|
Тема
5.2. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения
и Реформации.
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
Социальный
смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Европа в период Реформации и
Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и
пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства.
Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности.
Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего
мира.
|
1
|
Практическое
занятие №15 составление кроссворда по теме «Европа в период
Реформации и Контрреформации».
|
|
Тема
5.4. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации.
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
Образование
централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм.
|
1
2
|
Анализ Английская революция XVII в. и ее
значения для Европы.
|
Характеристика
«Просвещенного абсолютизма» и его особенностей в Австрии, Пруссии, России
|
Тема
5.5. Европа XVII в.:
новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах.
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
Формирование
знаний о XVII веке эпохе всеобщего европейского кризиса, синхронности
кризисных ситуаций в разных странах.
Изучение
процесса модернизации западного мира, зарождения нового хозяйственного
уклада в экономике, урбанизации, нового в облике городов и жилищ, размывания
сословного строя и стремления зафиксировать внешние черты сословной
принадлежности.
Рассмотрение
секуляризации общественного сознания.
|
|
2
|
Тема
5.8. Технический прогресс и Великий промышленный переворот.
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Рассмотрение
технических изобретений и изменений отношений к ним в обществе. Формирование
знаний об изобретателях и предпринимателях, работающих машинах, паровом
двигателе, переходе от мануфактуры к фабрике, развитие
транспортно-коммуникационной системы.
|
2
|
Изучение
промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и
социальной жизни; изменения в социальном составе общества.
|
|
2
|
Тема
5.9. Революции XVIII в. и
их значение для утверждения индустриального общества
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
.
|
Изучение
войны за независимость североамериканских колоний и попытки реализации
просветительских идеалов. Углубление знаний об образовании США и влияния
североамериканских событий на европейское общество. Характеристика
Французской революции XVIII в.,
политических режимов периода Революции, Конституции.
|
|
|
|
Контрольное
тестирование №1 по теме «Истоки индустриальной цивилизации
|
1
|
|
Раздел
6. Россия в XVIII веке.
|
|
12
|
Тема
6.1.Россия в период реформ Петра I.
|
Содержание учебного материала
|
1
1
|
Изучение предпосылок реформ Петра I, особенностей модернизационного процесса в России.
|
2
|
Изучение Северной войны и ее итогов; изменения места России в
мире, провозглашения ее империей.
|
Характеристика социально-экономической политики Петра I и социальной структуры русского общества, крепостной экономики.
Формирование знаний о «регулярном государстве».
|
Рассмотрение
культурного переворота петровского времени.
|
Практическое
занятие№16 составление таблицы по теме «Культурный переворот
петровского времени».
|
|
Изучение
документов, заполнение сравнительной таблицы.
|
Тема
6.2.Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I
(1725-1762гг.)
|
Содержание учебного материала
|
2
|
Анализ причин дворцовых переворотов. Екатерина I. Формирование знаний о Верховном Тайном совете. Характеристика
Петра II. Формирование знаний о «затейке» верховников и воцарении Анны
Иоанновны, бироновщине.
|
1
2
3
|
Изучение политической борьбы и дворцового переворота 1741
г., социально-экономической политики Елизаветы Петровны, участии России в
Семилетней войне.
|
Изучение правления Петра III,
дворцового переворота 1762 г. и воцарения Екатерины II.
|
Тема
6.3.Россия во второй половине XVIII в.
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
Характеристика «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Изучение восстания под предводительством Емельяна Пугачев,
характера и направленности реформ Екатерины Великой. Углубление знаний о
личности императрицы и итогах екатерининского царствования.
|
2
|
Характеристика личности Павела I и основных направлений его политики.
|
Характеристика внешней политики России во второй половине XVIII в., выхода России к Черному морю. Изучение разделов Речи
Посполитой и вхождении украинских и белорусских земель в состав Российской
империи.
|
Самостоятельная
работа №5 Сочинение на тему «Роль личности в истории России.
|
4
|
|
Тема
6.4.Культура России в середине и во второй половине XVIII в.
|
Содержание учебного материала
|
1
|
Русская культура в середине XVIII в.
Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и
изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.
|
|
1
|
|
Контрольное
тестирование №2 по теме «Россия в XVIII в»
|
1
|
|
Раздел
7. Становление индустриальной цивилизации.
|
|
6
|
Тема
7.1.Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному
обществу.
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
Характеристика
европейских революций середины XIX в. Изучение
движения за реформы: требований, формы организаций, результативности.
|
2
|
Изучение объединительных процессов в Европе и Америке;
объединения Германии и Италии.
|
Характеристика Гражданской войны в США. Формирование знаний о славянском
Возрождении и России.
|
Тема
7.2.Развитие капиталистических отношений и социальной структуры
индустриального общества в XIX в.
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Изучение
социального состава общества: старых и новых составляющих, дворянства,
среднего класса, крестьянства, пролетариата, деревенского общества,
городского населения: количественного роста, нового образа жизни, новых форм
деятельности.
|
2
1
|
Городская
семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.
|
Тема
7.3. Особенности духовной жизни нового времени.
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Изучение
мировосприятия человека индустриального общества, веры в прогресс и культ «положительных»
знаний
|
2
1
|
Формирование
знаний о классической научной картине мира, научных открытий: количественной
и качественной характеристики, Дарвине и дарвинизме.
|
История
— «муза века».
|
Раздел
8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.
|
|
4
|
|
Тема
8.1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной
экспансии.
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
Варианты
реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция,
сопротивление и подчинение.
|
1
2
|
Колониальное
соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их
организации.
|
«Освоение»
Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.
|
Тема
8.2. Попытки модернизации в странах Востока.
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Характеристика
«Восточного вопроса» с точки зрения межцивилизационного диалога. Изучение
проблемы Суэцкого канала, попыток модернизации в Османской империи.
|
|
Изучение
Японии: от самоизоляции к практике модернизации.
|
Изучение
политики самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».
|
Раздел
9. Россия в XIX веке.
|
|
23
|
|
Тема
9.1. Россия в первой половине XIX столетия.
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
Характеристика
территории и населении империи. Формирование знаний об особенностях
российской колонизации, роли географического фактора в социально-экономическом
и политическом развитии России, национальном вопросе.
|
2
|
Характеристика
социальной структуры, дворянств, духовенства, городского населения,
крестьянства, казачества. Изучение социального и культурного разрыва между сословиями,
аристократической культуры и «культуры безмолвствующего большинства».
|
Тема
9.2. Власть и реформы в первой половине XIX в.
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
Изучение
реформ начала царствования Александра I, проблем соотношения просвещения
и самодержавия. Формирование знаний о дворянском консерватизме,
аристократической оппозиции, идейной борьбе М.М. Сперанского и Н.М.
Карамзина.
|
1
2
3
|
|
Характеристика
России в 1815–1825 гг. Изучение конституционных проектов, причин неудач
реформ Александра I.
Характеристика А.А.Аракчеева. Формирование знаний о военных поселениях,
общественном движении и декабристах.
|
|
Характеристика
Николая I.
Формирование знаний о смене политических приоритетов, роли бюрократии,
официального национализма, консерватизме в государственно-правовой и
идеологической сферах, кризисе идеологии самодержавия
|
Тема
9.3. Внешняя политика Александра I и Николая I.
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Углубление
знаний о геополитическом положении России к началу XIX в.,
основных направлениях и принципах внешней политики. Изучение антифранцузской
коалиции и Отечественной войны 1812 г.
|
1
2
|
Характеристика
Европы после Наполеона. Изучение «Священного союза» и идеалов легитимизма.
Рассмотрение финской автономии и польской Конституций.
|
Формирование
знаний о борьбе с Османской империей. Исследование взаимоотношений России и
христианских народов Балканского полуострова, Российской империи и
мусульманских народов Кавказа. Изучение Кавказской войны.
|
Определение
роли Закавказья в политике Российской империи. Изучение борьбы с Ираном за
территории и влияние и вхождения Закавказья в состав России.
|
Россия и европейские революции 1830–1831 гг.,
1848–1849 гг.
|
Углубление
знаний о Крымской войне и крахе «Венской системы».
|
Тема
9.4. Россия в эпоху великих реформ Александра II
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
Характеристика
России после Крымской войны. Характеристика Александра II.Формирование
знаний о подготовке крестьянской реформы, отмене крепостного права, судебной,
земской и военной реформе, финансовых преобразованиях, реформах в области
просвещения и печати. Анализ итогов реформ, их исторического значения.
|
2
3
|
Формирование
знаний о либералах и консерваторах, власти, особенностях
государственно-политического консерватизма второй половины XIX в.,
российском либерализме. Анализ реакции на польское восстание.
Формирование
знаний о социалистических идеях в России, российских радикалах: от нигилистов
к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам, народнических кружков, «Народной
воле», правительственных репрессиях и революционном терроре.
Рассмотрение
цареубийства 1 марта 1881 г. и его последствий.
|
Практическое
занятие №17 составление глоссария, работа с историческими документами
по
теме «Общественное движение в 60-начале 80-х гг. XIX в.». Дискуссия
по ключевым вопросам темы.
|
1
|
|
Самостоятельная
работа№6 Практическая
работа по теме «Крестьянская реформа 1861 г».
|
5
|
|
Тема
9.6. Пореформенная Россия
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
Общество
и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок.
Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях
индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства.
Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат.
|
1
2
|
Характеристика
консервативного курса Александра III. Ограничение
реформ. Ужесточение цензуры. Изучение сословной и национальной политики
правительства.
|
Изучение
общественного движения: спада и нового подъема.
|
Тема
9.7. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Изучение
геополитических интересов империи и международных противоречий, отмены
условий Парижского мира. Рассмотрение «Союза трех императоров». Сопоставление
Россия и Востока. Рассмотрение России и Славянского вопроса. Изучение
русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и ее результатов. Характеристика России и
европейских держав. Рассмотрение политики России в Средней Азии и на Дальнем
Востоке.
|
2
|
Тема
9.8. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России.
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Исследование
влияния великих реформ на развитие русской культуры. Анализ перемен в системе
образования: училища, школы, гимназии, университеты.
|
2
|
Углубление
знаний о развитии науки и техники.
|
Характеристика
Золотого века русской литературы. Изучение музыкальной культуры, живописи,
архитектуры, театра.
|
Самостоятельная
работа №7
Контрольная работа по разделу: Россия в XIX веке.
|
6
|
|
Раздел
10. От Новой истории к Новейшей
|
|
18
|
Тема
10.1. Международные отношения в начале XXв.
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
Характеристика
изменений в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Формирование
знаний о колониальных империях Великобритании и Франции, о возвышении
Германии и США, о территориальной экспансии Японии. Определение России в
системе международных отношений.
Формирование
знаний о начале борьбы за передел мира. Изучение русско-японской войны.
Анализ складывания двух противостоящих друг другу военных блоков великих
держав — Тройственного союза и Антанты.
|
1
|
Тема
10.2. Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв.
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
Энергетическая
революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ
познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт —
кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук.
Новые отношения науки и производства.
|
1
|
Тема
10. 3. Россия в начале XX
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Изучение
социального и демографического состава российского общества, миграционных
процессов, кризиса сословного деления.
|
1
2
|
|
Характеристика
российской правовой системы, свода законов Российской империи. Углубление
знаний о государстве, особенностях российской монархии, системе министерств,
становлении российского парламентаризма. Формирование знаний о
Государственной думе и Государственном совете, региональной структуре
управления, местном самоуправлении.
|
|
Характеристика
общественной жизни, либерализма и консерватизма. Изучение революции 1905–1907
гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Изучение
традиционализма и модернизма в левом движении: народнические и марксистские
партии.
|
Анализ
экономических реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.
|
Тема
10.4. Первая мировая война
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Выявление
истоков, причин и собенностей военных конфликтов в XX в.:
техносфера против человечества. Изучение тотального характера войны, гибели
традиционных военно-административных империй. Рассмотрение Версальской
системы.
|
2
|
Тема
10.5. Россия в Первой мировой войне
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Анализ
влияния войны на общество, изменений в социальной структуре, диспропорций в
государственной системе, экономике и национальной политике. Сопоставление
армии и общества: перекос во взаимоотношениях, государства и общественных
организаций: попыток взаимной интеграции; замыслы и результат. Анализ
изменений правовой системы.
|
2
|
Тема
10.6. Февральская революция в России
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Причины
и ход революции.
|
2
|
Эволюция
власти и общества от февраля к октябрю 1917
г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации
общества
|
Учредительное
собрание: ожидание, деятельность, результат
|
Тема
10.7. Приход большевиков к власти в России
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
Характеристика
первых шагов советской власти. Изучение трансформации дореволюционных идей
большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование
однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов
до Конституции 1918.
|
1
2
3
|
Характеристика
государственного устройства. Формирование знаний о «Советской демократии» и
партийных органах.замене конституционных органов власти чрезвычайными,
централизации власти, однопартийной системе: от демократии внутри партии до «демократии»
внутри руководства.
|
Изучение
экономики «Военного коммунизма»: чрезвычайная мера или форсированная
модернизация? Анализ экономических, социальных и политических аспектов
политики «военного коммунизма».
|
Изучение
Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон.
Анализ красного и белого террора, причин поражения антибольшевистских сил.
Формирование знаний о российской эмиграции.
|
Практическое
занятие №18 творческая работа студентов по теме «Создание
Советского государства: внутренняя и внешняя политика». Рассмотрение
деятельности Советской России на международной арене. Изучение условий
Брестского мира, военной интервенции стран Антанты, изоляции Советской
России, деятельности Коминтерн. Тестирование.
|
1
|
|
Самостоятельная
работа №8 Приготовить доклады по теме «Россия в начале XX в.»
Отметить на контурной карте основные сражения Первой мировой войны и
Гражданской войны.
|
6
|
|
Раздел
11. Между мировыми войнами.
|
|
6
|
Тема
11.1 Страны Европы в 20-е годы XX в.
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
Анализ
послевоенного кризиса Запада. Формирование знаний о социальных теориях,
упадке консерватизма.
|
|
1
2
|
Малые
страны перед необходимостью ускоренной модернизации.
|
Формирование знаний о возникновении
фашизма, триумфальном шествии авторитарных режимов.
|
Стабилизация
1925–1929 гг.
|
Тема
11.2. Запад в 30-е годы XX в.
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
Формирование
знаний о мировом экономическом кризисе и Великой депрессии: истоки, развитие,
последствия; военной конъюнктуры и стихийной реструктуризации экономики
ведущих мировых держав. Характеристика НТП — «локомотива перепроизводства».
|
|
2
|
Анализ
различных путей преодоления кризиса.
|
|
Изучение
крушения Веймарской республики и германского национал-социализма,
тоталитаризма.
|
Тема
11.3. Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Изучение
кризиса «военного коммунизма». Характеристика новой экономической политики
(нэп): сущность и направления.
|
1
2
|
Определение
постепенного отхода от идей «мировой революции. Выявление приоритетов
внутригосударственного строительства. Формирование знаний об образовании СССР
и выборе путей объединения. Характеристика Конституции СССР 1924
г., основных направлений национально-государственного строительства.
Изучение централизации государственного аппарата.
|
Характеристика
основных направлений общественно-политического и государственного развития
СССР в 20–30-е годы. Изучение внутрипартийной борьбы: дискуссии о путях социалистической
модернизации общества. Углубление знаний о становлении единоличной власти
И.В. Сталина, культе личности, борьбе с инакомыслием, массовых
репрессиях.
|
Формирование
знаний о развитии экономики СССР в конце 20–30-х годов, форсированной
модернизации, причинах свертывания нэпа, индустриализации, коллективизации,
соотношении традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике,
успехах и недостатках экономического курса.
|
Рассмотрение
«культурной революции», создании советской системы образования. Анализ
достижений и потерь в сфере науки и искусства.
|
Тема
11.4. Международные отношения в 20-30-е годы XX в.
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Анализ
кризиса Версальско-Вашингтонской системы. Формирование знаний о Лиге Наций.
Рассмотрение СССР как нового фактора мировой политики.
|
2
|
Анализ
последствий мирового экономического кризиса на международной арене.
Формирование знаний о возникновении очагов агрессии в Европе и Азии,
американском нейтралитете и бессилии европейских гарантов мира, возникновении
и консолидации реваншистского блока. Изучение политики «умиротворения»
агрессоров.
|
Характеристика
внешней политики СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов.
Анализ пакта Молотова – Риббентропа. Рассмотрение попыток возврата к границам
Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики,
Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии
|
Раздел
12. Вторая мировая война
|
|
18
|
|
Тема
12.1. Вторая мировая война: причины, ход, значение
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
Анализ
причин и хода «Странной войны», блицкрига вермахта.
|
|
2
|
Изучение
изменений в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и
США. Формирование знаний об антигитлеровской коалиции, ленд-лизе, военных
действиях на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии, «Втором фронте»
в Европе, войне технологий.
|
Изучение
миропорядка после Ялты и Потсдама и возникновения биполярного мира.
|
Тема
12.2. СССР в годы Великой Отечественной войны
|
Содержание учебного материала
|
6
|
|
Изучение общества в годы войны, отношения к войне
различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма
или коммунистических идеалов? Формирование знаний о пропаганде и
контрпропаганде, роли традиционных ценностей и политических стереотипов,
партизанском движении, национальной политике.
|
3
|
Изучение
основных этапов военных действий. Формирование знаний о советском военном
искусстве, героизме советских людей в годы войны, роли советского тыла.
|
Практическое
занятие
№ 19
составление таблицы по теме «Основные сражения ВОВ»
|
1
|
|
Формирование
знаний о Государственном строе, милитаризации аппарата, управлении экономикой
в военное время, влиянии довоенной модернизации экономики на ход военных
действий.
|
|
Рассмотрение
решающей роли СССР в разгроме нацизма. Углубление знаний о значении и цене
Победы в Великой Отечественной войне.
|
Практическое
занятие № 20 в форме семинара по теме «СССР в годы ВОВ».
|
1
|
|
Самостоятельная
работа №9 Проектная работа «Страницы Великой отечественной войны глазами
студентов 21 века»
|
8
|
|
Изучение
справочной, документальной, художественной литературы; работа с
Интернет-ресурсами.
|
|
Раздел
13. СССР в 1945-1991 гг.
|
|
14
|
|
Тема
14.1. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском
обществе.
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
Восстановление
хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики.
Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской
экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и
положением индивида.
Усиление
традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в
систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов
государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации.
Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.
|
2
|
Место
СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю
политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии».
|
Тема
14.2. Советский Союз в период частичной либерализации режима
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Изучение
борьбы за власть после смерти И.В. Сталина, прихода к власти Н.С. Хрущева,
попыток преодоления культа личности. Формирование знаний о XX съезде
КПСС, либерализации сверху, концепции построения коммунизма, реформе
государственного аппарата, увеличении роли права в жизни общества.
|
2
|
Характеристика
культурной жизни общества, «оттепели».
|
Изучение
экономических реформ 1950–1960-х годов, причин их неудач; промышленности:
снижении темпов модернизации; элементов волюнтаризма в сельскохозяйственном
производстве.
|
Характеристика
внешней политики СССР. Социалистический лагерь. Рассмотрение конфликтов из-за
различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай,
Албания.
|
Рассмотрение
либерализации внешней политики, попыток диалога с Западом, международных
кризисов.
|
Тема
14.3. СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Формирование
знаний об общественно-политическом развитии СССР, «неосталинизме»,
идеологизации режима, теории развитого социализма, политической апатии
общества.
|
1
2
|
Изучение
экономики СССР, роли сырьевых ресурсов. Рассмотрение зависимости от западных
высоких технологий, зависимости сельского хозяйства от государственных
инвестиций, попыток модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Выявление снижения
темпов развития по отношению к западным странам. Характеристика Ю.В.
Андропова и попыток административного решения кризисных проблем.
|
Характеристика
международного положения. Рассмотрение попыток консервации существующего
миропорядка в начале 70-х годов Формирование знаний о «разрядке», улучшении
отношений с Западом, Хельсинском соглашении, обострении отношений в конце
70-х — начале 80-х годов, войне в Афганистане, заключительном этапе «холодной
войны».
|
Тема
14.4. СССР в период перестройки
|
Содержание
учебного материала
|
1
|
|
Анализ
причин реформ М.С. Горбачева. Формирование знаний о кризисе классической
советской модели социализма, попытках экономической модернизации», движущих
силах, готовности общества к переменам, прагматизме и идеализме, об изменении
в правовой и государственной системе, отказе от советского традиционализма в
пользу западного либерализма.
|
1
2
3
|
Изучение
советской культуры, литературы, кинематографа.
|
Рассмотрение
СССР системе международных отношений. Изучение окончания «холодной войны»,
сближения с США и Западной Европой, распада социалистического лагеря,
окончания войны в Афганистане, конеца биполярного мира.
|
Анализ
краха политики перестройки, распада СССР: причин, объективных и субъективных
факторов, последствий.
|
Контрольная
работа №3 по теме «СССР в 1945-1991 гг»
|
1
|
|
Самостоятельная
работа №10
|
6
|
Написание
эссе по теме: «Как изменилась наша страна в годы перестройки?»
|
Раздел
14. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков.
|
|
5
|
|
Тема
15.1. Российская Федерация на современном этапе
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Формирований
знаний о становлении новой российской государственно-правовой системы,
парламентской или президентской модели, политическом кризисе осени 1993
г. Конституции РФ, системе разделения властей, президенте, государственной
Думе, принципах федерализма.
|
2
|
Характеристика
президентских выборов 2000 и 2004 гг., курса на укрепление государственности,
экономического подъема, социальной и политической стабильности, укрепления
национальной безопасности.
|
Формирование
знаний об экономике, переходе к рыночным отношениям: реформах и их
последствиях, плюсах и минусах форсированной либеральной модернизации, спадах
и подъемах российской экономики, их причинах и последствиях для общества,
роли сырьевых ресурсов. Характеристика Российской экономики в мировой
экономической системе.
|
Тема
15.2. Мир в XXI веке
|
Содержание
учебного материала
|
2
|
|
Основы
функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей.
Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за
ресурсов. Технологии будущего
|
2
|
Характеристика стран третьего мира, успехов и
трудностей развития. Формирование знаний о конфликте традиционного уклада и модернизационных
тенденций, росте фундаменталистских настроений.
|
Рассмотрение роли России в мировых
интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой
системы, интеграции России в западное пространство. Изучение общих принципов
и противоречий, рецидивов «холодной войны». Определение места России в
международных отношениях
|
|
Зачет.
Контроль за выполнением программы самоподготовки
|
1
|
|
Всего
|
176
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.