МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
С.
АЛЕКСАНДРОВСКОГО
АЛЕКСАНДРОВСКОГО
РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
СПЕЦКУРСА
ПО ГЕОГРАФИИ
«ВЕЛИКИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ»
7
класс
СОСТАВИЛ:
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
Горлова Людмила Михайловна
Рассмотрено и
одобрено
Согласовано Утверждаю
на заседании
МО зам. директора по
УВР Директор МОУ ООШ №11
естественно
-научного цикла
Т.А.Матвиенко Л.М.Горлова
Протокол № от
Пояснительная
записка
Статус
документа.
Программа
спецкурса «История Великих географических открытий и исследований»
предназначена для учащихся 7 классов. Структура программы отражает основные
идеи и предметные темы федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования по географии, составлена с учётом национально-регионального
компонента образовательного стандарта основного общего образования
Ставропольского края и примерной программы по географии.
Содержание курса.
Содержание курса
позволяет познакомить учащихся с хронологией, историей Великих географических
открытий, их значимостью для формирования географической карты. Данный
элективный курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся
элементарными знаниями по физической географии, необходимыми для понимания
основных направлений развития современного мира. Курс «История великих
географических открытий и исследований» может иметь существенное
образовательное значение для дальнейшего изучения географии и истории.
Содержание
курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой
темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся.
Требования к
учащимся:
1. Усваивать
и воспроизводить учебный материал.
2. Знать
результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
3. Знать
имена известных отечественных первооткрывателей и путешественников.
4. Уметь
показывать по карте маршруты их путешествий.
5. Использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для: проведения самостоятельного поиска географической информации, чтения карт
различного содержания.
Содержание
программы.
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Учащиеся
знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием и формами
работы. Целесообразно обсудить с учащимися и предложить им темы сообщений, а
также критерии их оценивания.
ТЕМА 1.
Путешествие Марко Поло в Китае (1ч).
На данном
занятии предлагается прослушать лекцию, в которой подробно рассказывается о
путешествии Марко Поло, о его открытиях и значении. Учащиеся, слушая рассказ
учителя, наносят маршрут путешествия на карту, условные знаки можно обговорить
заранее. Далее целесообразно познакомить учеников с хронологическими таблицами
и предложить начать заполнение таковой. В целом занятие носит установочный
характер.
ТЕМА 2. « Вы
ошиблись континентом». Христофор Колумб (2ч).
Учащиеся
слушают заранее подготовленные сообщения о первом плавании Колумба, о
заокеанских диковинках, которые он привез в Европу, о роли Америго Веспуччи в
великом открытии Америки. Учитель просит объяснить почему занятие названо
именно так. Далее ученики заполняют хронологическую таблицу и контур
ТЕМА 3. Первое
кругосветное путешествие. Фернан Магеллан (3ч).
Учащимся
предлагается прослушать сообщения своих товарищей о плавании Магеллана, о его
важнейших открытиях, о его трагической смерти. Учитель объясняет географическое
значение первого кругосветного плавания. Учащиеся заполняют начатую ранее
хронологическую таблицу и контур. На последнем занятии по данной теме учитель
предлагает ученикам написать мини сочинение или репортаж о том, какие открытия
и достижения Колумба и Магеллана мы используем в наши дни.
ТЕМА 4. Знаменитый
пират Франсиск Дрейк.
Главная
образовательно-воспитательная задача содержания этой темы заключается в
формировании знаний о многообразии мира. Учащиеся должны понять, что многие
географические открытия осуществлялись не только учёными и путешественниками,
но и королевскими пиратами. Ученики слушают заранее подготовленные сообщения
своих товарищей, отмечают маршрут плаваний на контуре, заполняют
хронологическую таблицу.
ТЕМА 5. Русские
землепроходцы (4).
Данная тема
представляется наиболее важной и интересной, так как знакомит учеников с
отечественными исследователями и путешественниками, их героизмом и отвагой.
Кроме выполнения уже знакомых заданий, учитель предлагает учащимся исследовать
физическую и экономическую карты России и найти географические объекты,
названные в честь русских исследователей.
ТЕМА 6. Открытие
ледяного континента: Беллинсгаузен и Лазарев (2ч).
В содержании
лекции целесообразно актуализировать знания учащихся, полученные ими на
предыдущих занятиях о русских землепроходцах, а также напомнить им необходимые
сведения о ледяном континенте. О героическом открытии Беллинсгаузена и
Лазарева можно прослушать заранее подготовленное сообщение учащихся. В качестве
творческой работы предлагается конкурс рисунков. Учащиеся самостоятельно вносят
информацию в хронологическую таблицу и заполняют свой контур.
ТЕМА 7.
Путешествия по Африке. Дэвид Ливингстон и Стэнли (1ч).
Изучение данной
темы проводится по известному образцу. Учитель напоминает учащимся о том, что
следующее занятие будет последним и необходимо представить свои выполненные
работы.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Каждый ученик
представляет свои работы: контурную карту, хронологическую таблицу, мини
сочинение, рисунки. Учитель оценивает их. Учащиеся получают итоговые результаты
индивидуального рейтинга по итогам работы, которые могут быть включены в личный
портфолио. На заключительном занятии также целесообразно провести обсуждение
содержания данного элективного курса, форм его проведения, выяснить предложения
и пожелания учащихся.
В заключение
отметим, что содержание данного элективного курса предлагает разнообразные виды
учебно-познавательной деятельности учащихся:
n
анализ
географических и исторических карт;
n
составление
картосхем и комментариев к ним;
n
составление
типологических таблиц;
n
подготовка
устных сообщений с использованием различных источников информации.
Содержание элективного
курса предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как
например, выбор:
n
объектов
изучения;
n
форм
и видов итоговой работы;
n
формы
представления итоговой работы.
По окончании изучения
данного курса на итоговом занятии учащиеся получают зачёт.
Учебно-тематический
план.
№
|
Тема занятия
|
Всего
часов
|
Форма работы
|
1.
|
Введение
|
1
|
|
2.
|
Путешествие
Марко Поло в Китае
|
1
|
Составление
хронологической таблицы и нанесение маршрута на контур
|
3.
|
Вы
ошиблись континентом. Христофор Колумб.
|
2
|
Учащиеся
слушают заранее приготовленные сообщения и выполняют вышеперечисленные
задания
|
4.
|
Первое
кругосветное путешествие. Фернан Магеллан
|
3
|
Мини-сочинение
«Какие достижения Колумба и Магеллана мы используем в наши дни.»
|
5.
|
Знаменитый
пират Франсиск Дрейк
|
1
|
Те
же формы работы №3,4
|
6.
|
Русские
землепроходцы: Витус Беринг, Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов.
|
4
|
Предлагается
выписать в тетрадь объекты, названные в честь известых путешественников, а
так же продолжить заполнение хронологической таблицы и контура, сообщения
учащихся.
|
7.
|
Открытие
ледяного континента: Беллинсгаузен и Лазарев.
|
2
|
Конкурс
и защита рисунков «Что увидели путешественники в Антарктиде»
|
8
|
Путешествия
по Африке. Дэвид Ливингстон и Стэнли.
|
2
|
Сообщения
учащихся, хронологическая таблица, работа с контуром.
|
9.
|
Итоговое
занятие
|
1
|
Учащиеся
представляют свои работы.
|
|
Итого
|
17
|
|
Литература.
1. Энциклопедия
для детей. География. М., Аванта+, 20010.
2. Энциклопедия
для детей. Всемирная история. Том 1.М., Аванта+,2010.
3. Географические
атласы для учащихся 6 класса.
4. Энциклопедия
для детей. Страны. Народы. Цивилизации. М., Аванта+, 2010.
5. Серия книг
для школьников «Я познаю мир».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.