Пояснительная записка
В настоящее время информатизации обучения отводится ответственная роль
в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой
конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому
одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в
полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал,
инициативу, самостоятельность.
Формирование интереса к овладению ИКТ знаний и умений является важным
средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в
начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются
постоянные интересы к тому или иному предмету. Процесс создания компьютерного
рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование".
С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные
многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок
различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую
печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания
элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций
заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования
рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных
композиций детьми.
Эта программа поможет детям освоить азы художественного мастерства,
расширить горизонты мировоззрения. Рисование, как и многие другие виды
творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей
духовно. Физиологи же, отмечают, что рисование имеет опосредованное воздействие
на развитие определенных центров головного мозга.
Программа специального курса «Компьютерная графика» составлена на
основе программы по информатика и ИКТ Макаровой Н.В. (системно-информационная
концепция). – СПб.: Лидер, 2009. – 128 с.:ил.
Данный курс рассчитан на обучающихся общеобразовательных учреждений
1-4-х классов, содержит теоретическую и практическую части. Срок реализации
программы 4 года: 1-й год обучения (1-й раздел) для учащихся 1 класса (освоение
начальной технологии работы на компьютере, освоение графического редактора
ТuxРaint), 2-3-й год обучения (2-й раздел) для учащихся 2-3-х классов (освоение
графического редактора KolourPaint), 4-й год обучения (3-й
раздел) для учащихся 4-х классов (освоение начальной технологии работы в
программе GIMP). Занятия проводятся в первом или втором
полугодии 1 раз в неделю по 1 часу. В год проводится по 17 часов. Всего по
программе предусмотрено 68 часов. Материал программы может изучаться не только
последовательно в течение 4-х лет, но и по желанию учащихся они могут изучить
только отдельные разделы программы.
Принцип изложения учебного материала – от простого к сложному. В ходе
занятий учащиеся шаг за шагом осваивают возможности графических редакторов и
одновременно обретают навыки работы за компьютером. Особое внимание уделяется
практической работе.
Цель программы: обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основ компьютерной графики, cформировать
у детей практических умений в области компьютерной графики, организовывать
содержательную и творческую деятельность учащихся, развивающую творческий
потенциал личности.
Задачи:
Обучающие:
1) расширять знания, полученные на уроках информатики и изобразительного
искусства, способствовать их систематизации;
2) сформировать навыки работы в графических редакторах: ТuxРaint,
KolourPaint, GIMP;
3) научить технологии создания и редактирования графических объектов,
используя инструменты графических программ;
4) развитие интереса к компьютерной графике.
Развивающие:
1) подготовить сознание школьников к системно-информационному восприятию
мира, развивать стремление к самообразованию, обеспечить в дальнейшем
социальную адаптацию в информационном обществе и успешную профессиональную и
личную самореализацию;
2) раскрыть креативные способности, подготовить к
художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;
3) развивать композиционное мышление, художественный вкус, графическое
умение;
4) развивать творческое воображение;
5) развивать эмоциональную сферу, чувства, душу.
6) развивать моторику руки, зрительную память, глазомер.
Воспитательные:
1) увлечь
учащихся, заинтересовать как сюжетом рисунка, так и самим творческим процессом;
2) воспитывать
умение планировать свою работу;
3) выработать
у учащихся усидчивость, старательность в выполнении задания, требовательность к
себе;
4)
добиться максимальной самостоятельности детского
творчества.
5) воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания,
логичности.
6) формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в
обществе.
В результате изучения данной
программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
-
определять и высказывать под
руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы).
-
в
предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
учеников и учителя, как поступить.
-
адекватная
реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы,
склонности, предпочтения);
- выражение собственного
мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
-
Определять
и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном;
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться
в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
-
Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всей группы.
-
Перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
-
Донести
свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь
других.
-
Совместно
договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные
роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Основными, характерными при реализации данной программы формами
являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и
практической частей, причём большее количество времени занимает практическая
часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
-
демонстрационная, когда
обучающиеся слушают объяснения учителя и наблюдают за демонстрационным экраном
или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
-
фронтальная, когда
обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
-
самостоятельная, когда
обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или
нескольких занятий.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается
демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и
вместе с детьми ищет пути её решения).
Важно соблюдать режим работы и предотвращать утомляемость зрительных
рецепторов у детей. (Приложение 1). Работа с компьютером приводит к повышенным
нагрузкам на органы зрения. Развивается зрительное утомление, которое
способствует возникновению близорукости, головной боли, раздражительности,
нервного напряжения и стресса. Примеры упражнений для снятия мышечного
напряжения представлены в Приложении 2.
Примерная структура занятия.
1.
Организационный момент (2 мин).
2.
Разбор нового материала, теоретическая часть
занятия (10 мин).
3.
Физкультминутка (3 мин).
4.
Работа за компьютером, выполнение практических
заданий (20 мин с перерывами на физкультминутки).
5.
Подведение итогов занятия (5 мин).
Новизна программы в том, что она не
только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и
способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не даёт ребёнку
“уйти в виртуальный мир”, учит видеть красоту реального мира. Отличительной
особенностью является и использование нестандартных материалов при выполнении
различных дизайн проектов.
Организация занятий и выбор методов опирается
на современные психолого-педагогические рекомендации, новейшие методики
Программу курса «Компьютерная графика» отличает практическая
направленность преподавания в сочетании с теоретической, творческий поиск,
научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов
обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения.
Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой,
расположенность к размышлениям и желание творить. Каждая встреча – это
своеобразное настроение, творческий миг деятельности и полет фантазии,
собственного осознавания и понимания.
Условия реализации программы
Организационно – методическое обеспечение:
-
Наличие специальной
методической литературы по компьютерной графике.
-
Разработка собственных
методических пособий, дидактического и раздаточного материала.
-
Обобщение и распространение
собственного опыта работы.
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет, оборудованный компьютерами, столами,
стульями, общим освещением, маркерной доской, мультимедийным оборудованием
(проектор, экран, аудиоустройства). Занятия поддержаны
большим количеством наглядных иллюстраций. На каждом компьютере должны быть
установлены программы из СПО: KolourPaint, TuxPaint, GIMP.
Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы
контроля:
-
текущий (наблюдение и изучение способностей ребят в
процессе обучения, в ходе выполнения практических заданий);
-
периодический контроль (проводится по итогам
выполнения практических заданий);
-
итоговый (выставка творческих работ).
-
самооценка и самоконтроль определение учеником
границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также
осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления
деятельности.
В
конце каждого периода обучения проводится рефлексия, примеры рефлексии
представлены в Приложение 3.
Оценка достигнутых результатов осуществляется с помощью создания
виртуального «альбома» на школьном сайте, а также через выставки работ и
участие в муниципальных и региональных конкурсах.
Критерии
оценки ЗУН обучающихся
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Ниже среднего
|
Умение создавать
собственные иллюстрации, рисунки из простых объектов, выполнять операции над
объектами, монтировать фотографии, создавать коллажи, буклеты, визитки, редактировать
графические изображения, уметь выполнять обмен файлами
|
Умение
пользоваться графическими редактором, пользоваться текстовым редактором,
пользоваться шаблонами приложений, создавать коллажи, буклеты, визитки,
редактировать графические изображения, выполнять обмен файлами
|
Неумение
пользоваться графическим редактором, неполное знание текстового редактора,
неаккуратное использование шаблонов приложений, создание неполных и
непрофессиональных самостоятельных печатных изданий.
|
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные
умения и навыки работы в графических редакторах ТuxРaint, KolourPaint и GIMP; умение самостоятельно применять
основные инструменты и приемы, используемые в растровой компьютерной графике
при создании и редактировании графических объектов; выполнять рисунки и
изображения разной степени сложности.
По завершению изучения каждого раздела учащимся выдается свидетельство
об окончании пройденного раздела программы.
Программа разработана с учётом особенностей первой
ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей
младшего школьника.
Содержание программы
Курс состоит из 3 разделов:
Раздел 1. Графический редактор TuxPaint (17
часов).
Графика. Виды графики. Первоначальное знакомство с графическим
редактором TuxPaint. Знакомство с инструментами
графического редактора. Изучение возможностей графического редактора Tux Paint. Создание рисунков с помощью инструментов.
Учащиеся должны знать:
-
назначение и возможности графических редактора
ТuxРaint;
-
назначение объектов интерфейса графического
редактора;
-
понятие фрагмента рисунка;
-
понятие файла;
Учащиеся должны уметь:
-
работать в среде графического редактора ТuxРaint;
-
создавать простейшие рисунки с помощью инструментов
графического редактора ТuxРaint;
-
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
-
сохранять рисунок в файле и открывать файл;
Раздел 2. Графический редактор KolourPaint
(34 часа).
Первоначальное знакомство с графическим редактором KolourPaint. Знакомство с инструментами для рисования. Геометрические фигуры
на рисунке. Настройка инструментов для рисования. Фрагмент рисунка. Выделение и
перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей. Действия с
фрагментами рисунка: Вырезать, Копировать, Вставить. Построения с помощью
клавиши Shift. Создание рисунков из пикселей. Меню готовых
форм. Работа с инструментом «Текст». Искусствоведческие
понятия витража. Зеркальное отображение рисунка и его фрагментов.
Искусствоведческое понятие орнамента. История возникновения лоскутного стиля и
геометрических форм, применяемых при композиционном построении изделия в этой
технике. Хохломская роспись. Мифологическая и сказочная птица, приносящая
счастье. Создание произвольной композиции из готовых картинок. Жанры в
живописи. Пейзаж. Приемы создания рисунков мультипликационных героев.
Учащиеся должны знать:
-
возможности графического редактора KolourPaint и назначение управляющих элементов;
-
основные графические объекты-примитивы,
использующиеся для создания рисунков;
-
технологию создания и редактирования графических
объектов.
-
понятие фрагмента рисунка;
-
точные способы построения геометрических фигур в
графическом редакторе KolourPaint;
-
технологию конструирования из меню готовых форм в
графическом редакторе KolourPaint.
Учащиеся должны уметь:
-
работать в среде графического редактора KolourPaint;
-
создавать рисунки и изображения разной степени
сложности с помощью инструментов графического редактора KolourPaint;
-
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
-
создавать графический объект из типовых фрагментов;
-
использовать для построения точных геометрических
фигур клавишу Shift в графическом редакторе KolourPaint;
-
создавать меню типовых элементов мозаики (готовых
форм);
-
конструировать разнообразные графические объекты.
-
создавать и редактировать любой графический объект;
-
осуществлять действия как с фрагментом, так и с
рисунком в целом;
Раздел 3. Графический редактор GIMP (17
часов).
Первоначальное знакомство с графическим редактором GIMP. Работа с выделенными областями. Инструменты выделения. Работа со
слоями. Инструменты преобразования изображений. Инструменты рисования.
Коррекция изображений. Уровни. Кривые. Цветокоррекция в GIMP. Инструменты цветокоррекции. Текстовые эффекты. Фотоколлаж и
фотомонтаж. Использование фильтров.
Учащиеся должны знать:
-
назначение и возможности графического редактора GIMP;
-
назначение объектов интерфейса графического
редактора GIMP;
-
технологию создания и редактирования графических
объектов.
Учащиеся должны уметь:
-
работать в среде графического редактора GIMP;
-
работать с готовыми изображениями;
-
работать со слоями, с цветом, инструментами для
рисования, со шрифтами;
- применять контуры, фильтры для получения эффектов изображения.
Литература
1.
Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших
школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
2.
Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной
культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С.
86-93.
3.
Введение новых образовательных стандартов в
начальных классах всех российских школ начинается с 1 сентября 2011 года:
информация агентства ИТАР-ТАСС от 19.01. 2010 года // Вестник образования
России. – 2010, № 3, С. 65-66.
4.
Глоссарий ФГОС начального общего образования
второго поколения / подг. А.В. Герасимова// Управление начальной школой. –
2011, № 1, с. 10-17
5.
Дуванов А.А. «Азы информатики. Рисуем на
компьютере. Книга для ученика». – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 352 с.:ил.
6.
Дуванов А.А. «Азы информатики. Рисуем на
компьютере. Книга для учителя». – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 288 с.:ил.
7.
Дуванов А.А. «Азы информатики. Рисуем на
компьютере. Книга для ученика. Практикум». – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 144
с.:ил.
8.
Журова С.М. Внеурочные занятия по информатике //
Информатика и образование. – 2006. –5. – С. 8-13.
9.
Информатика. 5-7 классы: материалы к
урокам/авт.-сост. С.В. Сидорова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 128 с.
10. Макарова Н.В. «Программа по информатике и ИКТ
(системно-информационная концепция)», СПб.: Лидер, 2009. – 128 с.: ил.
11.
Официальный сайт GIMP. URL: http://www.gimp.org/
12.
Официальный сайт KolourPaint. URL: http://kolourpaint.org/
13.
Официальный сайт TuxPaint. URL: http://www.tuxpaint.org/
14. Подосенина Т.А. «Искусство компьютерной
графики для школьников», Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург», 2004 г. + CD
приложение.
15.
Рефлексия «Поездок». URL: http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200702105
16.
Тимофеев С.М. Работа в графическом редакторе GIMP,
Эксмо-Пресс, 2010 г, 351 стр.
17.
Хахаев И.А. Графический редактор GIMP: первые шаги
, М. : ALT Linux ; Издательский дом ДМК-пресс, 2010. — 232 с. : ил. —
(Библиотека ALT Linux).
18.
Чистякова Л.А. Реализация федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
второго поколения: учебно-методическое пособие. – Иркутск: ИИПКРО, 2010, с. 82.
Приложения
Приложение 1
Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК)
в начальной школе
В
соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН
2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам,
персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для
занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая
имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья
детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь
приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.
Помещение,
где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное
освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие
помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы
регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и
др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных
помещениях недопустимо.
Для
отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы,
на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для
здоровья детей.
Поверхность
пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим
покрытием.
Площадь
на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.
Очень
важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе.
Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал
слева. Несмотря но то, что экран светится, занятия должны
проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.
Каждое
рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле
с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от
задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно
исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими
компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние
между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2м.
При
использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста
наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом
младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать
подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать
росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще
лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр
монитора или немного выше.
Освещенность
поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более
200 лк.
Для
уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на
экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить
возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость
изображения.
При
работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному
контрасту: темные знаки на светлом фоне.
Расстояние
от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.
Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, ток как для
сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Оптимальные
параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21 °С,
относительная влажность - 55-62%.
Перед
началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы
должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха.
Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.
Приобщение
детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного
пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.
Для
профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать
следующие рекомендации:
-
Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с
компьютером для учащихся 1-х классов должна быть не более 15 минут.
-
С целью профилактики зрительного утомления детей
после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс
упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана,
при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей
привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Приложение 2
Упражнения для глаз
Специальные упражнения для глаз не только тренируют мышцы, управляющие
их движением, они активизируют кровообращение в данной области и снижают
умственное утомление. Применение указанных упражнений с детьми младшего
школьного возраста наиболее успешно при использовании образного восприятия,
игровых заданий.
Для первого упражнения возможно использование игрового задания «День –
ночь». Для второго (при движении глаз вверх, вниз) – «Пол, потолок» или «Небо,
земля». При движении глаз влево и вправо – игровое задание «Часики» («Тик –
так»). Для третьего упражнения – «Мы рисуем».
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза.
Повторить 5–6 раз с интервалом 30 секунд.
2. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево и в обратном направлении.
3. 2–е и 3–е упражнения можно делать не только с открытыми, но и с
закрытыми глазами. Упражнения выполняются сидя. Количество повторений каждого
из них 3 – 4 раза.
5. Сидя за партой, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем
открыть их на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз.
Это упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение,
способствуя расслаблению мышц глаз.
Несколько упражнений для рук и кистей:
1) Опустите руки вдоль туловища и немного потрясите расслабленными
кистями. Так кровь будет приливать к кончикам пальцев и позволит рукам больше
расслабиться.
2) Потом поставьте локти на стол, а руки поднимите вверх и сделайте
несколько круговых движений в разные стороны расслабленными кистями рук.
3) Постарайтесь, как можно более сопротивляясь, сжать пальцы в кулак и
так же с силой их разожмите. Сначала сжимайте все пальцы вместе, а затем
поочерёдно соберите в кулак. После этого снова расслабьте руки, опустив их
вдоль туловища и немного встряхнув кистями.
4) Сделайте из пальцев "замок" и повращайте кистями вправо и
влево и, не расцепляя рук, повторите эти движения большими пальцами - один
вращается вокруг другого. В том же положении сделайте волновые движения руками.
5) Сложите ладони и пальцы вместе и с силой надавите одной рукой на
другую.
Для снятия общего напряжения:
1. Стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 – с
поворотом туловища налево "удар" правой рукой вперед. 2 – и.п. 3–4 –
то же в другую сторону. Повторить 6–8 раз. Дыхание не задерживать.
2. О.с. 1 – руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 –
руки вверх. 3 – руки за голову. 4 – и.п. Повторить 4–6 раз в каждую сторону.
Темп медленный.
Для улучшения мозгового кровообращения:
1. О.с. 1 – руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить
назад. 2 – локти вперед. 3–4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед.
Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо. 2 – и.п. 3 –
голову наклонить влево. 4 – и.п. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
Для снятия утомления туловища и ног:
1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–3 – круговые движения
тазом в одну сторону. 4–6 – то же в другую сторону. 7–8 – руки вниз и
расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь. 1–2 – наклон вперед, правая рука скользит
вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3–4 – и.п. 5–8 – то же в
другую сторону. Повторить 6–8 раз. Темп средний.
3. Упражнение «Крылышки». Основная нагрузка – на мышцы плечевого
пояса; предназначено для нормализации работы позвоночника спинного мозга.
Руки на пояснице сзади. Кулаки неплотные. Отводить локти назад и вперёд
попарно и поочерёдно.
4. Упражнение «Кочерга». Ногу поднимать перед собой носком вовнутрь.
Выполняется сидя ногами поочерёдно и попарно.
Приложение 3
Примеры рефлексии
1.
Закончи предложение
Цель: подведение
итогов учебного периода, обсуждение того, что узнали, и того, как работали –
т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале обучения
целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и
полезность выбранных форм работы.
Содержание: Ребята по кругу
высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана
на доске:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.