Швейное дело
Современные социально-экономические условия, предложения рынка труда, проблемы молодежной безработицы заставляют многопланово и разнообразно решать задачу создания оптимальных условий для социально-педагогической реабилитации обучающихся.
Успешная подготовка к трудовой деятельности обучающихся возможна только в специально созданных условиях при обеспечении комплекса лечебно-профилактических, психолого-педагогических, социальных и профессионально-реабилитационных мер.
Главная цель обучения в 10 - 11 классах – развитие компенсаторных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, социально-педагогическая реабилитация, профессиональное самоопределение выпускников в соответствии с собственными психофизическими возможностями.
Цель
Создание и обеспечение необходимых условий для обучения обучающихся профессии, их воспитания и обучения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Участие в формировании социального заказа на образование, исходя из интересов района, целенаправленного ориентирования обучающегося на профессию.
Задачи
Осуществление реализации образовательных программ профессиональной подготовки, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации.
Оснащение мастерских для проведения учебных мероприятий специальным оборудованием, аппаратурой, приборами и инструментами, отвечающими требованиям стандартов, техническим условиям и обеспечивающими предоставление услуг соответствующих видов.
Выдача выпускникам школы документа установленного образца о соответствующем уровне квалификации.
Создание необходимых условий для получения образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе выполнения требований государственных программ.
Социальная и профессиональная адаптация и реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и начальное профессиональное образование, решение проблемы социальной интеграции воспитанников в общество.
Школа социализации – это организация воспитывающей среды и общественных отношений, обеспечивающих эффективную, социальную адаптацию личности, проявление её социальной активности. Для этого необходимо создать оптимальные педагогические условия, помогающие ребенку выразить себя в образовательной, трудовой деятельности, культурном развитии, сознательном выборе будущей профессии. Реализация принципа социализации помогает ребёнку с ограниченными возможностями установить прочные связи с окружающим социумом, обеспечить их широту и многообразие.
В условиях жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
Значимость проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники коррекционной школы испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе.
Исследования ученых (Л.С.Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов и др.) свидетельствуют о значительном потенциале детей с ограниченными возможностями здоровья, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных условиях системы образования и являться основой их социализации.
Традиционная система 5- летнего профессионально – трудового обучения не решает этого круга задач. Выпускники 9 классов не готовы к дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности. Им требуется специально организованное сопровождение в виде продолжения обучения в специальных (коррекционных) группах профессиональных училищ или в условиях 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой. Но, самостоятельно обучаясь в профессиональном училище, выпускники в силу психофизических особенностей испытывают большие сложности. Они неспособны без руководства и помощи взрослых правильно освоить социальный опыт и как, следствие бросают обучение.
Социализация и успешная интеграция детей с ОВЗ, уменьшение разрыва в жизненных условиях и личностных установках здоровых и детей с ОВЗ являются приоритетными направлениями всей образовательной, воспитательной и коррекционной деятельности школы.
Концепция модернизации работы школы позволяет создать базу для решения следующих актуальных на данный момент задач:
- создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечить успешную социализацию;
- решение вопросов трудовой и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья, для полноценной интеграции их в социально-экономическое пространство региона;
( совершенствование трудовой подготовки в условиях 10 -11 классов, как особой структуре профессиональной подготовки на рабочее место);
- обеспечение условий для формирования информационной культуры учащихся.
Модель выпускника 11 класса
Социально-адаптированная личность, способная к самореализации
Владеет основами знаний образовательных предметов, имеющих практическую направленность, умеет применять стандарт знаний в простых жизненных ситуациях, обучен приемам самообразования. Способен осуществлять самооценку и самоконтроль.
Ведет здоровый образ жизни, критичен, адекватен, соблюдает нормы и правила культурного поведения, умеет анализировать поступки. Владеет навыками самообслуживания, ведения домашнего хозяйства.
Физическое развитие соответствует возрасту.
Владеет профессией на уровне II-III рабочего разряда.
Подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и работе в условиях современного общества с учетом интересов, возможностей и состояния здоровья.
Способен:
-предложить себя на рынке труда
-работать самостоятельно без помощи руководства
-брать на себя ответственность
-участвовать в совместном принятии решений
-проявлять инициативу, принимать решения
-осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде
-стремиться к непрерывному профессиональному росту (успеху) и высокому качеству продукта своего труда
-адекватно осознавать собственные возможности и способности.
Программа для профессиональных классов на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида предусматривает подготовку учащихся к выполнению производственных заданий на уровне швеи 2-3 го разрядов согласно квалификационных характеристик и специализации по профессиям, связанным с обработкой тканей.
Программа состоит из разделов:
1. Экономика отрасли.
2. Материаловедение.
3. Конструирование швейных изделий.
4. Общая технология швейного, трикотажного, текстильно - галантерейного и др. производства.
5. Охрана труда.
6. Технология изготовления швейных изделий.
7. Производственное обучение.
8. Машиноведение.
Раздел « Материаловедение».
У обучающихся углубляются и расширяются навыки изготовления швейных изделий. Изучение данного раздела тесно связано с изготовлением швейных изделий.
В разделе «Экономика отрасли» обучающиеся знакомятся с вопросами экономической эффективности организации швейного производства, получают сведения о расчете нормы времени и нормы выработки.
Раздел «Общая технология производства» знакомит обучающихся со способами обработки текстильных материалов, углубляет их знания и практические умения по выполнению швейных работ. Обучающиеся получают сведения о структуре технологического процесса, усваивают необходимость соблюдения технических условий при обработке текстильных материалов.
В программу раздела «Конструирование швейных изделий» введены темы, раскрывающие особенности конструкции различных швейных изделий.
Особое внимание уделено правилам безопасности работы в мастерских и на производстве. В программе выделен раздел «Охрана труда». При изучении данного раздела обучающиеся знакомятся с системой охраны труда на швейных предприятиях, с основами законодательства по охране труда.
В разделе «Производственное обучение» является участие обучающихся в производительном труде. В учебной мастерской обучающиеся последовательно изучают приемы и способы выполнения швейных работ. При этом сложность изделия возрастает от того, чтобы обучающиеся могли освоить наиболее характерные сочетания приемов и операций, овладеть современными способами выполнения профессиональных работ.
Производственная практика предполагает выполнение обучающимися работ по изготовлению швейных изделий (отдельных операций), предусмотренных квалификационной характеристикой 1-го и 2-го разрядов.
В разделе «Технология изготовления швейных изделий» учащиеся изучают научные основы технологии в объёме, необходимом для глубокого, сознательного и прочного овладения технологией швеи. Они знакомятся с технологией изготовления швейных изделий из различных текстильных материалов, получают сведения об устройствах и принципах действия оборудования швейной промышленности и о правилах их эксплуатации.
Предусмотрены темы по гигиене труда, производственной и личной гигиене рабочего.
Рабочий учебный план для профессиональной подготовки по рабочей профессии «швея» код профессии – 19601
№
п/п
Курсы, предметы
1год обучения
2 год обучения
итого (час)
итого (час)
Федеральный компонент содержания обучения
Экономический курс:
- экономика отрасли
7
-
2
Общетехнический(общеотраслевой) курс
- материаловедения
(оборудование швейного производства)
7
7
-основы конструирования одежды
21
21
- технология обработки ткани
28
28
- охрана труда
7
7
3
Специальный курс (базовый)
-технология изготовления швейных изделий
21
21
-практическое (производственное) обучение
119
112
4
Местный компонент содержания обучения
Специализация
Практическое повторение
28
28
Консультации
Квалификационный экзамен
8
8
Трудовая практика (в днях)
30
Резерв учебного времени
2
Итого
240
240
Содержание образования
История профессии.
Продукция, планируемая к изготовлению в течение года.
Демонстрация лучших работ, ознакомление учащихся с учебно – производственными мастерскими и их оборудованием. Рабочее место учащегося.
Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для работы. Набор инструментов для индивидуального пользования.
Техника безопасности и противопожарных мероприятий в учебных мастерских
Основы гигиены труда и производственной санитарии. Основные понятия гигиены труда.
Классификация одежды и требования, предъявляемые к ней.
Оборудование швейного производства.
Ручные и машинные работы.
Монтаж женской одежды.
Краткие сведения о технологии получения тканей.
Свойства тканей.
Вспомогательные швейные материалы.
Прессы и оборудование для влажно – тепловой обработки изделий.
Обработка краев деталей другими деталями.
Обработка различных видов карманов.
Различные виды отделок в швейных изделиях.
Раскрой деталей изделий с втачным рукавом.
Пошив женской одежды с втачным рукавом.
Сортность ткани.
Отделка в одежде.
Элементарные сведения о моделировании и художественном оформлении одежды.
Построение чертежей женских юбок.
Отделка деталей и монтаж без подкладки.
Лоскутная техника.
Организация и оплата труда на швейных предприятиях.
Основные сведения по контролю качества.
Чистка и хранение швейных материалов.
Построение чертежей брюк.
Раскрой деталей брюк и их влажно – тепловая обработка.
Технология изготовления отдельных деталей.
Раскрой и изучение последовательности монтажа жилета.
Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой
Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства: Учебник для начального профобразования.- М. Академия, 2004.
Производственное обучение портных по пошиву легкого платья. - Учебное пособие для начального профессионального образования. – автор Иконникова Г.А., Москва, издательство «Академия», 2006 г., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для образовательных учреждений начального профессионального образования.
Рачинская Е.И., Сидоренко В.И.
Моделирование и художественное оформление одежды. – Ростов, Феникс, 2006.
Сакулин Б.С. и др. Конструирование мужской и женской одежды. Учебник для начального проф. образования. – М.: Академия, 2003.
Суворова О.В. Швейное оборудование. Учебное пособие для учащихся профтехучилищ. – Ростов, Феникс, 2007.
Дашкевич Л.М. Портной верхней одежды. Учебное пособие для начального профобразования. – Ростов, Феникс, 2006.
Стандарт Российской Федерации по начальному профессиональному образованию.
По профессии «Швея» - ОСТ 9 ПО 02.32.22 - 2002 - утвержден 10.12.2002.
Стандарт начального профессионального образования – документ обязательного исполнения и выполнения. Он состоит из:
Пояснительная записка, в которой дано разъяснение по федеральному компоненту образования по профессии. В структуре федерального компонента содержания образования выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием определенных уровней их усвоения. Названия учебных элементов в стандарте указывают на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения.
Профессиональной характеристики (назначения профессии, квалификации.)
Содержательных параметров профессиональной деятельности, которые подразделяются на практические основы профессиональной деятельности и теоретические основы профессиональной деятельности.
В соответствии со статьей 15 п. 4 Закона Российской Федерации «Об образовании», в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.
Итоговая аттестация и контроль качества подготовки выпускников, которым по завершении образования выдаются документы установленного образца о соответствующем уровне образования и квалификации, важный период в работе школы.
Квалификационный экзамен принимает комиссия, составленная из представителей предприятия или учреждения начального профессионального образования, с обязательным включением в нее учителя трудового обучения и одного из членов администрации (директора или его заместителя).
Проведение квалификационного экзамена – дает право на выдачу свидетельства о присвоении квалификационного разряда по профессии. Экзамен состоит из 2 частей:
-теоретическая проверка знаний
- практическая экзаменационная (квалификационная) работа на разряд.
Обе части экзамена являются равноправными и обязательными.
Учитывая особенности психофизического развития детей и важность оценки подготовленности выпускников к самостоятельной работе, оценка знаний проводится в форме собеседования членов комиссии с каждым учеником. Задача собеседования заключается в том, чтобы выявить не только уровень теоретических знаний, умений и навыков выпускников, их дальнейшие планы, но и определить их способность общаться со взрослыми. В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы.
В соответствии с требованиями Рекомендаций по порядку проведению экзамена по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, на экзамене обучающиеся выполняют квалификационную работу. На каждую квалификационную работу выдается «Заключение о выполнении выпускной практической квалификационной работе». Все заключения подписаны членами комиссии.
Далее проходит собеседование.
На экзамене члены экзаменационной комиссии имеют возможности познакомиться с итоговыми практическими изделиями выпускников, дневником производственной практики.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом.
Таким образом, на основании заключения на квалификационную работу, результатов собеседования, производственной характеристики составляются 2 протокола экзамена. На основании протокола об успешной сдаче квалификационного экзамена выпускникам выдается Свидетельство о присвоении квалификационного разряда.
Выпускникам, которым не присваивается квалификационный разряд, выдается Свидетельство об окончании специальной (коррекционной) школы VIII вида и производственная характеристика с перечнем работ, которые они могут выполнить самостоятельно.
Социализация и адаптация обучающихся, воспитанников
Важным аспектом социально-педагогической деятельности школы для детей с интеллектуальной недостаточностью является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности.
Школа, являясь специальным коррекционным общеобразовательным учреждениям, ставит перед собой ряд задач, направленных на реабилитацию учащихся, а именно:
-изучение личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей;
-коррекция отклонений развития в процессе учебно-воспитательной работы;
-диагностика и вмешательство в ход психофизического развития с целью снижения степени инвалидности и социальной дезадаптации;
-обучение детей и подростков социально-значимым привычкам и навыкам: навыкам самообслуживания, поведения в быту, в общественных местах, общения, самоконтроля;
-профессиональное ориентирование, трудоустройство подростков;
пост-школьный мониторинг выпускников.
Эффективность реабилитации детей данной категории зависит не только от успешности усвоения специальных коррекционных общеобразовательных программ, но и в значительной степени от личных качеств, социального статуса семьи, включенности в разнообразную внеурочную, внешкольную деятельности, от успешности формирования коммуникативных, трудовых навыков, духовно-нравственных установок.
Идея социально-педагогической реабилитации заключается в том, чтобы создать для каждого ребенка условия, в которых полностью реализовались бы возможности каждого, имеющего дефект развития.
Социально-педагогическая реабилитация основывается на реализации комплекса медицинских, психолого-педагогических, социальных программ, планов на основе индивидуальной работы с детьми. Для проведения такой работы созданы специальные кабинеты: кабинет логопеда, кабинеты прикладного творчества; индивидуально-групповой работы психолога, медицинский блок. Каждый из кабинетов выполняет свою функциональную нагрузку и обеспечивает определенный круг детей необходимой помощью со стороны того или иного профессионально-подготовленного работника.
Социально-педагогическая служба проводит работу по профилактике правонарушений, формированию здорового образа жизни, правовому просвещению детей и взрослых, профориентации и абилитации, по защите прав и интересов детей и родителей. На сегодня создана база данных о социальном статусе семей; условиях семейного воспитания; об уровнях воспитанности и социальной компетентности школьников.
Выполняя задачи реабилитации, школа стремится максимально скорригировать недостатки в умственном и физическом развитии детей, расширить их социальные связи и контакты, осуществить интеграцию выпускников в современное общество.
О правильной организации образовательной деятельности говорит положительная динамика включенности детей в учебно-воспитательный процесс, адекватное восприятие общественного воздействия, положительное отношение родителей к школе.
Реализации образовательной программы по вопросам социально-педагогической реабилитации позволит решить следующие задачи:
-формирование норм социального поведения, профилактики агрессивности (воспитание законопослушного гражданина);
-совершенствование системы профориентационной работы;
-развитие навыков коммуникативного общения;
-абилитация каждого ребенка через разнообразные виды внеурочной и внешкольной деятельности: расширение социальных связей детей, оказание материальной помощи;
-расширение адресной помощи детям, обучающимся на дому.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Важным аспектом социально-педагогической деятельности школы для детей с интеллектуальной недостаточностью является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности.
Школа, являясь специальным коррекционным общеобразовательным учреждениям, ставит перед собой ряд задач, направленных на реабилитацию учащихся, а именно:
-изучение личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей;
-коррекция отклонений развития в процессе учебно-воспитательной работы;
-диагностика и вмешательство в ход психофизического развития с целью снижения степени инвалидности и социальной дезадаптации;
-обучение детей и подростков социально-значимым привычкам и навыкам: навыкам самообслуживания, поведения в быту, в общественных местах, общения, самоконтроля;
-профессиональное ориентирование, трудоустройство подростков;
пост-школьный мониторинг выпускников.
Эффективность реабилитации детей данной категории зависит не только от успешности усвоения специальных коррекционных общеобразовательных программ, но и в значительной степени от личных качеств, социального статуса семьи, включенности в разнообразную внеурочную, внешкольную деятельности, от успешности формирования коммуникативных, трудовых навыков, духовно-нравственных установок.
Идея социально-педагогической реабилитации заключается в том, чтобы создать для каждого ребенка условия, в которых полностью реализовались бы возможности каждого, имеющего дефект развития.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 19.11.2014 |
Раздел | Технология |
Подраздел | Планирования |
Просмотров | 1557 |
Номер материала | 3324 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: