- 02.10.2020
- 448
- 7
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Программа
«Твоя рука в моей руке»
профилактические занятия с учащимися 12-15 лет, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Автор-составитель:
Руденко Т.А., педагог-психолог
Москва, 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы:
Личность как объект жизненного процесса переживает кризисные состояния. Само понятие «кризис» - это переломный момент, тяжелое опасное неустойчивое переходное состояние, обострение. Кризисное состояние вынуждают человека прилагать разного рода усилия. Особенности психологической характеристики отрицательного влияния современных критических ситуаций сводятся к тому, что большинство из них заставляет испытывать человека страх, который привносится из прошлого и приумножается настоящим. Человек привыкает к страху и живет с ним постоянно, что в существенной степени меняет саму личность и влияет отрицательно на качество отношений между людьми.
Дети, находящиеся в кризисной ситуации, – дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств: социальные условия, в которых они могут оказаться по независящим от них причинам, возрастные кризисы. И соответственно, будут нуждаться в помощи и защите в разной степени. Л.С. Выготский выделяет следующие возрастные кризисы у детей: кризис одного года, трёх лет, семи лет и подростковый кризис (13-17 лет).
Психологу, работающему с ребёнком или подростком, который оказался в кризисном периоде развития, важно знать особенности и типичные конфликты, характерные для того или иного возрастного кризиса. Не преодолённые кризисы в сочетании с травматизацией могут превратиться в запущенные или выливаться в невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, убегания, вандализм, убийство, суицид.
В связи с этим трудные жизненные ситуации, вызывающие кризисные состояния у детей и подростков классифицируются следующим образом:
· дети, оставшиеся без попечения родителей;
· дети, проживающие в малоимущих семьях;
· дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;
· дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
· дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
· дети-жертвы экологических и техногенных катастроф;
· дети-жертвы стихийных бедствий;
· дети-инвалиды;
· дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
· дети с отклонениями в поведении;
· дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;
· дети-жертвы насилия;
· дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
· дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Следует заметить, что предложенная классификация не является исчерпывающей – можно выделить смешанные типы или более детально дифференцировать выделенные группы.
Переживаемые подростком разные кризисные ситуации, тем или иным образом отражаются на его дальнейшем жизненном пути. Подчас, переживая неприятные события и находясь в кризисном состоянии, ребенок больше не понимает, куда ему двигаться и как жить дальше. В подростковом возрасте это чаще всего кризис, связанный с поиском своего места в социуме. Подросток, переживающий кризис, стоит перед фактом, что придется претерпеть серьезные изменения, избавиться от каких-то черт характера, привычных моделей поведения и общения, которые стали препятствием на пути социализации. Подростки вовсе не чудовища и не злодеи, это обыкновенные люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах.
Ведущие психологи утверждают, что подростковый период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитую самооценку и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том, или ином случае. Следовательно, для успешной социализации, дети, оказавшиеся в кризисной ситуации, нуждаются в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья, нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе, на мышечную релаксацию и на включение механизмов саморегуляции.
Таким образом, в программе «Твоя рука в моей руке», особое внимание уделяется способам разрешения конфликтных ситуаций, ценностным ориентациям детей и подростков, самопознанию, саморазвитию, саморегуляции, формированию душевного и эмоционального равновесия; работе со стрессами и агрессией; развитие уверенности в себе, работа со страхами, снижение тревожности.
Для подростка общение со сверстниками во многом определяют все остальные стороны его жизнедеятельности, поэтому развитие и совершенствование общения со сверстниками важная сторона психологической работы. В данной программе предлагается профилактическая и коррекционная работа с детьми, но необходимо организовать параллельное тесное сотрудничество с учителями и родителями, которые постоянно взаимодействуют с подростками.
Необходимо не избавлять ребенка от всех тревог, а научить его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложной ситуации, а искать и находить решение задач, которые будет перед ним ставить жизнь. В.К. Зарецкий предлагает некоторые общие правила, которые можно рассматривать как необходимые условия продуктивности поиска решения в проблемных ситуациях:
Правило 1 – Чтобы решить задачу, надо хотеть ее решить.
Правило 2 – Чтобы решить задачу, надо верить, что ее решение возможно.
Правило 3 – Чтобы решить задачу, надо ее решить.
Правило 4 – Чтобы решить задачу, надо понять, что мешает ее решению.
Правило 5 – Чтобы решить задачу, надо увидеть в помехе путь к ее решению.
Необходимо понимать, что сделать мир непротиворечивым нельзя. Надо учиться предусматривать, анализировать соответствующие явления и изыскивать приемлемые пути преодоления возникающих затруднений. Только тогда, когда к подростку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда возможны реальные положительные перемены.
Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное детям и подросткам в кризисной ситуации, могут помочь избежать трагедий. Это обусловило разработку данной коррекционной программы.
Новизна данной программы заключается в том, что программа составлена на основе проведённого психодиагностического обследования подростков в ГБОУ СОШ № 2008 в 2012-2014 учебном году. В результате психодиагностики были выявлены имеющиеся у некоторых детей проблемы, их индивидуальные особенности и склонности личности: неумение устанавливать контакт со сверстниками, нарушение межличностного общения, зависимость от настроений, неумение контролировать свои эмоции и поведение, неумение противостоять стрессу, низкая самооценка, неуверенность в себе.
Психологическая диагностика проводилась как индивидуально, так и с группами обучающихся в возрасте от 12 до 15 лет. Составленная база данных по имеющимся проблемам определила направление психологической помощи с данным контингентом учащихся и легла в основу разработки тем коррекционной программы. Содержание данной программы базируется на комбинаторной основе в соответствии с методическими рекомендациями следующих авторов: Шнейдер Л.Б., Анн. Л., Вачков И., Дубровина И.В., Фопель К. Хухлаева О.В. и другие.
Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.
Цель и основные задачи программы:
Настоящая комплексная программа “Твоя рука в моей руке” составлена с целью: оказать содействие полноценному психическому и личностному развитию подростка, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.
Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:
1. изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
2. создание системы психолого-педагогической поддержки учащимся разных возрастных групп;
3. психическое развитие подростка в эмоциональном, мотивационном, поведенческом плане на основе создания оптимальных психологических условий для развития творческого потенциала личности;
4. формирование и развитие навыков самоанализа, самоконтроля, самовыражения, саморегуляции;
5. создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;
6. выработка механизмов саморегуляции на основе сознательного волевого усилия;
7. формирование устойчивой положительной самооценки и уверенного поведения;
8. создание психологического настроя на дальнейшую деятельность.
9. развитие коммуникативных навыков на основе объединения подростков в группе, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию;
10. расширение знаний о чувствах и эмоциях, развитие способности и безоценочного принятия, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;
11. обучение подростков навыкам уверенного поведения, повышение самооценки, формирование свойств и качеств личности, уверенных в себе людей;
12. обретение подростком положительных ценностных ориентиров и личностных смыслов жизни;
13. дать родителям рекомендации по эмоциональному состоянию подростка в процессе коррекционной работы.
Условия реализации программы:
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по преодолению кризисных состояний среди учащихся подросткового возраста 12-15 лет. Состав групп формируется по возрастам и по выявленным типичным проблемам, а также личным обращениям учащихся и их родителей (законных представителей) и не меняется на протяжении всего цикла сессии.
Коррекционная группа для каждого ребенка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции. Психологу необходимо специально организовывать ведущую для каждого возраста (12-15 лет) деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, оказать психологическую поддержку ребенку в его саморазвитии.
Продолжительность психокоррекционного процесса 3 месяца, и представляет цикл занятий - 12 часов по темам, актуальным в подростковом возрасте, с использованием стандартных и нестандартных форм. Каждое занятие определяет свои цели. Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 45 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Занятия проводятся в просторном кабинете психолога, в котором созданы комфортные условия, где могли бы находиться до 12 человек на базе общеобразовательной школы, которую посещают обучающиеся.
Реализация данной программы обязательно сопровождается консультативной и просветительской работой с педагогами и родителями.
Основные принципы работы педагога-психолога с кризисными состояниями у детей и подростков:
· Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;
· Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы кризисной ситуации подростка и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;
· Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам»;
· Объективность подхода к подростку - знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции);
· Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку;
· Неразглашение информации о ребенке и его семье;
· Уважение личностных достоинств подростка.
Структура занятий:
Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:
- ритуал приветствия;
- разминка;
- введение в тему сегодняшнего дня (основное содержание);
- упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия;
- релаксация;
- рефлексия по поводу данного занятия;
- ритуал окончания занятия.
Используемые методы работы по реализации программы:
В ходе работы используются:
- игровые методы;
- метод группового обсуждения;
- ролевые игры;
- работа в парах и тройках;
- арт-терапия в различных её видах: рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание;
- сказкотерапия;
- метод аутогенной тренировки;
- психогимнастика.
После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.
Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.
Ожидаемые результаты:
Организованная психологическая работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с деструктивным поведением и преодолеть кризис. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
«Не бойся прощаться с тем,
что не делает тебя счастливым…»
(Мамы)
Тематический план программы
«Твоя рука в моей руке»
№ занятия | Наименование тем | Кол-во часов |
Занятие 1 | «Я – Ты, Он – Она» - знакомство | 1 ч. |
Занятие 2 | «Зеркальное отражение» - как тебя воспринимают окружающие | 1 ч. |
Занятие 3 | Тревожность «Дрожу, как осиновый лист» | 1 ч. |
Занятие 4 | Страх «У страха глаза велики» | 1 ч. |
Занятие 5 | «Фундамент стрессоустойчивости» работа со стрессом | 1 ч. |
Занятие 6 | Агрессия «Управление гневом» | 1 ч. |
Занятие 7 |
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:6 662 871 материал в базе Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Ваша скидка на курсы 40%
Скидка для нового слушателя.
Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой
Курс профессиональной переподготовки Технолог-калькулятор общественного питания
Технолог-калькулятор общественного питания
500/1000 ч. Курс повышения квалификации Семейная психология36 ч. — 180 ч.
от 1580 руб.
от 940 руб.
Курс повышения квалификации Основы гештальт-терапии с практикой применения в образовательном процессе36 ч. — 180 ч.
от 1700 руб.
от 850 руб.
Курс повышения квалификации Взаимосвязь пищевого поведения и формирования образа тела у детей и подростков в контексте детско-родительских отношений36 ч. — 180 ч.
от 1700 руб.
от 850 руб.
Мини-курс Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия4 ч.
780 руб.
390 руб.
Мини-курс История России: ключевые события и реформы8 ч.
1180 руб.
590 руб.
Мини-курс Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы4 ч.
780 руб.
390 руб.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.